LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

SpaceX - лютый вин


0

1

http://youtu.be/eGimzB5QM1M

Вчера производитель ракет Falcon американская компания SpaceX показала фантастическое видео вертикальной посадки космической ракеты Grasshopper с новыми навигационными датчиками. 14 июня «Кузнечик» поднялся на 325 метров и плавно опустился на стартовый стол. SpaceX активно работает над созданием новой модели многоразового космического корабля.

Здесь подробности о ракете: http://ru.wikipedia.org/wiki/Grasshopper_(ракета)

Здесь подробности об Элоне Маске — инженере, основателе PayPal и SpaceX http://ru.wikipedia.org/wiki/Маск,_Элон



Последнее исправление: dk- (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Umberto

и аэродинамических вариантов.

Так вот как можно культурно летающий фаллос обозвать.

devl547 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grondek

У меня другой вопрос, кто-нибудь тут может прикинуть, наколько увеличится масса ракеты + топливо для возврата ступеней с НОО. И сравнить эту массу с сегодняшними ракетами.

у ангары заявленная стартовая масса 1,1 тыс тонн. у фалкона хеви с возвратной первой ступенью 1,4. характеристики похожи.

stave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Umberto

А идея вывела, вернулась

первая ступень не выходит в космос, если что. Сравнение с шатллом не просто неккоректно, а просто глупо

При том, что сейчас, когда корпуса ракет мотают

двигатели и электронику тоже мотают дешёво и надежно?

geek ★★★
()
Ответ на: комментарий от geek

двигатели и электронику тоже мотают дешёво и надежно?

интересно что дешевле: изготовить новый двигатель или продиагностировать с вероятностью пропуска важной детальки в 95% уже использованный?

spacex планирует делать по 30 движков в месяц для своего хевика или около 400 в год, почти конвеер. бугати вейрон в меньших объемах собирают. интересно зачем столько для возвращаемых ступеней?

stave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

интересно что дешевле: изготовить новый двигатель или продиагностировать с вероятностью пропуска важной детальки в 95% уже использованный?

А в чем проблема? Чем ракетный двигатель качественно отличается от двигателя тяжелого реактивного самолета?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

интересно что дешевле: изготовить новый двигатель или продиагностировать с вероятностью пропуска важной детальки в 95% уже использованный?

«сделать и проверить» - это однозначно дороже, чем «проверить»

spacex планирует делать по 30 движков в месяц для своего хевика или около 400 в год

на данный момент falcon heavy и grasshopper - это разные изделия.

geek ★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

А в чем проблема? Чем ракетный двигатель качественно отличается от двигателя тяжелого реактивного самолета?

как показал фейл шаттла проблема в чем-то есть. самолет самолетом, но стоимость запуска на порядок дороже какого-нибудь протона

stave ★★★★★
()

Когда-то давно видел в кино десантирование танков. При посадке, перед самой землёй, часть импульса гасил взрыв. Сейчас, поискав видео десантирования танков, увидел только парашюты. Интересно, почему отказались от такой технологии.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

как показал фейл шаттла проблема в чем-то есть

Шаттл:

Total launches 135

Successes 134 successful launches 133 successful re-entries

Failures 2 (launch failure, Challenger; re-entry failure, Columbia)

Я бы сказал, что надежность гораздо выше 95%.

И это при том, что один из неудачных запусков был по причине разрушения бака с топливом, а сочетание водорода и кислорода, использовавшихся в Шаттле, само по себе опаснее кислорода/керосина.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от geek

«сделать и проверить» - это однозначно дороже, чем «проверить»

мне кажется, что проверка на этапе изготовления дешевле, чем полное демонтирование всего и неразрушающий контроль. да и самое интересное - это какая требуется надежность каждой детальки, чтобы не сфейлить запуск. шаттл в пример.

на данный момент falcon heavy и grasshopper - это разные изделия.

так я про движки ихнию говорю, мерлины. кузнечик отрабатывает вроде возврат этих самых мерлинов первой ступени фалкона хеви.

stave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Я бы сказал, что надежность гораздо выше 95%.

Угу, сейчас посмотрел статистику по союзам/протонам, нам такая надежность и не снилась. С другой стороны на цену запуска 1 шаттла можно было запустить 5 протонов :)

stave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

Челнок был нужен как орбитальный бомбардировщик. Отсюда допустимость высокой цены.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

мне кажется, что проверка на этапе изготовления дешевле

_< мало ли что тебе кажется. Уже собранный двигатель проверяют полностью

так я про движки ихнию говорю, мерлины. кузнечик отрабатывает вроде возврат этих самых мерлинов первой ступени фалкона хеви

на кузнечике отрабатывают технологии, которые _возможно_ будут применятся в девятке и хеви. Пока что это разные изделия.

geek ★★★
()
Ответ на: комментарий от ziemin

Загрузили спутниками, Запустили, Выкинули спутники, Сели, Повторили. ??? Profit!

frozenix ★★★
()
Ответ на: комментарий от malices_gossips

Парашютный спуск можно сделать вполне контролируемым, десантники же не зря тренируются на точность десантирования.

