LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Тоже мне свобода. О цензуре на Западе.

 , , ,


5

3

Subj

Из недавнего репортажа «France 24» нам стало известно, что в США некоторые издательства нанимают так называемых «sensitivity readers», то есть сотрудников, которым поручено очистить книги от всего, что могло бы задеть чувства некоторых читателей или общественных групп. Еще один пример растущего общественного влияния нового нравственного порядка.

В первую очередь, речь идет о логичной мере предосторожности со стороны издателей в американском обществе, где сейчас бросаются обвинениями по любому поводу. Произошедшее с несчастной Джоан Роулинг, автором успешных книг о Гарри Поттере, стало настоящей травмой для литературной среды: в 2016 году она воспользовалась индейской легендой, после чего ее обвинили в «культурной экспроприации» и «маргинализации» коренных американцев. Издательства приходят в ужас при мысли о том, что тоже могут стать жертвами подобных нападок и попасть под суд. Поэтому теперь тексты книг предварительно просматриваются их адвокатами. Быть может, в будущем появятся новые издания старых книг, из которых вычеркнут способные шокировать современного читателя стереотипы? «В поисках утраченного времени» не останется Шарлю, госпожи Вердюрен, Франсуазы, Блока и многих других персонажей?

Книги, фильмы и искусство в целом не вызывали бы такого отношения к себе, если бы не стали формами развлечения, то есть коммерческими продуктами. Раз книга считается продуктом, ее главная цель — разойтись как можно большим тиражом. И она должна соответствовать наименьшему общему знаменателю чувств. Лишившись терпкости и шероховатостей, она становится гладким леденцом, который мы проглатываем не без удовольствия.

Распространение подобной практики создает точно такую же угрозу, с которой столкнулись социальные сети, где цензура играет первоочередную роль в стремлении избежать возможных санкций: выражение мнения становится стерильным и сводится лишь к бесконечному пережевыванию общепринятой риторики. Сказанное оценивается не с точки зрения истины, а с точки зрения его соответствия нужным, то есть допустимым взглядам. Слова рассматриваются не сами по себе, а в увязке с тем, кто их произнес: их превозносят или дискредитируют в зависимости от того, к какой категории относится говорящий, к жертвам или предполагаемым мучителям.

Отметим, что одним из последствий этого может стать появление черного рынка литературы, которая будет считаться подрывной, но может стать единственной по-настоящему ценной. Все формы официального и продиктованного властями искусства всегда уступали работам свободных творцов.

Еще Ницше писал о такой предположительно высокой, но на самом деле нигилистской нравственности, о ее деградировавшей форме, которая скрывает собственные противоречия и слабость за маской непреклонности. Приняв форму такой повышенной чувствительности к потенциальному оскорблению чьих-то чувств, она делает невозможным противостояние идей и обрекает демократическую систему на вырождение. Современный гражданин стал маленьким и хилым созданием, которого может травмировать даже простое упоминание выбивающейся из конформизма идеи. В эфире «France culture» Брис Куртье сказал следующее об американских студентах: «Они больше не могут отличить утверждение от демонстрации, мнение от факта. Они говорят «как X или Y», но раз их восприятие X или Y не может быть понято теми, кто не разделяют их идентичность, диалог становится невозможным». Университет должен быть местом, где бросают вызов неизвестности, но в США он превратился в пространство одержимого насаждений прогрессистских догм. Демократия превращается в потасовки групп, которым больше нечего сказать друг другу, и которые больше не могут говорить друг с другом. В книге «Белый» Брет Истон Эллис описывает свою растерянность при виде современного мира, в котором жертвенническая идеология симметрично производит уверенных в своих грехах белых: «Эта повальная эпидемия жертвенничества заставляет людей думать, что жизнь должна быть прекрасной утопией, которая создана в угоду их хрупким и требовательным чувствам, подталкивает их к тому, чтобы навсегда остаться детьми в благонамеренных сказках».

