LINUX.ORG.RU

Wayland GBM (А знали ли вы?)

 ,


1

1

Постоянно встречаются вэйланд-нигилисты, которые его собсно, отрицают, ога.

Мне кажется пришло время пояснить за слона в комнате – GBM.

Знали ли вы, что в вейланде всю основную работу выполняет GBM???

Тоесть, представьте, все окна спавнятся сразу в видеопамяти, минуя процессор, если это игры под вайном/SDL, либо программы с современными тулкитами.

И композитинг тоже выполняется в ЖБМ, сразу в видеокарте, тоесть – отрендеренные окна не возвращаются в операривную память…

И даже (ПРЕДСТАВЬТЕ) все программы, даже в оконном режиме, могут использовать все преимущества DRI3.

Подумайте над этим.


Ответ на: комментарий от anonymous

Бэкэнды EGLStreams были в кедах и гноме, но поскольку в мезе уже был ЖБМ, а нвидия не захотела закоммитить код ЕЖЛ в мезу, то развитие не пошло.

Под EGLStreams тупо много чего не работало – XWayland там был инвалидом, небыло аппаратного ускорения видео, итд.

Оно работало глючно и со скрипом.

Set440
() автор топика

А в чём здесь преимущество именно wayland? Иксы с dri3 ничем не отличаются в этом плане, иксы с dri2 отличаются лишь тем, что gbm импортирует поверхности из иксов, а не наоборот (при условии что dri2 драйвер использует gbm)
В иксах в этом плане даже больше возможностей, ведь можно вообще не получать поверхности на клиенте. Даже старые приложения получают максимальную производительность, ведь команды отрисовки, отправленные на сервер он уже выполняет применяя аппаратное ускорение. Мало того, многие иксовые драйвера умеют пользоваться 2д ускорением, при наличии отдельного 2д ускорителя, чего wayland даже не снилось.
Или вот ещё хороший пример: я выделил линейную тестуру через drm и отправил её в dri3, после чего рисую через xrender:
https://git.disroot.org/mittorn/ImageViewer/src/branch/master/x11.cpp#L303
Всё аппарано ускорено. Можно ли на это сделать на wayland? Думаю, да, при наличии viewporter протокола, но честно говоря не уверен. У wayland до сих пор нет протокола рендеринга на композиторе.
Зато как только wayland столкнётся с системой без аппаратного 3д ускорения - он станет бессильным. Да, можно сделать композитор с 2д ускорением, но это будет только композитинг. Рисовать в саму поверхность придётся всё на cpu, каждый долбанный пиксель

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mittorn

Разница с иксами в том, что игры работают с DRI3 в иксах только в полноэкранном режиме. Всё оконное, – мимо, – тормозно работает через Glamor.

Почувствуешь разницу, когда для быстрого сворачивания захочешь запустить игру в FakeFullscreen.

В иксах оконные приложения не работают в DRI, а лишь только с Glamor или EXA (интел)

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Если через glamor - тормозит, да. glamor вообще давно стоит переписать на vulkan, но т.к разработка иксов заглохла, этим некому заниматься. На intel с SNA разница отзывчивости заметна даже визуально и лучше, чем на такой же системе с wayland.
Помимо intel в той или иной мере *xa реализован практически на всех драйверах кроме amdgpu и modesetting, где-то с минимальным 3д пайплайном (который всё равно отрабатывает быстрее, чем дёргать реализацию из mesa), а где-то и через специальные 2д комманды. То есть основная проблема производительности иксов и почему «wayland лучше» - это очень медленный композитинг в glamor, который ещё в добавок очень многие вещи не реализует аппаратно. Кстати, ускорение по типу glamor можно довольно компактно реализовать на вулкане, возможно потребуется небольшая интеграция с драйвером чтобы реализовать dri2, xpresent обеспечит прямую синхронизацию внутри gpu между иксами и приложением.
Для качественного взаимодействия xpresent с xcomposite возможно потребуется расширять протокол, там сейчас нет некоторых важных фич, хотя композитор может отключать редирекцию для foreground окон уже сейчас.

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 1)

Ты всё неправильно понял.

Знали ли вы, что в вейланде всю основную работу выполняет GBM???

