Вначале же было хорошо сделано с DDX драйверами и установкой видеорежима в X.Org, что более портабельно, безопасно и надёжно (падение видеодрайвера не приводит к kernel panic и его можно перезапустить). Потом зачем-то выдумали DRM-KMS с миллионами строк кода видеодрайверов в ядре прибитые гвоздями к внутренностям Линукса, так что в *BSD/Solaris и др. приходится проводить много работы чтобы портировать этот код на своё ядро. Зачем так надо было делать и вставлять палки в колёса другим ОС?
В Haiku например основная часть видеодрайвера – это динамически загружаемый модуль в пользовательском пространстве. Ядерный драйвер небольшой и отвечает за определение видеокарты, управление видеопамяти и предоставление доступа к видеокарте из пространства пользователя. Ядро не умеет устанавливать видеорежим и начальный видеорежим устанавливается загрузчиком через VESA/EFI GOP.
В Windows значительная часть видеодрайверов работает в пользовательском режиме и может быть прозрачно перезапущена с сохранением открытых окон. Из новых открытых систем в Fushia видеоподсистема работает в пространстве пользователя и реализовано аппаратное ускорение для некоторых видеокарт. В Линуксе самый устаревший и монолитный подход.