/*вынес в отдельную тему, абы модераторы не возмущались на оффтопик*/
к слову Хаям придумал иранский календарь, который у них там действует уже тысячу лет
Чрезвычайно долгое время, вплоть до второй половины 19 века, его имя никому не было известно и его стихи отчего-то не пользовались на Востоке никакой популярностью. Омар Хайям не упоминался ни в одной из персидских и арабских литературных монографий 10-19 веков и о его существовании просто-напросто не подозревали. ....
Считающееся каноническим парижское издание 1867 года насчитывает 456 рубаи (четверостиший по рифмической схеме «ааба», где рифмуются друг с другом 1, 2 и 4-я строки), но и оно, по мнению исследователей творчества Хайяма, весьма далеко от совершенства, ибо включает в себя стихотворения других малоизвестных или совсем неизвестных (анонимных) поэтов. Совсем недавно (в середине 20 века) европейскими исследователями была обнаружена рукопись, содержащая 252 рубаи, которая тут же была названа «действительно подлинной рукописью Хайяма». Никаких доказательств подлинности её представлено не было, и иранские учёные находку не признали.
Вообще, с рукописным наследием Омара всё время творится что-то странное - то «подлинник» Э.Фитцджеральда тонет вместе с «Титаником», то находят свиток со стихами на арабском, а не на фарси Тот свиток, что утонул вместе с «Титаником», был лишь обратным переводом на фарси опубликованных стихов «первооткрывателя» Фитцджеральда. У «хайямоведов» нет ни одного клочка бумаги, по которому можно было бы судить о реальном времени творчества Омара. Все научные «споры» и «изыскания» ведутся на основе предположений, допусков и переклички с трудами других литераторов.
Таким образом, Омар внезапно оказывается заметной исторической фигурой, сочинявшей стихи на хорошем литературном фарси (появившемся лишь в 17 веке), знавшим космогонию времён Коперника (хотя в 11-17 веках о шарообразной форме планет и звёзд даже и не помышляли) и являвшейся мусульманином (при том, что единственной религией в Персии в указываемый учёными исторический период было солнцепоклонничество). ...
Никаких исторических памятников, документов или географических карт, свидетельствующих о существовании этого государства, в природе не существует. Более того - указываемое общественно-политическое образование детерминируется историками как «сообщество кочевых племён», якобы объединённых некоей правящей династией. Но кочевые племена никогда не образовывали никаких государств, ибо государственная машина (предполагающая наличие столицы и иных городов, возникновение бюрократии, составление архивов, кодификацию имущественных прав и пр.) являлась бы для них препятствием при проведении масштабных военных операций (походов) и перемещений по региону. ...
Иранский город Нишапур, называемый местом рождения и смерти Хайяма, построен в традициях персидской архитектуры середины 17 века. До этого времени на его месте могла располагаться небольшая деревушка, следов которой, правда, до сих пор не обнаружено. Как нет ни более древних построек, ни могилы самого Омара. ...
«Европейцам Омар Хайям стал известен с марта 1859 года,когда впервые были опубликованы 75 четверостиший в переводе Эдварда Фицджеральда(1809-1883),внимание Фицджеральда на стихи Омара Хайма обратил его друг профессор Коуэлл,летом 1856 года.Книга ,изжанная Фицджеральдом ,пролежала более двух лет в одной из лондонских книжных лавок,пока Омар Хайям,наконец ,не был оценен по достоинству.»
Омар Хайям был автором «весы мудростей,или Трактат об искусстве определения количества золота и серебра в состоящем из них тел.» и автором точного солнечного календаря.
Первые таблицы реальной плотности металлов привел А.Лавуазье в 1789 г.
Филолог Фицджеральд написал рубаи бессмертного Хайяма,а его друг естественник Коуэлл написал его научные работы.Сделали свой бизнес.
после нескольких лет работ ОХ вместе с группой астрономов... создал новый календарь, отличающийса высокой степенью точности. Интересно отметить, что календарь, предложеный Х, был на 7 секунд точнее григорианского календаря, разработанного в 16в. Живя в Исфахане Х не оставляет занятий и математикой. Помимо теоретических трудов о соотношении геометрии и алгебры, о методе извлечения корней любой степени из целых чисел (в основе этого метода лежала ф-ла Хайяма, получившая впоследствии название бинома Ньютона), Хайям пишет трактат, разрабатывающий математическую теорию музыки.
Итак, об Омаре Хайяме в конце 19 века арабы ВПЕРВЫЕ узнали . . . от европейцев!
Оно и понятно - не могли же высокоученые средневековые арабы выродиться в дикий и малообразованнй народ - к 19 веку. Сейчас выясняется, что и Авиценна (на арабском) до 19 века был, на самом деле, неизвестен. И это тоже понятно, раз там описан сахарный диабет, открытый в 18 веке.
и тэдэ и тэпэ:
«Мусульманский мир ничего не слышал о Саладине, пока европейские легенды о его борьбе с крестоносцами не были переведены в XIX в. на арабский язык».
и даже круче:
Историк Грегоровиус пишет о событиях XIII века:
«Римский народ проникся в это время новым духом. Как в древности, во времена Камилла и Карполна, он и теперь выступил на завоевание Тусции и Лациума. Снова появились на поле брани римские знамена с древними инициалами S.P.Q.R (Senatus Populus que Romanus) на красном с золотом поле, и римское национальное войско снова было составлено из римских граждан и союзников от вассальных городов, под начальством сенаторов».
Слова «снова» и «как в древности» явно лишние :). не было «древности». так везде у традисториков. я когда домой пьяный приходил, я маме лучше врал.
и да, вот еще что. если физики «подтверждают» вранье, то это не повод верить вранью. это повод не верить физикам.