Доброго UTC-времени суток, господа.
По долгу службы вынужден заниматься планированием использования и закупками IT-оборудования. А также имею небольшой парк оборудования дома: мои три десктопа и два ноутбука, у жены десктоп и нетбук, и у дочери макбук и аймак. Ну и три домашних сервера для семейных нужд.
Решил разобраться, как правильно делается расчет TCO и ROI для оборудования (далее будут обсуждаться только компьютеры, а не специализированное или сетевое оборудование), а также почитать рекомендации вендоров. Результат не меня шокировал: кроме непонятного калькулятора и маркетинговой листовки у интела вообще ничего не нашел. Т.е. есть разные статейки, но ни одна из них не даёт исчерпывающих рекомендаций. Поэтому прошу не судить строго и помочь разобраться в вопросе.
А) Апгрейд домашнего оборудования.
Начнём с Apple: казалось бы такая маркетингово продуманная комания, но я не нашел никаких рекомендаций по апгрейду и расчету TCO и ROI. Т.е. компания вообще никаким образом не объясняет пользователям, когда же нужно обновлять железо! Есть только какая-то странная страничка, на которой предлагают бесплатно утилизировать оставшуюся от апгрейда технику Apple. Я сначала думал, что имеется в виду бесплатный приезд курьера на дом, но оказалось, что технику надо в iStore относить. Совершенно не понял, какой в этом смысл: если я дочери покупаю новый макбук, то старый просто выкидываю в ближайшую помойку, вроде это очевидное поведение.
Теперь поговорим с десктопах и лэптопах: как правильно считать совокупную стоимость владения и окупаемость инвестиций для домашнего оборудования?
Думаю, правильным будет отнести к показателям TCO в данном случае время на обслуживание (моё, получается), продуктивность пользователей, вероятность отказа на стоимость простоя, а также стоимость оборудования.
Т.к. дочь и жена (да и я) постоянно пользуются техникой для работы (обе бухгалтеры) и развлечений, то производительность весьма важна. Не смотря на резервное копирование на домашний NAS постои допускать тоже крайне не хотелось бы. Однако вопрос: как рассчитывать в данном случае в абсолютных единицах данные показатели, чтобы сравнить варианты «до» и «после» апгрейда, и найти точку окупаемости? Также вопрос, как для подобной ситуации ROI считается? Или данные показатели работают только для статистически значимых объёмов данных (200+ юзеров)? Например, сейчас я свой и жены десктопы перевел с 1366 на 2011v3, как правильно оценить данный апгрейд?
Сейчас руководствуюсь таким принципом (да, знаю: крайне не научно): покупать на момент апгрейда самое топовое оборудование из бизнес-сегмента и заменять его раз в 3 года. Исходя из этого получается, что большинство компонентов даже не исчерпывают гарантию (а значит отказ маловероятен), производительность высокая (и продуктивность пользователей тоже). Сервера свои обновляю раз в 5 лет, только диски раз в 2 года не меняю.
Б) Апгрейд корпоративного оборудования.
Тут вообще ничего не понятно: существуют разные сценарии использования оборудования, моменты с OEM-лицензиями и переносом софта и т.д.
К примеру: для пользователя терминального клиента его производительность, обычно, вообще не важна: только монитор нужно заменять в два года, однако крайне важна производительность и стабильность серверов терминалов. А вот для дизайнеров, бухгалтеров, программистов и директоров производительность локального компьютера весьма важна. Только из-за разного рода задач им может быть нужно разное оборудование и разная частота апгрейда: например, для дизайнеров весьма будет важна видеокарта, тогда как другим пользователям интегрированной карты за глаза хватит. Но вот бухгалтерам нужна ECC-память для стабильности и RAID-1 из SSD для скорости работы, однако процессор не так важен. Для менеджеров и программистов крайне важен большой объём оперативной памяти, мощный процессор и SSD, но высокая стабильность не так важна. С другой стороны у менеджеров и директоров есть ноутбуки, которые часто используются вне офиса, что накладывает требования на наличие кроме SSD внутри лэптопа HDD для автоматических бекапов все офиса. А моделей таких ноутбуков (с местами под два диска) не так много.
Также есть линейный персонал: охранники, секретарши, операторы, офис-менеджеры, водители, курьеры, ну и прочая шваль, типа копирайтеров, монтажников и эникейщиков. Им вполне достаточно компьютеров с i3 и 4 Гб памяти для работы. И даже без SSD.
Здесь вообще не совсем понятно, как оценивать TCO и ROI. И уж, тем более, что считать EOL: EOL оборудования пользотвалея в целом, EOL по софту (при апдейте софта нужно более мощное железо) или EOL по самой быстроизнашиваемой запчасти (SSD)? И что есть EOL: окончание поддержки или гарантии? А если расширенная гарантия докупалась?
Также не совсем понятен вопрос с оценкой стоимости «пересаживания» пользователя на новое железо: бывает OEM-ПО (но часто оно уже устаревает на момент апгрейда, и всё-равно нужно новое покупать), бывает проблемы с переносом конфигураций и лицензий ПО, а это выливается во время эникейщиков и админов (но, с другой стороны, они же всё-равно на зарплате сидят, поэтому от них нет альтернативной выгоды или издержек в данных операциях), в простоях работы пользователя из-за необходимости обучения. Когда у пользователя (обычно менеджеры, админы и программисты) линукс на компьютере - это ещё терпимо: перенес образ диска, расширил разделы и готово, но с оффтопиком начинаются вышеописанные проблемы.
Также не совсем понятно, что лучше: купить топовое железо и долго не апгредится (года 2-3) или среднее (и апгрейдить каждый год). Из-за издержек на перенос систем я сейчас предпочитаю первый вариант. Да пользователи рады нетормозновым железкам. Плюс в ряде случаев такое железо проще апгредить частями, чем дешевое (например, если там нельзя сменить софт, пользователь упирается и т.д.). Например, на станциях с 1366 просто добавили оперативки и заменили SSD, то позволило апгрейд отложить.
С серверами тоже всё сложно: если сервер линуксовый, то в выходные ещё можно перенести все данные и системы, но вот с виндовыми серверами (и кучей лицензированных на них ПО) бывают проблемы. В последнем случае покупаю топовые сервера (на 4 сокета) и расширяю до последнего. Но не знаю, насколько это эффективно с финансовой точки зрения.
Подскажите, как всё вышеописанное уложить в формулы и чётко посчитать стоимость того или иного апгрейда в контексте ROI и TCO? Думаю, такое логичное обоснование позволило бы и деньги компании экономить, и начальству куда охотнее их выделять (сейчас в кризис зажимают по полной: даже не дали на s2011 некоторых юзеров пересадить).