LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Причины и следствия ограничений на свободное копирование произведений


0

1

Мое видение проблемы и попытка цельно сформулировать уже известные вещи.

У людей есть естественная потребность обмениваться информацией, особенно если эта информация представляет какое-то культурное значение. Собственно развитие культуры этой потребностью и обеспечивается. Ограничение возможности свободно обмениваться информацией порождает спрос, на удовлетворении которого можно заработать. Таким образом, между авторами и потребителями произведений появляются посредники: звукозаписывающие и кинокомпании (имея в виду только их издательскую функцию), книжные издательства — в общем, различного рода издатели. Издатели зарабатывают не на создании произведения, а на распространении его копий.

Изначально, свободный обмен информацией был ограничен техническими возможностями. С развитием технологий, издатели, чтобы оставаться востребованными, стали создавать искусственные ограничения, пользуясь для этого своими значительными пропагандистскими и лоббистскими ресурсами. Например, большинство людей сейчас не задумываясь использует совершенно надуманное и искусственно навязанное им понятие «интеллектуальная собственность».

В общем, с развитием коммуникационных технологий, потребность в издателях стала сильно падать, но издатели продолжают существовать за счет искусственно созданных ими ограничений на распространение информации. Копия произведения имеет практически нулевую себестоимость — почему за нее нужно кому-то платить? Оплачиваться должна ни копия, а работа автора по созданию произведения.

Можно заметить, что если отменить все ограничения на копирование произведений, работа авторов по-прежнему будет оплачиваться, т. к. спрос на их работу никуда не денется. Кроме того, авторы станут независимыми. Засилье коммерческого искусства, которое сейчас наблюдается, — тоже результат все тех же навязанных ограничений, результат зависимости авторов от издателей. Каким образом будет оплачиваться труд авторов при отсутствии издателей (по крайней мере, в их нынешнем виде) и ограничений на копирование? Один из уже зарекомендовавших себя способов — добровольные пожертвования. Кажется ненадежным, но суть в том, что люди будут платить авторам, пока есть неудовлетворенная потребность в новых произведениях. Возможно, пожертвования — плохое слово, для некоторых звучит обидно. На самом деле, это не пожертвования, как жертвуют бедным из жалости, а плата за реальную работу. Может это должно называться свободной или добровольной оплатой?

Таким образом, я считаю, что ограничения на свободное копирование информации являются искусственно навязанными и наносят огромный вред нашей культуре (и мы это сейчас наблюдаем). Это касается не только ограничений на копирование произведений искусства, но и ограничений, связанных с распространением программного обеспечения и результатов научных исследований.

★★

Может это должно называться свободной или добровольной оплатой?

«Свободная оплата» - хорошее словосочетание.

abraziv_whiskey ★★★★★
()

Дык да, годно же. Зачем кормить копирастов, которые полученные деньги распихают по карманам, купят пару новых майбахов и подадут очередной иск против торрент-трекеров? У копирастов оседает 80% денег, а до автора доходит 20%, если учесть налоги то и того меньше. Всякие MPIA и РАО - паразиты, которые мешают всем, но делают вид, что без них мы бы умерли. Спасибо, разберёмся без посредников.

Засилье коммерческого искусства

Негодую против всяких там тимати, митя и прочей хрени.

Тут ваще была годная тема же, сказали про то, что альбомы и т.д. - реклама к концерту. Вот пусть все переходят на такой подход.

Чем-то нынешняя ситуация смахивает на покупку фотографии картины за миллионы $. За что платить? Картину не получил, у тебя есть только фотография этой картины. А там пофиг что это: «новомодный художник Тищенко» или МонаЛиза даВинчи.

Мир катится в УГ короче.

ekzotech ★★★★
()

Этот вопрос решается проще чем даже кажется. Если мы привыкнем добровольно платить авторам за произведения которые нам нравятся, копирасты попадут в службу занятости.

Первейшую роль в этом деле играет механизм оплаты, который требует абсолютного минимума телодвижений при ее совершении.

Я уже предлагал Лукьяненку примерный механизм, за что был послан. Правда там речь шла о книгах, ну и к музычке применимо.

