LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Причины и следствия ограничений на свободное копирование произведений


0

1

Мое видение проблемы и попытка цельно сформулировать уже известные вещи.

У людей есть естественная потребность обмениваться информацией, особенно если эта информация представляет какое-то культурное значение. Собственно развитие культуры этой потребностью и обеспечивается. Ограничение возможности свободно обмениваться информацией порождает спрос, на удовлетворении которого можно заработать. Таким образом, между авторами и потребителями произведений появляются посредники: звукозаписывающие и кинокомпании (имея в виду только их издательскую функцию), книжные издательства — в общем, различного рода издатели. Издатели зарабатывают не на создании произведения, а на распространении его копий.

Изначально, свободный обмен информацией был ограничен техническими возможностями. С развитием технологий, издатели, чтобы оставаться востребованными, стали создавать искусственные ограничения, пользуясь для этого своими значительными пропагандистскими и лоббистскими ресурсами. Например, большинство людей сейчас не задумываясь использует совершенно надуманное и искусственно навязанное им понятие «интеллектуальная собственность».

В общем, с развитием коммуникационных технологий, потребность в издателях стала сильно падать, но издатели продолжают существовать за счет искусственно созданных ими ограничений на распространение информации. Копия произведения имеет практически нулевую себестоимость — почему за нее нужно кому-то платить? Оплачиваться должна ни копия, а работа автора по созданию произведения.

Можно заметить, что если отменить все ограничения на копирование произведений, работа авторов по-прежнему будет оплачиваться, т. к. спрос на их работу никуда не денется. Кроме того, авторы станут независимыми. Засилье коммерческого искусства, которое сейчас наблюдается, — тоже результат все тех же навязанных ограничений, результат зависимости авторов от издателей. Каким образом будет оплачиваться труд авторов при отсутствии издателей (по крайней мере, в их нынешнем виде) и ограничений на копирование? Один из уже зарекомендовавших себя способов — добровольные пожертвования. Кажется ненадежным, но суть в том, что люди будут платить авторам, пока есть неудовлетворенная потребность в новых произведениях. Возможно, пожертвования — плохое слово, для некоторых звучит обидно. На самом деле, это не пожертвования, как жертвуют бедным из жалости, а плата за реальную работу. Может это должно называться свободной или добровольной оплатой?

Таким образом, я считаю, что ограничения на свободное копирование информации являются искусственно навязанными и наносят огромный вред нашей культуре (и мы это сейчас наблюдаем). Это касается не только ограничений на копирование произведений искусства, но и ограничений, связанных с распространением программного обеспечения и результатов научных исследований.

★★
Ответ на: комментарий от Lighting

Тебя уже макнули в твою неграмотность и объяснили, в чём ты ошибаешься.

И я уже ответил.

С чего бы вдруг человек будет платить этому же автору, чтобы, как ты говоришь, «мотивировать его», если он может просто потратить деньги на что-нибудь другое?

Потому что иначе он может остаться без нового произведения, а оно ему нужно. Кроме того, я уже упоминал о варианте «я буду над этим работать, если соберу достаточную сумму». Такая мотивация действует, уже упоминавшийся кикстартер тому пример.

В твоей сферической модели почему-то всего один автор, а выбор покупателей сводится к «платить/не платить».

Для каждого покупателя — некоторое множество (не постоянное) интересующих его авторов.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от toney

Safari Online - это библиотека. У них интересный набор фич, но цены пока не по мне, и вообще я настороженно отношусь к абонентке. У меня бывает, что сервис оплачен, а пользоваться им мне некогда/лень. Например те же ласты.

Библиотека эта довольно специфическая, там деловая и техническая литература в основном. Никто ей пользоваться не заставляет.

Магазин O'Reilly по-прежнему работает, и что за эти деньги можно получить, я написал выше. Если совсем жадно, можно внимательно следить за распродажами, каждый день действуют скидки на две книги, плюс всякие сезонные вещи.

