LINUX.ORG.RU

Вышла четвертая бета-версия ОС Haiku

 , , ,


3

5

Тихо и незаметно…

После полутора лет разработки опубликован четвёртый бета-выпуск операционной системы Haiku R1. Изначально проект был создан как реакция на закрытие ОС BeOS и развивался под именем OpenBeOS, но был переименован в 2004 году из-за претензий, связанных с использованием в названии торговой марки BeOS.

Для оценки работы нового выпуска подготовлено несколько загрузочных Live-образов (x86, x86-64). Исходные тексты большей части ОС Haiku распространяются под свободной лицензией MIT, исключение составляют некоторые библиотеки, медиа-кодеки и компоненты, заимствованные из других проектов.

ОС Haiku ориентирована на персональные компьютеры, использует собственное ядро, построенное на основе модульной архитектуры, оптимизированное для высокой отзывчивости на действия пользователя и эффективного выполнения многопоточных приложений. Для разработчиков представлен объектно-ориентированный API. Система напрямую базируется на технологиях BeOS 5 и нацелена на бинарную совместимость с приложениями для данной ОС. Минимальное требование к оборудованию: CPU Pentium II и 384 МБ ОЗУ (рекомендовано Intel Core i3 и 2 ГБ ОЗУ).

В качестве файловой системы используется OpenBFS, поддерживающая расширенные атрибуты файлов, журналирование, 64-разрядные указатели, поддержку хранения мета-тэгов (для каждого файла можно сохранить атрибуты в форме ключ=значение, что делает ФС похожей на БД) и специальных индексов для ускорения выборки по ним. Для организации структуры директорий используются «B+ tree» деревья. Из кода BeOS в состав Haiku включён файловый менеджер Tracker и панель Deskbar, исходные тексты которых были открыты после ухода BeOS со сцены.

Основные новшества:

  • Улучшена работа на экранах с высокой плотностью пикселей (HiDPI). Реализовано корректное масштабирование интерфейса, не ограничивающееся изменением размера шрифтов. При первой загрузке Haiku теперь пытается автоматически определить наличие HiDPI-экрана и выбрать необходимые размеры для масштабирования. Выбранные параметры могут быть изменены в настройках, но для их применения пока требуется перезагрузка. Параметры масштабирования поддерживаются в большинстве родных приложений и в некоторых портированнных, но не во всех. Примеры: Стандартное DPI и HiDPI (200%).

  • Предоставлена возможность использования внешнего вида с плоским декоратором окон и плоским оформлением кнопок, вместо оформления с активным использованием градиентов. Плоское оформление поставляется в пакте Haiku Extras и включается в разделе настроек внешнего вида. Примеры: Light Theme и Dark Theme.

  • Добавлена прослойка для обеспечения совместимости с библиотекой Xlib, позволяющая запускать X11-приложения в Haiku без запуска X-сервера. Прослойка реализована через эмуляцию функций Xlib при помощи трансляции вызовов в высокоуровневый графический API Haiku.

  • Подготовлена прослойка для обеспечения совместимости с Wayland, позволяющая запускать тулкиты и приложения, использующие данный протокол, в том числе приложения на базе библиотеки GTK. Прослойка предоставляет библиотеку libwayland-client.so, основанную на коде libwayland и совместимую на уровне API и ABI, что позволяет запускать приложения Wayland без изменений. В отличие от типовых композитных серверов Wayland, прослойка не запускается в форме отдельного серверного процесса, а загружается как плагин к клиентским процессам. Вместо сокетов в сервере используется нативный цикл обработки сообщений на основе BLooper.

  • Благодаря прослойкам для совместимости с X11 и Wayland удалось подготовить рабочий порт библиотеки GTK3. Из приложений, которые можно запустить при помощи порта отмечены GIMP, Inkscape, Epiphany (GNOME Web), Claws-mail, AbiWord и HandBrake. Пример: GTK приложения.

  • Добавлен рабочий порт с Wine, который можно использовать для запуска Windows-приложений в Haiku. Из ограничений отмечается возможность запуска только в 64-разрядных сборках Haiku и способность выполнения только 64-разрядных приложений Windows. Пример: Wine в Haiku.

  • Добавлен порт текстового редактора GNU Emacs, работающий в графическом режиме. Пакеты размещены в репозитории HaikuDepot. Пример: Gnu Emacs в Haiku.

  • В файловый менеджер Tracker добавлена поддержка генерации и показа миниатюр изображений. Миниатюры сохраняются в расширенных атрибутах файлов. Пример: Миниатюры в Tracker.

