LINUX.ORG.RU

KDE: дробное масштабирование в Wayland и другие изменения

 


2

2

Разработчики реализовали долгожданную поддержку дробного масштабирования под Wayland и наконец-то в корне устранили застарелые ошибки в работе Plasma с несколькими экранами.

Дробное масштабирование в Wayland

На прошлой неделе был принят протокол семейства Wayland для дробного масштабирования, предложенный Kenny Levinsen. А уже на этой неделе были добавлены его реализации на стороне KDE (Plasma 5.27) и Qt, подготовленные David Edmundson.

Это позволяет фреймворку Qt задействовать в сеансе Wayland существующую поддержку дробного масштабирования, ранее использовавшуюся в X11. Приложения больше не придётся рисовать в завышенном до следующего целочисленного множителя разрешении и затем уменьшать до нужного размера! Как итог, приложения на Qt с дробным масштабом (не 200%, а, например, 125%) теперь должны выглядеть менее размытыми и работать быстрее.

Приложения GTK получат те же преимущества, если GTK когда-нибудь добавит поддержку дробного масштабирования и реализует упомянутый протокол. До тех пор приложения GTK продолжат использовать менее эффективный метод масштабирования.

Диспетчер окон KWin уже поддерживает всё необходимое в Plasma 5.27. Поддержка в Qt сейчас есть только в шестой версии, что обычно говорит о необходимости ждать Plasma 6. Однако есть шанс, что все будет адаптировано и к Qt 5 и включено в набор правок Qt от KDE.

Исправление работы с несколькими мониторами

Теперь используется система, основанная на нумерации экранов, и контейнеры Plasma тесно привязаны к этим номерам, но сами номера могут перемещаться между экранами в зависимости от их числа. Так, например, когда экран 1 с рабочим столом и панелью Plasma становится недоступным, другой экран становится экраном 1, а рабочий стол и панель Plasma перемещаются на него.

Эта новая система должна значительно повысить стабильность, надёжность и предсказуемость в отношении того, как экраны включаются и отключаются, где размещаются и какие рабочие столы Plasma показывают. Она исправляет печально известные ошибки, такие как произвольное перемещение контейнеров Plasma и их потерю, а также утрату настроек рабочих столов (обоев, виджетов, параметров значков). Также обеспечено сохранение расположений экранов и контейнеров Plasma между сеансами Plasma X11 и Wayland.

Другие изменения

В сеансе Plasma Wayland теперь можно разрешить приложениям, использующим XWayland, подслушивать нажатия клавиш, сделанные в родных приложениях Wayland, как будто они работают в X11. Это уязвимое поведение по умолчанию отключено, но может пригодиться для некоторых приложений, например, для режима рации в Discord. Есть несколько уровней, чтобы можно было настроить под себя баланс безопасности и поддержки устаревших технологий.

Клавиши-модификаторы (например, одиночную Meta) теперь можно использовать в качестве комбинаций клавиш при настройке вызова действий с клавиатуры. Со временем это позволит нам заменить странную старую обработку клавиш-модификаторов в KWin и просто напрямую назначать клавиши-модификаторы на такие действия, как вызов меню приложений или запуск режима обзора.

Полный перевод новости

Спасибо @ilya_b

>>> Подробности

★★★★

Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: unfo (всего исправлений: 6)
Ответ на: комментарий от AleksK

Так что под виндой её нет.

Есть. Но производительность уступает аналогичным карточкам нвидии и даже с нвидией для игр с лучами лучше брать сразу 4090. На rdna2 в паре игр можно использовать её на практике.

altwazar ★★★★
()
Ответ на: комментарий от AleksK

В фаркрае и томб рейдере можно играть с рейтрейсингом. Но чем круче лучи, тем хуже дела для амд. В большинстве других игр потеря фпс была неприемлемой.

Т.е., теоретически рейтрейсинг у амд под виндой работает. Но никто в своём уме не будет брать амд для игр под виндой с рейтрейсингом.

altwazar ★★★★
()
Последнее исправление: altwazar (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от X512

Тут проблема в том, что композиторы Wayland – это системный инфраструктурный софт глобально определяющий возможности и ограничения системы.

Что за глупость? Т.е. если я пилю очередной туду-лист, то я имею право решать каким будет мой софт, а если пилю то что реально нужно, то я вдруг должен подчиняться всяким ушлёпкам?

