LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Светодиоды vs лампы накаливания: не понимаю

 , ,


1

1

Почему светодиоды полностью вытеснили лампы накаливания в фонариках, но с таким скрипом продвигаются в автомобильных фарах? Почему светодиоды дешевле, долговечнее, экономичнее, надёжнее в фонариках? Ведь выход из строя одного светодиода не критичен, фонариком можно и дальше пользоваться? Почему на светодиодные лампы в фарах такие конские цены? Почему светодиоды не ставят на все без исключения новые авто? Где логика?

★★★★★

А ты видел сколько светодиодные лампочки для дома стоят? У них такая цена, что кажется, что окупаться на экономии эл. эн. она будет полгода-год и только потом экономить.

grem ★★★★★
()

Посмотри устройство светодиодных ламп нормальной мощности, вопросы отпадут.

mandala ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mandala

А почему светодиодный фонарик аналогичной мощности сделать легко, а фару - тяжело? Для дома там немного другое - там и спектр важен (тёплое ламповое свечение), и мощность, и возможность врубать в сеть переменного тока и т.п.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от next_time

потому, что фонарик светит слабее, не?

Не, ни капли

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от mandala

Вот! А в чём принципиальная разница?

tiinn ★★★★★
() автор топика

А мне кажется это потому, что очень сложно с помощью светодиодов сформировать пучок света нужной для ближнего света конфигурации (т.н. «галочка»), что линзованной, что рефлекторной, т.к. существующие способы требуют точечного источника света, а у светодиода достаточной мощности излучающая поверхность далеко не точка.

В дальнем же свете и ДХО уже довольно давно используют.

Opxocc
()
Ответ на: комментарий от Opxocc

А мне кажется это потому, что очень сложно с помощью светодиодов сформировать пучок света нужной для ближнего света конфигурации (т.н. «галочка»), что линзованной, что рефлекторной, т.к. существующие способы требуют точечного источника света, а у светодиода достаточной мощности излучающая поверхность далеко не точка.

ИМХО, отражатель можно рассчитать и для светодиодов, и получить нужную конфигурацию, это не проблема

В дальнем же свете и ДХО уже довольно давно используют.

Вот вопрос-то, почему не используют по умолчанию везде, как светодиоды в фонариках?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

Насчёт отражателя сильно сомневаюсь, линзы - да, реально, сначала через хитрую линзу типа Френеля, потом через обычную собрать пучок, но ИМХО это будет громоздко очень и соответственно дорого.

И на второй вопрос ответ - дорого, т.к. для мощных светиков нужно охлаждение, контроллер, потому и встречается сейчас только на всяких Ауди и Порше.

Opxocc
()
Ответ на: комментарий от tiinn

для дома там немного другое - там и спектр важен

А в автомобильных фарах спектр ещё важнее. В монохромном свете не осебенно-то видно препятствия. Несколько узких монохромных полос - не большая разница. Чтобы хорошо видеть дорогу нужен очень широкий спектр, а это сложно, дорого и горячо. Но в целом, реально.

Pythagoras ★★
()
Ответ на: комментарий от Pythagoras

У ксенона спектр куда хуже чем у диода. Что не мешает их ставить массово. Я, правда, с ксеноном никогда не ездил, как там что видно не знаю. А вот три диодных прожектора по 50W недавно купил на дачу двор и подъезд освещать. Тыща с чем-то рупий за штуку. Не скажу, что в их свете что-то плохо видно.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Вот! Ладно, будем считать, что проблема в «сформировать пучок света нужной для ближнего света конфигурации», которая перевешивает и дешевизну, и экономичность, и безопасность (в плане того, что диоды перегорают по одному) светодиодов.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Opxocc

И на второй вопрос ответ - дорого, т.к. для мощных светиков нужно охлаждение, контроллер, потому и встречается сейчас только на всяких Ауди и Порше.

А почему вместо одного мощного не используют пару сотен обычных диодов? Тоже конфигурацию пучка надо хитро формировать?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от grem

Так в них кроме китайский конденсаторов дохнуть нечему. Купил два года назад 4 лампочки по сто рублей, до сих пор стоят. Две гореть перестали, мне было лень за другими идти - открыл, кондёры заменил, работают как новые. Мне норм.

