LINUX.ORG.RU

Статьи «Desktop»

: nnn и иконки (15 комментариев)

EasyEffects не нужно, или PipeWire для продвинутых: часть 4

Спатиалайзер для наушников

Вы когда-нибудь задумывались, чем прослушивание музыки через наушники, отличается от прослушивания музыки через колонки? Основное отличие - когда мы в наушниках, то левое ухо слышит только звук левого наушника (левый стерео канал), и совсем не слышит звук правого. И наоборот. Когда мы слушаем колонки, то оба уха слышат обе колонки, но по-разному. Из-за этого простого факта, восприятие стерео-сцены в наушниках и через колонки, радикально отличается.

И возникает существенная проблема - а на что должна быть расчитана запись, на прослушивание в наушниках, или в колонках? Индустрия выбирает колонки, как основной источник звука, и все делается в расчете на них. А в наушниках мы будем слышать неправильное стерео, сильно искаженное.

Но - у нас же есть pipewire, поэтому не беда, сейчас мы это исправим! В этой и следующей статье, мы заставим звучать наушники как колонки, а колонки как наушники (ну почти)!

ТЕОРИЯ

Поможет нам в этом эффект, который называется спатиалайзер. С наушниками его реализация даже проще, потому что конструктивно мы левым ухом слышим левый стерео канал без примеси правого, правым ухом слышим правый без примеси левого. Теперь, нам нужно добавить эти примеси, чтобы имитировать ситуацию с колонками, когда есть crosstalk - то есть левый стерео канал проникает в правое ухо, и наоборот.

В простейшем случае, можно просто подмешать левый сигнал в правый с пониженной громкостью, и наоборот. Есть готовые устройства для наушников (кроссфидер) которые это делают. В наушниках станет возможно слушать первые альбомы Beatles)) но радикально ничего не изменится - звуки все равно будут внутри головы, а не вокруг, как с настоящими колонками.

Для того, чтобы имитировать звучание колонок на более серьезном уровне, давайте разберемся, а как вообще человек определяет, с какой стороны идет звук - слева, справа, спереди, сзади? Как работает локализация источника звука?

Форма наших ушей и форма нашей головы такова, что она оказывает влияние на звук в зависимости от того, с какой стороны идет звук! Проще говоря, воспринимаемый ухом баланс низких, средних, высоких частот будет меняться, если колонку перемещать вокруг вашей головы! Ушная раковина работает как эквалайзер, который меняет звук в зависимости от положения источника звука.

Второй фактор - задержки между звуком в правом и левом ухе. Если источник ближе к левому уху, оно будет получать звуковую волну раньше, и наоборот.

Третий фактор - разница в громкости между левым и правым ухом.

Вот эти три фактора определяют для нас ощущение в пространстве места источника звука. Теперь, если мы хотим сделать спатиалайзер, то есть имитатор источника звука, расположенного где-то вокруг нас с заданными координатами, нам нужна математическая функция, которая на вход получает необработанный, исходный звук, имеет параметры - направление (азимут) и расстояние до источника звука, и на выход выдает обработанный звук, измененный так же, как его бы изменила наша ушная раковина и форма черепа, если бы он шел из заданной точки! Причем, на выходе мы должны получать два канала - для левого наушника, и для правого, потому что все источники звука мы слышим двумя ушами.

Такая функция называется HRTF - Head Related Transfer Function, или ее подвариант DTF - Directional Transfer Function (содержит только разницу между ушами, по сравнению с HRTF, это не сильно важные пока тонкости реализации). Откуда ее взять, как получить?

Берем вас. Вставляем вам в ушные каналы микрофоны. Теперь через ваши уши будете слышать не вы, а шайтан-машина! Сажаем вас в заглушенную лабораторию, где вокруг вас расставлено огромное количество колонок, по кругу. И начинаем воспроизводить тестовый сигнал с каждой колонки по очереди и записывать звук с микрофонов. Для каждой записи, помечаем под каким азимутом стояла колонка. Так мы получаем набор импульсных откликов уха-головы (HRIR, Head Related Impulse Response), для каждого направления на колонку, когда она перед вами, влево под 5 градусов, влево под 10 градусов и так далее. Это запись того, что слышат ваши уши.

