О наболевшем: RADV vs AMDVLK. Почему Valve поддерживает RADV и как это в будущем может аукнуться?
Привет.
Многие наверняка знают, что на Линукс существует два опен-сурсных драйвера для видеокарт АМД:
- AMDVLK (официальный)
- RADV (неофициальный, из Mesa)
AMDVLK является кросс-платформенным драйвером (Windows, Linux, Stadia и др), и именно поэтому АМД с ним немного припоздали. Но, по их словам, это того стоило, так как этот драйвер должен удовлетворять всю их пользовательскую базу, а не только 1% (из них 0.3-0.4 на АМД) пользователей Линукс.
RADV существует же только на Линуксе, прибит гвоздями к Mesa. Проект хороший, драйвер тоже развивается, работает быстро.
Недавно же подтвердилось, что компания Valve идёт ва-банк: их новое устройство Steam Deck с системой SteamOS 3 на борту будет работать с драйверами Mesa. Про возможность установки официального драйвера от АМД пока ничего сказано не было.
Что меня, собственно, волнует… Зоопарк. Зоопарк драйверов. Valve всё делает отлично, SteamOS 3 - это кульминация всей их работы за долгие годы. Но как наличие и борьба между двумя драйверами скажется на нас, пользователей, и разработчиков игр?
-
Сейчас так или иначе игры (особенно крупные) разрабатываются в межвзаимодействии/партнёрстве между разработчиками игр и держателями железа (АМД/Нвидиа/Интел). АМД потратила кучу времени и ресурсов, чтобы сделать AMDVLK кросс-платформенным, а все инструменты и SDK с GPUOpen заточить под свой софт/драйверы. Есть ли у разработчиков причинЫ отказаться от всего этого и начинать выпускать/портировать игры под RADV без костылей и обходных путей? Ведь мы же понимаем, что разработка игр сейчас в некоторых моментах дороже: так зачем им ещё один драйвер?
-
Использование RADV лишает обладателей видеокарт прямой поддержки производителя. Иными словами, меня пошлют нахер, если я не использую официальный драйвер, а у меня возникли какие-то проблемы с игрой/софтом. К кому мне идти? К Valve/сообществу? Меня это не особо радует.
-
Аналогично, использование стороннего драйвера может лишить меня поддержки разработчиков игры. Возможно, в их игре есть поддержка Vulkan. Более того, даже есть нативная версия, либо они официально проверяют работоспособность через Proton. НО! Проверяют они всё это на драйвере AMDVLK. В этом случае меня опять пошлют нахер. Уже были ранее случаи, когда разработчики выпускали нативные версии под Убунту, а пользователям других система на форумах говорили «досвидос!».
-
Дажe Google, имея в своём штате главного разработчика RADV, не стали играть в камикадзе, оценили все бизнес-риски, и используют на своей платформе Stadia только драйвер AMDVLK. Они с АМД коммерческие партнёры и получают от них всю поддержку + сами вносят коммиты в AMDVLK. По-моему, это о многом говорит.
-
Почему никто не думает о самих разработчиках? Почему им никто не даёт выбора? Забугорное линукс-сообщество очень токсичное и хочет указывать всем, под что должны разрабы пилить свои игры. Но разве это плохо и разработчики виноваты в том, что они захотят написать и портировать свои игры сразу под кросс-платформенный AMDVLK, имея всю поддержку производителя железа?
-
Уже были случаи, когда некоторые игры (Doom Eternal и Baldur’s Gate 3) работали из коробки только с AMDVLK. А что если таких случаев в будущем будет больше? Буду ли геймеры ждать патчи для RADV или они просто вернутся на Windows?
Как вы думаете, как порешает рынок в этой ситуации? Кто в итоге победит?