Кстати, а это для всех работает? Вот, скажем, если нвидии очень сложно сделать поддержку вейланда через GBM и они хотят чтоб была через EglStreams то все «системные инфраструктурные софты» должны подчиниться? Или это другое и «фак ю нвидия»?

На самом деле проблемы нет от слова совсем. Пилите расширение, добавляйте в свой композитор, отказывайтесь работать под тем композитором, который это расширение не поддерживает.

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Ну как бы во всех нормальных ОС уже и так есть разделяемая память а также интерфейсы отдадки, позволяющие читать чужую память.

Ну так а я против что ли? Для реализации глобальных хоткеев вполне можно запилить что-то внутри DS. Для реализации пунтосвитчера на вейланде вполне подойдут экстеншены этого самого DS. Я задавал вопрос о другом, о том, нужно ли отказаться от изоляции памяти только потому что было бы удобно всякое делать не будучи ограниченным прикладными интерфейсами.

Потому что то что описываешь ты - это как раз дать программе полную свободу на случай «а вдруг кому-то понадобится».

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от AleksK

Забиваем на все что не поддерживает новый драйвер. По другому не получится.

Ну да, не получилось за 7 лет запилить openGL драйвер. Заметь не «хороший opengl драйвер», который быстро работает, а тот, который хотя бы поддерживал фичи железа. Это всё что нужно знать о союзе комьюнити и АМД.

Именно они убили на корню идею стиммашин, даже те кто её покупали ставили туда винду.

Чё ты несёшь вообще? Они дали шанс стиммашинам. Потому что других видеокарт с приемлемой производительностью тогда на линуксе тупо не было. Стиммашины пролетели потому что протона не было на тот момент, слишком мало игр.

А потом благополучно помер в безвестности, и если бы Valve не подхватили проект то dxvk помер бы вслед за создателем.

Вот тут я должен поправить, dxvk стал известным до того как Valve взяла над ним спонсорство.

Обладателя премии худший драйвер для линукса из актальных

Ну так, если бы ты шевелил мозгами и читал что я тебе пишу, ты бы не удивлялся. Всё так: открытые драйвера для линукса у тех, кому на линукс насрать. У Интела и у АМД. Кому не насрать пилят сами, закрытые. Разница только в том, что Интел, перед тем как кинуть линуксоидов, запилили инфраструктуру. А АМД вообще пришли на всё готовое, тупо опубликовали спеки и дальше е***сь как хотите.

Есть его реализация для Linux?

Когда это АМД беспокоила производительность под линуксом? Их бы устроила ситуация, когда игровой АПИ на винде, а под линухом старая версия opengl, чисто чтоб окошки + шестерёнки нарисовать. Мантл на линуксе они не выпустили, например.

Только вулкан почему-то основан на баз Mantle от AMD

Ну, тут такое дело: мантле был открытым. Khronos взяли то что плохо лежало и запилили вулкан.

Я подскажу очередной костыль то нвидии, который толком не работает даже на самой нвидии.

Да-да, настолько плохо работал, что АМД решили рискнуть и разработать Мантл, просто чтоб хоть что-то противопоставить DX11 производительности нвидии.

Это точное описание того что было до появления Vulkan. Ведьмак 2 «нативный» на нвидии 3 фпс, кушайте не обляпайтесь.

https://www.phoronix.com/news/MTY5ODM «he Wicher 2’s Linux port is basically using a wrapper layer for its Linux compatibility rather than being a full-blown, native Linux port. The Witcher’s wrapper layer isn’t Wine but uses eON by Virtual Prgramming. …. Right now for The Witcher 2 on Linux, there’s only dominant success stories heard from those with the binary NVIDIA Linux graphics driver on GeForce hardware.»

Тебе дали говняный порт ведьмака, чуть ли не под вайном работающий, а виновата нвидия. Заметь, именно нвидия работала всё-таки хоть кое как-то. А твои 3 фпса, видимо просто железо было совсем уж слабое.

Это особая «консольная» трассировка, которая не трассировка, а эмуляция трассировки для отдельных поверхностей, чтобы на коробчке с игрой для PS5 гордо написать что тут есть трассировка,

Зачем так про АМД? Лучевая производительность в RDNA3 практически не изменилась, бенчмарки есть, +50% от прошлого поколения максимум, реально от 30 до 40. Так что выбирай, или и в 7xxx «консольная трассировка» или и в 6xxx аппаратная.

