LINUX.ORG.RU

Wine 8.13

 , ,


1

2

С момента прошлого релиза 8.12 закрыто 36 отчётов об ошибках и внесено 290 изменений.

  • Добавлена поддержка WoW64 в WineGStreamer
  • В jscript.dll добавлена поддержка объекта WeakMap для работы с коллекцией пар ключ/значение, в которых ключ является объектом, к которому может быть прикреплено произвольное значение.
  • API Vulkan обновлен до версии 1.3.258
  • Добавлен перевод на грузинский язык
  • Закрыты отчёты об ошибках, связанные с работой приложений: Steam, MS Office 2007, Powerpoint 2007, FrameMaker 7.2/8.0, Kolab E14, Iperf 2.0.8.
  • Закрыты отчёты об ошибках, связанные с работой игр: League of Legends, S.T.A.L.K.E.R. (официальный движок, официальное издание), Fallout 3, Total War Shogun 2, Medieval II: Total War, Yu-Gi-Oh! ONLINE 3, AvP 2000, Star Ocean The Last Hope, Kena: Bridge of Spirits, Total Conflict: Resistance, Dying Light 2: Stay Human.

>>> Подробности



Проверено: maxcom ()
Последнее исправление: ilinsky (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от firkax

Которая была до этой новой wow64 с трансляцией 32 в 64 и позволяла запускать 32-битные приложения в 64-битных префиксах. Называлась Shared WOW64.

Kron4ek ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kron4ek

По-моему, вы несколько путаетесь в показаниях.

Которая была до этой новой wow64 с трансляцией 32 в 64 и позволяла запускать 32-битные приложения в 64-битных префиксах. Называлась Shared WOW64.

С этим не поспоришь. 2 вайнпрефикса с полным мультилибом, под названием Shared WOW64.

А вот что вы говорили до этого:

Обычный wow64 в Wine уже много лет как есть,

Да нет же, был только этот самый Шаред.

то что начали пилить недавно

… и есть обычный виндовый мультилиб (в винде он примерно так же и организован, и назван WoW64). На хосте он мультилиб не требует.

  • это трансляция 32-битных вызовов в 64-битные,

… и заворачивание всех библиотек в 32битные РЕшники.

чтобы избавиться от 32-битных зависимостей.

Да.

anonmyous ★★
()
Последнее исправление: anonmyous (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonmyous

А вот что вы говорили до этого:

Под обычным я и имел в виду Shared, который уже давно реализован был. Обычный для Wine, просто криво выразился.

Kron4ek ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Kron4ek

Под обычным я и имел в виду Shared, который уже давно реализован был. Обычный для Wine, просто криво выразился.

Проблема не только в этом. Мой поинт был, что и сейчас пилят не только и не столько трансляции - afaik трансляции таки пилят, но лишь на уровне сисколлов и ntdll. А в основном, пилят «виндовый мультилиб», то есть заворачивают мультилибные зависимости в РЕшники, дабы поставлять вместе с вайном, а не требовать их от хоста.

Вы же, вроде как, оспорили это, сказав, что, дескать, не, сейчас-то уж пилят именно конверторы в 64битные вызовы, а всё остальное (видимо, включая и РЕшники), было уже давно.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

А в основном, пилят «виндовый мультилиб», то есть заворачивают мультилибные зависимости в РЕшники, дабы поставлять вместе с вайном, а не требовать их от хоста.

Ну так и есть, я с этим не спорю.

Вы же, вроде как, оспорили это, сказав, что, дескать, не, сейчас-то уж пилят именно конверторы в 64битные вызовы, а всё остальное (видимо, включая и РЕшники), было уже давно.

Про PE я ничего не имел в виду, просто видимо недопонимание вышло.

Kron4ek ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

«PEшники» это не замена хостовым библиотекам, это перенос библиотечного кода самого wine из нативной «зоны» (обычные so-файлы, к которым прокинут интерфейс из виндовых бинарников) в виндовую «зону», где они подключаются обычным PE-линкером. Внешние зависимости (какой-нить libasound2) при этом как были так и остались. wow64 же означает, что win32-прога будет обращаться к win64-dll (нативно-виндовым способом), а та, с свою очередь - к 64-битному libasound2.

firkax ★★★★★
()

Космические рейнджеры всё так же зависают при смене раскладки и вводят вопросики вместо кириллицы?

Logopeft ★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Ну, пересобери какой-нибудь nquake или ezquake.

Я даже не знаю что это. Слышал только про ioquake, у которого есть исходники.