Это только парашют типа крыло, и болтается под ним фигня веса. А на круглом ты ничего не контролируешь практически. А там более на десятке.

r ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grondek

По формуле Циолковского, логарифм скорости, развиваемой ракетой, пропорционален массе топлива, так что, удвоение скорости означает квадрат массы.

oneliner
()
Ответ на: комментарий от Myp3ik

Вот прям как в фантастике 50-х и 60-х годов.Ракеты (не корабли, а именно ракеты), садящиеся «на хвост».А как они тормозили в атмосфере, вот интересно.

В той фантастике были фонтастические двигатели, ядреные или термоядреные. Так могли тормозить так же, хвостом :)

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от yacuken

А в атмосферу это чудо техники тоже «жопой» входить будет? Или уже в плотных слоях маневрировать будут?

Оно не будет выходить из атмосферы. Это схема возврата полноценной 1й ступени - для ракет она никем не решена.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от r

Но не на орбиту. Грассхоппер - это ракета для обкатки технологий. А цель - возвращать первую и вторую ступень живыми. При чем в состоянии «дозаправил - опять запустил в течении часов».

Собственно надеюсь в дальнейшем разовьют, до замены двигателей 1й ступени турбореактивными. Тогда не надо будет столько окислителя с собой возить.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

У Шаттлов 1 ступени умели:

возвращаемея 1я ступень шатла, это большая прочная пустая консервная банка. Абсолютно несравнимая со сложной 1й ступенью на ЖРД.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от Umberto

При том, что сейчас, когда корпуса ракет мотают из волокна на эпоксидке, дешево и надежно, лезть и изобретать возврат ступеней мягко говоря странно.

Кроме корпусов типа есть еще двигло и трубопроводно-насосная система.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от malices_gossips

Не понял, а нахрена оно нужно-то? Не проще для этих целей сделать парашютный спуск для отработавшей ступени? Экономии на чём они хотят добиться, сжигая лишнее топливо?

А они так и сделают, как я понимаю.

Суть в том что посадка такого тяжелого объекта как 1я ступень все равно в современной технике делается при помощи посадочных двигателей. которые гасят скорость при посадке. Видели наверное по телевизору как садится на парашютах бронетехника при десантировании ВДВ?

Так что имхо они погасят основную скорость парашютами, а потом их отстрелят и последние 200-300 метров(или больше) сядут на собственных двигателях управляемым способом, для нормальной точности.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от r

умозрительно, ничего не мешает пошить что-то вроде здоровенного ПЗ-81 (крыло рогалло http://img167.imageshack.us/img167/9976/72575669ju6.jpg), если вдруг окажется, что двухоболочковое крыло не масштабируется до нужных весов.

anon1984
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Знающие люди

И эти знающие люди, что характерно, скорее всего имеют отношение и к протону вземлю, и к фейлам советской космонавтики типа запустили 17 аппаратов - долетело 2 :D

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от stave

spacex планирует делать по 30 движков в месяц для своего хевика или около 400 в год, почти конвеер. бугати вейрон в меньших объемах собирают. интересно зачем столько для возвращаемых ступеней?

Они рассчитывают на массовые пуски. Плюс на продажи многоразовых ракет-носителей эксплуатантам по всему миру. Как с авиацией собственно.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Интересно, почему отказались от такой технологии.

Подозреваю потому что сейчас никто не сажает в бронетехнику экипаж при спуске - берегут солдат :D

kernel ★★☆
()
Последнее исправление: kernel (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anon1984

причем, давно можно, и оно давно «в продакшене».

Максимальный вес 350кг. Максимальная высота сброса 150м.

r ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Чем ракетный двигатель качественно отличается от двигателя тяжелого реактивного самолета?

Двигатели реактивных самолетов меняют гораздо чаще чем хотелось бы. У первых двигателей МиГ-25 ресурс был порядка 10 вылетов. А там скорость истечения газа гораздо ниже.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от etwrq

рад за американцев, что есть у них чубайс

etwrq ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от grondek

Кроме того ребятам из SpaceX придется решать проблему старения огнеупорного слоя

Сопла будут выпускать ящиками как картриджи для принтеров.

r ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от r

Максимальная высота сброса 150м.

dropped from 19,000 ft

Максимальный вес 350кг

loads from 250 lbs to 700 lbs

ну, такое видимо было ТТЗ от американских военных

anon1984
()
Ответ на: комментарий от amorpher

Зря Протон-М что ли упал.

Данный проект по надежности от протона не сильно-то и отличается. У фалькона двигатели теперь в кевларовый щит окутывают, с надеждой что два одновременно не рванут.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Двигатели реактивных самолетов меняют гораздо чаще чем хотелось бы

И эти будут менять.

У первых двигателей МиГ-25 ресурс был порядка 10 вылетов

У первых двигателей МиГ-25 был ресурс больше сотни часов. Правда, непонятно, причем здесь двигатели первых МиГ-25.