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

автор может объявить, что начнет работать над произведением только после того, как соберет определенную сумму денег

А если он малоизвестен?

Задача автора — это, в первую очередь, создание произведения, а не его доставка.

Только доставив товар конечному потребителю можно получить вознаграждение. Не?

не надо создавать искусственные ограничения и усложнения

Сегодня я прочитал хорошую книгу, и решил, что автору надо заплатить. Но если я не сделаю сейчас, завтра останется полжелания, а через неделю я и не вспомню о том что хотел заплатить.
Впрочем это в наших условиях, где контракты сплошь и рядом не соблюдаются. Все привыкли, что раз что-то получено, за это теперь можно и не платить.
Проблема комплексная, надо не только убрать недобросовестного посредника, но и перевоспитать обе стороны в условиях непосредственного взаимодействия.

valich ★★★
()
Ответ на: комментарий от Lighting

Чтобы музыкант непосредственно арендовывал площадки, согласовывал разрешения, печатал афишы и продавал билеты? Просто гениально

Смерть посредникам!

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Lighting

Wrong. Ты со своей логикой ставишь произведения Пушкина и Гоголя в один ряд с массовым товаром, не имеющим художественной ценности, так? А ведь не были бы они коммерчески успешными - они бы не стали классикой мировой литературы.

ненененене! Классики в большинстве своём как раз и не были коммерчески успешными, жили бедно, умирали в нищете... Но то, что они создавали их пережило и стало классикой, ибо гениально.

toney ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

В этом случае люди должны осознавать, что 30 р. за книгу — это мало. Квант следует увеличить как минимум на порядок.

Часто большая часть пожертвований приходит от небольшой части заплативших. Много людей платит небольшую стандартную/минимальную сумму, но немногие платят существенно больше. Принцип Парето в действии.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Fice

«люди будут платить авторам, пока есть неудовлетворенная потребность в новых произведениях»

Пора уже выбираться из страны эльфов. Я, например, читаю и слушаю по большей части мёртвых творцов и мне плевать на потребность в новых произведениях.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Во-первых это техническая литература, во-вторых - с дополнительными «плюшками», в-третьих - без DRM, в-четвёртых - с определённым знаком качества.

Развлекательная художественная литература в «Москве» например продаётся рублей за 60, и это, по-моему, потолок, по крайней мере, для меня.

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

Ой вей. Пушкин первый успешный коммерческий поэт в России. Если бы не его любовь к азартным играм, то не узнали бы мы никогда его замечательных произведений. По жизни он был не склонен к публикации произведений. Гоголь литературой тоже за деньги занимался и весьма на это ориентировался.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Потому что иначе он может остаться без нового произведения, а оно ему нужно.

Он просто возьмёт и найдёт новый источник произведений(другого автора) или пустит деньги на что-нибудь другое(и из этого не следует, что существует «потребность в трате денег» или «потребность в получении нового произведения»).

Кроме того, я уже упоминал о варианте «я буду над этим работать, если соберу достаточную сумму». Такая мотивация действует, уже упоминавшийся кикстартер тому пример.

«Я, может быть, что-нибудь да и сделаю, если вы мне заплатите». Ну и в чём будет выражаться благодарность читателя при таком подходе, тем более, если он уже заплатил(на обязательной основе, прямо как при покупке книги)?

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Lighting

Альбом на CD.

Тогда думаю немалый процент падения продаж из-за онлайновых магазинов. Купить через itunes зачастую гораздо быстрей и проще, чем диск. Особенно если это что-то менее популярное и не лежит в каждом магазине.

user_undefined
()

Оплачиваться должна ни копия, а работа автора по созданию произведения.

тогда мы приходим к социализму, когда певец уровня Антонова или Пугачевой получал 100 руб за концерт, а не % с продаж билетов, литература пишется только спецально отобранными макофилами в спецпоселках по заказу отдела пропаганды, а звезды кино умирают в нищете

Karapuz ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Никак не претендовал на предложение покрывающей всё модели, которая заменит текущую систему. Но модель с распределяемой абонплатой кажется мне лучше модели с возвратом прочитанных книжек, которая была в посте на который я ответил изначально.
Возможно, техническую литературу стоит вынести в отдельный раздел, чтоб она не конкурировала с популярной художественной.

