LINUX.ORG.RU

HeliumOS — скалу закатали в бетон. Встречайте!

 , bootc, heliumos

HeliumOS — скалу закатали в бетон. Встречайте!

0

1

Коротенько: атомарный дистрибутив на базе AlmaLinux (доступный без ограничений Линукс-дистрибутив класса Enterprise).


Кое-что из FAQ

Что такое HeliumOS?

Это атомарная операционная система для настольных компьютеров, созданная на базе AlmaLinux, которая наследует его стабильность, безопасность и совместимость с экосистемой Enterprise Linux.

Что предлагает HeliumOS?

GNOME, магазин пакетов Flatpak и 10 лет поддержки, которых хватит на весь срок службы вашего компьютера.

Почему называется «атомарный»?

Обновления системы распространяются через OCI-совместимые образы BootC. В результате, даже если отключить электроэнергию во время обновления, это никак не повлияет на работоспособность системы.

Сравнение с другими дистрибутивами

Ubuntu

В отличие от Ubuntu, HeliumOS не использует пакеты snap и принадлежит к семейству дистрибутивов, которые основаны на Red Hat Enterprise Linux.

Fedora

Fedora и проект Universal Blue предлагают атомарные операционные системы на базе Fedora, однако жизненный цикл Fedora составляет 13 месяцев, тогда как HeliumOS поддерживается 10 лет.

AlmaLinux

HeliumOS напрямую основан на AlmaLinux и использует многие его компоненты, но в отличие от AlmaLinux, HeliumOS ориентирован на предоставление атомарной операционной системы для настольного компьютера, которая подходит для всех пользователей.


Теперь кое-что из истории создания дистрибутива со слов своего создателя, опубликованных в блоге Альмы:

Моя цель — создать операционную систему для настольных компьютеров на базе Linux, которая будет удобной в использовании, стабильной и надежной.

Сначала я использовал для этой цели Debian, однако возникли некоторые проблемы:

  • Debian поддерживается 3-5 лет, и хотя он весьма стабилен относительно других дистрибутивов, я хотел чего-то более стабильного.
  • Непредвиденное прерывание во время традиционного обновления пакетов в Linux может привести к тому, что система не сможет загрузиться или будет работать некорректно.

Пару месяцев назад я узнал об Image mode for RHEL — это новый метод развертывания RHEL, который использует образы OCI для обновлений. Переход на Enterprise Linux и использование bootc (технология, лежащая в основе Image mode for RHEL) решили бы обе проблемы, которые я обнаружил в Debian. В общем, после комплекса экспериментов мы анонсировали альфа-версию HeliumOS на базе CentOS Stream.

Несмотря на решение нескольких проблем, переход на CentOS Stream привёл к новым:

  • CentOS Stream является роллингом, что может создавать сложности для поддержки программ или драйверов, которым требуется, например, конкретная версия ядра.
  • CentOS Stream поддерживается только 5 лет, что может быть приемлемо в некоторых случаях, но ограничивает использование HeliumOS в ситуациях, где требуется более длительная поддержка.

Стало ясно, что переход на дистрибутив Enterprise Linux с фиксированными обновлениями, такой как AlmaLinux, решил бы обе проблемы.

Благодаря совместной работе в чатах с ребятами из AlmaLinux и Fedora, мы настроили рабочие процессы для создания образов AlmaLinux bootc, так что обновления и новые выпуски HeliumOS будут поставляться через образы bootc, полученные из AlmaLinux.


Светлый лик главного разработчика: Isaac Beverly

>>> Перейти на сайт HeliumOS

★★★★★

Проверено: maxcom ()
Последнее исправление: maxcom (всего исправлений: 4)

У тебя копипаста повторяется.

hateyoufeel ★★★★★
()

гномы, флетпаки... какая тут стабильность, если в нём что угодно сломают из-за того, что не та нога зачесалась?

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от unixnik

А чего ему не жить-то? Всё готовенькое, только собирай в кучку и поддерживай.

Я ожидал появления чего-то такого, после того как уляжется вся эта фигня с «восстанием клонов». Ведь с флатпаками теперь легко будет сочетать надёжность шапки с потребностями десктопа. Однако не ожидал, что первой ласточкой будет атомарная фиговина, мне кажется это всё лишнее, теряется простота, и всё ради того, чтобы какие-то мифические пользователи вообще ни о чём не заботились.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от papin-aziat

Угу, и огромный. Я когда пробовал жить на Oracle Linux 7 в 2020 году (поддержка ещё очень даже не кончилась) практически не мог использовать Flatpak, так как в репозиториях была только старая версия, что была уже несовместима с новыми пакетами этого формата.

