LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Перспективы развития игр на Linux

 , , , ,


2

1

Я заметил, что с появлением Proton и DXVK количество новых истинно нативных игр, выходящих в Steam, поубавилось. На встроенных игровых форумах можно часто встретить в темах о просьбе Linux-версий такой ответ разработчиков: «наша игра работает на Proton, поэтому мы не будем делать нативную версию». И действительно, Proton и DXVK - это гигантский скачок по обеспечению возможности играть в игры для оффтопика в Linux.
Поэтому в последнее время появилась своеобразная вилка. С одной стороны, это идеологически неверно, что для Linux не создаются нативные игры. И мне это не очень нравится, честно говоря. Но с другой стороны, какая разница конечному игроку, с помощью чего запускается его игра? Главное, что она запускается, и работает так, как если бы он играл в винде.
А каково ваше мнение на этот счет? Что вам важнее: играть в истинно нативную игру или наплевать, через какой слой совместимости она проходит, главное чтобы работала нормально? И какие на ваш взгляд будут перспективы нативных линуксовских игр в ближайшие пару лет? Может усилия Linux-сообществ с одной стороны и Microsoft с другой приведут к тому, что игры будут по-настоящему кроссплатформенными? И Wine, Proton, DXVK просто отпадут из-за того, что больше не потребуется обеспечивать слой совместимости между двумя ОС?

★★★★★

наша игра работает на Proton, поэтому мы не будем делать нативную версию

А где гарантия, что она будет работать в течение всего жизненного цикла? А если вдруг не будет, то вернут деньги? Такой гарантии, естественно, нет.

te111011010
()
Ответ на: комментарий от X512

Меня удивляют фанатики Wayland’а, которые продвигают ненужно, от которого никакой пользы и который всё ломает. Одним словом вредители.

То же самое про системд говорили. Кто девушку ужинает, тот её и танцует 😁 Что делает шапка будет дефолтом.

Какая там теперь маргинальщина без системд? Девуан, папи, альпин? То же самое и вейландом будет.

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

ты хоть теорию почитай

Теории разные бывают. FSF - не истина в последней инстанции.

Другой вопрос, что на это нужно иметь скиллы и время

Лёгкость разработки и распространения ПО - это тоже часть свободы. Для этого требуется вменяемая документация и стабильные и грамотно спроектированные интерфейсы.

Винду ты не изменишь

Зачем её менять? Это платформа для запуска ПО. Вас не смущает, что железо вашего компьютера нельзя изменить? Причём не из-за закрытости, а из-за экономики и законов физики (внутренности уже изготовленной микросхемы особо не поменяешь).

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от X512

Лёгкость разработки и распространения ПО - это тоже часть свободы.

Убунта раздавала диски 10 лет назад. Для скачивания рхела нужна регистрация. С Яндекса манжара качается быстрее офф сайта. Кто свободнее?)

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

К тому же невозможность закрытия исходников считаю не до конца свободой.

Посмотри на это с другой стороны: ты несвободен закрывать исходники (даже свои, если коммитишь в GPL-licensed проект).

Сформировал мнение, что вектор свободного ПО не плохой, но не всем подходит.

Да, очень хорошо, когда запрещают юзать не такую свободную ZFS в очень свободном ядре Linux. ☺

Ещё раз повторюсь про свободу выбора.

mord0d ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Я бы хотел увидеть игры Blizzard на Linux. Там же есть нативный OpenGL (в macOS-версиях игр).

Давно нет. Там Metal. На GPU, не поддерживающих Metal, они просто говорят BAD GPU и адьёс.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

Убунта раздавала диски 10 лет назад.

Может быть около 2000 года это имело значение для свободы доступа к дистрибутиву, ибо нормального интернета у большинства не было, но сейчас оптические диски особо не нужны.

Для скачивания рхела нужна регистрация.

Не свободно. Даже для скачивания Windows с официального сайта регистрация не нужна. С остальными в этом плане (доступность дистрибутива) всё в порядке.

X512 ★★★★★
()
Последнее исправление: X512 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от te111011010

А где гарантия, что она будет работать в течение всего жизненного цикла?