Ustin
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Пора уже выбираться из страны эльфов.

Да, пора. Не все такие эльфы, как ты.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Кроме того, я уже упоминал о варианте «я буду над этим работать, если соберу достаточную сумму». Такая мотивация действует, уже упоминавшийся кикстартер тому пример.

На такой политике можно ведь и спекулировать... Насобирать денег и внезапно заявить, что не набрав необходимую сумму закрываешь проект. Потом под новым именем и с новой идеей повторяешь вымогательство...

Я вижу смысл только в добровольном пожертвовании. Никаких ограничений, принуждений и прочего. Только так будет работать естественный отбор - либо работай на работе, а в свободное время твори, но не требуй оплаты - кто захочет отблагодарить - тот заплатит. Либо профессионально занимайся творчеством, посвящай время, вкладывай деньги, зарабатывай поддержкой, семинарами, концертами, выставками...

toney ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

Удовлетврение быдла и качество произведения - разные вещи [...] Быдло жрёт, бабло течёт, но это не творчество и тем более не искусство.

Я тебя огорчу, твоих любимых метелицу, скорпов и, о боже, бурзум слушают больше людей, чем Киркорова.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Hoodoo

А я рассчёты приводил именно для технической литературы, которой в России крайне мало и она крайне низкого качества в частности по причине не готовности платить разумную цену.

В сфере развлекательной литературы рулит всего с десяток человек с тиражами от 100 тысяч за книгу. Вот эти за 60 р. и продаются, а все остальные сосут лапу.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Karapuz

Не получится. Нет контроля за концертной деятельностью и ручки коротки бороться с самиздатом.

У нас много кто, к сожалению, умирает в нищете с копирайтом или без, так что это мимо кассы.

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Произведения создаются и продаются, значит в обществе потребность есть.

Правда, поскольку искусственные ограничения на распространение произведений не дают культуре развиваться естественным образом, эта потребность начинает снижаться, что вы на себе и ощутили.

Fice ★★
() автор топика

Ты не читал, случайно, «свободная культура» Лессига? А то может всё уже написано и ты пишешь во второй раз?

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ustin

И всё-таки остаётся ключевой вопрос: сколько вы готовы платить за книгу на русском языке в электронном формате (скажем pdf с гиперссылками)?

Распишите по типам книг, если вам так удобно.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Ну у нас и О'Рейли нет. И представления издателей о разумных ценах другие. Взять к примеру ту же «Москву» и посмотреть там цены на те же электронные книги. Хочется ласково спросить «а морда не треснет?»

Так что да, грустно.

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

ненененене! Классики в большинстве своём как раз и не были коммерчески успешными, жили бедно, умирали в нищете... Но то, что они создавали их пережило и стало классикой, ибо гениально.

Классиками они стали именно потому, что их произведения хорошо(просто отлично) продавались, а продавались они так потому, что были... Ну, «качественными» здесь не к месту, скорее просто интересными/оригинальными для читателей(правда, опять же, отсюда не следует, что хорошее произведение обязательно коммерчески успешно, да и обратного тоже не следует). Писали-то они отнюдь не за «спасибо», а за вполне себе материальные ценности.

В разговоре о классиках ещё можно вспомнить, например, «Капитал», но это не столько художественная литература, так что...

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Я тебя огорчу, твоих любимых метелицу, скорпов и, о боже, бурзум слушают больше людей, чем Киркорова.

Гы! Но ведь мои любимые Метелица, Скорпы, и Бурзум - всемирны, в отличие о местечкового киркорова. И да, вот вполне репрезентативная выборка популярных исполнителей http://www.lastfm.ru/bestof/2011/artists?limit=100 Где там Метелица, Скорпы, и Бурзум?

toney ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Искусственные ограничения на распространение произведений не дают культуре развиваться естественным образом

Да ответь уже на вопрос! До интернетов всё кругом развивалось неестественно?

