LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

SpaceX взлетел. Ступень опять сломалась при посадке.

 , , ,


0

1

Трансляция https://www.youtube.com/watch?v=csVpa25iqH0

У Зелёного Кота http://zelenyikot.livejournal.com/68490.html

Свитер Маска https://twitter.com/elonmusk

Кажись, опять жёсткая посадка:

Rocket landed on droneship, but too hard for survival.

★★

Последнее исправление: user42 (всего исправлений: 11)
Ответ на: комментарий от quickquest

Там нет никаких автоколебаний, система устойчива (да и странно было бы, если бы ракетные инженеры такой элементарной вещи не осилили). В первые моменты на видео ракета вертикально и совершенно стабильно снижается на платформу. Потом её сносит в сторону (возможно, что и в самом деле из-за порыва ветра), и чтобы вернуться обратно на траекторию, она наклоняется. ИЧСХ, возвращается, но погасить горизонтальную скорость не успевает. Если бы всё произошло чуть повыше — ракета после возвращения на траекторию наклонилась бы в противоположную сторону, погасив горизонтальную скорость, а потом выровнялась и строго вертикально села. Но тут переходный процесс совпал с моментом приземления.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

а донаводка должна быть без перерегулирования

Тогда управление будет очень медленным. САУ с максимальным быстродействием имеет перерегулирование около 10%. В этой ситуации если бы ракета начала возвращаться на траекторию так, чтобы не было перерегулирования, она бы просто не успела на неё вернуться к моменту посадки.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от KivApple

стоит вопрос «вернут ли первую ступень», который для отечественных аналогов вообще не ставится.

Неоднократно ставился: «Ангара-М» — парашюты, «Байкал-Ангара» — крылья , но наши «богатенькие буратины» не финансируют.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

С этим никто не спорит, но парашют надёжнее и всепогоднее, чем «капризная реактивная тормозилка».

Только ракетная тормозилка пытается решить задачу, которую парашют в принципе неспособен решить. И даже то, что удалось сделать уже сейчас, парашютам неподвластно (приземлить ракету на пятачок размером с футбольное поле, в условиях ветра, с почти нулевой вертикальной скоростью). Не удалось только удержать её вертикально после посадки — эту задачу для парашютов кто-то всерьёз вряд ли даже рассматривал.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Тогда управление будет очень медленным.

Управление длинной и тяжёлой «железякой» только изменением вектора тяги маршевых двигателей не может быть быстрым, ибо там углы отклонения сопел конструктивно ограничены.

но погасить горизонтальную скорость не успевает.
Но тут переходный процесс совпал с моментом приземления.

Заказчикам, особенно военным, нужны ракеты, летающие почти в любую погоду, а эти проблемы делают SpaceX неконкурентоспособным.

эту задачу для парашютов кто-то всерьёз вряд ли даже рассматривал.

Чуть выше уже давал ссылку на проект «Ангара-М» с перехватом парашютируемых модулей вертолётами.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Заказчикам, особенно военным, нужны ракеты, летающие почти в любую погоду, а эти проблемы делают SpaceX неконкурентоспособным.

С интересом посмотрю, как вертолётчики будут ловить модули на парашютах «почти в любую погоду». С ракетой же можно решить проблему как тупыми методами (типа посадки в огромную яму), так и умными (предсказанием резких порывов ветра в пределах ближайших пяти секунд через систему датчиков на летающих вокруг беспилотниках).

Чуть выше уже давал ссылку на проект «Ангара-М» с перехватом парашютируемых модулей вертолётами.

Это не то же самое, что мягко посадить ракету вертикально на хвост. Парашюты этого не могут и никогда не смогут, точка. А ракетная система в принципе может.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Потом её сносит в сторону (возможно, что и в самом деле из-за порыва ветра

Да не сносит ее ветром. Она донаводится на центр платформы. А так еще и ветер (ну и возможные баги в системе управления), она делает это с перелетом.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Ага, сколько ещё неудачных посадок потребуется, чтобы вернуться к теплым и лампо мягким парашютам?

Вообще то все рассказы про парашуты для возврата ракет в настоящий момент исключительные фантазии. Нет этого.

А вот посадка ракетным способом - воплощены в железе и находятся в стадии испытаний.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от kernel

Она донаводится на центр платформы.