И композитинг тоже выполняется в ЖБМ

GBM это аллокатор. Никаким композитингом он не занимается.

пояснить за слона

Слон это dma-buf, который позволяет избавиться от копирования содержимого буферов между приложением и композитором. В том числе с помощью его можно расшарить буфер в памяти gpu, а значит не нужно будет гонять данные по маршруту gpu->cpu->gpu.

ox55ff ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Set440

А в wayland она куда денется?
Нету в wayland такой магии, которая позволила бы замаппить прямогуольник окна на экране в текстуре минуя экранный фреймбуффер, так что если ты рендеришь через wayland или glamor - всё равно будешь рисовать в промежуточный буффер прежде чем отправить его на экран.
В иксах она даже была на некотором железе: раньше железо некоторых видеокарт позврляло производить микширование поверхностей оверлея непосрещственно при выводе на экран - обычно это 2-4 слоя, для каждого из которых могут задаваться координаты, размер, иногда color key. Это позволяло 2д драйверу избежать дополнительной буфферизации, вынося окно, если оно не перекрыто ничем в оверлей, а есои перекрыто - иногда с помощью color key. В иксаз я видел применение color key только для видео, в т время, как в виндовых дровах на sis под windows xp он использовался в перекрытых opengl окнах.
Но сейчас конечно подобные способы ушли в прошлое и мы довольствуемся композитингом и тройной буфферизацией - производительности теперь хватает

mittorn ★★★★★
()

Где действительно у wayland есть преимущество - так это в рамках композитинга. В иксах композитор - отдельный клиент, так ещё и не взаимодействующий напрямую с приложениями, так что при включённом композитинге любое событие должно прийти сначала в иксы, а потом уже оттуда в композитор. Притом что основное преимущество dri3 + xpresent перед dri2 - это возможность непосредственной GPU синхронизации без ожидания на CPU между рендерингом на клиенте и композитингом на экран. Иксы с композитингом этого не умеют, а без композитинга не умеют прозрачность. Как бы можно было бы решить это на стороне иксов? Сделать композитор модулем иксов, таким же как glamor, dri или драйвер, а не клиентом, а так же снабдить его необходимыми интерфейсаи для взаимодействия с xpresent. При этом DE вполне мог бы предлагать свой модуль композитинга, единственный недостаток тут - невозможность этот композитор подменить без перезапуска. Да, это получится что-то вроде wayland. Только со всеми фичами иксов и не требующий каждое DE заново реализовывать все протоколы

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 1)

Что тут думать, приложения не запускает, а читать всякую теорию мне неинтересно, практика показывает что нерабочая поделка этот ваш Wayland.

И даже (ПРЕДСТАВЬТЕ) все программы, даже в оконном режиме, могут использовать все преимущества DRI3.

Пока я вижу список того что Wayland НЕ может использовать по сравнению с Xorg, в том числе от NVidia.

MOPKOBKA ★★★★★
()
Последнее исправление: MOPKOBKA (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от mittorn

Сделать композитор модулем иксов, таким же как glamor, dri или драйвер, а не клиентом, а так же снабдить его необходимыми интерфейсаи для взаимодействия с xpresent.

Не надо, иначе краш в коде композитора будет валить весь сервер. Деды сделали как надо, а это уже прогибание под вяленный.

Skullnet ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MOPKOBKA

Не, ну в иксах правда есть проблема невозможности полноценного использрвания dri3 вместе с композитором. gbm кстати тут не причём в целом, как уже писали выше, это аллокатор, не более. И что плохо, аллокатор этот - часть mesa, намертво к нему прибитая, что и было причной споров gbm/eglstreams. gbm просто не расчитан на использование вне mesa. Какие-то драйвера делали свои minigbm, но нету универсального отдельного проекта gbm или даже какого-то общего API под все gpu, вот nvidia и пыталась продвинуть свой eglstreams

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

Ну значит необхрдимо сделать композитинг частью иксов, как этот самый glamor, чтобы приложения могли использовать прозрачность. Многий софт сейчас просто выглядит неправильно без композитинга. glamor кстати нет большой разницы, рисовать прозрачные окна или нет, это потребовало бы лишь вызова одной opengl функции, переключающей блендинг

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mittorn

Ну значит необхрдимо сделать композитинг частью иксов

Зачем? Xorg просто должен рисовать прозрачность вот и всё. Композитинг - там сложнее, наложение шейдеров, трансформации фреймбуферов окон и т.д.