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Hoodoo

Нет, потому что в большинстве своём люди жадные, особенно это касается тех, кто накопил свои капиталы в первом поколении — тут просто отбор по жадности работает.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от user_undefined

Честно говоря, вот, например, лично я не вижу смысла в покупке музыки в том же iTunes. Альбом хотя бы поставить на полочку можно.

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Брюс Шнайер ещё в 1998 году писал, что продажа копий абсурдна, и предлагал такую схему: продавать не копии, а произведение целиком. То есть, оценить книгу, скажем, в 30000 долларов, и обязаться выложить её в публичный доступ под свободной лицензией, как только наберётся искомая сумма. Кто не хочет ждать - могут заплатить от 3 долларов и получить свою копию прямо сейчас. Если автор предпочитает работать с издательством - сбором денег может заниматься издательство, а автору сразу выплатить его гарантированные 15%. Либо наверняка появятся более цивилизованные сайты-посредники по сбору денег, которые будут себе оставлять не более 10% комиссии. Правда риски в случае, если книга не будет продаваться, ложатся на самого автора. Ну, можно, наверно, застраховаться в страховой компании, лол, если очень хочется.

http://www.schneier.com/paper-street-performer.pdf

vasilenko ★★
()
Ответ на: комментарий от toney

На такой политике можно ведь и спекулировать... Насобирать денег и внезапно заявить, что не набрав необходимую сумму закрываешь проект. Потом под новым именем и с новой идеей повторяешь вымогательство...

Это решаемо. Из справки кикстартера:

If I make a pledge, when is my card charged?

If the project you’re backing is successfully funded, your card will be charged when the project reaches its funding deadline. If the project does not reach its funding goal, your card is never charged. That's why we call them pledges.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Evgueni

Как я покупаю сейчас:
Популярная литература—долларов за пять+(до десяти) можно покупать особо не задумываясь. Интересная для меня—больше, зависит от конкретного случая.
Научная/техническая—зависит от важности её для меня.
Но если я что-то учу серьёзно—то тысячу рублей за хорошую книгу отдать могу.
Если для интереса учу—рублей пятьсот, если приглянется.
От электронной ожидаю уменьшения цен на 20-50%, ибо не надо тратиться на печать, доставку, хранение, поддержку конечных магазинов и прочее. Покупать электронную за эту же цену не хочется, ибо она теряет часть своей ценности(например, нельзя отдать кому-то или подарить).

Ustin
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Да ответь уже на вопрос! До интернетов всё кругом развивалось неестественно?

Нет. Интернет сам появился и распространился в процессе этого развития для удовлетворения растущей потребности в обмене информацией. А теперь издатели пытаются ограничить Интернет.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Fice

Всё равно почитай. Если вопрос действительно интересует. Хотя бы что бы не делать то что уже сделано.

Он очень хорошо пишет. И анализ достаточно серьёзный.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Lighting

Честно говоря, вот, например, лично я не вижу смысла в покупке музыки в том же iTunes. Альбом хотя бы поставить на полочку можно.

Если ты на jamendo задонейтишь автору, то на полочку тебе конечно поставить будет нечего, но деньги до своей цели дойдут.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vasilenko

30 килодолларов — это хорошая цена. Вы не могли бы мне помочь, а именно оценить: сколько людей готовых заплатить по 30 р. нужно собрать под это дело? Ну и прикинуть сколько времени это займёт не в случае Гарри Поттера, а скажем в случае руководства по R, например?

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Нет. Интернет сам появился и распространился в процессе этого развития для удовлетворения растущей потребности в обмене информацией. А теперь издатели пытаются ограничить Интернет.