Дальше эти HRIR записи обрабатываются, пересчитываются и получается HRTF или DTF. Это все сохраняется в файл по стандарту SOFA.

Теперь мы можем сделать обратный процесс, если у нас есть этот SOFA файл! Мы можем взять музыку, левый стерео канал, задать координаты виртуальной левой колонки, пропустить звук через HRTF, и получить измененный, окрашенный звук для левого и правого наушника, который обманывает уши, заставляет их думать, что источник звука - вот там вот! Имитируем правую колонку так же, можно задние для 5.1 системы, боковые для 7.1, что угодно! И вы услышите окружающий звук через простые наушники!

Фантастика! Но есть ложка дегтя. Стоить такой обмер вашей головы будет столько, что вы не захотите это делать)) Поэтому, максимум что мы можем иметь - чужая HRTF другого человека, или какая-то обобщенная HRTF «для всех». Которую заморочились и сняли. Вы будете слышать через чужие уши! А уши это такая зараза, что у каждого человека они разные. Поэтому, идеальной точной локализации вы не получите, но эффект все равно достаточно сильный и крутой.

ПРАКТИКА

Теперь мы можем реализовать спатиалайзер - он должен загружать HRTF (или DTF) из SOFA файла, пропускать исходный стерео звук через HRTF, задаем для него координаты виртуальных стерео колонок перед нами, и получаем звук в наушниках, как из колонок (в какой-то мере). И намного более правильную стерео сцену.

Такой спатиалайзер уже есть во всех основных ОС, в андроид смартфонах это называется 3D Effects, в Windows не помню как, но начиная с Windows 10 это доступно в системном микшере просто. В Linux - хм хм, вы видели? Нет? Что-то не находите? Как всегда…

Хорошая новость - на самом деле теперь и в Linux есть все средства для того чтобы сделать спатиалайзер, ведь его встроили в pipewire! Плагин filter-chain, которому посвящены эти статьи, содержит эффект SOFA, который загружает SOFA файлы и делает нужную нам обработку. В параметрах эффекта, можно задать азимут направления на виртуальный источник, и расстояние до него.

Плохая новость - никто не включил в pipewire сами SOFA файлы! Их просто нет в комплекте, ищи где хочешь. Благо, найти их не сложно. Есть ресурс https://www.sofaconventions.org/ и там море ссылок на свободно доступные HRTF и DTF, снятые учеными в лабораториях для нас!

Я использую вот этот файл https://sofacoustics.org/data/database/ari/dtf%20b_nh2.sofa (прямая ссылка). Там рядом их еще море, отличаются тем, что их сняли с ушей разных людей. Выбор файла - поле для экспериментов.

Теперь напишем конфиг файл, который создает две виртуальные колонки перед нами. Сначала разберем важные куски из этого файла, полный листинг файла и куда его помещать, будет в конце статьи.

Азимут у них будет 30 градусов от направления «вперед», это теоретически идеальная расстановка стерео колонок по принципу равностороннего треугольника. Еще создадим две задние колонки, для ощущения окружающего звука и глубины, на них подадим тот же стерео звук, только тише.

{
  type = sofa
  label = spatializer
  name = spFL
  config = {
    filename = "/home/curufinwe/dtf_b_nh2.sofa"
  }
  control = {
    "Azimuth"    = 30.0
    "Elevation"  = 0.0
    "Radius"     = 1.0
  }
}

В filename указываем путь, где лежит sofa файл. Азимут - направление на виртуальный источник, прямо вперед это 0 градусов, влево это 90 градусов, сзади 180, справа 270. Elevation - угол подъема, не имеет значения, в нашем sofa файле нет информации о вертикальной плоскости. Radius - расстояние до источника, тоже не имеет значения, этот файл не содержит информации о расстоянии. Работает только азимут.

В начале цепочки нам понадобятся эффекты copy, потому что у нас будет по два sofa эффекта для каждого канала - для передних виртуальных колонок, и для задних. После sofa эффектов мы получаем по 4 сигнала на каждый канал наушников, смешиваем их при помощи mixer, задаем громкости для передних «колонок» 0.5, для задних «колонок» 0.3.