Skullnet ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от MOPKOBKA

Когда у меня была nvidia, mesa можно было просто удалить и всё работало. Это был где-то 2010-2015 годы
Проблемы могут быть только с софтом, использующим gbm напрямую.
Кстати сейчас после перехода на glvnd mesa это лишь рантайм зависимость. Раньше же libGL предоставлялся на выбор mesa либо проприетарными драйверами. Старый amdgpu.pro кстати тоже имел свой libGL, в котором до сих пор было указано ATI.

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Skullnet

Так рисование прозрачности и есть композитинг. Я имею в виду это сделать частью иксов, чтобы приложения с прозрачностью в окнах не выглядели убогими чёрными квадратами. А свистоперделки уже пусть рисуются клиентским композитором.
Но клиентский композитинг в текущем виде в иксах правда лишён многих полезных фич. Без композитинга они обычно не уступают wayland (если не считать тормознутости glamor, который на каждый чих может gpu-cpu wait устраивать)
Пока исполтзовал intel - я и не подозревал, насколько glamor тормознутый, а на amdgpu он безальтернативен, да ещё и вегу постоянно крашил (они не любят gpu-cpu wait и когерентные буфферы)

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Skullnet

К слову говоря, краши glamor постоянно валят иксы. На gfx8 например (у меня была rx580) невозможно gpu reset провести без перезапуска иксов - ведь после резета вся vram превращается в шум со слегка заметными следами старого содержимого. На rdna2 как повезёт - gpu резетится и glamor может поломаться при сбросе gpu, а vram иногда слегка покрывается артефактами. А выключить glamor на amd - остаться без 3д ускорения в принципе - никакой dri поддерживаться не будет, только offscreen рендер и compute в вулкане. Можно конечно накатить vulkan wsi layer и использовать zink для opengl, но это тормозной костыль и я даже на 100% не уверен, что заработает (но в теории должно)

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ox55ff

Слон это dma-buf, который позволяет избавиться от копирования содержимого буферов между приложением и композитором. В том числе с помощью его можно расшарить буфер в памяти gpu, а значит не нужно будет гонять данные по маршруту gpu->cpu->gpu.

Спасибо за пояснение! Я в общем-то не сильно понимаю, как работает вэйланд. Схемы из википедии мне ничего не говорят, они не показывают куда идут буффера DMA-Buf / GBM / DRI3

Но вцелом, я недалеко отошёл от истины – ЖБМ спавнит окна приложений напрямую в видеопамяти, если они поддерживают ускорение конешн. Хотя да, перепутал функциональность DMA-Buf с функциями GBM

Set440
() автор топика
Последнее исправление: Set440 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LongLiveUbuntu

Судя по всему, метод такой-же как в винде-хп отрисовка аппаратным кодеком видео в плеере. Видео в винде воспроизводились так, что их нельзя заскринить, поскольку прямоугольник видео в реале залит зелёнкой для кодека, и кодеку просто передаются начальные координаты и размер окна. (Если в хп заскринить видео и вставить его в пэинт – то видео будет играться в пэинте, со смещением относительно плэйера)

Вот и тут такой-же механизм: некоторая часть Мезы написана на glsl, и как я понял, композитинг осуществляется так-же: есть стэнсильные буфферы и з-буффер, и/или 65535 наборов зелёнки, для каждого уровня окон. И композитинг работает аппаратно, на всётом-же glsl из мезы.

Set440
() автор топика

Знали ли вы, что в вейланде всю основную работу выполняет GBM???

Нет. GBM – это просто библиотека для аллокации видеобуферов с заданными свойствами и не более. Если композитор использует Vulkan, то ему не нужен никакой GBM потому что Vulkan и сам может выделять видеобуферы.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Я уже отвечал, что не вполне понимаю эту тему, но существующие схемы понимания не дают.

Если есть композиторы на вулкан, то да… но вроде, как мне кажется, их пока нет.