Мне, человеку с дипломами бакалавра и магистра по теории управления, этот подход кажется странным. Нет, не так — он мне кажется идиотским.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

С интересом посмотрю, как вертолётчики будут ловить модули на парашютах «почти в любую погоду».

Посадки «Союзов» вертолётчики службы спасения перехватывают практически в любую погоду.

Это не то же самое, что мягко посадить ракету вертикально на хвост. Парашюты этого не могут и никогда не смогут, точка. А ракетная система в принципе может.

Вертикально на хвост можно сажать или в точке старта, или на ограниченном количестве заранее подготовленных площадок, но у нас и в Плесецке и на «Восточном» кругом ёлки да сопки. Ракеты в тамошних дебрях садится «не могут и никогда не смогут, точка». А парашютная система с перехватом «в принципе может».

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Мне, человеку с дипломами бакалавра и магистра по теории управления, этот подход кажется странным. Нет, не так — он мне кажется идиотским.

Скорее всего вы просто не в курсе наложенных на алгоритм технических ограничений. Там на ролике видны все фазы работы алгоритма

1) падаем крутя рулями
2) включаем движок и тормозим до посадочной скорости
3) бешенно донаводимся на цель постепенно заходя в целевой набор параметров (скорость по обеим осям ноль, высота ноль) и садимся

Что бы в этап 3 донаводится не бешенно, надо начинать этап выше, а значит тяга движка на этом этапе должна быть меньше. Проблема в том что там TWR даже одного движка больше единицы, и снизить тягу меньше технически либо невозможно, либо очень сложно.

При этом погасить движок и опять запустить на финальном этапе посадки так же технически очень сложно/невозможно.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Посадки «Союзов» вертолётчики службы спасения перехватывают практически в любую погоду.

В воздухе перехватывают? Нюню. :D

Это не то же самое, что мягко посадить ракету вертикально на

Вертикально на хвост можно сажать или в точке старта, или на ограниченном количестве заранее подготовленных площадок, но у нас и в Плесецке и на «Восточном» кругом ёлки да сопки. Ракеты в тамошних дебрях садится «не могут и никогда не смогут, точка». А парашютная система с перехватом «в принципе может».

Ровных площадок построт в тайге никаких технических ограничений есть. А перехватов парашутных посадок с вертолета сколько в истории человечества было? :D

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Чудесно. Парашюты лучше ракет потому что в России не осилят заасфальтировать площадку с футбольное поле для посадки. Мне даже нечего возразить.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Что мешает наводиться на цель на втором этапе?

Я лично понятия не имею. Но на ролике явно видно что это отдельные этапы, падаем, тормозим, рулим+тормозим.

PS
Вангую что сложности предсказания поведения ракеты если ее вертеть на такой скорости, боковые нагрузки от набегающего потока на которые ракета не рассчитана. Ну и на такой скорости падения допуски в изменении вектора тяги ракету унесут не туда. По этому сначала тормозим просто, а потом уже играем вектором тяги что бы попасть точно в цель.

Собственно когда будут сажать на землю то вангую что 3й фазы в таком виде не будет. Так удастся избежать этих плясок с боковой скоростью.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от kernel

Я лично понятия не имею.

Потому что ответ: ничто не мешает. И на ролике видно, что ракета летит точно на платформу, но в определённый момент её сносит. Такое бывает, для компенсации возмущающих воздействий и нужны системы управления. Система управления возвращает ракету на траекторию, но асфальт прилетает быстрее.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Потому что ответ: ничто не мешает. И на ролике видно, что ракета летит точно на платформ

Не видно там этого, это исключительно кажущийся эффект: кажется что летит точно на платформу.

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от kernel

Но ты-то точно знаешь, что хотя по видео и КАЖЕТСЯ, что она летит точно на платформу, но НА САМОМ ДЕЛЕ это не так. А почему? Потому что тебе хочется в это верить? А зачем?

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Polugnom

http://www.space.com/26755-spacex-texas-private-spaceport.html

Это налоговые льготы от Техаса а не от правительства США. Я об этом читал. Это когда инвестиции не облагаются налогом, что принято во всем мире(не в курсе насчет Росии).