Так что под виндой её нет.

Блин, загугли бенчмарки что ли. Есть она. Вот в RDNA1 её да, не было.

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от khrundel

Ну да, не получилось за 7 лет запилить openGL драйвер. Заметь не «хороший opengl драйвер», который быстро работает, а тот, который хотя бы поддерживал фичи железа. Это всё что нужно знать о союзе комьюнити и АМД.

Что тебе комьюнити должно было запилить с закрытыми спеками? Много там комьюнити в nouveau сделало?

Чё ты несёшь вообще? Они дали шанс стиммашинам. Потому что других видеокарт с приемлемой производительностью тогда на линуксе тупо не было. Стиммашины пролетели потому что протона не было на тот момент, слишком мало игр.

На тот момент Габен рассчитывал стимулировать разработчиков делать порты на Linux, но не прокатило. Opengl был тормозом и никакие волшебные механизмы от невидии ему не помогли.

Всё так: открытые драйвера для линукса у тех, кому на линукс насрать.

А мне насртать кому и на что там насрать. Мне надо чтобы на ноуте плеер вел себя с 4K 60fps видео вот так: https://img-host.ru/28VFz.png

Браузер с 4К видео вот так: https://img-host.ru/t1Qq1.png

А на компе в стиме можно было сделать вот так (видео старое, но суть не меняется): https://youtu.be/ZlYpFnXuqK0

И чтобы при каждом обновлении ядра я не боялся получить черный экран, не надо было постоянно бороться с тирингом, работал wayland, было нормальное переключение на дискретку, была нормальная утилита для настройки видяхи.

Мантл на линуксе они не выпустили, например.

Потому что выпустили Vulkan.

Да-да, настолько плохо работал, что АМД решили рискнуть и разработать Мантл, просто чтоб хоть что-то противопоставить DX11 производительности нвидии.

И где на линуксе можно увидеть «DX11 производительность нвидии»

Заметь, именно нвидия работала всё-таки хоть кое как-то.

А мне нужно чтобы работало не хоть как-то, а нормально. GTX560oc во времена второго ведьмака была вполне себе неплохой картой.

А лучи с нормальным глобальным освещением сейчас хоть как-то тянут только самые топовые карты, и то со всякими ухищрениями, причем что бы увидеть в нормальных играх разницу надо хорошенько присматриваться. Поэтому пока вообще нет никакого смысла про них говорить. Я в любом случае не собираюсь тратить 100-150 тысяч на видяху, чтобы рассматривать разницу с лучами и без. У меня вон весной дом отделывать снаружи надо готовить 600-700 тысяч.

AleksK ★★★
()
Ответ на: комментарий от AleksK

Что тебе комьюнити должно было запилить с закрытыми спеками? Много там комьюнити в nouveau сделало?

Спеки амд раскрывала с R600 начиная. И результат недалеко ушёл от нуво, которому спеки не раскрывали и сотрудники производителя не помогали.

А мне насртать кому и на что там насрать. Мне надо чтобы

Это всё замечательно. Вот и радуйся, что добрый габен и добрый хуанг подарили тебе игровой линукс. Но вот эту срань про то как комьюнити, или, тем более, АМД что-то там в открытых драйверах сделали больше не пиши.

Потому что выпустили Vulkan.

Да. Khronos + Valve. А АМД при чём?

И где на линуксе можно увидеть «DX11 производительность нвидии»

В любой нативной игре того времени с графонием. Я вот, например, тот же Thalos Principle прошёл на opengl.

Или вот погляди сюда: https://www.phoronix.com/review/unigine_valley_benchmarks/3

Кстати, пока искал, нашёл интересную новость: https://www.phoronix.com/review/amd-gpu-xdc15

АМД, оказывается, обещали когда-то код своего вулкан-драйвер открыть.

А мне нужно чтобы работало не хоть как-то, а нормально. GTX560oc во времена второго ведьмака была вполне себе неплохой картой.

Скажи спасибо полякам, которые «портировали» так. Ну и не была она неплохой. Миддл 3хлетней давности. Ты ещё скажи что твоя текущая 590 неплохая, она же когда-то вообще топом была.