Если громкость задних сделать 0, то будем слышать чистую имитацию стерео колонок впереди вас.

Практика прослушивания показала, что конечно, ощущение колонок далеко не полностью реалистичное, звук только немного выходит вперед и в стороны из головы, но при сравнении с реализациями в других ОС - оно работает не хуже, точно так же! Идеала пока нигде нет, к нему можно приблизиться, если снять HRTF с вашей личной головы.

Полный конфиг-файл, содержимое этого листинга надо поместить в файл по адресу ~/.config/pipewire/pipewire.conf.d/spatializer.conf и перезапустить pipewire.

context.modules = [
    { name = libpipewire-module-filter-chain
        args = {
            node.description = "Spatializer"
            media.name       = "Spatializer"
            filter.graph = {
                nodes = [
                    {
                        type = builtin
                        label = copy
                        name = copyL
                    }
                    {
                        type = builtin
                        label = copy
                        name = copyR
                    }
                    {
                        type = sofa
                        label = spatializer
                        name = spFL
                        config = {
                            filename = "/home/curufinwe/dtf_b_nh2.sofa"
                        }
                        control = {
                            "Azimuth"    = 30.0
                            "Elevation"  = 0.0
                            "Radius"     = 1.0
                        }
                    }
                    {
                        type = sofa
                        label = spatializer
                        name = spFR
                        config = {
                            filename = "/home/curufinwe/dtf_b_nh2.sofa"
                        }
                        control = {
                            "Azimuth"    = 330.0
                            "Elevation"  = 0.0
                            "Radius"     = 1.0
                        }
                    }
                    {
                        type = sofa
                        label = spatializer
                        name = spRL
                        config = {
                            filename = "/home/curufinwe/dtf_b_nh2.sofa"
                        }
                        control = {
                            "Azimuth"    = 150.0
                            "Elevation"  = 0.0
                            "Radius"     = 1.0
                        }
                    }
                    {
                        type = sofa
                        label = spatializer
                        name = spRR
                        config = {
                            filename = "/home/curufinwe/dtf_b_nh2.sofa"
                        }
                        control = {
                            "Azimuth"    = 210.0
                            "Elevation"  = 0.0
                            "Radius"     = 1.0
                        }
                    }
                    {
                      type = builtin
                      label = mixer
                      name = mixL
                      control = {
                        "Gain 1" = 0.5
                        "Gain 2" = 0.5
                        "Gain 3" = 0.3
                        "Gain 4" = 0.3
                      }
                    }
                    {
                      type = builtin
                      label = mixer
                      name = mixR
                      control = {
                        "Gain 1" = 0.5
                        "Gain 2" = 0.5
                        "Gain 3" = 0.3
                        "Gain 4" = 0.3
                      }
                    }
                ]
                links = [
                    { output = "copyL:Out"  input="spFL:In" }
                    { output = "copyR:Out"  input="spFR:In" }
                    { output = "copyL:Out"  input="spRL:In" }
                    { output = "copyR:Out"  input="spRR:In" }
                    { output = "spFL:Out L"  input="mixL:In 1" }
                    { output = "spFL:Out R"  input="mixR:In 1" }
                    { output = "spFR:Out L"  input="mixL:In 2" }
                    { output = "spFR:Out R"  input="mixR:In 2" }
                    { output = "spRL:Out L"  input="mixL:In 3" }
                    { output = "spRL:Out R"  input="mixR:In 3" }
                    { output = "spRR:Out L"  input="mixL:In 4" }
                    { output = "spRR:Out R"  input="mixR:In 4" }
                ]
                inputs = [ "copyL:In" "copyR:In" ]
                outputs = [ "mixL:Out" "mixR:Out" ]
            }
            capture.props = {
                node.name   = "effect_input.spatializer"
                media.class = Audio/Sink
                audio.channels = 2
                audio.position=[FL FR]
            }
            playback.props = {
                node.name   = "effect_output.spatializer"
                node.passive = true
                audio.channels = 2
                audio.position=[FL FR]
            }
        }
    }
]

 , ,

James_Holden
()

EasyEffects не нужно, или PipeWire для продвинутых: часть 3

Во второй части мы разобрали вопрос, как управлять параметрами эффектов в реальном времени, без перезапуска PipeWire.