Интернет есть прямой путь от потребителя к производителю, минуя издателя. Так что всё верно: издателям такой подход не выгоден. Приведу пример из транспортной сферы (перевозка грузов): 2 основных субъекта - получатель груза и перевозчик. Но есть и третий - экспедитор, который наживается на потребности заказчика получить груз и потребности перевозчика заработать на доставке. Ничего не делая, а просто вклиниваясь между получателем и перевозчиком, экспедитор увеличивает стоимость услуги для получателя и снижает вознаграждение перевозчику. Выгодно только экспедитору. Так же и во всех остальных сферах - выгодно только посредникам-тунеядцам. => посредники не нужны!

toney ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Ustin

Но если я что-то учу серьёзно—то тысячу рублей за хорошую книгу отдать могу.

От электронной ожидаю уменьшения цен на 20-50%

То есть вы ожидаете и готовы платить до 500-800 рублей за электронную копию?

Если бы таких как вы было бы большинство и если бы оно платило, то магазины по типу О'Рейлевских цвели бы и множились. Я только за.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vasilenko

И? Это ваш ответ? Иными словами, когда дело доходит до родных ресурсов которые нужно отдать, то прячемся в кусты в надежде, что кто-то их вместо вас принесёт?

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Lighting

Место занимать и пыль собирать?) Я вот смотрю на всю кучу дисков с музыкой и играми и подумываю о том, что неплохо было бы выкинуть. Многие из них ничем выдающимся не отличаются, мне иногда оказывается проще и быстрей в торренте качнуть альбом, чем искать диск и рипать его. Не просто так в itunes такие продажи?

Хотя бывают, конечно, исключения, когда альбом хорошо оформлен, можно как и книгу на полке оставить.. Ну еще, наверно, аудиофилам, что бы в lossless рипать.

Я, в общем, к тому, что нельзя снижение продаж CD списывать только на пиратов, онлайн сервисы очень популярны.

user_undefined
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Скорее, пытаюсь намекнуть, что если человечество не рвётся покупать ваши книги за огромные деньти, то, возможно, они ему не нужны.

Вообще, не помню случая, когда бы мне понадобилась несвободная документация для свободного софта. По R есть официальные манулы, есть книжка на Wikibooks, есть ещё дюжина свободных книг - зачем нужна ещё одна - ума не приложу. Если в вашей книге будут некие секретые знания, которых нет больше нигде - я бы их добавил на Wikibooks же, килобаксы для этого не нужны.

vasilenko ★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Это решаемо. Из справки кикстартера:
f the project you’re backing is successfully funded, your card will be charged when the project reaches its funding deadline. If the project does not reach its funding goal, your card is never charged. That's why we call them pledges.

Я правильно понял, что это не защищает от варианта, когда я прошу 10k$ и, когда их соберут, я просто сваливаю, кидая всех пользователей?

user_undefined
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Если ты на jamendo задонейтишь автору, то на полочку тебе конечно поставить будет нечего, но деньги до своей цели дойдут.

А при чём тут донат и покупка?

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

Но ведь никто не мешает получателю или перевозчику искать друг друга минуя экспедитора. Значит экспедитор таки даёт какие то преимущества получателю или перевозчику, за что они платят ему деньги.

Legioner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от vasilenko

Скорее, пытаюсь намекнуть, что если человечество не рвётся покупать ваши книги за огромные деньти, то, возможно, они ему не нужны.

Огромные это какие? И не соскальзывайте на мою личность. Я просил вас произвести простой расчёт.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

Приведу пример из транспортной сферы (перевозка грузов): 2 основных субъекта - получатель груза и перевозчик. Но есть и третий - экспедитор, который наживается на потребности заказчика получить груз и потребности перевозчика заработать на доставке. Ничего не делая, а просто вклиниваясь между получателем и перевозчиком, экспедитор увеличивает стоимость услуги для получателя и снижает вознаграждение перевозчику.

Экспедитор - это и есть транспортная компания, которая связывает отправителя и получателя, организуя доставку - своими мощностями или нет - это уже дело третье. А ты предлагаешь каждому водителю грузовика искать клиента-отправителя груза.

Lighting ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.