Llevellyn
()
Ответ на: комментарий от Llevellyn

по 100 рублей? я дешевле 400 пока не помню чтобы видел, может плохо искал. районе 100 рублей стоят «ртутные»

grem ★★★★★
()

Противотуманные фары обычно - оранжевые, такой цвет дальше распространяется через туман. Поэтому синие светодиоды будут менее эффективны, там спектр излучения какой-то не такой. Непривычный для человеческого глаза (не похож на солнечный).

pacify ★★★★★
()

неужто «лампы накаливания» до сих пор используют в фарах (ближнего-дальнего света) в новых авто?
по-моему сейчас в легковых авто галоген, ксенон.

bl ★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

У ксенона спектр куда хуже чем у диода.

Ксенон, да, ещё хуже, даже если сравнивать с озвученными светодиодными фонариками, а не качественными фарами. Но он гораздо меньше греется, поэтому его можно сделать ярче, что несколько компенсирует недостаток спектра.

Pythagoras ★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

как тогда галогенки используют? Там спектр тоже другой

У галогенок хороший сплошной и широкий спектр.

Pythagoras ★★
()
Ответ на: комментарий от bl

Галоген - это и есть лампа накаливания

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

А почему вместо одного мощного не используют пару сотен обычных диодов? Тоже конфигурацию пучка надо хитро формировать?

Тогда их соединять замучаешься между собой, да и при равной суммарной мощности тепла будет столько-же, если не больше. Ну и фокусировка, да, обычно ставят напротив каждого светодиода линзочку, либо вокруг него отражатель, чтобы светило прямо, а не во все стороны. Ну и не забывай что речь идёт об авто, там и внешний вид получившейся фары важен.

Opxocc
()
Ответ на: комментарий от Opxocc

Тепла там немного, светофоры же не требуют доп. охлаждения. Внешний вид - ну я ХЗ, может, и важно.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от grem

Обычные китайские. И это до взлета доллара было вообще-то.

Llevellyn
()

Почему светодиоды полностью вытеснили лампы накаливания в фонариках

Из-за размера, нет? В фарах-то места больше, тепло проще отводить и так далее.

alozovskoy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от alozovskoy

Нет.

1.Надёжность - один диод перегорает, фонарик ещё работает. 
2.Долговечность - лампочки перегорают чаще, чем диоды выходят из строя.
3.Экономичность - фонарик от трёх батареек ААА способен неделю светить непрерывно.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

А если в фонарике 1 диод? Лампочку перегоревшую, кстати, проще заменить чем диод. Про экономичность не спорю, хотя фонарик с лампочкой будет светить до последнего издыхания.

alozovskoy ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

один диод перегорает, фонарик ещё работает.

У меня за прошлый год в квартире сдохли две светодиодных «лампочки», в каждой из которых примерно по десять светодиодов. Китайцы любую технологию могут заставить работать не более года.

Sadler ★★★
()
Ответ на: комментарий от Sadler

Квартиры мы сейчас не рассматриваем. Тут и преобразователь AC-DC, и конденсаторы, и диоды мощные...

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от alozovskoy

А если в фонарике 1 диод?

Тады ой, но мы такие фонарики рассматривать не будем, в большинстве их, всё-таки, несколько.

tiinn ★★★★★
() автор топика

Ответ,на самом деле,очень прост. Лампы накаливания дешевы и выдерживают нагрев градусов до 200, но светят тускло с маленьким КПД. Светодиоды стоят дорого не терпят перегрева, но КПД высокий. Чтобы диоды светила ярко через них надо пропустить большой ток, что приводит к перегреву. Дешево решить проблему перегрева не получается, поэтому автопроизводители экономят.

ArtSh ★★★
()

Почему светодиоды полностью вытеснили лампы накаливания в фонариках, но с таким скрипом продвигаются в автомобильных фарах?

