Британская почтовая компания Post Office десятками лет использовала ПО Horizon с ошибкой в коде. Оно применялось для учета всех продаж и вело неверные подсчеты. Программа указывала на недостачу денег, и сотрудники компании, «ответственные» за нее, попадали в тюрьму или лишались личных сбережений, а некоторые даже кончали с собой. Количество пострадавших исчисляется сотнями.
Без вины виноватые
Сотрудники британской почтовой компании Post Office Ltd. на протяжении последних 20 лет рисковали оказаться за решеткой или как минимум без жилья и средств к существованию из-за ошибок в программном обеспечении. Как пишет портал The Verge, компания использовала специализированный софт Horizon, принадлежащий японской Fujitsu. За ее разработкой стоит британская ICL – она создала Horizon в 1995 г. В 1998 г. Fujitsu стала единственным акционером ICL, а в 2002 г. она перестала существовать под своим именем и была переименована в Fujitsu.
В Horizon присутствовала фатальная ошибка, из-за которой ПО вело неправильные подсчеты и раз за разом показывало недостачи денег, которые руководители почтовых отделений Post Office затем приписывали сотрудникам отделений. В компании были уверены в том, что Horizon работает безупречно.
BBC пишет, что случай с Post Office стал крупнейшей судебной ошибкой за всю историю Великобритании, поскольку из-за бага в Horizon пострадали без преувеличения сотни невиновных людей. Сама компания существует с 1986 г., и на начало 2019 г. ее штат насчитывал свыше 5000 сотрудников.
Сломанные судьбы
BBC пишет, что из-за программистов ICL и руководства Post Office жизнь многих сотрудников почтовых отделений была разрушена. От кого-то ушел супруг, а кто-то, как, например, Джанет Скиннер (Janet Skinner), лишился возможности растить своих детей.
Скиннер не просто разлучили с детьми – ее посадили в тюрьму на девять месяцев после того, как злополучное детище Fujitsu выявило в отделении, в котором она работала, недостачу в размере 59 тыс. фунтов стерлингов (6,148 млн руб. по курсу ЦБ на 26 апреля 2021 г.).
Но случай Джанет Скиннер далеко не самый вопиющий. Уверенность британских руководителей в том, что японское ПО безупречно, привело к тому, что свободы лишилась ни в чем не повинная беременная женщина. И даже это, как выяснилось, не предел – в одном из офисов компании Post Office программа Horizon выявила недостачу почти в 100 тыс. фунтов стерлингов (10,42 млн руб.). Ее «повесили» на сотрудника отделения, и тот, узнав об этом, покончил жизнь самоубийством. Это не надоумило руководство Post Office проверить, все ли в порядке с ПО Fujitsu. В итоге всего несколько месяцев спустя новый сотрудник, заменивший покончившего собой, тоже пострадал из-за ошибок в работе Horizon.
Британская судебная система была беспощадная не только к беременным женщинам, но и к пожилым мужчинам. Так, 62-летний Виджай Парех (Vijay Parekh), пишет The Guardian, провел в тюрьме полгода. Его обвинили в краже 72 тыс. фунтов стерлингов (7,5 млн руб.), и адвокат посоветовал ему признать вину.
Тюрьма или потеря жилья
По информации BBC, ошибочные подсчеты, производимые Horizon, привели, в общей сложности, к судебному преследованию почти 740 сотрудников Post Office за период с 2000 по 2014 гг. Число людей, получивших повестки в течение последних семи лет, еще подлежит уточнению.
Вариантов у работников Post Office, оказавшихся «под прицелом» ПО Horizon, было не так уж много. Кто-то отправлялся в тюрьму, а кто-то мог остаться без единого фунта сбережений в попытке покрыть недостачу, которой на самом деле не было, из своего кармана.
Были среди пострадавших и те, кто буквально рисковал переехать жить на улицу. Не имея на руках свободных средств, они закладывали свои дома, лишь бы подсчеты в программном обеспечении сошлись, и им не пришлось отправляться в тюрьму.
Horizon все еще работает...
https://www.cnews.ru/news/top/2021-04-26_krivoj_soft_krupnoj_pochtovoj
https://en.wikipedia.org/wiki/Horizon_(IT_system)