Каккого цыкла ? Товарищ, ты программировать штоле взялся ? Цыклы ему мерещатся.

А если вдруг не будет, то вернут деньги?

Ты товарищ чего несешь ? Хоть один игродел вернул деньги, если его игра перестала работать на новых версиях ОС ? Да щаз.

Такой гарантии, естественно, нет.

И никогда не было, что характерно.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Причём тут новые ОС? Если заявлено, что игра работает под windows 10, то я могу рассчитывать, что очередное обновление игры не сломает совместимость с windows 10. В случае с вайном же такой гарантии нет. Любое обновление игры может сломать совместимость.

te111011010
()
Ответ на: комментарий от slyjoeh

тут простая математика - забиваем на пару-тройку пользователей и экономим на разработке 30%.

На разработке движка, уточним. Ресурсы все переносимые (если разработчики игры не конченые идиоты типа бесезды, хранящей скайримовские звуки в wma). При этом UE мультиплатформенный, а у какой-то из двух популярных консолей под капотом *nix. Так что есть подозрение, что экономия на разработке – давно уже ретроградский аргумент.

dimgel ★★★★★
()
Последнее исправление: dimgel (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от te111011010

Если заявлено, что игра работает под windows 10, то я могу рассчитывать, что очередное обновление игры не сломает совместимость с windows 10. В случае с вайном же такой гарантии нет.

Товарищ, зачем ты сравниваешь Windows _10_ c каким-то сферическим вайном ? У вайна это, тоже номера есть. Если они меняются чаще венды, то это проблема не игроделов.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

А я говорю про ОДИН И ТОТ ЖЕ НОМЕР ВАЙНА. А разные номера ИГРЫ, а не ВАЙНА. Если версия 1.0 игры запускается под вайном 5.0, то версия 1.1 игры вполне может не запуститься под вайном 5.0. Мало того, игродел может специально запретить запускать игру под вайном под предлогом борьбы с читтерами.

te111011010
()
Ответ на: комментарий от X512

То есть отказ от доната при скачивании убунты с оф.сайта это плохо? А скачивание с зеркала яндекса это норм? Так и как же со свободой у убунты?

chenbr0
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

То есть отказ от доната при скачивании убунты с оф.сайта это плохо?

Почему плохо? Донатить или нет - выбор каждого. Загрузка без доната доступна. Делать зеркала никто не запрещает.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от chenbr0

Отличается утечкой персональных данных, возможностью отказа, бана. Вероятно ещё невозможностью делать легальные зеркала.

X512 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от mord0d

Основная свобода — это свобода выбора, которую GNU фанатично делит на ноль.

Да неужели? Ну ка расскажи как? Столлман лично навещает и с револьвером у виска запрещает запускать пропиетарщину?

thunar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Теперь отвечу про Wine делает быстрее. По-моему, он делает так же. 5 лет назад, ещё до появления Vulkan, я проводил сравнение производительности Ведьмака 2 «нативного» и через Wine. При тесте нативного включил __GL_THREADED_OPTIMIZATIONS=1, при тесте Wine включил CSMT. Производительность была абсолютно одинакова, причём «нативная» версия была на 1-2% быстрее.

Это говорит о том, что наколеночный транслятор был норм. Такое бывает.

А потом появился Vulkan, и транслировать вызовы Direct3D в Vulkan стало легко и прозрачно.

Легко и прозрачно!

Я писал свой транслятор дх11 в вулкан. Это не легко и не прозрачно. Вулкан – самое абстрактное из попсовых API, поэтому абсолютно реально реализовать весь дх11 на вулкане со всеми CPU-side костылями типа WRITE_DISCARD и с некоторыми сложностями на shader-side (при OOB чтениях например). И это даже не будет тормозить после заполнения кеша. Но это сраный ад с кеширование стейта, лукапом пайплайнов/рендерПассов/фреймБуфферов и оптимизацией биндингов. Легко и прозрачно лол.