В 1827 году Шатобриан произнес такие слова в обращении к депутатам с критикой нового закона о цензуре: «Господа, вы не целители уязвленного самолюбия и пострадавшей гордости (…), а законодатели». Так, не будем возвращаться во времена библиотек, в которых прятали «непристойные» книги, и пусть литература для ранимых душ останется уделом детской библиотеки.

★★★★★

Последнее исправление: tiinn (всего исправлений: 1)

наши сми сейчас похожи на советские: все о загневающем западе. tiinn, надо с умом относиться к идеологической пропаганде. ходи и читай первоисточник на языке оригинала, если интересно. наши часто краски сгущают и делают из мухи слона. что касается самих французов, то в их недавне комедии присутствовал юмор ниже плинтуса с голыми членами:(

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Ну значит пересмотри свои взгляды на гомофобию и смирись :)

Но это же как-то неправильно. Кто кому в постели нужен, меня не волнует, но почему п..сы получают право судить, могу я их осуждать или нет? В конце концов, я не навязываю своё мнение, а только озвучиваю. Почему п..сы получают деньги на то, чтобы проводить такую цензуру? Почему меньшинство получает право диктовать свою волю большинству?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от crypt

наши сми сейчас похожи на советские: все о загневающем западе.

Не спорю, так.

tiinn, надо с умом относиться к идеологической пропаганде. ходи и читай первоисточник на языке оригинала, если интересно.

А это к чему? У вас претензии к переводу данной французской статьи?

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

не навязываю своё мнение, а только озвучиваю

Ты по прежнему имеешь полное право так делать, до тех пор пока это не является публичным высказыванием. С публичными высказываниями всё сложнее.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от der_looser

Алоизыч не пришёл к успеху, не рассчитал силы

Harald ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Всё, что ты пишешь в интернете является публичными высказываниями с соответствующими юридическими последствиями.

Отнюдь. Сегодня я в одной стране, завтра в другой. Но в одном и том же интернете. По каким законам судить?

А во вторых, мы говорим про «страшно», а не про закон.
Не надо идеализировать частные компании. Они и сами могут быть мафией, они могут сотрудничать с фашистским государством и т.п.
И влияние крупных компаний больше, чем иных государств.
И не надо опровергать этот очевидный тезис.

record ★★★★★
()
Последнее исправление: record (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от crypt

а также я не читал, что пишут в сша по этому поводу.

А они уже не могут ничего честно написать, им атата будет.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

по-хорошему надо еще проверить, что в самих сша пишут по этой теме и какая там интерпретация. может, они сами схватились за голову:)

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Ты просто не понимаешь разницу между осуждением и травлей.

Enter
()
Ответ на: комментарий от crypt

если ты не читал, но уже решил, значит ты предвзят.

Вы интересный товарищ. Требуете примерно так: «Очень интересно, что пишут советские газеты о цензуре в СССР. Так, критики не наблюдаю, напротив, все пишут о свободе слова. Значит, цензуры в СССР нет или она незначительна».

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

США - это 50 разных государств, ошибочно называемых «штатами».

Политкорректность и идиотизм идут обычно из калифорнии и некоторых штатов восточного побережья.

Обобщение «США» обычно не менее неуместно чем обобщения «Запад», «власть» и т.д.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

я пока вижу просто дискуссию на Западе. что-то хорошо причесать и они пытаются определить до какой степени. достаточно здоровый социальный процесс.

Dhonielle Clayton became a sensitivity reader while she was working for her creative writing degree, at first reading manuscripts for her friends and then more widely. She describes it as “a targeted editorial read – just for the black American experience”.

“I highlight everything from micro – word choices and phrases – to bigger meta-narrative and structure elements,” she says. “I point out issues and give ideas for changes.”

Clayton, the author of the well-received young adult novel The Belles, has been praised by writers such as Jodi Picoult, who publicly thanked her “not just for helping out writers who look like me, but for contributing beautifully to literature with your own work”. Picoult used sensitivity readers for her 2016 novel about a black nurse who looks after the baby of white supremacists, Small Great Things.