А лучи с нормальным глобальным освещением сейчас хоть как-то тянут только самые топовые карты, и то со всякими ухищрениями

Да, я понимаю, у тебя карта без лучей и тебе пофиг. Однако на r6800 условном лучи есть и есть игры, в которых на винде в это даже можно поигать. Вот посмотреть красоту. Но линуксоидам АМД этого не дала.

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от khrundel

Спеки амд раскрывала с R600 начиная.

Опять 2007 год. Кому оно надо вообще? Мне пару месяцев назад один знакомый принёс свой старый ноут, на нём не работала ни одна винда кроме давно мёртвой 8.0, при установке дров на дискретку как раз старый чип AMD 12 года выпуска уже не помню точно какой, любая винда просто умирала. Так вот на него замечательно стала Ubuntu с amdgpu и вартандер стал работать ещё лучше чем на Винде. Все что ранее gcn сейчас уже давно не актуально.

Вот и радуйся, что добрый габен и добрый хуанг подарили тебе игровой линукс.

Какое отношение невидия имеет к игровому Линуксу? Линус уже давно показал куда ей надо идти.

В любой нативной игре того времени с графонием. Я вот, например, тот же Thalos Principle прошёл на opengl.

Вот как раз про этот самый Талос есть тесты 16 года как раз на форониксе, та opengl раза в два сливает directx

АМД, оказывается, обещали когда-то код своего вулкан-драйвер открыть.

Опять же на форониксе тестами показали что меса для игр и быстрее и стабильнее.

Миддл 3хлетней давности. Ты ещё скажи что твоя текущая 590 неплохая, она же когда-то вообще топом была.

Ведьмак 2 вообще то как и и моя старая карта вышел в 2011 году. То что его только через три года соизволили портировать не делает его игрой 14 года.

Однако на r6800 условном лучи есть и есть игры, в которых на винде в это даже можно поигать.

На условном rdna2 есть условные лучи, но условно работают они только на консолях. Не фантазируй.

AleksK ★★★
()
Ответ на: комментарий от AleksK

Опять 2007 год. Кому оно надо вообще?

Мне было нужно. Когда я в 2013-2015 сидел на 5870 и не мог играть в Starcraft 2, потому что с либо тормозила прослойка d3d9-opengl2 из вайна, либо тормозила сама меса, если я пытался в gallium nine и открытый драйвер.

Нам с тобой сейчас очень надо. Мы же хотим дознаться до истины, а не успокаивать себя мифами. Вот, ты высказал довольно глупую идею, будто бы разработка открытых драйверов эффективна и плохая нвидия этого не понимает. Я привёл тебе пример как работает эта разработка в реале. OSS комьюнити на такое неспособна. Слишком медленно. Железо устаревает задолго до того как допилят софт до минимально приемлемого уровня.

Какое отношение невидия имеет к игровому Линуксу? Линус уже давно показал куда ей надо идти.

Ты вообще тупой что ли? Я тебе 3 раза уже объяснил: если бы не рабочая, готовая к играм реализация opengl от нвидия, то на линуксе было бы тупо не на чем запустить портированную HL2. Вот вышел бы Габен и сказал «гоу все играть на линукс, я там HL2/CS/Portal портировал», а ему бы ответили «ты чё, дурак? Там на fglrx fps никакой». А, скорее всего, не было бы и свежего opengl вообще нигде, была бы полудохлая спецификация OpenGL 1.4, для легаси или 2.0, а новую бы никто не разработал за ненадобностью. Если что, АТИ/АМД спокойно давали своим opengl-драйверам гнить, так что при выходе очередного поделия от Кармака они начинали только шевелиться.

Вот как раз про этот самый Талос есть тесты 16 года как раз на форониксе, та opengl раза в два сливает directx

И ты опять соврал. https://www.phoronix.com/news/Win10-Linux-Vulkan-Early

Не смотря на название, первый тест в d3d11 vs opengl от нвидии. Убунту даже немного побеждает.

Опять же на форониксе тестами показали что меса для игр и быстрее и стабильнее.

И что? Это повод не исполнять обещание? Ты же писал что АМД и интел не боятся что из их открытых драйверов украдут идеи. Вот, мы видим как не боятся. И на практике было бы полезно. Те же лучи появились бы в radv раньше, если бы их пилили не с нуля, а взяли готовые из amdvlk, ну и вообще, наверняка в чём-то амдшный драйвер лучше оупенсорсного, можно было бы пару идей там подсмотреть и radv стал бы ещё лучше.