Stil ★★★★★
()

наша игра работает на Proton, поэтому мы не будем делать нативную версию

Ну если она не просто работает, а на протоне игру тестировали и допиливали, то протон это просто ещё одна «библиотека». Так что какая разница?

turtle_bazon ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

Да неужели? Ну ка расскажи как? Столлман лично навещает и с револьвером у виска запрещает запускать пропиетарщину?

Ещё раз напомнить про механизмы ядра, не позволяющие загружать негнутые (не считаю CDDL несвободной) модули?

mord0d ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от gosha36

для валв это вряд ли какая то осмысленная деятельность сейчас

Для них и тогда и сейчас линукс это средство борьбы с монополизацией игрового рынка Майкрософтом.

torvn77 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Midael

Wayland - это будущее десктопного линукса.

Вайланд это личная авантюра Редхата, которую он протаскивает злоупотребляя сворим лидерским положением в сообществе.

torvn77 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от thunar

Каким же загадочным способом пропиетарные драйвера умудряются работать?

На проприетарность nvidia закрыли глаза потому что они хорошо спонсируют. Или ты думал что в капиталистическом мире всё работает как-то иначе?

mord0d ★★★★★
()
Последнее исправление: mord0d (всего исправлений: 3)

Поэтому в последнее время появилась своеобразная вилка. С одной стороны, это идеологически неверно, что для Linux не создаются нативные игры. И мне это не очень нравится, честно говоря

Сначала вылезь из танка: игры под десктопы больше не пишутся. Люникс? Что это? Оно на андроиде работает? Пуш нотификации там хоть есть?

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Это сложно из-за того, что никто не хочет пользоваться ни высокоуровневым шейдерным языком GLSL, ни низкоуровневыми программируемыми шейдерами ARB (vertex_program, fragment_program). Все хотят использовать HLSL/DXIL

Объясни мне, как так получилось? Адепт OpenGL распинался по этому поводу, но я так и не понял, почему GLSL слишком опередил свое время, представив динамическую компиляцию, но при этом даже сейчас разрабы предпочитают HLSL, а не «опередивший» время GLSL, и тот же Vulkan предпочитает модель статической предварительной компиляции.

Я бы хотел увидеть игры Blizzard на Linux. Там же есть нативный OpenGL (в macOS-версиях игр)

Blizzard всё. Разрабов там нет уже.

byko3y ★★★★
()

Что вам важнее: играть в истинно нативную игру или наплевать, через какой слой совместимости она проходит, главное чтобы работала нормально?

Или плевать вообще-то.

yvv ★★☆
()

Наплевать.

mv ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

> Объясни мне, как так получилось?

Майкрософт саботировал принятие шейдерного языка в OpenGL. Эта компания входила в консорциум ARB и была в числе компаний, решающих, какие изменения вносить в стандарт OpenGL. Когда вышел DirectX 8 с поддержкой программируемых шейдеров раньше, чем OpenGL 2, всем стало очевидно, что OpenGL проиграл, а Microsoft вышла из ARB. Никто её даже не исключал, она сама.

GLSL приняли потому, что другие предложенные шейдерные языки были отклонены общим голосованием. Это сейчас в Debian принимают Systemd, голосуя 10 раз по одному и тому же вопросу, пока не примут. А тогда проголосовали против NVIDIA Cg, и повторно уже не голосуют. Вот и приняли шейдерный язык, разработанный какой-то другой компанией, и который хуже.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Повторяю вопрос:

почему GLSL слишком опередил свое время, представив динамическую компиляцию, но при этом даже сейчас разрабы предпочитают HLSL, а не «опередивший» время GLSL, и тот же Vulkan предпочитает модель статической предварительной компиляции

Когда вышел DirectX 8 с поддержкой программируемых шейдеров раньше, чем OpenGL 2, всем стало очевидно, что OpenGL проиграл

Этот момент, как раз, ясен. Но это не GLSL/HLSL.