Уже написали про DMA-BUF. А в сообщении выше я написал, принцип композитинга, как он работает аппаратно, мои имхо-мысли.

Set440
() автор топика

Видите ли люди не только окошки могут наблюдать. И как бы это все не работало в большинстве своем для игр разницы нет. Иногда wayland дает прибавку в несколько процентов кадров. Это довольно единичные случаи и надо искать под микроскопом в какой-нибудь CS2. Но там код перелопачивают с такой безумной частотой, что непонятно отчего такой прирост, но скорее всего из-за того что что-то временно поломали и на иксах наблюдается чуть меньше кадров. И разница тут не в небольшом количестве кадров, а когда количество кадров переваливает за 240 - то есть по факту гомеопатическая разница иногда бывает. Вот тут полно видео и да, CS2 делалось на вейланде, но когда ежедневно игра качает по гигабайту обновлений сложно хоть что-то вычленить. Иногда после загрузки даже Windows версия обгоняет родную линуксовую. Но это явно указывает на очень корявый код самой игры и движка в частности, учитывая склонность спустя несколько минут сжирать ту самую прибавку в небольшое число кадров. Главный минус вейланда в том, что он не умеет разгонять монитор с 60 кадров до реальных, в моем случае до 86, чего хватает и на стрелялки. Прошивать что-то в монитор не всегда возможно как того требует вейланд, да и не стоит того чтобы заморачиваться, особенно если монитор на гарантии. Прошьешь что-то - откажут в гарантии. Неправильные настройки в иксах приведут лишь к сообщению что режим не поддерживается. Это не разгон даже, а простое выявление реальной рабочей нагрузки монитора. Железо либо позволяет, либо нет. И поднятие частоты кадров на 43% ни на что не влияет. Это голый маркетинг с программным урезанием возможностей типа якобы бизнес линейки или линейки попроще. Пока вейланд не научится разгонять мониторы вейланд нежизнеспособен. Так что оставьте себе грязь про нигилизм и прочие извращения. Монитору плевать на ваше мнение. Там управляющая плата все решает. Раз нет понимания темы надо быть скромнее, а по хорошему так вам бы еще пойти поучиться манерам, а то начнете в людей слюной брызгать такими темпами и проблем не оберетесь. Ваш нрав никому не интересен. Ну разве что ради прикола могу спросить много ли в вас говна.

https://www.youtube.com/@Malinovsky-Channel/videos

https://rutube.ru/channel/37525196/videos/

anonymous
()

И даже (ПРЕДСТАВЬТЕ) все программы, даже в оконном режиме, могут использовать все преимущества DRI3.

Тут недавно замеряли разницу в скорость в играх между Wayland и X11. Так вот: ее нет. Если её нет даже в программах жаждущих под сотню FPS, почему это должно кого-то волновать в программах, которые 99% времени рисуют статическую картинку?

gaylord
()
Ответ на: комментарий от Skullnet

Не надо, иначе краш в коде композитора будет валить весь сервер. Деды сделали как надо, а это уже прогибание под вяленный.

В Wayland просто сделали падение композитора незначительной мелочью. Пускай падает.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

разница есть, если игра запущена в FakeFullscreen с композитингом.

А часто так бывает, что патчи к вайну для отключения композитинга ломаются, и приходится костылить велосипеды.

Вяленный же, стандартно работает искаропки.

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от gaylord

Да, но как быть с оконными приложениями?

KWin-LowLatency для иксов сдох, а стандартный квин под иксами проваливает тесты статтеринга.

В иксах для плавающих окон в кедах нужен включённый композитинг, чтобы рабочий стол был красивым, но при попытке вывести с ютуба видео в 120фпс – иксы всё руинят.

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Да, но как быть с оконными приложениями?

А что с ними?

KWin-LowLatency для иксов сдох, а стандартный квин под иксами проваливает тесты статтеринга.

А причем тут иксы?

В иксах для плавающих окон в кедах нужен включённый композитинг, чтобы рабочий стол был красивым, но при попытке вывести с ютуба видео в 120фпс – иксы всё руинят.