But the rise of sensitivity readers has drawn fire elsewhere: Francine Prose asked in the New York Review of Books if we should “dismiss Madame Bovary because Flaubert lacked ‘lived experience’ of what it meant to be a restless provincial housewife”, or if we can “no longer read Othello because Shakespeare wasn’t black”. The author Lionel Shriver believes there is “a thin line between combing through manuscripts for anything potentially objectionable to particular subgroups and overt political censorship”.

crypt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

Вот они и говорят, что грань между цензурой и «не цензурой» тонкая. Подозреваю, что и расплывчатая. Вот францзы и сагрились, для них эта грань уже пройдена.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от r_asian

Согласен, анекдоты прикольные можно читать.

- Ну, как там народ?
- Не доволен, но терпит, царь батюшка
- А чего не доволен то?
- Так жалование маленькое, цены на репу и брюкву растут, вот и не довольны
- А жалование чего маленькое? И цены растут отчего?
- Так сами же все на войну с печенегами потратили
- А они на нас нападали что ли?
- Кто же, отец родной, на нас нападет то?
- Ну, печенеги эти
- Помилуйте, никак нет. Не нападали
- А деньги на войну тогда зачем?
- Сами же сказали, коли мы Кемскую волость не заберём, завтра там будет стоять база псов-рыцарей.
- А печенеги тут причем?
- Да кто его разберёт, батюшка. Вам то виднее, мы люди маленькие, нам велено из казны брать, вот и берём в силу возможности.
- А народ, стало быть, не доволен?
- Стало быть да. Но терпит.
- Может лекарям да учителям жалование поднять? Ну, и старикам помощь, детям малым?
- Так нельзя, царь батюшка, вы уже опричникам жалование подняли. И стрельцам. Откуда золотишко то ещё взять?
- Подати и оброк поднимите
- Подняли уже
- И что народ?
- Не доволен, но терпит, царь-батюшка
- Ишь ты. Надо парад запускать в честь победы над половцами
- Это правильно, ваше велико, парад оно всегда помогает. Прикажете готовиться?
- Прикажу. И пошел, Митька, отсюда, трапезничать буду...

А. Гутин

Enter
()
Ответ на: комментарий от tiinn

ну а тебе-то что? они живут там, у них свое представление:

Sensitivity readers say this argument credits them with too much power. They are merely offering their perspective to a writer and their editor – they have no veto. “So many people have this kneejerk reaction and call ‘censorship’,” Hecker says. “Sensitivity readers are the opposite of censorship. Censorship would be saying: ‘You can’t write this character, you can’t say this thing this way.’ That’s not what they do. They don’t say: ‘You can’t say this.’ They are much more likely to say: ‘Have you thought of it this way? Have you researched this? Are you aware that saying something this way is a trope or cliche?’”

видишь? предполагается и хорошая сторона. если ты не хочешь давать возможность людям в другой стране жить по их понятиям, то что хорошего это говорит о тебе? ну типа это их проблемы, а у нас проблемы - МРОТ в пересчете на доллар ставит нас на сто-какое-то место по миру и прочее https://takiedela.ru/

вот охото тебе собирать по интернету желтизну, приносить ее в токсы и обсуждать, какой запад плохой? ну у меня есть проблема - кино американское не могу теперь смотреть: то викинги черные, то дюймовочка. но я же не приношу это на лор и не жалуюсь. беру и качаю старое кино.

crypt ★★★★★
()
Последнее исправление: crypt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от sergej

Вот только в итоге может получиться общество, в котором ты бы жить не захотел, а живущим в нём будет норм, потому что они уже привыкли

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от crypt

ну а тебе-то что? они живут там, у них свое представление:

Да мне-то пофигу, вот только не надо говорить, будто здесь всё плохо, и пора валить. По сути-то, там платят больше, а всё остальное - сорта г…

вот охото тебе собирать по интернету желтизну, приносить ее в токсы и обсуждать

Дык, пятница же! Дай понабрасывать старому троллю.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Satou

Вот только в итоге может получиться общество, в котором ты бы жить не захотел

Ну да. И сейчас существуют общества в которых я бы не хотел жить, а другим нормально.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

О, текстик ватного пропагандиста на зарпладе Колонель Всосада подвезли.