GLSL приняли потому, что другие предложенные шейдерные языки были отклонены общим голосованием... Вот и приняли шейдерный язык, разработанный какой-то другой компанией, и который хуже

Так вот автор ответа на stackoverflow заявляет тезис, что GLSL был перспективным языком, но неадекватным своему времени. То есть, на то время GLSL был, действительно, хуже, но сейчас-то должен стать лучше? А чёт не становится.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Может это фанбой, который пытается найти что-то хорошее в предмете своей любви? Я как-то видел рассказ о том, что Intel HT действительно ускоряет приложения, и что AMD FX так плох в FPU потому, что AMD сказал отказаться от FPU в пользу OpenCL, но не смог сделать хорошие драйверы, а разработчики приложений отказались от правильного предложения AMD.

Фанбой же не признает, что Intel или AMD ошибались. И что HT сделан потому, что Intel очень сильно не успевал сделать процессоры с несколькими ядрами, а потом пытался убедить всех, что два виртуальных ядра быстрее одного физического, демонстрируя тщательно подобранные графики и результаты тестов. И что AMD смог уместить на одном кристалле 8 ALU, но не смог уместить 8 FPU на данном техпроцессе, и поэтому там только 4 FPU.

ZenitharChampion ★★★★★
()
Последнее исправление: ZenitharChampion (всего исправлений: 8)
Ответ на: комментарий от ZenitharChampion

Intel HT действительно ускоряет приложения

Это правда, но на 25% и только при использовании всех потоков. Однако, нередко возникают ситуации, когда для ускорения нужно гипертред отключать.

AMD FX так плох в FPU потому, что AMD сказал отказаться от FPU в пользу OpenCL

Торвальдс уже высказался по поводу «правильного» направления Intel в этом плане: лучше бы полировали имеющиеся процессоры, а не ускоряли бесполезные векторные вычисления.

Эти проблемы я, как раз, понимаю, а с GLSL чёт не очень.

И что HT сделан потому, что Intel очень сильно не успевал сделать процессоры с несколькими ядрами, а потом пытался убедить всех, что два виртуальных ядра быстрее одного физического, демонстрируя тщательно подобранные графики и результаты тестов

Это просто хороший дешевый маркетинговый ход, поскольку на то время софт ядра просто не мог использовать, зато могли использовать многопоточные бенчи. К тому же, рядовая домохозяйка не понимала, что такое гипертред и что значит «8 потоков» на коробке проца. Диспетчер-то задач в винде показывает 8 процессоров — значит, их восемь! А платил как за четыре.

AMD смог уместить на одном кристалле 8 ALU, но не смог уместить 8 FPU на данном техпроцессе, и поэтому там только 4 FPU

Они попытались пойти по накатанной интелем дорожке и чуть свернуть. То есть, делали гипертред, но с индивидуальными целочисленными АЛУ на каждый поток. FPU жрет заметно больше транзисторов, а себестоимость процессора примерно пропорциональна кол-ву этих самых транзисторов. То есть, опять же, продали четыре полноценных ядра под видом восьми.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от dimgel

Ресурсы все переносимые

Поэтому 30%, а не 100. Даже если 10%, это все равно дофига.

slyjoeh ★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

игры под десктопы больше не пишутся. Люникс? Что это? Оно на андроиде работает?

Толсто. Попробуйте тоньше.

Riniko ★★
()

Никогда не играл в этот ваш протон, поясните, насколько это тормозно по сравнению с нативной игрой под венду (дуалбут/другой комп итд)?

зы

А каково ваше мнение на этот счет?

а вот от ответа на вопрос выше мнение и зависит. Если под линухом из-за протона хоть малейшие тормоза по сравнению с оригиналом то это плохо. Если нет, то нормально (все же не хорошо потому что это убивает разработку или портирование игр под линух).

justin_case
()
Последнее исправление: justin_case (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Evgueni

Есть статистика, что поубавилось или только «ощущения»

Изи на самом деле

1. Заходишь сюда https://steamdb.info/instantsearch/
2. Нажимаешь внизу слева галки Type Game и Linux в Platforms
3. Проматываешь еще ниже на таблицу с годами и рядом с каждым видишь число игор, вышедших под линух в этот год.