Теперь рассмотрим, как можно добавить сторонний плагин, реализующий эффект, который не встроен в PipeWire, и как управлять его параметрами.

Модуль filter-chain, помимо встроенных (builtin) эффектов, поддерживает два самых распространенных в Linux стандарта DSP плагинов - LADSPA и LV2. Прежде всего, эти плагины предназначены для использования в DAW системе (цифровая звуковая рабочая станция, в которой «делают музыку»), такой как Ardour, Qtractor, LMMS. Они реализуют множество эффектов, таких как эквалайзер, компрессор, лимитер и тому подобное.

LADSPA это более простой и более старый стандарт, LV2 более развитый, но большинство популярных в Linux наборов LV2 плагинов поставляются и в LADSPA варианте. PipeWire может использовать плагины обоих стандартов, поэтому используем сразу LV2 вариант.

Реализуем очень нужный многим эффект – нормализацию громкости, или компрессию. То есть, нам нужно, чтобы тихие звуки стали громче, и были слышны в зашумлённой обстановке (на работе, к примеру) из плохих динамиков ноутбука. Также эта проблема очень актуальна при просмотре фильмов, часто есть огромная разница в громкости между диалогами и активными сценами (когда начинают бить морды). Надо эту разницу уменьшить.

Для этого мы используем замечательный набор плагинов LSP. Эти плагины доступны во всех основных форматах, мы же используем LV2 версию. В составе набора есть плагин Compressor Mono, который хорошо подходит для нашей задачи – там предусмотрен «обратный» режим работы, когда тихие звуки делаются более громкими (а не только громкие – более тихими, как в большинстве аналогичных плагинов). Это именно то, что нужно.

Добавим этот плагин в цепочку фильтров filter-chain. Для этого, сначала надо узнать такую вещь, как URI плагина. Это такая форма его названия, в виде веб-адреса. Но это не настоящая веб-ссылка, просто такая форма ))). В общем, это тяжело объяснить.

Чтобы узнать URI плагина, выполним команду lv2ls. Команда выдаст URI всех плагинов, которые установлены в системе. Среди них должен быть нужный нам плагин http://lsp-plug.in/plugins/lv2/compressor_mono. Если такого нет, надо установить набор плагинов LSP, при помощи пакетного менеджера дистрибутива.

Теперь добавим в конфиг-файл из предыдущих частей вот такой кусок, в массив nodes (полная версия конфига будет в конце статьи):

{
  type = lv2
  name = compressor
  label = compressor
  plugin = "http://lsp-plug.in/plugins/lv2/compressor_mono"
  control = { "cm" = 1 "cr" = 4.0}
}

Как видно, это очень похоже на добавление builtin эффекта. Только теперь тип будет lv2, plugin - указываем URI плагина. name, label – название, которое мы сами даём этому эффекту, может быть любое. По нему потом всё будет доступно через pw-cli для изменения параметров. Добавляем два параметра - "cm" = 1 это режим работы, который делает тихие звуки громче (а не громкие – тише). "cr" = 4.0 – это степень компрессии, во сколько раз. Чем больше это значение, тем больше будет выравниваться громкость.

Здесь важно, что параметров у этого плагина намного больше, а нам нужно указать только те, которые мы изменяем – остальные будут иметь значение по умолчанию.

Очень тяжелый вопрос: откуда же брать названия параметров плагина, допустимые значения этих параметров, чтобы прописать сюда? Как узнать, что есть вот именно два этих параметра, и они называются вот так?

Для этого используем утилиту lv2info. Выполним команду

lv2info http://lsp-plug.in/plugins/lv2/compressor_mono

В выводе команды видим всю информацию о плагине, нас интересуют блоки вида Port N:. Порты у плагина, упрощенно, есть двух видов - это входы/выходы, через которые передается звук, и параметры самого плагина, которые можно задавать и изменять. Находим среди портов те, которые соответствуют нужным нам параметрам. Ищем, ориентируясь на поле Name, оно говорящее, сразу понятно что это.