Ведьмак 2 вообще то как и и моя старая карта вышел в 2011 году. То что его только через три года соизволили портировать не делает его игрой 14 года.

Ведьмак 2 2011 - это игра под винду. Под виндой на своём старом корыте ты бы его без проблем прошёл. А ведьмак 2 2014 года под линукс - это с технической точки зрения совершенно другая игра. Пусть она пытается рисовать ту же картинку, но работать ради этого требуется гораздо больше. Скажи спасибо ленивым жопам из CD Project Red, или кто там за порт отвечал.

Вообще, твои фантазии на тему недостатков opengl забавны. До выхода vista ogl был вообще лидером по производительности, лучшие в техническом смысле игры выходили на нём. Причём не только от Кармака, был прикольный порт с консолей хроник риддика, работу со светом из которого ставили в пример doom 3. Впоследствии был паритет, проблемы графического стека винды поправили, фичи добавляли параллельно. Тот же дум 2016 года вышел с ogl, если не ошибаюсь, вулкан потом патчами добавили. Но можно до сих пор играть с ogl.

Твои заблуждения, видимо, вызваны тем, что radv пилят в первую очередь, как необходимый компонент для запуска виндовых игр, а radeonsi остаются объедки. В таких условиях, возможно, dxvk+radv и обгонят opengl в реализации radeonsi

На условном rdna2 есть условные лучи, но условно работают они только на консолях. Не фантазируй.

И условные ixbt эти условные лучи в условном киберпанке условно тестят под условной виндой: https://www.ixbt.com/img/r30/00/02/55/57/image010.png

В твоём маня-мирке, видимо, очень важно верить в отсутствие лучей, потому что иначе возникнет соблазн апгрейда, а тебе деньги на ремонт дома нужны ;D

khrundel ★★★★
()
Последнее исправление: khrundel (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от khrundel

Не оправдание, а причина.

Именно оправдание. Потому что причина, она - объективна.

Какие *объективные* обстоятельства принудили не просто сменить протокол, а взять его и кастрировать? Ну кроме «объективного» желания денежных тузов подмять одну из ключевых технологий и СПО-разработчиков?

первый работоспособный сервер появился где-то лет 7

Ага, а самый продвинутый «спонсорами» в сторону вяленго ГНОМ в самом распиаренном дистре УБУНТУ только в прошлом году перешел на вяленого по-умолчанию. Прям сказка какая-то «Три толстяка»: Вяленый, Гном и СисьдемДе.

На смену строковых констант с названием?

Я не спец и то знаю, что кодовые базы XFree86 и XOrg отличаются не только «строковыми константами и названием». Общего у них только протокол.Ты ещё заяви, что Хром - это Маззила «с поменянными строками и названием». А чо? Протокол-же не меняли!

Именно поэтому от X11 и нужно было отказываться.

О! Да! «Весь мир насилья мы разрушим...»

ещё пара лет осталась, пока такие перлы можно писать, не вызывая всеобщий смех.

Тут не смеяться надо, а плакать. Между появлением первой версии X и последней прошло всего 3 года.

А дальше произошёл дворцовый переворот. И Шindiws головного моска паграмистофф победила.

Теперь имеем, что имеем.

Attila ★★
()
Последнее исправление: Attila (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Attila

Именно оправдание. Потому что причина, она - объективна.

Чушь. Вот захотел ты, допустим, новый компуктор, пошёл и купил. Какая причина у этой покупки? Твоё желание. Другой нет. И чем она объективна? Вот если ты будешь лепить горбатого насчёт того что тебе нужен новый компуктор потому что на старом неожиданно «всё тормозит» - это как раз будет оправдание.

Какие объективные обстоятельства принудили не просто сменить протокол, а взять его и кастрировать?

Ты противоречишь сам себе. Кастрировать и сменить нельзя одновременно, либо это старый, но кастрированный, либо новый и не такой.

Но если не придираться, то причина проста: протокол должен быть лёгкий и простой, чтоб сократить проблемы связанные с его реализацией. Вообще есть 2 подхода к взаимодействию софта, один состоит в том, что мы пилим что получится, вытаскиваем кишки наружу и в итоге грамотный хакер может через кишочный интерфейс запилить много разного и удивительного. Второй - в том что мы описываем чётко протокол взаимодействия, никак не завязываемся на внутреннее устройства, не предоставляем никакие возможности только потому что «нам это просто». Такой подход позволяет менять реализацию как захочется, или даже реализовать этот же протокол в совершенно другом софте.