Вы писали что правительство США им бюджетные деньги на строительство космодрома выделяет. Хотелось бы об этом поподробнее.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от KivApple

стоимость запуска вполне соизмерима с аналогами

Вообще-то ниже почти всех аналогов.
Даже китайцы закладыют стоимость запуска дороже чем у SpaceX

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

++
Вообще, как мне кажется, до успешной посадки не хватило совсем немногого. По видео видно, что ступень даже несколько секунд стояла на опорах, прежде чем опрокинуться и взорваться.

kravich ★★★★
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

ну так две извечные проблемы же

Deleted
()
Ответ на: комментарий от kravich

ну там «рулевые» двигатели(или как там они называются) на верху работали как бешеные, пытались выправить ракету. Но «не шмагала», и это пичально.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Bad_ptr

почему так издалека снимают

Шоб не убило мягкой посадкой.

user42 ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Bad_ptr

Походу с беспилотника снимали. Маску надо отдать должное. Цель по факту уничтожена. Расход - две. :)

trueshell ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

ну там «рулевые» двигатели(или как там они называются) на верху работали как бешеные, пытались выправить ракету. Но «не шмагала», и это пичально.

У них было мало шансов, боковую скорость там более менее выправить можно только вектором тяги. Ну и вообще то как раз эта фаза прошла относительно удачно, ракета только потом навернулась.

PS
Я вообще подозреваю что там будет как раз большая проблема именно в том что бы не дать опрокинутся уже нормально севшей ракете

kernel ★★☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Но ты-то точно знаешь, что хотя по видео и КАЖЕТСЯ, что она летит точно на платформу, но НА САМОМ ДЕЛЕ это не так. А почему? Потому что тебе хочется в это верить? А зачем?

Я точно знаю что
а) человек на этой мутной картинке хреново видит относительную скорость и направление.

б) точного наведения в условиях переменного ветра не бывает - так что ракета подошла к платформе с какими то неточностями

По этому не мне понятна скорее ваша уверенность что она падала точно - с чего вы это взяли?

ЗЫ ну давайте прикинем скольо дополнительной скорости должен был придать порыв ветра в вашей теории что бы оно так промахнулось.

kernel ★★☆
()
Последнее исправление: kernel (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от kernel

Первое: идеально точного наведения вообще не бывает, в принципе. Погрешность может быть приемлемой и неприемлемой для решения задачи, вот и всё.
Второе: стопроцентной уверенности вообще не бывает, в принципе. Если речь не о религиозной вере, конечно. Речь может идти о степени доверия информации и степени правдоподобности версий.

Короче, разговор ни о чём. Версии озвучены, подождём, что Маск скажет.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

подождём, что Маск скажет

Правды он точно не скажет. Людям такого пошиба не по статусу выглядеть лузерами. Он опять, полагаю, будет настаивать на каких-то мифологических «частичных удачах».

trueshell ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trueshell

Речь о технических деталях. А про «частичные удачи» мы и так знаем, что Маск молодец и няшка.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от prischeyadro

Это элонмасковский особый новояз. «Не упала, а жестко приземлилась, не взорвалась, а нештатно саморазобралась...» (с) и дальше в том же духе, др. Геббельс и Оруэлл плачут, обнявшись.

slackwarrior ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slackwarrior

Hard landings can vary in seriousness from simply causing mild passenger discomfort to situations resulting in serious vehicle damage, structural failure, injuries, and/or loss of life.

prischeyadro ★★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Что вам в НАСА плохого сделали... американские налогоплательщики? :) («гугл Elon Musk government subsidies», алсо «Myth about lone inventor», «The Rent Seeker, Posing as Visionary» и еще, на минуточку, задумчивое размышление рейтингового агенцтва Блумберг откуда деньги Зин?«Elon Musk: Visionary or Rent-Seeker?» (с), е-тэ-цэ)

slackwarrior ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от trueshell

Честные люди, потратив чужие деньги, бросались из окна на Вол-Стрит :) Этот «улетит, пообещав все вернуть», если не грохнут.

slackwarrior ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

«SolarCity told government officials it would use local labor, but it never informed them that it would be using incarcerated local labor instead of trained technicians» (с)

Труд зеков - «фууу как нерукопожатно» :) Совестливо и гадливо стало на душе?

slackwarrior ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.