  • Реализован слой для совместимости с драйверами FreeBSD. Из FreeBSD портированы драйверы для поддержки беспроводных USB-адаптеров с чипами Realtek (RTL) и Ralink (RA). Из ограничений отмечается необходимость подключения устройства до загрузки (после загрузки устройство не определяется).

  • Из OpenBSD портирован беспроводной стек 802.11 с поддержкой 802.11ac и драйверы iwm и iwx с поддержкой беспроводных адаптеров Intel «Dual Band» и «AX».

  • Добавлен драйвер USB-RNDIS, позволяющий организовать работу точки доступа через USB (USB tethering) для использования в качестве виртуальной сетевой карты.

  • Добавлен новый драйвер NTFS, основанный на библиотеке от проекта NTFS-3G. Новая реализация более стабильна, поддерживает интеграцию со слоем для кэширования файлов и обеспечивает хорошую производительность.

  • Добавлен транслятор для чтения и записи изображений в формате AVIF.

  • Браузерный движок HaikuWebKit синхронизирован с актуальной версией WebKit и переведён на сетевой бэкенд на базе библиотеки cURL.

  • В загрузчик добавлена поддержка 32-разрядных систем с EFI и предоставлена возможность установки 64-разрядного окружения Haiku из 32-разрядного загрузчика EFI.

  • Улучшена совместимость со стандартами POSIX. Продолжена замена вызовов стандартной Си-библиотеки, ранее перенесённых из glibc, на варианты из musl. Добавлена поддержка потоков C11 и методов locale_t.

  • Улучшен драйвер для накопителей NVMe, добавлена поддержка операции TRIM для информирования накопителя об освобождённых блоках.

  • Обеспечена возможность сборки ядра и драйверов новыми версиями GCC (включая GCC 11), для сборки системы из-за привязок к старому коду для совместимости с BeOS по-прежнему требуется GCC 2.95.

  • Проведена общая работа по повышению стабильности всей системы.

Всех заинтересованных милости просим в наш чатик в телеграмме.

>>> Подробности



Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от hateyoufeel

У тебя не возникает ощущение грязи от некоторых старых интерфейсов? Не знаю, как объяснить. Классическая тема в винде лаконичная, неперегруженная, не раздражает. HighColor Classic в KDE тоже хороша. А в MacOS 8/9, KDE Classic, Motif так много шума, псевдоскруглений, теней, обводок, выпуклостей - бррр.

apex
()

Stack & Tile выглядит как подмена TaskBar, причем худшая. Я бы отнес это к недочетам.

Psilocybe ★★★★
()
Ответ на: комментарий от UriZzz

Да мне пофиг

У меня есть сомнения на этот счёт.

Меня смешат ораторы восхваляющие его.

Чем смешат и эти «ораторы», они сейчас с нами здесь в этой комнате?

Exmor_RS ★★★
()
Ответ на: комментарий от apex

А в MacOS 8/9, KDE Classic, Motif так много шума, псевдоскруглений, теней, обводок, выпуклостей - бррр.

Согласен, глаз режет такое нагромождение псевдотрёхмернх элементов (особенно в motif), своеобразная передозировка. Motif и Mac OS 9 мне там только оформление заголовков окон нравится.

UriZzz
()
Последнее исправление: UriZzz (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от EXL

Хотя казалось бы, столько лет прошло и раскладку в той же Haiku лучше уже отвязать от классических Mac OS, учитывая что в мире многое изменилось с тех пор.

Модификаторы Haiku имеют преимущество в том, что обычные сочетания клавиш не конфликтуют с управляющими последовательностями в терминале.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

А как это получилось, если Mac OS 9 вышла в октябре 1999, а BeOS Developer Release в январе 1996 уже выглядела плюс-минус как все последующие версии? MacOS 8 почти неотличима от 9, но и она вышла в июле 1997.

apex
()
Ответ на: комментарий от pihter

А есть какой-нибудь учебник-статейки для начинающих? Ну в двух словах объяснить как первый вечер не задавать глупых вопросов?

Лично мне при первом знакомстве хватило ссылки: https://www.haiku-os.org/docs/userguide/en/gui.html, ну а дальше я как-то сам разобрался в интересующих меня аспектах системы.

В любом случае, считаю что попробовать Haiku – стоит. Потому что эта операционка достаточно самобытна и многим вещам по части Desktop’а тем же Linux-дистрибутивам стоит у неё сильно поучиться.