Skullnet ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

Вполне продолжают выпускать новые 32-бит бинарники и никого это не заботит.

Нах*я? Ну а зачем я спрашиваю впрочем, винда же. Там всё вот так.

А 16-бит бинарники не выпускаете? Как же так.

Самоцели «перейти на 64» нет, это обычно побочный эффект фикса всяких нехваток памяти (2-3гб на процесс) итд.

Цель такая: выкинуть 32 бит префикс со всеми либами, чтобы в системе не было 2 архитектуры хрен знает зачем. Тебе не нужно трахаться с multilib-ом, LD_PRELOAD куда проще. Кароче, одни плюсы.

И, кстати, из-за x86 народ не стал юзать x32 (32 бит приложения, которые юзают 64-бит фичи процессоров, но указатели 32 бит). Вот в этом есть какой-то смысл, но это дополнительная по сути третья архитектура, поэтому плодить ещё один префикс никто в разумном уме не станет. Да и память сейчас дешевая.

Skullnet ★★★★★
()
Последнее исправление: Skullnet (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Skullnet

Вот именно. Под линукс чёртова уйма софта, на который либо нет исходников, либо который невозможно пересобрать под современный линукс.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Вот именно. Под линукс чёртова уйма софта, на который либо нет исходников, либо который невозможно пересобрать под современный линукс.

Что-то я не вижу эту «уйму». Так что продолжаем выкидывание не смотря на то что какие-то юзлессные 2,5 проги сломаются.

Skullnet ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

А толку? А если исходники под svgalib? Если под Qt3? Под OSS? Под С89?

Ну так вы сами подтвердили что оно никому не нужно. Раз так и застряло на Qt3 и прочих древних либах. Кстати OSS ещё в FreeBSD юзается, он актуален, а C89 код вообще без проблем можно и сейчас собрать.

Skullnet ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

А это очень удобно! Объявить то, что нельзя собрать под линукс из исходников - «никому не нужно». В то время как под виндой оно работало, работает и будет работать.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

Нах*я? Ну а зачем я спрашиваю впрочем, винда же. Там всё вот так.

А почему надо 64? Потому что это модно?

А 16-бит бинарники не выпускаете? Как же так.

16-бит скорее всего уже не поддерживаются, а даже когда поддерживались - имели кучу ограничений по сравнению с 32. Поэтому переход на 32 был оправдан практически всегда. С 64 же ситуация совсем другая, большинству нетяжёлого софта он прям вообще ничего заметного не даст.

Цель такая: выкинуть 32 бит префикс со всеми либами, чтобы в системе не было 2 архитектуры хрен знает зачем. Тебе не нужно трахаться с multilib-ом, LD_PRELOAD куда проще. Кароче, одни плюсы.

Какой LD_PRELOAD, какое трахаться, ты о чём? Я настроил всё 10 лет назад (кажется вся настройка заключалась в dpkg --add-architecture и apt-get install wine32) и оно так же и работает, обновляясь с релиза на релиз через apt-get dist-upgrade. Никакая возня с LD_PRELOAD тут ни при чём.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

А это очень удобно! Объявить то, что нельзя собрать под линукс из исходников - «никому не нужно». В то время как под виндой оно работало, работает и будет работать.

А потом появились ARM компьютеры и всё ваше сраное легаси, которые застряло на x86 без исходников стало никому не нужно. Кстати, поэтому винда физически почти и не существует на ARM и других архитектурах. Ну или пилите прослойки, которые будут работать в 20 раз медленее чем нативно собранный софт. Помойка ваша винда.

Skullnet ★★★★★
()
Последнее исправление: Skullnet (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от firkax

А почему надо 64? Потому что это модно?

Потому что легче когда в системе стоят приложения одной архитектуры. Это ещё экономия места на диске.

Какой LD_PRELOAD, какое трахаться, ты о чём? Я настроил всё 10 лет назад (кажется вся настройка заключалась в dpkg –add-architecture и apt-get install wine32) и оно так же и работает, обновляясь с релиза на релиз через apt-get dist-upgrade. Никакая возня с LD_PRELOAD тут ни при чём.

На 32 бит софт сделать LD_PRELOAD ты не сможешь, потому что тебе нужны будут 32 бит либы для этого, а их нужно собирать самому мультилибом.

https://github.com/nowrep/obs-vkcapture/issues/36

И этот 32 bit arch нужен только вайну, а так его уже давно выкинули.

Skullnet ★★★★★
()
Последнее исправление: Skullnet (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Skullnet

Потому что легче когда в системе стоят приложения одной архитектуры.

