Может кто-то встречал необычные идеи, концептуальыне проекты, или просто какие-то передовые и непопулярные модификации имеющихся инструментов разработки интерфейсов?
Интерфейсы довольно длительное время были в плену у объектно-ориентированного рака, где у вас есть одна кнопка, одна мышка, и вам нужно нажать мышкой на кнопку — отсюда было шизофреническое разделение интерфейса на независимые сущности, отсюда главный цикл, который обрабатывает эту самую одну мышку (либо кнопку клавиатуры), и объекты GUI как состояния кусков экрана. В Smalltalk/VisualWorks отдельные объекты были более значимо выделены (с возможностью сохранять состояния отдельных объектов), а в современных десктопных GUI весь гуй является одним состоянием, и очередь сообщений у него тоже одна.
Одними из первых от этой модели отказались игроделы, которые смекнули, что рисовать интерфейс можно независимо от расчета логики игры и реакции на ввод. Примерно в этом состоянии и находится индустрия сейчас, как тот же андроид Lollipop, на который неспешно перекатываются девайсы.
Самую-присамую писечеку из рядов массового софтопрома разрабатывает гугл в своем хроме:
https://www.chromium.org/developers/design-documents/compositor-thread-archit...
В хроме поток логики с жавоскриптом остается за главного, однако, часть логики отрисовки блоков перенесена в отдельный поток композитора — за счет чего веб-страница выглядит относительно живо при висящем жавоскрипте. Само наложение текстур блоков с CSS-рюшечками, естественно, делаются уже на видеокарте в отдельном потоке, а композитор только отвечает за «быстрые» прокрутку и изменение размеров. Быстрые — то есть описанных через базовые поддерживаемые концепции HTML/CSS и без задействования JS.
Но даже этого недостаточно для того, чтобы приложения на электроне перестали быть тормозным и жрущим оперативу калом. Но достаточно, чтобы сравниться с приложениями на Java. Это забавно выглядит в 2020 году, когда производительность процессоров растет медленнее, чем растет тормознутость интерфейсов. Сижу я тут, играю в Deus Ex: Mankind Divided, и думаю: а может, и правда, в 2029 году «прогресс» дойдет до того, что интерфейс для ввода четырех циферок будет открываться-закрываться по пять секунд, как в этой игре? И выключатели на тач скринах, которые работают только на «вкл-выкл» — я ванговал в соседнем треде, что на будущих девайсах для прогрессивной молодежи должна быть только одна кнопка.
Объективно, если брать современный GUI iOS/Android, то это упрощение по сравнению с многозадачными интерфейсами десктопов: пониженные требования многозадачности, пониженные требования к отзывчивости, набор доступных действий неочевиден, что идет против концепции GUI «я должен найти все фичи программы просто гуляя по менюшкам» — последняя проблема уже имеет варианты решения в виде Pie/Marking Menus. Да, это частично оправдано малым экраном. Да, эти проблемы со временем можно будет частично решить (если тенденция ухудшения не перевесит тендинцию улучшения). Но в целом, с позиции разработки, программы для тачфонов по прежнему пишутся в стиле однопоточного цикла обработки сообщений, просто сообщения стали несколько другими.
Меня пока что манит идея «скриптовухой» выкидывать описание GUI в какую-то структуру в разделяемой памяти, чтобы потом по этой структуре происходила отрисовка интерфейса, причем, той же «сприптовухой», но параллельно работающей. Вплоть до того, что с разделяемой структурой интерфейса будет работать несколько программ, используя транзакции. Например, у нас есть программа основной логики интерфейса, которая обрабатывает окошечки/кнопочки/поля ввода, и есть задачи фонового скачивания файлов. Фоновое скачивание живет само по себе, обновляет свои специфичные элементы GUI, при этом большую часть времени не взаимодействует с потоком логики, а только взаимодействует с отрисовщиком/композитором/taskname через разделяемую память.