LINUX.ORG.RU
решено ФорумTalks

Каково будущее игр на GNU/Linux после перехода на wayland?

 ,


1

9

Дорогие друзья!
Давеча размышлял я о том, что ждет любителей поиграть в компьютерные игры, использующих ОС GNU/Linux, после массового перехода на wayland, и у меня возник ряд вопросов, для самостоятельного ответа на которые у меня, увы, компетенции в области графических серверов пока не хватает. Надеюсь, сюда захаживают специалисты, которые смогут удовлетворить мое любопытство. Итак, приступим.

  1. Каких усилий будет стоить разработчикам компьютерных игр перенести свои творения с X.Org сервера на wayland? В предыдущей нити на эту тему (при создании которой я опрометчиво осмелился использовать сленг в своей речи) мне ответили, что игры, использующие sdl2, должны заработать сами. Так ли это на самом деле? И много ли игр, при переносе которых была использована библиотека sdl старше второй версии, либо вообще не использовалась sdl?
  2. Игры, которые не заработают с wayland сами, и разработчики не изъявят желания обеспечить совместимость с wayland, должны все-таки запуститься через xwayland. Понизится ли производительность таких игр по сравнению с запуском в X.Org сервере? Если да, то насколько сильно?
  3. Ну и наконец, раз разнообразные графические окружения отныне сами будут являться wayland серверами (по крайней мере оконные менеджеры, если я здесь не прав - прошу меня поправить), может ли так случиться, что производительность компьютерных игр будет заметно отличаться, скажем, в Gnome и KDE? Или протокол wayland разработан таким образом, что при более-менее корректной его реализации каких-либо проблем возникать не должно?

Заранее благодарю вас за ваши ответы.

★★★★★

Подписался. Сам задавался подобным вопросом. В дополнение к описанным ТС вопросам: будут ли полноценно функционировать wayland-приложения, если нет аппаратного ускорения OpenGL?

toney ★★★★★
()
Последнее исправление: toney (всего исправлений: 1)

Готов поспорить на две звезды, что массового перехода на Wayland в обозримом будущем не будет.

dexpl ★★★★★
()

Игры, которые не заработают с wayland сами, и разработчики не изъявят желания обеспечить совместимость с wayland, должны все-таки запуститься через xwayland. Понизится ли производительность таких игр по сравнению с запуском в X.Org сервере? Если да, то насколько сильно?

Оффтоп. А не выгднее по ресурсам будет запустить x.org и wayland на разных tty и при необходимости переключаться?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Vigi

А обозримое будущее это когда?

Пара-тройка ближайших десятилетий.

И, кстати, что там говорили насчет системд?

Флейма за и против systemd не будет. Не со мной, во всяком случае.

dexpl ★★★★★
()

либо вообще не использовалась sdl?

Писать приложение на Xlib, особенно когда всё, что тебе нужно это простое окно и полноэкранный режим — не очень приятное занятие. К тому же ещё и глупое. Развернуть окно на полный экран в иксах — то ещё развлечение. Куча разных менеджеров окон, и у всех свои заморочки.

Я думаю, таких игр нет.

i-rinat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от i-rinat

Встречал такое: darkplaces-linux-x86_64-glx (хотя в том же архиве рядом лежит и darkplaces-linux-x86_64-sdl)

kravich ★★★★
()
Ответ на: комментарий от toney

будут ли полноценно функционировать wayland-приложения, если нет аппаратного ускорения OpenGL?

Ну проверь, тут все легко)

cvs-255 ★★★★★
()

От ОС в играх требуется создание окна, работа с устройствами ввода и инициализация GAPI (OpenGL в случае с линукс). Это очень маленькая часть игрового кода. И очень маленькая часть принятия решения «на что делать игру». Наличие людей согласных платить как было так и остаётся самым важным фактором.

ranka-lee
()
Ответ на: комментарий от ranka-lee

с одной стороны да. Xorg или Wayland - не так важно, если ты всеравно все рисуешь в окне OpenGL. но с другой стороны, если бы все было так, то портирование и написание игр для Linux было бы простым делом, а на самом деле процесс считается сложным и не благодарным.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)

Если да, то насколько сильно?

на phoronix уже были какие-то тесты для X vs Wayland. можешь попробовать найти.

отныне сами будут являться wayland серверами (по крайней мере оконные менеджеры, если я здесь не прав - прошу меня поправить)

ок, ты не прав. они будут являться клиентами, также как игра. я может быть тоже не прав, но в случае с wayland+full screen game зависимость от WM наоборот уменьшится.

crypt ★★★★★
()

Оно и так могло меняться из-за WM
Сделают кривое упраление окнами в ВМ и лагает все
А вот с SDL - все должно завестись, если нет говнокода с привязкой к Иксам
И да, SDL первый - это как DirectX 6
Ну и вообще в Gallium Direct3D смогли реализовать, до 10 и 11 не очень далеко - проще с виндовс портировать будет

mystery ★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

Потому что кроме видео есть звук, управление и т.д. - то есть весь DirectX по сути
Вводом должен выступать libinput - Dinput, Звуком - PulseAudio - DirectSound
Есть еще SDL2 и GLX - Direct3D

mystery ★★
()
Ответ на: комментарий от ozzee

Mir это API для графического сервера.