Пока что наиболее урожайным был 2018, а дальше все хуже и хуже.

justin_case
()
Ответ на: комментарий от commagray

для игр нужно купить консоль.

И остаться в рамках поколения этой консоли. На пекарне ты можешь запустить игры начиная от 80ых годов и до упора, насколько комп потянет, а на соснольке у тебя есть фиксированный промежуток ~5 лет. Потом ты конечно можешь купить новую, но это так же будет означать, что ты лишаешься всей библиотеки игор для прошлой, обратную совместимость на соснольки завозят редко и не для всего, а учитывая повсеместные облачные стоила, то и современные то игры у тебя «до поры до времени». В стиме тоже такая проблема есть, например игра под ХР пойдет, а клиента под ХР уже нет, но во-первых выручает пиратство, а во-вторых это проблема вендузятников.

justin_case
()
Последнее исправление: justin_case (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Sunderland93

Свое мнение, пусть и немного предвзятое, я высказал здесь https://youtu.be/TUNYp3DBmJs

А почему бы вместо уродского вайланда, который ни нормальный сетевой сервер, ни нормальный локальный сервер, валве просто не использовать фреймбуфер, сделав собственную заточенную под игры графическую систему?

И в этом отношении то, что современный линуксовый игрострой пошёл по пути трансляции виндового api даёт замечательный шанс вместо использования недосервера вайланда сделать на основе winapi полностью локальную графическую систему и туда и портированные, и локальные игры, а может и другие сугуболокальные и требовательные к графике приложения.

torvn77 ★★★★★
()
Последнее исправление: torvn77 (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от justin_case

Печалька. Значит мое чисто интуитивное ощущение меня не подвело, а я так хотел быть опровергнутым.

Rinaldus ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от justin_case

Заходишь сюда https://steamdb.info/instantsearch/
Нажимаешь внизу слева галки Type Game и Linux в Platforms Пока что наиболее урожайным был 2018, а дальше все хуже и хуже.

Горюшко ты моё луковое, дитятко не наглядное, ты забыл Linux64 нажать

torvn77 ★★★★★
()
Последнее исправление: torvn77 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Rinaldus

Всё там хорошо, просто это горе луковое Linux64 нажать не догадалось(лучше всего linux и linux64 смотреть раздельно)

torvn77 ★★★★★
()
Последнее исправление: torvn77 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от justin_case

Спасибо за статистику. Видно, что в 2019 было серьёзное падение.

Видно также, что 2020 лучше 2019 на 20% и он ещё не кончился.

Далее только спекуляции и гипотезы: Падение в 2019 году связано частично с отсутствием роста игр вообще в 2019 (рост в 2020 кстати отнюдь не 20%). Так же для того, чтобы понять что же там в 2019 году случилось нужна информация о том как эта информация в steamdb попадает и обрабатывается — это ведь не инструмент steam. Кроме этого в последнее время очень многие пошли по пути Раннего доступа в котором традиционно не выставляется кроссплатформа, но оная появляется после релиза. Так что IMHO рано петь заупокойную. Нужна более полная информация для анализа.

Evgueni ★★★★★
()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Evgueni

Без относительно вышесказанного. Колличество игр с родным портом какое-то космическое: 16 тысяч. Я вот уже несколько лет как пытаюсь составлять список игр, которые можно запускать в GNU/Linux и судя по этой статистики я смог описать только 10% от того, что есть. Как-то это очень странно. Я готов поверить в 40%, ну 30%, но в 10% как-то сложно.

Похоже в этой статистики слишком много мусора. По ней игр, с родным бинарником 23% от общего числа игр.

Evgueni ★★★★★
()
Последнее исправление: Evgueni (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от torvn77

Хотел об этом написать, но лень, а тру 64бит погоды особой не делают, вот сумма, в итоге тенденция та же, лишь падение не столь крутое.

2016 - 1113
2017 - 1304
2018 - 1397
2019 - 1198
2020 - 1178

justin_case
()
Ответ на: комментарий от Evgueni

Кстати, linux-64 растёт и таких игр 1.4 тысячи. Это уже больше похоже на правду.

Evgueni ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.