Потому что в итоге Mercedes и BMW пришли к выводу, что дешевле делать сразу лазерные фары. На разработку нормальных светодиодных фар у Audi ушло несколько лет, ценник у фары просто конский. Стоимость самой лампы выше, чем у ксенона.

Вся проблема в том, что обычные лампы с нитями накаливания, галогенные лампы и даже ксенон - работают примерно одинаково, разница в силе светового потока. Светодиод это совершенно другой принцип. Любые попытки поставить светодиодные лампы в обычные фары (есть светодиодные лампы под H3 и H4, например) дают весьма плачевные результаты, хотя лампы и стоят по 5-6к.

ekzotech ★★★★
()

Почему светодиоды полностью вытеснили лампы накаливания в фонариках, но с таким скрипом продвигаются в автомобильных фарах?

потому что те фонарики которые ты видел в них ставят мусор вместо светодиодов (как правило индикаторные светодиоды, вместо осветительных, благо технический прогресс уже научился делать индикаторные, которые «светят» по мнению обыватей).

Фонарики на нормальном светодиоде (как правило для большинства нужд хватит 1 нормального светодиода, если непланируется с него больше нескольких Вт снимать) - те в оффлайне стоят настолько неприлично дорого, что их у нас нету. Только заказывать извне.

либо за теже деньги, что можно заказать извне «нормальный» фонарь, тут продаётся опять же хлам, в котором стоит негодный дешовый светодиод 0.5Вт-1Вт или что-то такое. А т.к. литиевыми аккумуляторами никто из обычных людей для фонарей непользуется, то они никогда невключают его на всю мощь, что продлевает его срок службы.

Почему светодиоды дешевле, долговечнее, экономичнее, надёжнее в фонариках?

средняя цена нормального светодиода несколько $. Автонищебродам слишком дорого это всё. Они ж итак в обморок падают от цен на топливо/масло и всячески пытаются экономить его.

Ведь выход из строя одного светодиода не критичен, фонариком можно и дальше пользоваться?

ты наверно только видел в руках фонарики-электробычки, которые тлеют в темноте своей синевой, но несветят.

http://s017.radikal.ru/i430/1201/2d/28ee1d5f3411.jpg как думаешь, сколько такое чудо стоит? при весе всего в ~500г.

Где логика?

единственная проблема мощных осветительных светодиодов - отвод тепла. Если для лампы можно забить хер на это всё и держать температуру под несколько сот С, то там такой фокус непройдёт (больше 80 С уже очень чревато последтвиями).

поэтому есть очень мощные «фонарики» например в 10-30Вт и больше. Но светить долго ими невыходит, т.к. отводить тепло нечем. Для эпизодических целей вполне подходят.

а те производители, кто всё таки решился ставить светодиоды в фары и прочее, то используют их например на 10-25% мощности, чтоб небыло проблем с теплоотводом. Поэтому их требуется больше 1, чтоб обеспечивать такой же световой поток как с аналогичной лампы, что тоже удорожает.

n_play
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Тады ой, но мы такие фонарики рассматривать не будем, в большинстве их, всё-таки, несколько.

это как раз и есть фонарики. 1 светодиод, это несколько Вт без проблем (300-500Лм света легко, при должном теплоотводе).

несколько светодиодов, это уже «фонарь-прожектор». И там мощность в десятки Вт на них идёт. И светит это досточно. (чуть выше ниже приложил картинку, угадай сколько там светодиодов в том фонаре)

а тот мусор, что продаётся кругом, ненадо считать фонариками. светит чуть лучше спички, или экрана «смартфона».

n_play
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

Любые попытки поставить светодиодные лампы в обычные фары (есть светодиодные лампы под H3 и H4, например) дают весьма плачевные результаты, хотя лампы и стоят по 5-6к.

результат плачевен, потому что фара - это цела оптическая система, одной заменой лампы на светодиоды тут врядли что-то поможет.

нужно целиком другая оптическая система, настроенная под светотодиоды. Т.е. нужна новая фара целиком, спроектированная под светодиодны.