Wayland серверу все равно нужно вызывать библиотеку для доступа к драйверу/железу.
Так вот на Убунту эта библиотека имеет документированный API который называется Mir.
PS
Х сервер на Убунту тоже будет работать с драйвером через этот-же API, как и некоторые программы, т.е. Разницы в быстодействии между X и Wayland теоретически не должно быть.

grim ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от crypt

Там масса мелких деталей забота о которых просто не стоит того. Но они как правило не касаются того уровня где живёт wayland и компания.

ranka-lee
()
Ответ на: комментарий от mystery

Ну так это оверхед, окно значало отрисовывается в xorg, потом окно с xorg отрисовывается в wayland. Или нет?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от crypt

Лол, ты просто не понимаешь логику работы протокола Wayland. Wayland Compositor на этой картинке — это как раз WM и дисплейный сервер.

Lincor
()

Никакой разницы, разве что, с оконным режимом могут быть некоторые сложности.

GblGbl ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Если запускаешь Wayland в Xorg, то приложение рисует в вайланд, а уж вайленд - в окне
Если наоборот, то куча костылей и могут быть тормоза

mystery ★★
()

1. Если переход и будет, то очень нескоро.

2. Вяленд не поднимет игровую производительность, поэтому ради игр и графики его нет смысла внедрять.

3. Если таки внедрят, то будут проблемы с совместимостью даже между серверами-оконными-менеджерами, в которых реализуют поддержку вяленда, так как с унификацией у вяленда дела обстоят, мягко говоря, феерически хреново - надо будет писать не с учётом хорошо известных и унифицирлванных иксов, а под конкретные реализации конкретных велосипедов.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dexpl

Более того - скорее напишут что-то новенькое и внедрят это, чем вяленд везде ставить начнут по умолчанию. Быть может, даже X12 с менеджером сессий.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Tty выкидывать же собираются. Поцеринг сказал, что система tty не нужна и надо делать всё через systemd и без консолей.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от templarrr

Иксы уже лет 15 кто-то да хочет выбросить. Всё никак не выбросят. Авсё потому, что психически здоровые люди понимают, что иксы нужны, и специального лобби вяленда нет или оно слабовато.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

Портирование грамотно написанного кода на линукс и есть простое дело. Для специалиста, а не манагеров из гнилых контор вроде feral, которые и знать не хотят о последствиях, а только перед заказчиками-манагерами отчитываться. Другая проблема - драйверы. Ни в одном закрытом драйвере реализация OpenGL не является хорошо совместимой со стандартом.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dexpl

Ну не знаю. Вяленый уже почти торт. Две недели просидел на GNOME on Wayland (не подозревая об этом), в игры не играю, но ютуб в hd смотрел, пользовался всем как обычно. И только когда через две недели после установки хрома вылез баг с тайлингом, я что-то заподозрил и обнаружил что когда-то не переключился с GNOME on Wayland на стандартный иксовый GNOME.

Nedis
()

Каково будущее игр на GNU/Linux после перехода на wayland?

Игр станет еще меньше, например xbill перестанет работать.

Lavos ★★★★★
()

Что-то так много тем стало про Wayland. Когда NVIDIA выпустит драйвер, так вообще как в 2011-м будет!

Да ничего не изменится. Как будет Windows XP: 311 FPS, Linux: 315 FPS, так и останется. Новые силы в старом чипе ниоткуда не возьмутся.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mystery

я кстати вангую что вайн напишет свой вейланд-композитор для более лучшего опыта запуска директикс игр..

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

в случае с хвейланд окно отрисовывается не иксами а вейланд композитором понимающим язык иксов, и мы рисуем содержимое окна с той же скоростью, но выигрываем на всех операциях композитинга которые в иксах и ругают.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Quasar

ну.. он удаляет нехилый такой оверхед который есть в иксах в некоторых случаях..

и у вяленда всё норм с унификацией, но да пользователям странных WM прошлого века с кривой\отсутствующей поддержкой вейланда станет тоскливо.. ну впрочем у пользователей странных WM и с иксами проблема.

Thero ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Nedis

Инновации, нанотехнологии

Чушь.

Ну вейланд просто гибче

В чем, помимо отсутствия сетевой прозрачности, сия гибкость выражается?

а иксы устарели и тянут кучу легаси кода.

Old, not obsolete. (Terminator 5)

dexpl ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Thero

ну можно запустить наверное композитор в композиторе, тогда не плохо
есть еще библиотека wlc для простого написания композиторогов

mystery ★★
()

Добавил тему в избранное, тоже интересно. Но, сдается мне, еще нескоро этот вяленый все заполонит

sehellion ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.