Совсем недавно было выпущено крупное обновление нестабильной ветки GIMP под номером 2.9.6. У нас это тоже вызвало бурное обсуждение. К счастью, никто не пострадал.
Чтобы рассуждать о вкусе устриц, неплохо бы их поесть; чтобы иметь мнение о графическом редакторе — неплохо обработать в нём фотографию. Именно этим я и занялся, предварительно сходив в баню, надев чистое исподнее и помолясь.
Для обработки снял фото совсем простого EDC-набора. Снято на D800, соответственно разрешение фото 7376x4924 пикселей, цвет 16-битный (о да, то о чём так долго говорили большевики, наступило). Про рав-конвертацию сегодня не будем, это совсем отдельная история.
Снято на макрик, снято крупным планом. Как не уберегайся от пыли и царапин, они на фото будут. Поэтому, первым этапом — ретушь мелких дефектов. В чём-то здесь даже сложнее чем на портрете — много бликов, мелких деталей, одно неловкое движение и будет заметно, что вместе с пылью поломали и геометрию. Healing Brush и Clone Stamp отработали на «отлично». Я не стал убирать всё, это не рекламный каталог. Но если заморочиться и потратить часок, можно, пожалуй, не оставить ни пылинки ни соринки. Из минусов — для Clone Stamp нет предварительного просмотра «заплатки», нельзя прицелиться и ляпнуть ее поточнее с первого раза. Приходится держать свободную руку на CTRL+Z.
Общий недостаток всего интерфейса (как по мне) — совмещение поля ввода значений (например, размер кисти, радиус размытия) со слайдером (он так называется?). В результате тыкаешь мышкой в значение радиуса размытия, чтобы вбить своё, а у тебя слайдер сдвигается, значение меняется само, а в цифры ты вообще не попал. Это обескураживает. Зачем-то так сделали, но мне вот кажется неудобным. Кстати, значения часто регулируются слайдерами аж с точностью до сотых. Сиди, лови, ага.
Ещё в новом Гимпе появился HighPass-фильтр. Он, на самом деле простой, делается из блюра в три операции, но раньше его не было и приходилось делать вручную. А теперь он есть и работает как надо. Можно взять отдельный канал, в котором больше интересующих деталей, размыть все мелкие детали агрессивным шумодавом а затем применить HighPass с большим радиусом (здесь, например, 200). На получившееся наложить подходящую кривую, а результат смешать с основным изображением в режиме SoftLight. Получится деликатное, но мощное усиление локального контраста — Маргулисовский HiRaLoAm на стероидах.
Минусы: Blur в Gimp медленный, а HighPass, похоже, медленнее ещё в полтора раза. Сидишь и наблюдаешь, как перерисовывается тайл за тайлом.
Ну и финальное наведение резкости. Новый слой полностью из зеленого канала. Легкий шумодав, чтобы не добавлять слишком много шума на следующем этапе. Кстати, шумодав, почему-то молниеносный. Не ожидал. HighPass с радиусом 1.2. На самом деле, этот этап должен выполняться последним и радиус надо подбирать под целевое разрешение. Это поможет избежать нежелательных артефактов при изменении разрешения изображения. К получившемуся слою я применил такую кривую, чтобы усилить контраст слоя в области темнее 128 и заметно ослабить то, что светлее. Это делается потому, что светлые ореолы после шарпинга гораздо заметнее тёмных, а ведь именно USM мы и делаем таким непростым способом. Слой помещаем наверх в режиме Overlay, непрозрачность по-вкусу.
Два верхних слоя следовало бы объединить в группу и для группы применить маску слоя: исключить размытые области, в которых нет деталей, зато есть шум, который вытаскивать совершенно не нужно.
Но. Тут и вылезает из всех щелей главный недостаток Гимпа лично для меня. У меня не самый новый компьютер: i6700k@4400Mhz, 32Gb DDR4, GTX780, но и не такой уж устаревший. И на нём Гимп тормозит. Тормозит зуммирование по колесу мыши. Тормозит передвижение по фотографии в масштабе 100%. Конечно, тормозит предпросмотр всех применяемых фильтров. Ну а рисование маски для фотографии при размере кисти 1000-2000px просто невозможно. Я пробовал несколько раз и я не смог. Простите меня люди. Наверное, можно попробовать сгенерировать маску автоматически, например, на основе синего канала. Или из цветностных каналов (ab, hs). Я просто махнул рукой и не стал. Схлопнул слои, уменьшил, сохранил в jpg и закончил на этом обработку.
А пользоваться новым Гимпом постоянно и в полную силу я пока повременю. До апгрейда.
>>> Просмотр (1920x1080, 2549 Kb)