Я не спец и то знаю, что кодовые базы XFree86 и XOrg отличаются не только «строковыми константами и названием».

XOrg есть форк XFree86. Т.е. это всё примерно как Матэ и Гнум, современный Матэ может и отличается от последней версии Гнума2, но самая первая версия, которая с самого начала работала, была простым форком с заменёнными строковыми константами.

О! Да! «Весь мир насилья мы разрушим…»

Никто ничего не разрушает. Бери, форкай, развивай. Твоя претензия состоит в том, что люди не хотят тянуть на своём горбу говно и вместо этого пилят своё.

Тут не смеяться надо, а плакать. Между появлением первой версии X и последней прошло всего 3 года.

Ты заблудился, тут принято ругать хром головного мозга, когда мажорная версия каждые пару месяцев увеличивается.

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от khrundel

Вот захотел ты, допустим, новый компуктор

Слово «захотел» совершенно не относиться к понятию «объективно». Объективно - это «без новаго капмпуктира - вилы, ну никак не выйдет, допустим, запустить новую очень_нужную_игру_программу»

либо это старый, но кастрированный, либо новый и не такой.

Старый, но кастрированный - это что-то новое. Другими словами: мы выбросили часть функционала, но вы не беспокойтесь, всё будет работать как прежде :)

Панимаишь, мой юный друг, протокол - это такая штука которая, как бы тебе сказать, есть средство коммуникации, типа язык такой. И в истории были такие случаи, когда язык упрощали. Даже название запомнил - Пиджин-инглиш. Или по-другом язык Элочки-людоедки.

протокол должен быть лёгкий и простой

Т.е. с 1984(89) по 2007 г.г. протокол был «лёгкий и простой» (и при этом совершенно не менялся и нихрена не развивался) а в 2007 внезапно стал «тяжёлый и сложный» OMG!

современный Матэ может и отличается от последней версии Гнума2

Я впал в глубокую депрессиюзадумчивость из-за твоих слов: причём здесь бабушкины галоши, если у дедушки не стоит?

Твоя претензия состоит в том, что люди не хотят тянуть на своём горбу говно и вместо этого пилят своё.

Уточни: кто на ком стоял? А то говноновшества на своём горбу тянут одни, а пилят бабло другие.

мажорная версия каждые пару месяцев увеличивается.

Протокола?

Attila ★★
()
Ответ на: комментарий от Attila

Слово «захотел» совершенно не относиться к понятию «объективно». Объективно - это «без новаго капмпуктира - вилы, ну никак не выйдет, допустим, запустить новую очень_нужную_игру_программу»

Именно поэтому я и привёл этот пример. Так что является причиной апгрейда, а что оправданием? Выбирай из «захотел» и «нужен новый компьютер для учёбы». А после того как выберешь, поймёшь, что причина вовсе необязательно должна быть объективной. Это ты просто какую-то глупость придумал ради наезда.

Старый, но кастрированный - это что-то новое. Другими словами: мы выбросили часть функционала, но вы не беспокойтесь, всё будет работать как прежде :)

Ты предполагаешь наличие обратной совместимости, но это вовсе необязательно. Иногда возможности просто отключают, это и называется «кастрацией». Новое не может быть кастрированным по определению, нельзя отрезать то, чего никогда не было.

есть средство коммуникации, типа язык такой. И в истории были такие случаи, когда язык упрощали. Даже название запомнил - Пиджин-инглиш.

А так же эсперанто, например. Или орфографию. Или HTML и XML по сравнению с SGML. Ты реально туповат, если не подумал о таких примерах.

Т.е. с 1984(89) по 2007 г.г. протокол был «лёгкий и простой» (и при этом совершенно не менялся и нихрена не развивался) а в 2007 внезапно стал «тяжёлый и сложный» OMG!

Ты дурачок вообще? Протокол X11 всегда был сложным. Отчасти эта сложность была оправдана необходимостью совместной рисовки в общий фреймбуфер. Но и тогда в общем-то он был ошибкой проектирования. Тот же встроенный фонтсервер, уже в 90х это был бессмысленный атавизм.