Из того, что меня удивило в первый раз – в Haiku есть интересная концепция склеивания окон различных приложений в единую среду: https://exlmoto.ru/wp-content/Images/HAIKUP/HaikuPaladin.png, прямо-таки UNIX-Way в самом GUI: из нескольких простых программ можно соорудить окружения для решения какой-нибудь сложной задачи. Там есть однообразие и ожидаемое поведение в оконном менеджере. Там есть удобная установка пакетов путём монтирования без какой-либо распаковки, другими словами – скачал файл пакета и всё – приложение у тебя в системе. Там есть адекватная атомарность пакетного менеджера и версионность базового образа системы – то что в Linux пытались сделать в проектах подобным Fedora Silverblue, но так и не осилили.

В общем, после всей этой очередной армии клонов Linux-дистрибутивов с нескучными обоями или ещё более блеклыми *BSD, которые отличаются от Linux по сути лишь ядром и кривыми устаревшими утилитами – Haiku выглядит как глоток свежего воздуха и действительно предлагает тебе что-то новое, но не отвергает старое по типу использования консоли если пользователь привык именно к ней. А куча портов программ благодаря различным энтузиастам позволяют использовать Haiku так же как если это был бы какой-нибудь Linux-дистрибутив.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

ну я тоже по молодости баловался запрещёнными веществами.

SpaceRanger ★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

А куча портов программ благодаря различным энтузиастам

Взлольнул с этого маня-мира. Линукс был поделкой для развлечений под одеялом пока никто не видит до тех пор, пока на него не обратили внимание люди с деньгами. Хайку деньги пока что не грозят

SpaceRanger ★★
()
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

настолько, чтобы это окупило многомиллиардные затраты?

Я.

Кого только не встретишь на ЛОРе. Вот и эксцентричные мультимиллиардеры есть.

Что ж, могу пожелать Вам удачи в финансировании этого проекта.

AlexM ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от apex

У тебя не возникает ощущение грязи от некоторых старых интерфейсов? Не знаю, как объяснить. Классическая тема в винде лаконичная, неперегруженная, не раздражает.

А что насчёт старого интерфейса NeXTSTEP OS? У тебя во время просмотра скриншотов этой OS возникает ощущение «грязи» или нет? ;)

А ведь именно под вдохновлением интерфейсов NeXTSTEP OS дизайнеры из Microsoft релизнули 95-ую «Чикагу» и даже крестик для закрытия окна вкупе с кнопкой разворота взяли оттуда. Как и собственно весь этот «faux-3D look» классической темы Windows.

So, who was responsible for this last minute change? As far as I can tell, this person is responsible for the proliferation and widespread use of [x] in UI design today.

It wasn’t a last-minute change. During 1993, we considered many variations of the close-button design. And the source wasn’t Atari. It was NeXT, which had an X close button in the upper right, along with the grayscale faux-3D look that we borrowed for Windows 95.

P.S. В первых версиях Chicago в некоторых местах кстати даже заголовки чёрными были, как в NeXTSTEP:

Видимо потом убрали, чтобы не так уж явно палиться.

EXL ★★★★★
()
Последнее исправление: EXL (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от apex

А как это получилось, если Mac OS 9 вышла в октябре 1999, а BeOS Developer Release в январе 1996 уже выглядела плюс-минус как все последующие версии? MacOS 8 почти неотличима от 9, но и она вышла в июле 1997.

Ты почему-то забыл про https://en.wikipedia.org/wiki/Copland_%28operating_system%29, который собственно и дал look-and-feel последующим за System 7 классическим версиям Mac OS.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alt-tab-let

я тогда пытался юзать BeOS, даже учителю информатики рассказывал про него и мы на один из компов в классе поставили )

xakup
()
Ответ на: комментарий от X512

Модификаторы Haiku имеют преимущество в том, что обычные сочетания клавиш не конфликтуют с управляющими последовательностями в терминале.

Да, это удобно сделано, как и в macOS современном. Когда Terminal как и любая другая графическая программа используют стандартные и привычные для неё хоткеи, а не предлагает какое-то изуверство как терминалы в том же KDE или GNOME со всеми этими Ctrl+Shift+C и Ctrl+Shift+V, лишь бы только «диды» не остались обиженными.

Уж лучше бы отправку сигналов по этим Ctrl+Shift+C замутили, а Ctrl+C не трогали.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

А каких неожиданностей ждать? Я вот скачал, поставил в qemu: шустро, приятно, вполне себе красиво, да значки могли бы быть посимпатичнее, но это ш – мелочи. Открыл терминал, там – баш, родненький, справлюсь значит.