Делается так:
- сайтец с магазином, в котором я как клиент имею пополняемый счет виртуальных денег;
- зашел я туда, и кинул на счет наличных;
- скачал книгу, с моего счета ушла небольшая сумма (фиксированная или по желанию, дело техники), но с протекией;
- после прочтения я должен зайти и нажать кнопку «Понравилось» или «Не понравилось»;
- если понравилось, то денежки уходят на счет автору;
- если не понравилось - возвращаются мне за вычетом коммисии магазина;
- пока кнопка не нажата, функция получения других товаров заблокирована.

valich ★★★
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

Тут ваще была годная тема же, сказали про то, что альбомы и т.д. - реклама к концерту. Вот пусть все переходят на такой подход.

Это годится только для музыкантов, и то не для всех. Многие и сейчас на таком подходе, т. к. большую часть прибыли с альбомов все равно забирают издатели. Бывает, что и себе в убыток издаются. Слышал, что звукозаписывающие компании с некоторых пор начали навязывать исполнителям контракты, по которым те должны делиться также и деньгами, полученными с концертов.

Но вот что забавно: часто встречаются авторы, которые связывают свободное распространение с риском плагиата. Когда говоришь кому-нибудь: «Почему бы тебе не распространять свои произведения свободно через Интернет?», в ответ слышишь: «Ты что, украдут! Себе присвоят!». Этот страх им внушили крепко. Люди не понимают, что чем скорее и шире (на большем количестве ресурсов) они опубликуют свои произведения, тем сложнее кому-либо будет их присвоить.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от valich

Непонятно, чем эта схема лучше добровольной оплаты (пожертвований). Лишние усложнения.

Суть в том, что копирование не должно ограничиваться (иначе мы не решили проблему). Скачав книгу с сайта, я должен иметь право поделиться ей с другими — это естественно. Поэтому оплата все равно получается добровольной (можно скачать копию бесплатно не с сайта автора). Я плачу не за копию книги (копия ничего не стоит), а за труд автора. Я плачу, потому что хочу, чтобы автор писал еще.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Fice

я должен иметь право поделиться ей с другими

Я плачу не за копию книги (копия ничего не стоит), а за труд автора. Я плачу, потому что хочу, чтобы автор писал еще.

/0

Делиться никто не запрещает. Наши далекие предки даже размножались этим способом.

Но откуда тогда появится привычка платить за труд автора.

Интересно получается. Вот создали сервис, где произведения покупаются не у посредника, а усамого автора. И если я куплю там книгу, у меня и желания не возникнет с кем то поделиться.

Задача, для которой изначально создавались посредники - это сократить путь произведения к потребителю, агонорара к автору. Решения этой задачи не избежать. Простота доставки произведения от одного потребителя к другому в твоей схеме мягко говоря исключает из нее самого автора.

valich ★★★
()
Ответ на: комментарий от valich

Желание (не привычка, а именно желание) платить за труд автора появится из потребности в новых произведениях. В конце концов, автор может объявить, что начнет работать над произведением только после того, как соберет определенную сумму денег (т. е. объявить сбор денег на создание произведения). Например, так финансируется сериал Pioneer One.

Простота доставки произведения от одного потребителя к другому в твоей схеме мягко говоря исключает из нее самого автора.

Задача автора — это, в первую очередь, создание произведения, а не его доставка. За это ему и следует платить. Простота доставки — это хорошо, не надо от нее избавляться, не надо создавать искусственные ограничения и усложнения (а это как раз и делают нынешние издатели, это и есть суть проблемы).

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Fice

Задача автора — это, в первую очередь, создание произведения, а не его доставка.

Уточню. Понятно, что автор должен инициировать (но не контролировать) распространение произведения. Он должен его опубликовать — это тоже задача автора.

Fice ★★
() автор топика

Щас придут копирастины подпевалы из вчерашнего-позавчерашнего треда про десуру и начнётся. :3

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от pacify

Выкладывай исходники, посмотрим.

Исходники чего? :)

ekzotech ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Так вот и я об этом. Стимул же будет для них.

А что было бы, если бы Достоевский, Лермонтов, Толстой, Пушкин, Блок и другие личности были копирастами? Цитировать стих - нельзя, надо забашлять сначала. Другу книжку почитать передать нельзя - каждый должен купить отдельную книжку. Бред же.

ekzotech ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Я плачу, потому что хочу, чтобы автор писал еще.

Или сдох и не высасывал больше фекалии из пальца.
Если человеку нравится читать(смотреть/слушать) что то определенное - он будет платить, чтобы продолжать читать(смотреть/слушать).
Еще всегда были «фанаты» чего-то. Те вообще готовы последнюю рубашку отдать любимым авторам.

an-ha ★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Всячески поддерживаю камрада Fice.