И вот, когда решили что хватит насиловать труп стюардессы, при разработке нового протокола убрали лишнюю сложность.

Я впал в глубокую депрессиюзадумчивость из-за твоих слов: причём здесь бабушкины галоши, если у дедушки не стоит?

Ну вот как с тобой разговаривать? Сообщаешь тебе факт о родословной xorg - ты не понимаешь. Приводишь аналогичный пример - ты не понимаешь в чём аналогия. В общем не напрягай мозги. Просто запомни: xorg - это форк xfree86, в принципе не было момента, когда xorg был недоделанным.

Уточни: кто на ком стоял? А то говноновшества на своём горбу тянут одни, а пилят бабло другие.

И это чучело пишет что-то про эллочку-людоедку. Состоит, а не стоит.

Вопрос кто там пилит бабло, он для тебя слишком сложный. Такие как ты уже систему с 3мя компонентами неосиляют. Просто рассматривай ситуацию где с одной стороны ты, а с другой все остальные. Так вот, ты требуешь от «всех остальных» чтоб тебе пилили xorg. Сам ты его поддерживать не хочешь. Предложить в оплату ты ничего не можешь, кроме своего очень важного мнения о том, как нужно развивать линукса.

Протокола?

У тебя надо спросить. Ты же писал про разницу в сроках выхода первой и последней версии. Я понял что ты имел в виду X от первой до 11 версии, срок как раз совпадает.

khrundel ★★★★
()
Ответ на: комментарий от khrundel

причина вовсе необязательно должна быть объективной.

Учитывая новейшие откровенияытия британских учьоных, причиной человеческих поступков является эмоция. А оправданием является отчёт исполнительного директора на собрании акционеров :)

Это ты просто какую-то глупость придумал ради наезда.

Если тебя сшибёт какой-то дебил на пешеходном переходе, так ему и говори.

Новое не может быть кастрированным по определению

Согласен, эбсолютли :)

нельзя отрезать то, чего никогда не было.

Дык я и говорю: вяленый родился кастрированным. Нового ничего, зато вместо покалеченного старого (это я про DRI) можно навалить кучу дерьмановых тихналогий, вместо исправления ошибок 40-лентней давности.

эсперанто, например

Или орфографию

«Ты реально туповат» (c)

Протокол X11 всегда был сложным. Отчасти эта сложность была оправдана необходимостью совместной рисовки в общий фреймбуфер.

Я, вот, не пойму: то-ли ты дебил, то-ли я чего-то не знаю. X-протокол - это набор команд для взаимодействия клиента с X-терминалом. Нахрена X-клиенту вообще какой-то «фреймбуфер»? А уж, тем более, запихивать его в протокол?

Я понял что ты имел в виду X от первой до 11 версии, срок как раз совпадает.

Срок выхода X от первой до 11-й версии - 5 лет. Причём, это были версии, реализованные в коде, а не на уровне «концепций», как у вяленого :)

Attila ★★
()
Ответ на: комментарий от Attila

Учитывая новейшие откровенияытия британских учьоных

Вот не надо сюда этого говна. Ты признаёшь, что «объективные причины» для действий не нужны, а нужны субъективные, те которые заставят людей делать то, а не это?

Дык я и говорю: вяленый родился кастрированным.

Ты только что согласился, что нельзя отрезать то, чего не было, и опять за старое. Дядя, ты дурак?

Я, вот, не пойму: то-ли ты дебил, то-ли я чего-то не знаю.

Ты забыл третий вариант: ты - дебил. И это как раз правильный.

X-протокол - это набор команд для взаимодействия клиента с X-терминалом. Нахрена X-клиенту вообще какой-то «фреймбуфер»? А уж, тем более, запихивать его в протокол?

Мда… Видимо придётся давать краткий ликбез по устройству оконных гуёвых систем 80-90х годов. Тогда в общем памяти было мало. Фреймбуфер, естественно, был, как ещё выводить на монитор растр, если нет фреймбуфера (это, если что, область памяти содержащая растровое изображение кадра). Примерно каждая оконная система в те времена работала так:

  • Определяем какие окна хотя бы отчасти видны на экране
  • Для каждого окна запрашиваем перерисовку видимой части
  • Когда окно готово обработать сообщение о перерисовке берём общий фреймбуфер (то самое словосочетание, которое поставило тебя в тупик), устанавливаем трансформацию координат + клиппинг видимой области, после чего исполняем команды на отрисовку в общем фреймбуфере
  • Переходим к следующему окну.