Port 17:
Type:
  http://lv2plug.in/ns/lv2core#ControlPort
  http://lv2plug.in/ns/lv2core#InputPort
  Scale Points:
    0 = "Down"
    1 = "Up"
    2 = "Boot"

  Symbol:      cm
  Name:        Compression mode
  Minimum:     0.000000
  Maximum:     2.000000
  Default:     0.000000
  Properties:  http://lv2plug.in/ns/ext/port-props#hasStrictBounds
  http://lv2plug.in/ns/lv2core#integer                           
  http://lv2plug.in/ns/lv2core#enumeration

Это описание параметра cm, который мы меняем в конфиг-файле. Из этого куска мы узнаем, что есть параметр Name: Compression mode, он имеет имя Symbol: cm, может принимать значения 0, 1 или 2.

  Scale Points:
    0 = "Down"
    1 = "Up"
    2 = "Boot"

Нам нужен режим Up (делать громче тихий звук), значит мы должны установить этот параметр в значение 1.

Далее, надо «залинковать» этот дополнительный эффект к уже добавленному ранее эквалайзеру. Для этого добавляем в конфиг-файле, в массив links:

{ output = "eq_band_15:Out" input = "compressor:in" }

то есть подключить вход компрессора к выходу 15 полосы эквалайзера. И последний штрих: надо сделать выходом всей цепочки эффектов – выход компрессора.

outputs = [ "compressor:out" ]

Теперь, помимо эквалайзера, у нас в цепочке обработки будет компрессор. Какими параметрами может потребоваться управлять? Можно включать/отключать компрессор

pw-cli s 36 Props '{params = ["compressor:enabled" 0]}'
pw-cli s 36 Props '{params = ["compressor:enabled" 1]}'

Не забываем, что 36 – это номер ноды Equalizer Sink, у вас он может быть совсем другим. Как его определить - см. Часть 2.

Ещё можно подрегулировать степень компрессии, параметр cr.

 pw-cli s 36 Props '{params = ["compressor:cr" 10.0]}'

Вот и всё, два основных эффекта мы реализовали )). Полная версия получившегося конфиг-файла будет выглядеть так:

context.modules = [
    { name = libpipewire-module-filter-chain
        args = {
            node.description = "Equalizer Sink"
            media.name       = "Equalizer Sink"
            filter.graph = {
                nodes = [
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_preamp
                        label = bq_highshelf
                        control = { "Freq" = 0 "Q" = 1.0 "Gain" = 5.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_1
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 25.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -10.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_2
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 40.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -10.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_3
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 63.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -9.0}
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_4
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 100.0 "Q" = 1.7 "Gain" = 3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_5
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 160.0 "Q" = 1.7 "Gain" = 3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_6
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 250.0 "Q" = 1.7 "Gain" = 3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_7
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 400.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -5.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_8
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 630.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -5.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_9
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 1000.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_10
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 1600.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_11
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 2500.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_12
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 4000.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -5.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_13
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 6300.0 "Q" = 1.7 "Gain" = -3.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_14
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 10000.0 "Q" = 1.7 "Gain" = 0.0 }
                    }
                    {
                        type  = builtin
                        name  = eq_band_15
                        label = bq_peaking
                        control = { "Freq" = 16000.0 "Q" = 1.7 "Gain" = 0.0 }
                    }
                    {
                        type = lv2
                        name = compressor
                        label = compressor
                        plugin = "http://lsp-plug.in/plugins/lv2/compressor_mono"
                        control = { "cm" = 1 "cr" = 4.0}
                    }
                ]
                links = [
                    { output = "eq_preamp:Out" input = "eq_band_1:In" }
                    { output = "eq_band_1:Out" input = "eq_band_2:In" }
                    { output = "eq_band_2:Out" input = "eq_band_3:In" }
                    { output = "eq_band_3:Out" input = "eq_band_4:In" }
                    { output = "eq_band_4:Out" input = "eq_band_5:In" }
                    { output = "eq_band_5:Out" input = "eq_band_6:In" }
                    { output = "eq_band_6:Out" input = "eq_band_7:In" }
                    { output = "eq_band_7:Out" input = "eq_band_8:In" }
                    { output = "eq_band_8:Out" input = "eq_band_9:In" }
                    { output = "eq_band_9:Out" input = "eq_band_10:In" }
                    { output = "eq_band_10:Out" input = "eq_band_11:In" }
                    { output = "eq_band_11:Out" input = "eq_band_12:In" }
                    { output = "eq_band_12:Out" input = "eq_band_13:In" }
                    { output = "eq_band_13:Out" input = "eq_band_14:In" }
                    { output = "eq_band_14:Out" input = "eq_band_15:In" }
                    { output = "eq_band_15:Out" input = "compressor:in" }
                ]
                inputs = [ "eq_preamp:In" ]
                outputs = [ "compressor:out" ]
            }
            capture.props = {
                node.name   = "effect_input.eq6"
                media.class = Audio/Sink
                audio.channels = 2
                audio.position=[FL FR]
            }
            playback.props = {
                node.name   = "effect_output.eq6"
                node.passive = true
                audio.channels = 2
                audio.position=[FL FR]
            }
        }
    }
]