LittleKawaiiNeko ★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

Как же вы надоели ос своим «сильнейшим» выживает самый приспособленный

Что характерно, это кривой перевод оригинала на русский язык, который прижился.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LittleKawaiiNeko

Ой! А я-то по глупости своей считал, что это тоталитаризм. Ура! Я прозрел!

Стало быть, большевики в 17 году построили самую что ни на есть демократию!

tiinn ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: tiinn (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LittleKawaiiNeko

Как говорит Шульман:

Дело в том, что в политической системе движущей силой является не индивидуум, а организация. Если вы не организованы, вас не существует, у вас нет политического бытия. Нужна структура: «Общество защиты женщин от насилия», профсоюз, партия, союз озабоченных родителей. Если у вас есть структура, вы можете производить какое-то политическое действие. Иначе ваша активность носит эпизодический характер. Вышли на улицы, ушли. Потом еще что-то случилось, снова вышли.

sergej ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

Большевики в 17-м ничего не построили. На тот момент только ломали. А в дальнейшем занялись истреблением этого самого активного меньшинства. Результат немного предстказуем, на выходе - Страна Терпилия.

LittleKawaiiNeko ★★
()
Ответ на: комментарий от Shulman

В мусора берут после двух лет

У психоаналитика

эх, если бы..

eternal_sorrow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

«Вышли на улицы» - это для «имитационных демократий» ниачём. «Зашли в здание парламента и провозгласили смену власти» уже ближе к требующемуся.

LittleKawaiiNeko ★★
()
Ответ на: комментарий от sergej

Так называемые русские этим оправдывают роскомцензуру. Типа «АУНИХНЕГРОВЛИНЧУЮТ!1111».

thunar ★★★★★
()
Последнее исправление: thunar (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от LittleKawaiiNeko

Большевики в 17-м ничего не построили. На тот момент только ломали. А в дальнейшем занялись истреблением

Ломали и занялись - уже предполагает, что они были активным меньшинством. Истреблением - да. Конкурентов уничтожали. Но они были всю дорогу активным меньшинством.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от sergej

Что характерно, это кривой перевод оригинала на русский язык, который прижился.

Еще меньшее кол-во людей понимает, что же такое эта «приспособленность», ака фитнес. А это всего лишь кол-во половозрелого потомства.

ptarh ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

Запретить - нет. А отказать вам - вполне. В работе, творчестве, даже в проживании в данном доме. Поэтому травля снежинок - она вполне может выйти вам боком.

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от tiinn

Поэтому травля … может выйти вам боком

Вот же ужас какой.

alpha ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от record

Ничего не мешает сделать свой ФСБ-бук с блекджеком и шлюксами, и писать там всё что угодно в рамках государственных законов. Вот вообще ничего.

thunar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Satou

В чем проблема со словом «сильнейший»? Когда ты слышишь фразу, допустим, «сильный математик», ты сразу представляешь, что этот математик не вылезает из спортзала?

buddhist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

университеты

Частные или государственные?

правые, консервативные, милитаристские, сексистские

Так может просто-напросто никто не хочет марать репутацию об идиотов? Это всё равно что жаловаться что в физтех не пускают гомеопатов и торсионщиков — как страшно жить-то.

thunar ★★★★★
()
Последнее исправление: thunar (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от thunar

ФСБ-бук

Социальная сеть без пользователей бессмысленна

tiinn ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Satou

Скорее, здесь можно сослаться на нарушение причинно-следственной связи, поскольку именно выжившую особь мы можем со всей справедливостью назвать «сильнейшей».

buddhist ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.