светодиоды в формате «лампы» в специально настроенных системах под лампу - однозначно фейл. максимум годятся лишь для средних домохозяечных нужд.

n_play
()
Ответ на: комментарий от n_play

Я это и имел ввиду. А построение новой оптической схемы под светодиоды - очень затратно, долгий и сложный процесс. И в итоге ценник выходит реально конский. На Audi Allroad первого поколения (2000-2005 годы) передняя фара Hella (ксенон-линза на ближний и галоген-дальний + автокорректор) стоит 25 тысяч. Сколько стоят светодиодные фары на новых Audi - читал про 500 тысяч за 2 фары - но тут непонятно, входят ли все управляющие блоки в комплект (по 4 блока на фару, и самая сложная часть именно в том, чтоб найти эти блоки, фары на разборе можно и по 30к купить).

А сколько они вгрохали в разработку - страшно даже представить. Думаю, что дело не ограничится десятками миллионов евро.

А лазерные фары имеют своё преимущество, ну и вроде как разработка выходит дешевле.

ekzotech ★★★★
()
Последнее исправление: ekzotech (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Pythagoras

А в автомобильных фарах спектр ещё важнее. В монохромном свете не осебенно-то видно препятствия.

Сейчас все города освещаются натриевыми лампами. Их свет практически монохроматичен (дублет натрия 589 нм и 589,6 нм).

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

Вся проблема в том, что обычные лампы с нитями накаливания, галогенные лампы и даже ксенон - работают примерно одинаково, разница в силе светового потока

Галогенные и обычные накаливания — светит разогретая током нить. Ксенон — светит разогретый током газ. Светодиод — светит электрон (из источника тока) рекомбинирующий с дыркой.

Любые попытки поставить светодиодные лампы в обычные фары (есть светодиодные лампы под H3 и H4, например) дают весьма плачевные результаты, хотя лампы и стоят по 5-6к.

Чем докажете? Сейчас уже доступны светодиодные лампы до 700—1000 люмен.

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

А построение новой оптической схемы под светодиоды - очень затратно, долгий и сложный процесс.

Нет, это очень дёшево. На уровне магистерской работы выпускника ВУЗа + комплект программного обеспечения.

Сколько стоят светодиодные фары на новых Audi - читал про 500 тысяч за 2 фары - но тут непонятно, входят ли все управляющие блоки в комплект (по 4 блока на фару, и самая сложная часть именно в том, чтоб найти эти блоки, фары на разборе можно и по 30к купить).

Вы ещё сравните цену фирменных картриджей и не очень фирменных.

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Галогенные и обычные накаливания — светит разогретая током нить. Ксенон — светит разогретый током газ. Светодиод — светит электрон (из источника тока) рекомбинирующий с дыркой.

Из них первые 3 создают более-менее одинаковый поток света, если не учитывать его силу, в то время как световой поток светодиодов в корне отличается.

Чем докажете? Сейчас уже доступны светодиодные лампы до 700—1000 люмен.

Ага, при этом галогенки имеют световой поток до 1500 люмен, ксенон до 3500 люмен. И опять же, линза или дефлектор сконструированы под галогенки или ксенон, учитывая их особенности рассеивания. А у светодиода свои особенности, и попытки подогнать их под галогенки приводя к тому, что светодиодные лампы больше светятся, чем светят.

Ну и элементарно тесты. Попробуй поставить даже вместо простых ламп (габариты и тормозные огни) светодиоды. А ещё лучше попробуй на передних фарах. И попробуй вместо H3 в ПТФ, например, поставить светодиоды. Увидишь разницу.

Чтобы раскрыть потенциал светодиодов - (я уже выше писал) - нужно создавать абсолютно новую фару. Нельзя взять старую под галоген и воткнуть в неё светодиод.

ekzotech ★★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Нет, это очень дёшево. На уровне магистерской работы выпускника ВУЗа + комплект программного обеспечения.

Речь про «светит абы как» или «светит не хуже ксеноновых линз»? Если про первое - можно смело ставить в обычную фару светодиодные лампы H или HB. Будет тот же самый результат, ну или чуть лучше.