 , ,

James_Holden
()

EasyEffects не нужно, или PipeWire для продвинутых: часть 2

В первой части мы создали конфиг-файл, который добавляет 15-полосный эквалайзер в граф PipeWire. Теперь разберем вопрос, а как же изменять его параметры на лету, без перезапуска PipeWire. Вопрос очень животрепещущий, редакция завалена письмами с ним. ))

В этой части мы разберем задачу на «низком» уровне CLI-утилит. На этой базе несложно сделать любой GUI-фронтенд, который позволит управлять параметрами уже из GUI.

( читать дальше... )

 , ,

James_Holden
()

EasyEffects не нужно, или PipeWire для продвинутых: часть 1

ВСТУПЛЕНИЕ

Звуковая система PipeWire принесла, без преувеличения, революцию в мир десктопно-мультимедийного Linux. Наконец то эта ОС получила продуманную, сделанную по уму понимающими в теме людьми, и сделанную качественно звуковую систему. Многие ее возможности присутствовали и раньше, в других более старых звуковых системах, но в PipeWire они собраны воедино и сформировали целую единую платформу, на которой можно реализовать огромное количество самых разных задач.

Но в пользовательской среде, эта революция практически не заметна, часто можно встретить мнение вида «ну играет ютуб и играет, мне хватает». Поэтому я решил сделать небольшой цикл статей, посвященный более продвинутому использованию PipeWire, раскрывающему его, без преувеличения, поразительные возможности. (Ну и чтобы изучить их самому в процессе, хехехе).

( читать дальше... )

 , ,

James_Holden
()

Argos Translate: офлайн-переводчик для Linux

Понадобилось переводить офлайн. Устанавливать программу для Windows через wine желания не было. Решением стала программа Argos Transllate. Она написана на Python, работает в терминале, и есть графический интерфейс пользователя. Об опыте установки и использования этой программы и будет написано ниже.

( читать дальше... )

 , ,

bloody_enterprise
()

Профессиональный видеомонтаж в Davinci Resolve под Linux — начало работы

Davinci Resolve/Davinci Resolve Studio — это профессиональная проприетарная программа для полного цикла видеомонтажа с обвесом. Прямой конкурент Adobe Premier + After Effects + Audition. Именно так, включает в себя функциональность всех трёх пакетов. Сильные стороны: чуть ли не единственное решение для работы с цветом в принципе, активное использование видеоадаптера, приятная ценовая политика — бесплатной версии хватит всем, платная стоит $300 единоразовым платежом. И конечно поддержка Linux, которой у Adobe кажется будет никогда.

( читать дальше... )

 ,

Dispetcher14
()

Создание эргономичных расположений клавиш на Linux-системах

В этой статье мы рассмотрим:

  • почему вообще может потребоваться ремаппинг;
  • как ремаппят другие;
  • как раскладка реализована у меня;
  • как сделать собственную раскладку’.

Кроме обычного ремаппинга, мы также коснёмся темы создания слоёв, их индикации, а также рассмотрим создание аккордов (chords). Всё это на уровне системы.

( читать дальше... )

 , , , ,

rhubear
()

Waydroid: ручная установка native bridge

Т.к. в сети информации толком нет (ну или я просто не умею её искать), то решил написать эту статью, чтоб исправить это.