Оказалось проще поставить Snap, бинарники и .rpm с сайтов, а кое-что даже собирать из исходников.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Последнее исправление: Vsevolod-linuxoid (всего исправлений: 1)

GNOME, магазин пакетов Flatpak

Ганс, неси огнемёт.

тогда как HeliumOS поддерживается 10 лет.

См. Шах и ишак.

avgust23
()

НенужнОС

Обновления системы распространяются через OCI-совместимые образы BootC

Ниче не понятно, но очень интересно (нет).

bread
()

и 10 лет поддержки, которых хватит на весь срок службы вашего компьютера.

Они за меня решают когда мне закапывать кудахтер?

anc ★★★★★
()

Не совсем понятно зачем энтерпрайз на десктопе. Ради благородной плесени? Линукс c выдержкой XO.

dmitry237 ★★★★
()

«даже если отключить электроэнергию во время обновления, это никак не повлияет на работоспособность системы.»

Ути-пути какие мы оптимисты.

Camel ★★★★★
()

Чем это нагромождение флетпаков лучше Guix’а?

Camel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Очень может быть, но дело не стоит на месте, в будущем может наладиться поддержка флатпаков. Семёрка всё-таки из мира, где ещё не было такого контейнерного безумия.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anc

Мне тоже эта фраза показалась самонадеянной, но люди видимо считают что больше 10 уже точно не протянет рабочая станция — надо менять.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от esperantisto

Я специально подобрал картинку с оригинальными.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от dmitry237

Ради благородной плесени?

Ради благородной предсказуемости.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика

Апять ненужный гнум

DumLemming ★★★
()
Ответ на: комментарий от Camel

В Silverblue ведро все равно лежит снаружи неизменяемой части ОС в отдельном /boot, как здесь — не знаю, так что надо выяснять.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика

GNOME, магазин пакетов Flatpak

все остальное можно не читать.

Qui-Gon ★★★★★
()

Сходил на сайт разраба - там прекрасно всё! Взять, хотя-бы, Roadmap:

June 2024 HeliumOS v9-Alpha available Based on CentOS Stream 9

July 2024 HeliumOS rebase on AlmaLinux Among other changes, HeliumOS rebases on AlmaLinux 9.4.

Q4 2024 Future plans: Support for Nvidia GPUs

Возникают некоторые сомнения в адекватности разраба.

densss ★★★★★
()
Последнее исправление: densss (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от densss

Эм… а что не так с планами?

Если тебе это кажется мелкими изменениями, то да, дистрибутив на уже готовой базе, так что многово и не требуется.

Посмотри на release notes от Linux Mint, скажем, и убери из них наследуемые от Ubuntu и связанные с Cinnamon — очень немногое меняется, если просто делаешь сборку на всем готовом.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Последнее исправление: Vsevolod-linuxoid (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

практически не мог использовать Flatpak, так как в репозиториях была только старая версия

Чтобы пользоваться Flatpack, который устанавливает ПО любой версии на любой дистрибутив, надо установить Flatpack вполне конкретной версии, что автоматически отменяет возможность работы любого ПО на любом дистрибутиве.

Xintrea ★★★★★
()

день добрый!

... пакетов Flatpak и 10 лет поддержки

+ wiki.alma

Version 9 will have active support until 31 May 2027, and security support until 31 May 2032.
Version 8 will have active support until 31 May 2024, and security support until 31 May 2029

-> 8 & 5 лет

так откуда 10 лет берется?

sunjob ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xintrea

Именно. Справедливости ради, Snap тоже этому подвержен, но куда менее.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

получается - все как в лучших рекламах!
остается открытым вопрос - проживет-ли «ядро поддержки»? с другой стороны, по фото «светлейшего», народ там молодой, задорный :о)

sunjob ★★★★
()

Светлый лик главного разработчика: Isaac Beverly

Светлый Образ, Светлый Образ…
Вновь! Я в согласии с Мечтой.
Вновь! Яркий Свет предо мной:
Он за собою манит,
Там Его голос звучит!
Old-Cat
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

в будущем может наладиться поддержка флатпаков

это «деткам сыгрухами» - не беда, подождут, но большнство интересует «работать здесь и сейчас» :о)

sunjob ★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 1)

Я увидел Gnome. Gnome мне никогда не нравился.

GNOME

магазин пакетов Flatpak

Flatpak и так и в кедах, и в гномах сделали источником для поиска и установки пакетов по умолчанию, «разрабы» дистров обычно меняют настройки для поддержки своих репозиториев. Так что это нельзя записать в преимущества, так как для этого ничего не было сделано, оно и было.

Обновления системы распространяются через OCI-совместимые образы BootC.

Это лишнее, когда можно просто снапшоты делать через Btrfs и хуки.

В сухом остатке еще один ничем непримечательный дистр, утративший актуальность лет 10 назад.

rtxtxtrx ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Не загнется ли эта сборка

об этом и речь!