Имхо, авторам лучше всего указывать реквизиты кошельков в конце книги (в случае бумажных книг дополнительно с QR-кодом), и для начала с разъясняющей надписью, что это и за чем. Плюс необходимо указывать рекомендуемую сумму «свободной оплаты» (например, 30 р), потому что лично для меня это огромная проблема - выбрать между 30, 300 и 3000; полное ощущение буриданова осла.

Но и с товарищем valich тоже соглашусь. Если в читалках будет встроена поддержка оплаты в одну кнопку и диалог типа «понравилось-непонравилось» в конце прочтения, то это повысит эффективность системы на порядки. Также есть потребность в системе «одного счёта», объединяющего все различные платёжные системы, чтобы авторам не приходилось заводить десятки кошельков.

Кстати, ничего не мешает уже сейчас реализовывать подобный механизм. Будет востребован на самиздате, как минимум, и в fbreader его можно будет встроить.

Biga
()

Кажется ненадежным, но суть в том, что люди будут платить авторам, пока есть неудовлетворенная потребность в новых произведениях. Возможно, пожертвования — плохое слово, для некоторых звучит обидно. На самом деле, это не пожертвования, как жертвуют бедным из жалости, а плата за реальную работу. Может это должно называться свободной или добровольной оплатой?

Инвестирование в творческую деятельность.

O02eg ★★★★★
()

Ты Шуберту заплатил ?
А киркорову?
а мыталике?
А заплатишь?
Нет? К чему тогда эти разговоры?

Jetty ★★★★★
()

Давайте для примера возьмем разработку какого-нибудь большого продукта, игры например. То, что за пару лет, на голом энтузиазме в свободное время, можно втроем склепать на коленке — я не беру, это и так понятно, может поддерживаться и развиваться силами сообщества. Можно даже взять для примера 0 a.d. которую пилят ~10 человек( беру грубо), ~10 лет, которой до уровня коммерческих игр далеко. Ну так вот, чтобы сделать игру, которая соответствует современному уровню, нужно как минимум человек двадцать, работающих на полный день пару-тройку лет. При зарплате даже в тысячу долларов(в регионах тобишь), получается 20 тысяч долларов в месяц, и соответственно 240 в год. А еще затраты на офис, оборудование, и т.д. Без издателя, на пожертвования такое потянуть просто нереально, просто потому, что люди вкладывают только в то, что уже есть(даже если в такой фантастической ситуации разработка окупится), а без начального капитала таких ресурсов не будет. Тоже самое с фильмами, и другими большими проектами.

CrossFire ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Biga

Кстати, ничего не мешает уже сейчас реализовывать подобный механизм.

Там всего одна мелочь мешает. Платить добровольно в масштабах способных покрыть энергетические с\затраты автора на написание книги увы не будут, так как своя копеечка ближе к своему телу. Эксперименты уже проводились.

Другое дело, что и с издательствами в России ситуация примерно такая же. Для технической спецлитературы заведомо.

Evgueni ★★★★★
()

Таким образом, я считаю, что ограничения на свободное копирование информации являются искусственно навязанными и наносят огромный вред нашей культуре

А до этого не наносило? Так и скажи хочу халявы.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Jetty

Причем тут Шуберт? Ему не заплатишь, он давно умер. Если я скачаю свободно-распространяемую запись исполнения какой-нибудь симфонии Шуберта, я буду не против заплатить оркестру.

Если бы даже меня интересовали Киркоров и Металика... Они, насколько мне известно, не распространяют свои произведения свободно.

Я, по мере возможности, плачу авторам, которые распространяют свои произведения свободно за добровольную плату. Я на самом деле это делаю.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ekzotech

Засилье коммерческого искусства

Негодую против всяких там тимати, митя и прочей хрени.

Пример некоммерческого искусства можно? И главное, чтоб это слушать(читать) было не противно.

MrHouse
()

Осталось только отменить инфляцию и прочие налоги, чтобы у людей было больше свободных денег и меньше стимула зажимать копеечку.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от CrossFire

Делали уже большие проекты по принципу «если мы соберем достаточную сумму денег, возьмемся за дело», не много, не игры, но это только начало (если всякими СОПАми не прибьют).

