Начал углубляться в тему болезнености глаз. Хотел поделиться со всеми, кто пересобирает мир юзает африканский линупс.
Причины усталости глаз:
— неродное разрешение монитора;
— ШИМ подсветки;
— излишняя или недостаточная яркость;
— кристаллический эффект (матовые дисплеи);
— блики (глянцевый дисплей);
— неправильное питание пикселей;
— шревты;
— растояние от дисплея;
— неправильная планировка времепровождения;
— линупс
— ктулху.
Разбираем детально и ищем способы решения проблем.
С первым, думаю, всё ясно — выставляем родное разрешение указанное в технических хар-ках. В случае неродного разрешения, глаза устают после длительного чтения с экрана. Проблема кроется в том, что глифы шрифтов растеризуются под несуществующую пиксельную решётку, которая растягивается и искажается монитором. Шрифты кажутся размытыми.
ШИМ подсветки — беда и чума большинства современных мониторов. Яркость дисплеев регулируется путём изменения скважности импульсного питания подсветки. Регулировать яркость изменением тока невозможно, ибо кристал светодиода деградирует при незначительном уменьшении или превышении рабочего значения тока. По сути, светодиоды мерцают. Всегда.
Помните как нам вбивали в головы, что светодиоды это будущее? Мы ведь можем сэкономить 10Вт электроэнергии, что положительно скажется на выживании вымирающих видов африканских пони. Помните, да? Реальность обманчива — светодиоды просто дешевле, чем каноничные газоразрядные лампы. Несмотря на то, что яркость газоразрядных ламп тоже регулируется ШИМ — они не могут тухнуть моментально, таким образом уменьшая нагрузку на глаза. Светодиоды же, прекрасно и моментально тухнут.
Так что, разбираем монитор, выкидываем светодиоды и ставим лампочку Ильича. Берегите свои CRT и CCFL для детей — их глаза скажут вам спасибо. Да-да, CRT тоже. Никакого радиоактивного, альфа-, гамма-, бета-, тау-, лямбда- и прочего
эзотерически-атсрального излучения у них нет. А те нещасные электроны, которые атакуют внутреннюю пов-сть дисплея не могут навредить на растоянии 20 и более см.
Яркость дисплея. Правило гласит: 100-200 Нт(Кд/м^2). Кроме того, разница между освещённостью окружающих пов-стей не должна превышать 200Лк (тут точно не помню, курим СанПин). Переводим взгляд на стену и затем, на монитор — уменьшаем яркость, если чувствуем напряжение в глазах. А у тебя продуманное общее освещение в помещении?
Кристаллический эффект. Зависит исключительно от типа покрытия дисплея. Такое ощущение, что мониторы тестируют свиборги, но не люди. Используем матовые дисплеи только в крайних случаях — в полевых условиях. В условиях нормальной и продуктивной работы в помещении — глянцевые дисплеи. А если пов-сть экрана бликует, то виноват в этом не дисплей, а твои кривые руки и бездарность в планировке рабочего места.
Питание пикселей. Тут всё печально. Проблемы всё те же — дешёвые матрицы рук дядюшки Ляо. Суть в том, что на пиксель нельзя подавать напряжение непрерывно — его нужно постоянно инвертировать, иначе жидкий кристал примет вечный угол поляризации света (поджарится). Из-за того, что изменение полярности питания пикселя асинхронизировано с соседним пикселем (в дешёвых матрицах) — появляется заметная рябь, мерцание на частоте в в два раза меньшей от частоты развёртки (обновления).
Ещё немного по дешёвым матрицам. Часто применяют низкокачественные поляризаторы, что приводит к цветовой инверсии и муару, но косвенно влияет на зрение.
Шревты. Ещё Татьяныч об этом говорил. Юзаем нормальные ttf-шрифты и будет счастье. Желательно использовать полный хинтинг, чтобы глифы выглядели отчётливо, без гламура и красоты. Береги глаза, гентушник.
И ещё — юзаем человеческие темы, которые обеспечивают хорошую контрастность между текстом и фоном. Помнишь тот обоссаный фон в старых форточках? Он всяко оптимальнее белого фона. Стандартная тема в Gnome 3 — сущий ад, ибо в ней меняется контрастность окон в зависимости от фокуса. Только индусы без глаз могли такое придумать. Ну и белые литеры со слабым хинтингом на чёрном фоне всяко способствуют улучшению зоркости.
Вытяни руку до экрана. Так лучше всего, запомнил? Верхняя граница дисплея на высоте глаз. Ну и раз за час отойди от экрана. Посмотри на окружающий мир, на девушку которой у тебя нет и выпрыгни в окно.
По теме:
http://techmind.org/lcd/dotinv.html
http://techmind.org/lcd/dotinvrgb.html
http://techmind.org/lcd/dotinv2l.html
http://techmind.org/lcd/dotinv2lb.html
http://techmind.org/lcd/dotinvrgb2l.html
http://techmind.org/lcd/dotinvrgb2lb.html
Если у тебя хотя бы на одном видно мерцание — выкинь монитор в окно. Береги глаза — они всяко дороже твоего говномонитора.
P.S. У меня мерцает на 3 и 5. При этом, если изменить контрастность с 50 на 49 и обратно, то мерцание исчезает. Исчезает до первого изменения фона на экране. Диагноз — брак в микроконтроллере монитора (или в его ПО, что не суть, ибо дома не решается). Печально, что при покупке монитора об этом обо всём не знал. Сейчас же глаза на лоб лезут. Монитор — Philips IPS 237E. Не покупайте этот и похожий на него шлак.
P.P.S. Приношу извинения линупсоидам, которых обвинял в кривых шрифтах. Действительно, ранее полагал, что глаза болят из-за кривых шрифтов в линукс. Хотел лично подвергнуть карам Столлмана, честное слово. На самом деле, пусть и не все, но часть шрифтов вполне годная. Те же liberation, droid.