Если хочется уверенности, есть Oracle Linux

уж спасибо! если хочется уверенности (да в наши-то годы) - используется старый добрый линух, тот, который и используется сейчас (потому как наработки за «столько лет» имеют безгранично огромный вес, почти всегда «решающий»)
все имхо :о)

sunjob ★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Эм… а что не так с планами?

Действительно, а что не так с планами? Чувак пилил сборку на Дебиане, потом переключился на ЦентОСь, а через месяц уже переключился на Альму - простой, обычный, ничем не примечательный роадмэп. Потенциальные пользователи не должны удивляться, если в первом квартале 2025-го, автор перенесёт разработку на Арч?

Кстати, меня одного удивил тот факт, что видеокарты от Невидии не поддерживаются до четвёртого квартала этого года?

densss ★★★★★
()
  • Он 2 месяца назад узнал про Docker и столько же времени на разработку провёл
  • ОС на основе другой ОС вообще без чего-то своего и без контроля стороннего
  • Обновления системы через Docker, образы на базе не подконтрольной системы
  • Безальтернативный Гном
  • Флатпак для установки пакетов
  • 10 лет выдуманной поддержки

Всё бы ладно, но это скорее просто персональная сборка, а не дистрибутив.
Сделал для себя и поделился, молодец, не каждый в принципе то и сможет, но всё же это не что-то самостоятельное как мне кажется. Хотя, может оно в это и не целит и я тут лишнего накручиваю.

Можно взять через debootstrap развернуть дебъян, в raw образ qemu, накатить загрузчик, чёнить доустановить и назвать LORDISTRIB будет примерно тоже самое, не по составу, но по смыслу, ну тему ещё системную под tango подогнать =)

LINUX-ORG-RU ★★★★★
()
Последнее исправление: LINUX-ORG-RU (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от densss

Ну переезд с CentOS на Alma я бы не назвал драматическим, они аж бинарно совместимы.

Что видеокарты не поддерживаются и правда не очень, но внедрять такие дрова в атомарные дистрибутивы сложнее, все же.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()

Боюсь даже представить как это настраивать и какого фееричного уровня поддержки они достигнут. И сумму обновлений в экзабайтах за эти 10 лет тоже.

kirill_rrr ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от papin-aziat

но люди видимо считают что больше 10 уже точно не протянет рабочая станция — надо менять.

Возможно по себе меряют. У меня самому долгоживущему больше 16-ти лет, точнее 16 лет и 4 месяца. За все эти годы выключался только по причине пропадания электричества и двух переездов (переезды недалекие, поэтому максимум четыре дня простоя было). Вроде пока робит. :) Второй старожил домашний 14 лет робит, вырубался чуть чаще первого по разным причинам, из замененного железа: добивал память, харды добавлял/менял по причине «мало места» и возможно БП.

anc ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kirill_rrr

Боюсь даже представить как это настраивать и какого фееричного уровня поддержки они достигнут.

Да никто не осилит даже минимальную поддержку (фиксы CVE) на 10 лет. Контора уровня редхата разве что, и то на очень ограниченном подмножестве пакетов (за ваши деньги). А заявлять можно что угодно. Патрик вот слаку тоже годами «поддерживает» (накатывает сесюрити фиксы, которые ещё возможно накатить из апстрима). Но поддержка это немного о другом.

bread
()
Ответ на: комментарий от sunjob

так откуда 10 лет берется?

Рассчитывают, что к выходу десятки всё будет давно на мази. В общем логично, если выход будет максимально синхронизирован с Альмой и Шляпой, а это не самая трудная задача, учитывая прозрачность разработки Шляпы и очевидная поддержка данного проекта Альмой. Вот тебе и 10 лет.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от sunjob

будущем может наладиться поддержка флатпаков

это «деткам сыгрухами» - не беда, подождут, но большнство интересует «работать здесь и сейчас»

Речь не об отдалённом будущем. Шапка очень бодро эволюционирует и принимает разумные решения быстро, так что если проблема с флатраками есть, то её либо уже решили (на дворе 9, а тебе рассказали о проблемах в 7), либо решают.

papin-aziat ★★★★★
() автор топика

магазин пакетов Flatpak и 10 лет поддержки

Какие нах 10? Flatpak замечен за дропом старых рантаймов.

Хотя казалось бы, изобрёл пакетную систему независимую от дистрибутива, можно дать людям ту саму вожделенную стабильность. Когда можно на новой системе запустить без перекомпиляции старый пакет.

Но нет, видимо инерция мышления взяла верх и они притащили те же всратые практики, когда пакет выбрасывают из дистрибутива, если у него нет мейнтейнера. Переизобрели говно.

ox55ff ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.