Сейчас большая часть спроса покрывается несвободными продуктами, тем более, что у них преимущества в плане рекламы. Если их не будет, спрос никуда не денется, а значит будут платить. Если людям нужны игры, люди будут платить за разработку игр. Не будет несвободных — будут больше «жертвовать» свободным. Будут платить не меньше, чем необходимо, чтобы удовлетворить потребность.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Biga

Если в читалках будет встроена поддержка оплаты в одну кнопку и диалог типа «понравилось-непонравилось» в конце прочтения

Самое главное что бы люди понимали, что за труд авторам надо платить. Для ярых фанатиков еще раз повторяю - оплату должен получать _автор_, не рао и подобные им шараги.

С системой понравилось не понравилось есть одна неувязочка, на 100 человек найдется 10-20 кто честно ответят. А остальные начнут - вроде как и понравилось, а вроде как не очень, не буду я ничего платить, нажму не понравилось. Не будет ли вопрос платить не платить стоять выше вопроса понравилось/не понравилось. Естественно, я говорю о том, что произведение оказалось не полным г, и хоть что-то можно заплатить.

Плюс необходимо указывать рекомендуемую сумму «свободной оплаты» (например, 30 р), потому что лично для меня это огромная проблема - выбрать между 30, 300 и 3000

А если 0, 300 и 600? Есть же книги, которые очень понравились, за которые можно заплатить побольше, есть которые не понравились совсем - тут понятное дело ничего не платим. При этом всегда есть книги/фильмы, которые оказываются где-то посередине, не что-то суперское, но вполне можно почитать/посмотреть

user_undefined
()
Ответ на: комментарий от Fice

Делали уже большие проекты по принципу «если мы соберем достаточную сумму денег, возьмемся за дело»

Что из этого вышло?

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Biga

(например, 30 р)

Давайте посчитаем: средний размер книги 300 страниц по 2 тысячи знаков = 600 тысяч знаков. Моя средняя скорость набора вменяемого технического текста в хорошие времена (это если я знаю что писать) составляет около 1000 знаков в час. То есть мне нужна компенсация за 600 часов (оценка грубая, но IMHO достаточно верная). Допустим книгу прочитало и решило оплатить 1000 человек (это очень оптимистично) — итого получается 30 т.р. за 600 часов или за 75 8-часовых рабочих дней или за три месяца.

Вы готовы работать за 10 т.р. в месяц?

Иными словами 30 р. — это мало. С такими квантами вменяемой технической литературы в России будет крайне мало.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Fice

Сейчас большая часть спроса покрывается несвободными продуктами, тем более, что у них преимущества в плане рекламы. Если их не будет, спрос никуда не денется, а значит будут платить. Если людям нужны игры, люди будут платить за разработку игр. Не будет несвободных — будут больше «жертвовать» свободным. Будут платить не меньше, чем необходимо, чтобы удовлетворить потребность.

Если их не будет

Если бы, да кабы, ага. Я согласен, только вот на сегодняшний день ситуация такова, что без издателей ничего не выйдет, и возможности что-то поменять я на сегодня не вижу.

Если людям нужны игры, люди будут платить за разработку игр.

Может быть, когда нибудь, когда исчезнут коммерческие продукты, ага. Сегодня-то что делать режиссерам/девелоперам проектов пытающимся создать что-то большое?

CrossFire ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от user_undefined

Для ярых фанатиков еще раз повторяю - оплату должен получать _автор_, не рао и подобные им шараги.

Ойвей! В прошлом веке ты почему не думал об этом и не ездил лично к автору за книгой?
Для особо упоротых поясню. Даже для продажи в интернет магазине автору придется содержать штат веб разработчиков и дизайнеров; платить за хостинги и сервера; и надеяться, что ты ему кинешь 10руб, чтоб окупить эту хрень.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

По мне так доказательство гипотезы Пуанкаре Перельманом вполне тянет на шедевр. Но, его жизнь во время этой работы оплачивалась государством (не только Российским).

Evgueni ★★★★★
()

В твоём тексте есть одна фундаментальная ошибка: большая часть произведений, которые написаны исключительно ради денег, культурной ценности не представляет. Научно-техническая же область - это совсем другая опера.

Quasar ★★★★★
()

А почему бы не начать платить тебе свободную зарплату? Ну, понравился результат твоей работы работодателю - он заплатил, не понравился - не заплатил. Как тебе идея, а?