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stave

интересно что дешевле: изготовить новый двигатель или продиагностировать с вероятностью пропуска важной детальки в 95% уже использованный?

Вообще-то тут все с точностью до наоборот. Новый тоже можно изготовить с лажей. Даже автомобили для народа такие тестируют перед тес как загнать покупателю. А тут вечная игра в упадет/неупадет потому-что тестово полетать в принципе невозможно. Так что то что эта хреновина таки проверено летает при отсутствии принципиальных ограничений вида 'сопло выдержит только 18 мин 30 секунд' - вернувшийся аппарат надежнее нового.

r ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

И эти будут менять.

и зачем тогда спасать двигатель с ресурсом порядка нескольких запусков?

Правда, непонятно, причем здесь двигатели первых МиГ-25.

А при том что «одноразовые» двигатели гораздо дешевле многоразовых.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от r

кстати вот:

Strong Enterprises has developed two unique guided systems. Both have been successfully tested and are proven to deliver cargo to a precise location!

For more information on systems from 700 - 10,000 lbs. click here.

там, правда, схема немного другая - для вывода «над точкой» используется высокозагруженный купол «крыло», затем - приземление под классическим круглым куполом

anon1984
()
Последнее исправление: anon1984 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

и зачем тогда спасать двигатель с ресурсом порядка нескольких запусков?

Чтобы сэкономить на изготовлении нескольких двигателей // К.О.

«одноразовые» двигатели гораздо дешевле многоразовых.

Развей тему. Почему дешевле? Насколько дешевле?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anon1984

умозрительно, ничего не мешает пошить что-то вроде здоровенного

Я думаю у него есть границы по размерам, и относительно маленькие, после которых его будет просто не раскрыть из свернутого состояния.

r ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Чем ракетный двигатель качественно отличается от двигателя тяжелого реактивного самолета?

Вы серьёзно?

Ракетный двигатель по сути камера сгорания.

Самолетный - многокамерная система, с турбиной, лопатками нагнетания и прочим.

Авиационный двигатель четверного/пятого поколения гораздо технологичней и сложнее чем вывод полезной нагрузки на орбиту.

cast KRoN73

Umberto ★☆
()
Ответ на: комментарий от Umberto

интересно что дешевле: изготовить новый двигатель или продиагностировать с вероятностью пропуска важной детальки в 95% уже использованный?

А в чем проблема? Чем ракетный двигатель качественно отличается от двигателя тяжелого реактивного самолета?

Авиационный двигатель четверного/пятого поколения гораздо технологичней и сложнее чем вывод полезной нагрузки на орбиту.

Т.е. сейчас умеют даигностировать гораздо более сложные двигатели. Тогда какие проблемы продиагностировать «по сути камеру сгорания»?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Т.е. сейчас умеют даигностировать гораздо более сложные двигатели. Тогда какие проблемы продиагностировать «по сути камеру сгорания»?

Продиагностировать камеру сгорания размером с авто, на трубе в несколько метров это пол беды.

Во-первых авиадвигатель стоит на аэродинамической системе, во-вторых, как правило их там 2-3-4, но даже если они выйдут из строя, можно спланировать.

А ступень - это ступень, подняла успешно на 1000 метров, потом отказало что-нибудь и всё, КРОВЬ-КИШКИ-РАСПИДОРАСИЛО.

Umberto ★☆
()
Ответ на: комментарий от Umberto

Продиагностировать камеру сгорания размером с авто, на трубе в несколько метров это пол беды.

Двигатели тяжелых самолетов тоже размером с авто, только в них, помимо камеры сгорания, еще и турбины.

Во-первых авиадвигатель стоит на аэродинамической системе, во-вторых, как правило их там 2-3-4, но даже если они выйдут из строя, можно спланировать.

И что, часто отказывают двигатели в самолетах? Я напомню: уже сейчас Шаттлы достигли 134 успешных запуска из 135. Есть основания беспокоиться о том, что Falcon такого не сумеет?

tailgunner ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

И что, часто отказывают двигатели в самолетах?

Речь не о самолетах, а о последствиях отказа движка у самолета / последствиях отказа многоразовой ступени на высоте 1000метров.

Umberto ★☆
()
Ответ на: комментарий от tailgunner

Космический лифт называют планером?

Не, я про концепцию. А возвращаемая первая ступень тоже не планер.

malices_gossips ★★★
()
Ответ на: комментарий от Umberto

И что, часто отказывают двигатели в самолетах?

Речь не о самолетах, а о последствиях отказа движка у самолета

Еще раз, медленно и печально: 134 успешных запуска Шаттла (из 135) с многоразовыми двигателями; 5-7% аварий у Протонов с одноразовыми. Что заставляет тебя думать, будто процент аварий многоразовых Falcon будет больше?

последствиях отказа многоразовой ступени

Последствия ровно такие же, как и у существующих носителей. Если SpaceX достигнет уменьшения стоимости груза при сохранении хотя бы надежности Протона (не говоря уже о надежности Шаттла), это уже будет эпик вин.

tailgunner ★★★★★
()
Последнее исправление: tailgunner (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.