Ну, немного легче. Совсем немного. В частности (поскольку конкретно эта твоя фраза продолжает дискуссию про виндовую смесь 32/64) я с этим неудобством столкнулся ровно один раз (больше 10 лет назад, у меня тогда ещё не было линукса на десктопе), когда хотел сделать кряк к вмвару, запустил отладчик чтобы изучить его внутренности, а он не захотел аттачиться. Пришлось менять 64-битный вмвар на 32-битный (или только гуи из него, не помню).

Это ещё экономия места на диске.

А это уже почти нет.

На 32 бит софт сделать LD_PRELOAD ты не сможешь, потому что тебе нужны будут 32 бит либы для этого

Чтобы сделать LD_PRELOAD тебе по-любому придётся искать те самые библиотеки, которые ты хочешь туда засунуть. А будут ли они 32 или 64 битные - по-моему не особо важно. Ну, да, придётся сначала выяснить какой битности бинарник.

а их нужно собирать самому мультилибом.

Опять какие-то мультилиб-сказки. Не знаю откуда ты взял это слово, но 32-бит пакеты ставятся так же как 64-бит, но добавляя :i386 к названию (если первичная архитектура не i386).

И этот 32 bit arch нужен только вайну, а так его уже давно выкинули.

На 64-битном хосте в 99% случаев он нужен именно для wine, да. Собственно, такая ситуация уже давным давно. Но есть ещё и 32-битные хосты где он нужен всему софту, а ещё в линуксе, хоть и редко, но есть проприетарные 32-бит проги. Ну и нормальные дистры его не выкинули и не собираются.

firkax ★★★★★
()
Последнее исправление: firkax (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от firkax

«PEшники» это не замена хостовым библиотекам, это перенос библиотечного кода самого wine из нативной «зоны»

Ясно, спасибо. Полезное уточнение.

где они подключаются обычным PE-линкером. Внешние зависимости (какой-нить libasound2) при этом как были так и остались.

Поясните плиз. Допустим, была какая-нить winmm.so, зависящая от 32битной libasound2. Эту winmm.so превратили в winmm.dll. Что происходит с её 32битной зависимостью libasound2? Её тоже переносят в РЕ, или происходит какая-то магия, после которой нужен уже только 64битный libasound2?

wow64 же означает, что win32-прога будет обращаться к win64-dll (нативно-виндовым способом)

Такого, как я понимаю, не может быть в принципе. В винде, вроде бы, есть полноценный мультилиб, и 32битные либы, насколько я понимаю, только с 32битными и коммуницируют, а вот их 32битные сисколлы уже отрабатываются 64битным ядром винды.

а та, с свою очередь - к 64-битному libasound2.

Мне кажется, что нет. 64битный libasound2 доступен только через сисколлы, так как именно на уровне сисколлов происходит в винде взаимодействие между 32 и 64битными мирами.

Тут, собсно, надо, чтобы кто-то реально знающий тему, прояснил.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

А почему надо 64? Потому что это модно?

Да хотя бы по тому, что мир 64битных архитектур на х86_64 не заканчивается. х86_64 рано или поздно умрёт. А нормальный 64битный порт вайна нужен, чтобы потом работать на любых 64битных архитектурах, включая, к примеру, aarch64. В каких-то случаях - с оверхедом трансляции инструкций, но санкинг в 64битный мир понадобится в любом случае. И лучше его сделать заранее, чем ждать, пока мультилиб умрёт (уже), или пока х86_64 умрёт (тоже скоро, но пока нет).

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

Ну и нормальные дистры его не выкинули и не собираются.

Собираются. Убунта уже много раз порывалась, но вайн-юзера её останавливали. МакОС выкинул, и это послужило тем самым пинком под зад вайновцев, после которого они, таки, признали проблему. А что им мешало её предвидеть 20 лет назад?

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

Кстати, поэтому винда физически почти и не существует на ARM и других архитектурах.

https://www.windowslatest.com/2023/04/30/microsoft-plans-to-take-on-apple-m-chip-macbook-with-new-arm-chips-windows-12/

Как видите, реальность вполне радужная: винда-12 будет заточена под арм, что повлечёт изобилие нативных арм портов для всего современного виндового совта. Да и сейчас на винде-11 уже есть все трансляторы из х86 в арм:

https://learn.microsoft.com/en-us/windows/arm/overview#support-for-existing-windows-apps-on-arm

Если бы вайн не занялся вов64, то они бы не смогли реализовать у себя аналогичную поддержку арма.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

А потом появились ARM компьютеры и всё ваше сраное легаси, которые застряло на x86 без исходников стало никому не нужно.