Wayland все руинит когда надо на HiDPI курсор одинакового размера вывести в разных тулкитах. Кажется что и то, и то – решаемые проблемы, требующие определенных усилией чтобы их решить. И то и то не могут решить уже довольно давно. Кажется что проблема просто в нехватке людей.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

А что с ними?

Для плавающих окон в кедах нужен композитинг, и бровзер при попытке вывести 120фпс не справляется в иксах, фреймтайм скомканный как мятый писюн.

А причем тут иксы?

Квин-лоулатенси – единственная штука, которая спасает фреймтайм в иксах, и его закопали.

Wayland все руинит когда надо на HiDPI курсор одинакового размера вывести в разных тулкитах.

Это уже зависит от кокретного ДЕ и Композитора, в кедах я пока не наблюдал проблем. Не хочу скатывать тему в спор, но у меня всё ок

Ещё есть такая тема, что в иксах непонятная логика работы фрисинк.

У меня с квин-вэйланд, без иксов – всё ок.

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Для плавающих окон в кедах нужен композитинг, и бровзер при попытке вывести 120фпс не справляется в иксах, фреймтайм скомканный как мятый писюн.

Ваще запросто. Только причем тут GBM?

Это уже зависит от кокретного ДЕ и Композитора, в кедах я пока не наблюдал проблем. Не хочу скатывать тему в спор, но у меня всё ок

А я в кедах наблюдаю. Вот, смотри: https://pasteboard.co/GtDBb3wdyerl.png

KDE 6.2, Arch Linux, Wayland.

Ещё есть такая тема, что в иксах непонятная логика работы фрисинк.

А что именно непонятного в логике работы VRR в иксах?

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

А что именно непонятного в логике работы VRR в иксах?

VRR применяется не для полноэкранного окна, как плэйер либо игра, а для всего сервера. Потому, если включено в кедах рисование миниатюр свёрнутых окон – они влияют на синхронизацию.

Если что, я эту тему создавал не для споров, а для поиска истины.

Ваще запросто. Только причем тут GBM?

В сообщениях выше, чувак с векторной птицей на аватарке меня поправил: Что я имел ввиду не только лишь сам ЖБМ, но и DMA-BUF вчастности.

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Для плавающих окон в кедах нужен композитинг, и бровзер при попытке вывести 120фпс не справляется в иксах, фреймтайм скомканный как мятый писюн.

Перефразируя: в иксах реализовали GLX ещё в 1999 году. Что мешает реализовать GBM?

gaylord
()
Ответ на: комментарий от Set440

VRR применяется не для полноэкранного окна, как плэйер либо игра, а для всего сервера. Потому, если включено в кедах рисование миниатюр свёрнутых окон – они влияют на синхронизацию.

Так он и в Wayland применяется для всех сервера. Потому что в этом весь прикол – если мой ляптоп умеет 90Hz, а у меня в нем открыт neovim, я хочу чтобы экран работал с 1Hz. Весь. Иначе толку-то?

В сообщениях выше, чувак с векторной птицей на аватарке меня поправил: Что я имел ввиду не только лишь сам ЖБМ, но и DMA-BUF вчастности.

А что мешает принести dma-buf в X?

фреймтайм скомканный как мятый писюн.

Если что, я эту тему создавал не для споров, а для поиска истины.

Очень сильно сомневаюсь.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

Вопрос тот же – что мешает принести в X dma-buf?

ПРОТОКОЛ. Без поломки протокола нельзя перевести иксовые сокеты на DMA-BUF.

Я уверен, что энтузиасты иксов типа Фрибсд и Девуана могут заняться таким рефайнментом в будущем, но они всё поломают, и завяжут такую организацию на фичи реализованный в вэйланд-протоколе, поскольку не смогут переписать все тулкиты просто. Но это уже будет X12.

Так он и в Wayland применяется для всех сервера. Потому что в этом весь прикол – если мой ляптоп умеет 90Hz, а у меня в нем открыт neovim, я хочу чтобы экран работал с 1Hz. Весь. Иначе толку-то?

Когда окна и FakeFullscreen работают все вместе как обычные плавающие окна, то рисуются через glamor, и фрисинк от этого не спасает…

Set440
() автор топика
Последнее исправление: Set440 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Set440

ПРОТОКОЛ. Без поломки протокола нельзя перевести иксовые сокеты на DMA-BUF.