Перед конструкторами Audi стояла задача сделать свет равный или превосходящий ксеноновые линзы. Насколько я знаю - в основном владельцы новых ауди на свет не жалуются.

Вы ещё сравните цену фирменных картриджей и не очень фирменных.

Всё упирается в цену. Хороший качественный светодиод стоит недёшево. Причём разница в цене между хорошими и простыми может быть в сотни раз, впрочем, разница в мощности будет тоже немаленькой.

ekzotech ★★★★
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

Из них первые 3 создают более-менее одинаковый поток света

Разный. По световому потому можно сравнить только аглоген и ксенон.

Ага, при этом галогенки имеют световой поток до 1500 люмен, ксенон до 3500 люмен.

Только греются при этом очень сильно ;)

И опять же, линза или дефлектор сконструированы под галогенки или ксенон, учитывая их особенности рассеивания.

Рассчитать дефлектор или линзу — работа на уровне магистерской профильного ВУЗа.

Чтобы раскрыть потенциал светодиодов - (я уже выше писал) - нужно создавать абсолютно новую фару.

Создать новую фару, не такое сложное дело как кажется.

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от ekzotech

Речь про «светит абы как» или «светит не хуже ксеноновых линз»?

Светотехнические рассчёты уже давно стали рутиной. Вписаться в тепловой пакет — более сложная задача.

Всё упирается в цену. Хороший качественный светодиод стоит недёшево.

Только вот Ауди не производит светодиоды. Что в фирменной фаре, что в не очень стоят одни и те же светодиоды. А цена светодиода с драйвером сопоставима с ценой ксенона с блоком питания и розжига.

ArtSh ★★★
()
Ответ на: комментарий от n_play

а тот мусор, что продаётся кругом, ненадо считать фонариками. светит чуть лучше спички, или экрана «смартфона».

Я сравниваю с фонариками на обычной лампочке 3,5 В. Этот, как вы его называете, мусор, светит лучше этой лампочки, оба они светят намного лучше спички или экрана смартфона. Поэтому мне и непонятно, почему нельзя смасштабировать этот «мусор» до уровня лампочки в фаре.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от n_play

потому что те фонарики которые ты видел в них ставят мусор вместо светодиодов (как правило индикаторные светодиоды, вместо осветительных, благо технический прогресс уже научился делать индикаторные, которые «светят» по мнению обыватей).

У мсье проблемы со зрением?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ArtSh

Только греются при этом очень сильно ;)

Когда ночью едешь в плохих условиях (метель, дождь) - тебе абсолютно пофиг, насколько сильно нагреваются лампы. Чем выше световой поток - тем лучше будет видно дорогу.

Разный. По световому потому можно сравнить только аглоген и ксенон.

Речь не о силе, а о том, как свет распределяется.

Рассчитать дефлектор или линзу — работа на уровне магистерской профильного ВУЗа.

Зависит от требований. Простейшую фару - да, студент сделает. Сделать _хорошую_ светодиодную или лазерную фару - это дофига денег и времени.

ekzotech ★★★★
()
Ответ на: комментарий от ArtSh

Светотехнические рассчёты уже давно стали рутиной. Вписаться в тепловой пакет — более сложная задача.

То-то большинство фар разрабатывают Bosch и Hella. Это под галоген и ксенон. Про светодиоды вообще молчу.

Только вот Ауди не производит светодиоды. Что в фирменной фаре, что в не очень стоят одни и те же светодиоды.

Не производит. Но есть разница между светодиодом в 50 центов и 50 долларов.

А цена светодиода с драйвером сопоставима с ценой ксенона с блоком питания и розжига.

Один светодиод не даст такой же поток, как одна ксеноновая лампа. Для этого надо собрать целый блок этих светодиодов. При этом они должны выдавать вразумительный пучок света и всё такое.

Хорошо, зайдём с другой стороны. Сравним цены на готовый блок фары на ксеноне и на светодиодах. Ты говоришь, что светодиодную фару легко сделать. Тогда где можно купить готовые фары? Если не говорить про фары ауди, с ценой в полмиллиона. Дай угадаю: нигде?

ekzotech ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.