Открою тебе секрет, авторы музыки тоже хотят кушать. А альбомы записываются, мастерятся и тиражируются отнюдь не за просто так, предлагаешь авторам вкладывать свои деньги в изначально провальные начинания?

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Fice> Если их не будет, спрос никуда не денется, а значит будут платить. Если людям нужны игры, люди будут платить за разработку игр. Не будет несвободных — будут больше «жертвовать» свободным. Будут платить не меньше, чем необходимо, чтобы удовлетворить потребность.

Ты упустил в кривой «спрос-предложение» координату цены. Отсюда у тебя такой шизофренический вывод получается. Потребности платить у людей нет, иначе бы не было торговой промышленности.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

jamendo.com - немало произведений, которые слушать не противно.

А сколько противных надо перелопатить, чтоб найти жемчужину в куче говна.

PS Специально не дописывал «Жаменду не предлагать» ;) А это, похоже единственный, да ещё и не особо удачный аргумент.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от Lighting

А почему бы не начать платить тебе свободную зарплату? Ну, понравился результат твоей работы работодателю - он заплатил, не понравился - не заплатил. Как тебе идея, а?

А разве не так оно и есть? Хорошо работаешь - зарплату повышают, плохо работаешь - увольняют.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от CrossFire

Если бы, да кабы, ага.

Именно так, ибо я пытаюсь доказать, что издатели (в их нынешнем виде) и ограничения на копирование не нужны и вредны. Но они есть, поэтому пока все печально.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от O02eg

Нет, не так. Как угодно работаешь и твоя работа нравится работодателю - он платит, не нравится - он не платит. Выплата зарплаты(как и её размер) от качества работы не зависит.

Lighting ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

уже упоминался

То жаменда то непонятный сериал, о котором только ты слышал.
А других примеров нет? Это же так прибыльно, так православно!

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

MrHouse> А сколько противных надо перелопатить, чтоб найти жемчужину в куче говна.

Не так уж и много. К тому же там есть рейтинги.

MrHouse> PS Специально не дописывал «Жаменду не предлагать» ;) А это, похоже единственный, да ещё и не особо удачный аргумент.

Вполне удачный и не единственный. Просто jamendo - это всего навсего платформа для большого количества аргументов, о которых ты ведёшь речь.
Конкретно о перелопачивании говна - в коммерческом творчестве ситуация ничуть не лучше: необходимо перелопатить тонны навоза ради нахождения жемчужины, но не просто перелопатить, а ещё и бабла отвалить за это.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

Ты упустил в кривой «спрос-предложение» координату цены.

Как же? Было:

Не будет несвободных — будут больше «жертвовать» свободным. Будут платить не меньше, чем необходимо, чтобы удовлетворить потребность.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от MrHouse

А сколько противных надо перелопатить, чтоб найти жемчужину в куче говна.

На самом деле не особо в процентном отношении больше, чем при просмотре оных по телевизору.

Мне вот это, например, нравится: http://www.youtube.com/watch?v=xavhQ-uLOG0 Ничего подобного не видел нигде.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

издатели (в их нынешнем виде)

У них был иной вид? Просто 10 лет назад ты жрал, что дают, а теперь разбалованный интернетами подался в свободолюбы.

MrHouse
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Какой ещё нафиг штат? Какие «хостинги и сервера» во множественном числе? Какой-нибудь вордпресс за три тыщи в год вместе с доменом и кнопка «донаты засылать сюда».

С удовольствием покупал бы больше книг непосредственно у авторов.

Hoodoo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MrHouse

Почему вы ожидаете, что в нынешних условиях их должно быть много? Уже объяснял выше.

Fice ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от O02eg

А разве не так оно и есть? Хорошо работаешь - зарплату повышают, плохо работаешь - увольняют.

Вообще-то у тебя есть такая мелочь, как договор с работодателем, благодаря которому ты можешь свою жизнь как-то планировать.

Evgueni ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Вообще-то у тебя есть такая мелочь, как договор с работодателем, благодаря которому ты можешь свою жизнь как-то планировать.

Его длительность не бесконечна.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Fice

Я так и не понял, где взять те же грубые 250 килобаксов в год, ДО того, как итог кому-то понравится. И еще, как защититься от халуры, чтоб не получилось, что на игру жертвовали по пол миллиона в год, а на выходе шлак?

CrossFire ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.