«Низкий разворот» — это парашютный термин, означающий неправильную оценку высоты перед финальным разворотом. Или неверную оценку скорости вертикального снижения купола.
Разворот перед приземлением — стандартная и классическая практика для максимально возможного набора скорости (и горизонтальной, и вертикальной — которая переводится в горизонтальную непосредственно перед приземлением). Существует спортивная дисциплина «свуп» (swoop) — соренования в дальности горизонтального пролета вдоль земли на высоте не более заданной (воротцами). Очень зрелищно, красиво и чертовски опасно. По этой причине соренования по свупу обычно проводят над водой — о воду реже убиваются (хотя и такие случаи были).
Как правило, студентам и начинающим парашютистам с парой-тройкой сотен прыжков не дают выполнять эти типы приземлений. Если человек начинает самовольничать — его отстраняют от прыжков. Но по мере набора опыта парашютисту потихоньку разрешают. Обычно, если человек темой интересуется, он берет курсы у грамотных инструкторов (к примеру, я где-то прыжке на 400-м стал брать уроки у Миши Минеева и Коли Сухарникова). После некоторого количества уроков и выполненных заданий парашютисту обычно негласно разрешают заниматься самостоятельно. В этот момент можно даунсайзиться (брать более маленький и быстрый купол) и учиться, учиться, учиться.
Мыщх очень хотел круто свупить (как и все парашютисты-мужчины, пожалуй). Но парашютный спорт — это не ловля блох, спешка там неуместна. Причина, которая привела его к смертельной травме, проста и банальна. До того печального утра он прыгал на свежем PD (Performance Designs) Storm. Это семисекционный купол с очень хорошими летными характеристиками, в том числе с очень быстрым выходом из вертикали в горизонталь. Слегка потянул за клеванты — и купол очень быстро переходил в горизонт. Прекрасный выбор для новичка, коим мыщъх и был. Я, помнится, похвалил его за этот выбор. Все-таки Storm — надежный и очень прощающий купол. Пожалуй, один из самых таких. Разве что Spectre еще более всепрощающий (я на Spectre-135 сделал пару десятков прыжков, а жена у меня вообще сотни три).
Но в то утро он взял Aerodyne Pilot-117. А это совсем другой купол. Девятисекционный полу-эллиптичный. Да что там, в плане скорости он не уступит одному из самых желанных куполов начала 2000х (PD Stiletto), разве что не такой нервный на открытии — реже дает закрутку, не так критичен к плохой укладке и в целом явно более прогрессивный купол.
Дело в том, что девятисекционный полуэллипс быстрее. А высоту он теряет НАМНОГО быстрее. Поэтому мыщъх, привыкший начинать разворот достаточно низко (Storm это позволял с легкостью), попросту не успел. Не успел выровняться. Не успел перевести вертикальную скорость в горизонтальную. Потому что Pilot-117, несмотря на близость размера к Storm-120, — совсем другой купол. И даже то, что мыщъх был маленьким и весил совсем немного, его не спасло...
На адреналивое наркоманство действительно похоже... Но мне кажется, что Крис не тупо безрассудно острых ощущений хотел, он обстоятельно подходил к своим увлечениям, в смысле не просто наслаждался, а что-то ещё пытался исследовать при этом. К сожалению, переоценил свой опыт. А это не только с адреналиновыми случается.
А вот давали бы новичкам в самом начале попрыгать с опасными куполами, глядишь бы потом и не травмировались от незнания. когда хватали себе неизвестный купол.
Все кто общался с Мыщъх'ом знали, что он был очень ярким и неординарным человеком. Своим умом и завидным упорством достиг невероятных высот в IT инженерии. И не вам судить его и его поступки.
Ппц. Так жаль. Ещё подростком был, когда зачитывался его статьями, книгами. Как он уехал из России, сразу как-то меньше от него статей стало. Реже стал где-то мелькать. А тут такое... RIP. Вот про кого нужно фильмы снимать. Он круче всяких Джобсов.
Вот про кого нужно фильмы снимать. Он круче всяких Джобсов.
А что такого он сделал? То, что он писал книги, популярные среди определенных поколения, я понял. Вроде бы он нашел способ завесить интеловские процессоры через JS. Еще что-то?
Печально. Классный дядька, один из тех, благодаря кому я IT увлекся, тем, как оно там работает, и в этих линуксах оказался. Даже несмотря на чтение всего нескольких статей, и 1 бумажной книги, возможно, я бы его тут на второе место после RMS поставил. Думаю, он увлек очень многих.
Ну такоэ. Будешь топориться — оставишь аккуратный трупик на травке дропзоны. Будешь осторожным ссыклом (хотя и они проходят через проеб высоты и низкие развороты, но без особых последствий), скорее помрешь от насморка или погибнешь в ДТП ночью по дороге из аэротрубы. Все как везде.
А вот давали бы новичкам в самом начале попрыгать с опасными куполами, глядишь бы потом и не травмировались от незнания. когда хватали себе неизвестный купол.
В том то и дело что он не совсем новичок.Есть такой афоризм у пилотов:
Любой новичок начинает летать с пустым мешком опыта и полным мешком удачи, основной способ выживания это наполнить первый мешок прежде чем кончится второй.По этой причине новички и профессионалы практически не бьются т.к. одних защищает удача других опыт.
Чувак прожил жизнь как хотел и состоялся как человек, как хакер, несмотря на сложные жизненные обстоятельства. Крис, ты остался в своих книгах, в добрый дальний!
Что сделал полезного? Знаю только его книгу о низкоуровневой оптимизации, пытался раз пять прочитать, но так и не осилил - не знаю никого кто бы писал настолько нечитаемо. А так у меня о нём сложилось впечатление как об очередном бородатом Арви Хэккере.
херово. адреналиновый наркоман, плюс, хоть и был неглупым человеком ( а может, именно благодаря зазнайству) рисковал сверх меры, чем и поплатился. эт как с мотоциклами - бывают старые мотоциклисты, и бывают смелые мотоциклисты. старых и смелых - не бывает...