Введение

Речь пойдёт про установку конкретно houdini. В сети есть скрипты для автоматической установки, которые нужно запускать от рута, но описания что конкретно они делают к ним нет, поэтому у меня не возникло к ним доверия и я решил разобраться что да как.

Многим играм и программам для андроид требуется архитектура arm для работы. Houdini — это набор библиотек-трансляторов, которые позволят запускать их на архитектуре x86 и x86_64. Эти библиотеки были взяты из образов андроид от майкрософт. Есть аналогичный набор библиотек NDK, которые были взяты из образов андроид от гугла.

В данном примере я буду использовать houdini для Android 11, который идёт в штатной поставке waydroid. Там используется образ Lineage OS, но сути это не изменит.

Для начала скачиваем сами библиотеки. Например, отсюда https://github.com/supremegamers/vendor_intel_proprietary_houdini В данном случае нас будет интересовать содержимое каталога prebuilts.

( читать дальше... )

 ,

u5er
()

Linux в офисе: особенности национальной работы (из старых публикаций)

Эпиграф: Ты помнишь, как всё начиналось?
Всё было впервые и вновь! (с) ВИА "Машина времени"

Этой статье – четверть века. Как лайфхак и HOWTO её использовать запрещается! Просто, сходите в музей, точнее – в архив.

( читать дальше... )

 , ,

Old-Cat
()

Что такое Linux и кому он подойдёт: мифы о Linux, выбор дистрибутива

Статья адресуется тем, кто хочет узнать, что такое Linux; тем, кто хочет перейти на Linux, но не уверен, что он ему подойдёт. А также тем, кто не понимает, чем простых пользователей не устраивает Windows.

( читать дальше... )

 , , ,

MrCookie
()

Что такое Flatpak и какие проблемы он решает

Flatpak - это универсальная система упаковки приложений для Linux, которая стремится решить проблему множества форматов пакетов. Она позволяет разработчикам создавать единый пакет приложения, который может быть установлен на различных дистрибутивах Linux без необходимости перекомпиляции.

( читать дальше... )

 , , , ,

rtxtxtrx
()

Как перепрошить Gigabyte GA-G41M-ES2L на Libreboot внутри самой системы

Официальная статья на странице проекта Libreboot содержит информацию о том как прошить с помощью flashprog, форка flashrom. В этой статье распространяется информация о том как прошить с помощью flashrom, так как flashrom по умолчанию доступен во многих дистрибутивах. Не нужно собирать из исходников flashprog, а достаточно будет просто установить из репозитариев flashrom.

( читать дальше... )

 

vbcnthfkmnth123
()
: Решение проблем с аудиовизуализатором Cava (1 комментарий)

Когда nice не работает и процессы НЕвежливые

Отключать ли автогруппировку процессов чтобы позволить приоритетам nice работать глобально?

( читать дальше... )

 ,

kirill_rrr
()
: YT-DLP, очевидное-невероятное (74 комментария)

Systemd-Ukify: Миграция системы на Secure Boot

Secure Boot на линуксе нужен для того, чтобы Windows в дуалбуте была в безопасности, и проходила все тесты на безопасность в Защитнике Windows.
Руководство ориентировано на дистрибутивы из семейства Arch Linux.

( читать дальше... )

 , , , ,

Set440
()
: Создание скринсейвера на базе mpv и swayidle (27 комментариев)

Immutable-дистрибутивы, что это такое, и с чем это едят?

Immutable-дистрибутивы, что это такое, и с чем это едят?

Начнем с простого

Как часто вы сталкиваетесь с ситуацией когда ваш любимый линукс вдруг перестает работать? А как часто после обновления выясняется что что-то отвалилось или вообще отказывается грузится?

Если вы один из таких «счастливчиков», то добро пожаловать в мир immutable-дистрибутивов! В этой статье мы наглядно разберем все плюсы и минусы, а также выясним, действительно ли immutable лучше традиционных дистрибутивов?

( читать дальше... )

 , ,

Unixson
()

Что НЕ является критерием выбора дистрибутива

Начальная информация к размышлению для тех, кто выбирает дистрибутив для себя и хочет понять, например, «в каком дистрибутиве больше время работы от аккумулятора».

( читать дальше... )

 

Kroz
()