Да нет, оно таки ж очень нужно. И это повод таки оставить старый комп, для запуска этого легаси без исходников.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Не знаю деталей взаимодействия winmm.dll<->libasound2, но libasound2.so как было внешней зависимостью так и остаётся. Если речь про wow64 то нужен только 64-битный будет.

Такого, как я понимаю, не может быть в принципе. В винде, вроде бы, есть полноценный мультилиб, и 32битные либы, насколько я понимаю, только с 32битными и коммуницируют

Может и так. Но как бы то ни было, конвертация в 64-битный вызов происходит внутри wine и снаружи ему 32-битные библиотеки уже не нужны. Только вряд ли это сисколл, wine их насколько я знаю не эмулирует и технически не может - это только в ядре можно реализовать.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Там речь шла про 32 vs 64 проги в винде, а не про вайн. То что 64-бит вайн нужен это понятно, т.к. как минимум чем-то нужно запускать win64 софт.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Дебиан не выкинул. А убунта почти выкинула, там остались только i386 пакеты, которые можно установить в дополнение к amd64, но поставить целиком i386 систему нельзя.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

Не знаю деталей взаимодействия winmm.dll<->libasound2, но libasound2.so как было внешней зависимостью так и остаётся.

Только вот зависимостей было 2: 32битный libasound2, и 64битный. Вопрос: куда девается первая из них? Я предполагал, что тоже уходит в РЕ. Но это не точно. :)

Только вряд ли это сисколл, wine их насколько я знаю не эмулирует и технически не может - это только в ядре можно реализовать.

Вот и реализовали: https://docs.kernel.org/admin-guide/syscall-user-dispatch.html Это, конечно, наркомания… но для вайна - работает.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

Там речь шла про 32 vs 64 проги в винде, а не про вайн. То что 64-бит вайн нужен это понятно, т.к. как минимум чем-то нужно запускать win64 софт.

Я говорил про 64битный вайн, способный и 32битные проги тоже запускать. Это всё нужно, тк мультилиб уже подох почти, да и х86_64 давно уже не венец инженерной мысли.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от firkax

А убунта почти выкинула, там остались только i386 пакеты, которые можно установить в дополнение к amd64

Это и называется мультилиб. По тому, что одни и те же либы стоят в нескольких экземплярах, и друг другу не мешают.

но поставить целиком i386 систему нельзя.

А это называется поддержка архитектуры i386.

2 большие разницы.

anonmyous ★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

То, что ты называешь мультилибом - это и есть обрезок от раньше нормально поддерживавшейся i386 на хосте. Пакеты именно оттуда. И в дебиане кстати поддержка никуда не делась.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Вопрос: куда девается первая из них? Я предполагал, что тоже уходит в РЕ. Но это не точно. :)

Вместо первой используется вторая через вайновский конвертер 32-64, который появился в 8.х (wow64). Я раньше думал, что это происходит ещё на этапе dll, но видимо нет, и 32-битное dll обращается через обёртку к 64-битному внешнему so.

Вот и реализовали: https://docs.kernel.org/admin-guide/syscall-user-dispatch.html Это, конечно, наркомания… но для вайна - работает.

Возможно это для каких-то особых случаев и нужно, но обычно нет. Сисколлы за пределами ntdll.dll и может быть ещё каких-то глубоко системных библиотек не вызываются, а поддержку блоба ntdll.dll от винды (от какой из?) вайн всё равно делать не будет.

firkax ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Погодите, погодите. А к чему тогда все эти постоянные «сконвертили такую-то либу в РЕ», к чему завязка на мингв, произошедшая отн недавно?

Конвертация в PE не относится никаким боком к поддержке 32/64 разрядных приложений через multilib. Это две разные проблемы/фичи.

X-Pilot ★★★★★
()

Эт самое, доколе Hell Division будет тормозить? Как в 8.11 началось, так и тянется. Через какое то время после начала игры загрузка видео становится 100%. Это ж игра века, а они не чешутся

DumLemming ★★★
()
Ответ на: комментарий от X-Pilot

Конвертация в PE не относится никаким боком к поддержке 32/64 разрядных приложений через multilib.

Конечно относится. Тем более, что выше уже разобрались, как именно: конвертация в РЕ позволяет пропустить 32битные вызовы через слой преобразований в 64битные, которые делаются на уровне ntdll и ядра винды. С нативными сошками так сделать бы не получилось, по тому, что не могут 32битные сошки сосуществовать с 64битными в рамках одного процесса.

anonmyous ★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.