И чо? В протоколе есть расширения. GLX-то принесли?

Когда окна и FakeFullscreen работают все вместе как обычные плавающие окна, то рисуются через glamor, и фрисинк от этого не спасает…

Опять же, это проблема технического долга. Вся драма с Wayland это история про то, как пара поцонов решили что быстрее напилить с нуля, чем допилить иксы. Они ошибались.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

И чо? В протоколе есть расширения. GLX-то принесли?

Проблема только в том, что сами сокеты – это база, фундамент. Их тронуть без нарушения не получится.

Уже раньше было: воткнули в иксы DRI+SHM – сломали к чортямъ собачым сетевую прозрачность, даже не смотря на то, что это лишь расширения.

Опять же, это проблема технического долга. Вся драма с Wayland это история про то, как пара поцонов решили что быстрее напилить с нуля, чем допилить иксы. Они ошибались.

Я так не думаю. Посмотри на это с такой стороны: всё сломать или написать с нуля == одно и то же.

Даже если представить вендовое стабильное апи – там тоже выкидываю легаси-код. (например виртуальная машина доса для NT)

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Проблема только в том, что сами сокеты – это база, фундамент. Их тронуть без нарушения не получится.

Так и в Wayland сокеты. Точно такие же unix сокеты.

Я так не думаю. Посмотри на это с такой стороны: всё сломать или написать с нуля == одно и то же.

Я как раз не понимаю зачем ломать. Мне кажется ты не до конца понимаешь, как работает dma-buf и вообще рендеринг в Wayland.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от gaylord

Я как раз не понимаю зачем ломать. Мне кажется ты не до конца понимаешь, как работает dma-buf и вообще рендеринг в Wayland.

Я уже говорил, что не очень понимаю. Именно для этого я и создал тему, посмотреть, что скажешь ты и остальные люди.

Может быть есть статьи из блога шапки, о том, почему они не завезли дма-буф в иксы? Может где-то есть критика таких статей? Может Лундюк об этом что-то рассказывал?

По факту мы имеем то, что почти все разработчики иксов свалили делать вэйланд, а мы с тобой сидим и ничего не понимаем, потому-что эти-самые разработчики не оставили нам никаких записей.

Set440
() автор топика

Это не имеет значения без приложений. А они все перестали работать с появлением Вялого. Со временем часть починили. Часть так и осталась нерабочей. Конечному пользователю всё равно что там. Если всё перестало работать из-за Вялого – значит Вялый в этом и виноват

thegoldone ★★
()
Ответ на: комментарий от Set440

Я уже говорил, что не очень понимаю. Именно для этого я и создал тему, посмотреть, что скажешь ты и остальные люди.

Что Wayland, что X общаются через unix-сокеты. Что Wayland, что X умеют шарить буферы без копирования между клиентом и сервером через передачу файловых дескрипторов между клиентом и Xorg/композитором. Просто Wayland пилят (dma-buf относительно новая штука), а Xorg – нет.

Может быть есть статьи из блога шапки, о том, почему они не завезли дма-буф в иксы? Может где-то есть критика таких статей? Может Лундюк об этом что-то рассказывал?

Потому что они уже пилили Wayland и им хватает того, что они напилили.

По факту мы имеем то, что почти все разработчики иксов свалили делать вэйланд, а мы с тобой сидим и ничего не понимаем, потому-что эти-самые разработчики не оставили нам никаких записей.

Назови хотя бы трех разработчиков иксов, которые запилили что-то в core протокол.

gaylord
()
Ответ на: комментарий от thegoldone

Прогресс без жертв не даётся.

Когда в Америце запилили конвейры и пошла массовая идустриализация, то поначалу тоже были тонны безработицы.

А только потом как-то устаканилось.

Set440
() автор топика
Ответ на: комментарий от Set440

Когда в Америце запилили конвейры и пошла массовая идустриализация, то поначалу тоже были тонны безработицы.

Это какая-то странная аналогия. Вот тебе более близкая: в Москве началась реновация, тебя выгнали из дома. Новый дом достроят через пять лет. Удачи.

gaylord
()