Такой подход позволял работать на машинах с парой мегабайт памяти, а если было аж 16, то вообще красота.

Понятно, что окно окну рознь, иногда отрисовка - дорогая операция, поэтому, хоть клиппинг и защищал другие окна от порчи, но окну так же сообщалось, какую часть нужно перерисовать, чтоб оно могло сэкономить. Но и сами графические примитивные операции тоже были добавлены в протокол не ради мифической сетевой прозрачности: точно так же были устроены и графические API на системах без каких-либо планов по созданию аналогов x-терминалов. Просто вот из-за этого клиппинга, рендеринг желательно должен был проходить через оконную систему. Если тебе нужно было работать с растром напрямую, ты должен был работать с ним отдельно, а потом уже выводить его в окно. Вот так и получилось, что хоть твоя программка вертится на одном компьютере, а фреймбуфер находится на другом, сам по себе протокол заточен именно под такой метод рисовки окна, в общий фреймбуфер.

Теперь всё иначе. Изображение окон отдаётся системе в виде готового растра. Соответственно всё то пердольство уже не нужно и лежит мёртвым грузом. Вот от него и избавляются.

Срок выхода X от первой до 11-й версии - 5 лет. Причём, это были версии, реализованные в коде, а не на уровне «концепций», как у вяленого :)

Ну вот, значит я тебя правильно понял. Ненавистный «хромиум головного мозга», клепание мажорных версий как из пулемёта. Это принято считать чем-то плохим, но когда дело о X против Wayland то разом вдруг становится чем-то хорошим. Причём это не приложуха, которую хоть каждую неделю начисто переписывай, а системный интерфейс.

khrundel ★★★★
()
25 февраля 2023 г.
Ответ на: комментарий от khrundel

вяленый родился кастрированным.

Ты только что согласился, что нельзя отрезать то, чего не было

У вяленого с рождения нету тех функциональных свойств, которые предусматривались создателями X-протокола. Например, сетевая прозрачность и делегирование визуализации X-серверу. Сейчасный вяленый - это сраная винда, только в профиль.

Мда… Видимо придётся давать краткий ликбез...

Мне твой «ликбез» до лампочки. Я сам могу ликбезидь. Среди пограммистких дебилов. Дебилов, которые кроме кода, нихрена не понимают. Которые так и не оценили потенциальные возможности технологии, заложенные в X. Погнались, как всегда, за модой. Программ-бляндинки, ля!

Срок выхода X от первой до 11-й версии - 5 лет. Причём, это были версии, реализованные в коде, а не на уровне «концепций», как у вяленого :)

Ну вот, значит я тебя правильно понял.

Нет. Ты, вообще, нихрена не понял.

это не приложуха, которую хоть каждую неделю начисто переписывай, а системный интерфейс.

Вот именно!

Attila ★★
()
Ответ на: комментарий от Attila

Например, сетевая прозрачность и делегирование визуализации X-серверу.

Это, во-первых, одно и то же, а во-вторых, это то самое говно из-за которого иксам и следует отправиться на свалку.

Мне твой «ликбез» до лампочки.

Верю. Так дураком и останешься.

Среди пограммистких дебилов. Дебилов, которые кроме кода, нихрена не понимают. Которые так и не оценили потенциальные возможности технологии, заложенные в X.

Нет там никаких возможностей. Ну просто нету. Смотри, если у тебя хоть капля мозгов есть, ты должен это понять: вейланд, даже в проекте появился позже того, как те самые «возможности» перестали использовать. Т.е. когда всякое Qt и GTK превращали x-server в сучку, которая может только с растром работать, или когда лепили всякое DRI в обход «сетевой прозрачности», это делалось не потому что плохой вейланд вот всех заставлял. Ровно наоборот, когда стало понятно, что 95% возможностей протокола не используются, но их всё равно надо поддерживать ради 1 строки кода, которую какой-нибудь дурачок скопипастил из старого софта, вот тогда и поняли, что проще выкинуть эти иксы нахрен в отдельный слой совместимости, а гуй спроектировать по-человечески, под решаемые сейчас задачи, а не ради работы на 2х мегабайтах памяти.

khrundel ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.