Ну вот про монтирование приложений рассказали, а что еще совсем не так как в линуксах? Киллер фичи какие? Идеи?

pihter ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

А что насчёт старого интерфейса NeXTSTEP OS?

Тоже чистый и лаконичный. И оба сайта со скриншотами у меня давно в закладках.)

Насчет 95-й, крестик может и стырили, но в остальном неоднозначно. Я видел статью про то, как создавался ее интерфейс, было много промежуточных вариантов, и ни один из них не напоминал NeXTSTEP.

apex
()
Ответ на: комментарий от densss

О!.. Ну это вроде даже как не просто чувак, а перевод материала от самих кутешников.

Мы старались даже в мажорных версиях сломать как можно меньше всего, но всё же это приходилось делать.

Некоторые поломки ничего, кроме недоумения, не вызывают. Например, зачем делать QRegularExpression, если можно было просто добавить недостающее в QRegExp. Зачем объявлять устаревшей традиционную форму QString::arg().

Из последнего — миграция с QTextCodec на QTextEncoder/QTextDecoder. То есть для чего это было запланировано изначально — понятно, они хотели заодно выкинуть неюникодные кодировки, но факир был пьян и фокус не удался (подозреваю, что пришли обозлённые покупатели коммерческой версии и слегка поорали на выпиливателей), а слом совместимости по исходникам так и остался.

hobbit ★★★★★
()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от apex

Насчет 95-й, крестик может и стырили, но в остальном неоднозначно. Я видел статью про то, как создавался ее интерфейс, было много промежуточных вариантов, и ни один из них не напоминал NeXTSTEP.

Ну я там тебе выше не просто свои умозаключения написал, а цитату сотрудника Microsoft – Daniel’а Oran’а привёл, который работал в команде создавшей Windows 95, где он сам сказал что «grayscale faux-3D look» они «borrowed» из NeXT. Его полное сообщение можно прочитать тут в конце: https://medium.com/re-form/x-to-close-417936dfc0dc

Речь-то в общем-то не о том, что кто где и у кого слизал, а о том как развили эти идеи. Несомненно, у команды дизайнеров Microsoft Windows получилось гораздо лучше создать «grayscale faux-3D look» чем у NeXT. Эта тема была очень популярна и сейчас по праву называется «классической». Вон, в Галерею ЛОРа даже если посмотреть, до сих пор встречаются закосы под тему Chicago.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

А имя ему - Жан-Луи Гассе 🤡

(если непонятно - сравни с другими "гениальными разработками отвергнутыми Системой" и всё встанет на свои места)

token_polyak ★★★★
()
Последнее исправление: token_polyak (всего исправлений: 6)
Ответ на: комментарий от UriZzz

Motif и Mac OS 9 мне там только оформление заголовков окон нравится.

Вот это оформление заголовка окон в CDE/Motif?

Оно, кстати было слизано с Microsoft Win 2.x – Win 3.x:

Особенно это заметно по угловым засечкам-рисочкам снизу и сверху рамок.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

С RISC-V дела обстоят намного проще. ARM избыточно сложен и там накопилось много легаси-костылей за долгое время его существования.

X512 ★★★★★
()

Глядя в git 86Box обнаружил что он поддерживает теперь миди под Haiku:

https://github.com/86Box/86Box/commit/b2cf2a604975a6ac08ca644d099e1e5a598fd68f

Но все-таки у меня ни gcc2 ни x86_64 сборки не грузятся :( (см. тему в толксах. То ли меса из git виновата, то ли qemu не так собрал ..). Есть какой-нибудь способ загрузчик притормозить или отправить выхлоп в посл. порт?

Andrew-R ★★★★★
()

Так: поставил, работает, ЛОР работает, vim, vifm, sshfs – установил, работает. Все впечатляет, тока я не осилил как sshfs-ом пользоваться: он какие-то странные инструкции в описании к пакету дал, которые не сработали. Кто из местных попробует помочь?

pihter ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от token_polyak

Ты, похоже, не мне отвечал.

Я намекал на то, что оппонент моего оппонента про деньги вообще речь не вёл, он писал про то, что энтузиасты портируют на Хайку проекты из других ОС. Но человек зачем-то прибежал и начал кидаться: «Взлольнул», «маня-мира», «развлечений под одеялом». Видимо, у него не на шутку пригорело от того, что кто-то пилит перспективный проект не ради денег, срочно потребовалось это чем-то компенсировать.

А мотивы Гассе… чего о них гадать?

Вот про K-202 интересная информация, любопытно, почему не взлетел. Опередил время?..

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Невнимательно прочитал. Больше думал про элементы интерфейса типа панельки и т.д. Да, получается тему тоже притащили. В TDE сейчас есть тема Asteroid, копия Win Classic, классно сделана. А в KDE 5 кривоватая.

apex
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Ты, похоже, не мне отвечал.

Тебе, тебе.

Я намекал на то, что оппонент моего оппонента про деньги вообще речь не вёл, он писал про то, что энтузиасты портируют на Хайку проекты из других ОС. Но человек зачем-то прибежал и начал кидаться: «Взлольнул», «маня-мира», «развлечений под одеялом».

Не кидаться, а в олигофренической форме доносить суровую правду - 3,5 «правильно спроектированных» ОСей провалились, а «помойка» в «зоопарке» оказалась на их фоне самой жизнеспособной.

Видимо, у него не на шутку пригорело от того, что кто-то пилит перспективный проект не ради денег, срочно потребовалось это чем-то компенсировать.

Сомнительно, но вполне допустимо.

А мотивы Гассе… чего о них гадать?

Независимо от мотивов - чёт не видно, чтоб он или кто-либо из команды обиделись на этот жестокий мир и всю остальную жизнь не занимались ничем, кроме самопиара в качестве «непризнаного гения».

Вот про K-202 интересная информация, любопытно, почему не взлетел. Опередил время?..

Кровавый режым захотел поиздеваться над самобытным гением, очевидно же.

На самом деле же - ни 1MIPS, ни 8МБ, ни других обещанных плюшек так и не получилось, получилась очередная ЭВМ на уровне своих современников, под которую ещё и софт портировать надо. При изобилии ПО для тех же повсеместно внедрённых компьютеров «Одра» (не 1300, которые лицензионная копия ICL 1900, а 1100-1204), которые Карпиньский и предлагал заменить своим поделием. Титан польской информатики Владыслав Турский написал про К-202 притчу под весьма говорящим названием «о постройке пирамид сверху вниз», имея ввиду именно то, что Карпиньский сначала спроектировал машину, а потом лихорадочно искал ей хоть какое-нибудь применение.

token_polyak ★★★★
()
Последнее исправление: token_polyak (всего исправлений: 1)

Красивое. Иконки прям 5+. Жаль что не нужно.

shalom_ ★★
()
Ответ на: комментарий от UriZzz

Да мне пофиг на агонию оффтопика.

Эти рассказы про «агонию оффтопика» я слышу уже лет наверное так 15. Вот только воз и ныне там

Меня смешат ораторы восхваляющие его.

«Оратор восхваляющий винду», если что, две трети времени работает в линуксе и треть в макоси, поэтому вполне себе знает о чем говорит.

Если перестать истерить и посмотреть на вещи реально, то 11я винда это реально прорыв, такой же каким раньше в свое время были NT3.51, NT4, WinXP и Win7 - она действительно красиво выглядит (и темные темы в ней например куда юзабельней и удобней чем в линуксе), в ней куча неплохих фич, игнорировать которые будет только полный неадекват (типа тебя), под неё есть огромный парк софта и у неё очень хорошая политика по обратной совместимости приложений. WinAPI не самый простой - но зато он, например, во многих местах предусматривает версионирование, в отличие от кучи линуксовых библиотек в которых сломать что-нибудь это в порядке вещей.

Операционная система это просто прокладка для запуска софта. И винда с этой ролью вполне справляется. Не признавать преимущества конкурентной ОС - прямая дорога к тому чтобы просрать свою нишу. Чем (просиранием) современный линукс и занимается, со всеми этими флатпаками, снапами, магазинами приложений и прочей хренью, которую школота притаскивает в попытках стать «главное чтобы не винда и вообще так же как на маке но только на линуксе».

no-dashi-v2 ★★
()
Ответ на: комментарий от token_polyak

3,5 «правильно спроектированных» ОСей провалились, а «помойка» в «зоопарке» оказалась на их фоне самой жизнеспособной.

Ну с этим сложно спорить, но в данной подветке речь шла про другое.

hobbit ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dark_SavanT

i5-3210M, HD4000 Ругается на ефи. Пробовал в разных режимах.

Обновлено

Не знаю, что помогло, но получилось загрузиться. Пишу из гайки. Всё непривычно, утёнок во мне протестует.

Если будет поддержка 3Д и вайна, то взлетит.

utanho ★★★★★
()
Последнее исправление: utanho (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.