LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

(Взыграй, гармонь) Опять про пользовательские интерфейсы на всяческих АРМ


0

1

Помню, здесь много говорилось о пользовательских интерфейсах в местах, где общение с машиной нужно свести до минимума как по времени диалога, так и по допускаемым ошибкам. Такими местами являются всякие кассы, и прочие, где людей надо отпустить побыстрее, и где вообще эффективная работа приветствуется.

(Кого интересует собственно вопрос, скролльте вниз, т. к. дальше идет много повествовательной прозы.)

Мне кажется, рекорд по заеβαтельскости держит рабочее место оператора Western Union. Там веб-интерфейс с тучей какой-то декоративной графики, операторы не в курсе о tabindex и accelkey (а может, там таковых и нет). Когда я оформлял получение перевода, то я минуты три заполнял вручную анкету, а шесть — ждал, пока там все прокликают и я получу денежку.

Следующее место держит POS от 1C. Там во время какой-либо активности на сервере все кассовые места адски тормозят, как консоль во время большого 12309 и DDoS'а, произошедших одновременно. К тому же, оказывается, почему-то не всем товарам можно присвоить штрих-коды, из-за этого надо помнить непроизносимые и незапоминаемые идентификаторы товара. Правда, там поток народа небольшой, но ждать десять минут очень напрягло.

И еще — все этим мелким шрифтом, формочки на дюжину-две полей каждая, хоткеи если есть, о них никто не знает.

Чуть-чуть удобнее обслуживание клиентов в ресторанной сети «Япона хата». У официантов КПК с винмобайлом, они оформляют на них заказы. Никакого, судя по всему, автодополнения, крайне кондовый интерфейс. Так как город Львов, то бумажное меню на украинском, а в их КПК все на русском, и официантам надо в уме держать оба варианта названий блюд.

Там, где я обедал, очень много стажеров (видимо, КПК покупают за счет зарплаты), они страшно путаются в этих КПК. Лучше бы писали в блокнотики, а потом у себя переносили в RKeeper или как там его. Или, если так уж надо повыеживаться, дайте им сканеры штрих-кодов, а коды напечатайте в меню.

Короче говоря, несмотря на как бы автоматизацию, обслуживают там писец как медленно из-за пользовательского интерфейса.

Ближе к идеалу кассы Укрзалізниці. Юникс, текстовые терминалы, все через хоткеи, автодополнение работает (ну как — вводишь номер рейса или там буквы из названия станции, оно показывает варианты, тыкаешь в нужный, оно заполняет тебе весь билет). Недостаток: курсор можно гонять по всему экрану, половина времени уходит на то, чтобы стрелочками загнать его на начало нужного поля. Если они придумают хоткеи и научат клавишу табуляции гонять курсор по полям, а операторов научат пользоваться клавишей табуляции, у нас будет идеальный пользовательский интерфейс железнодорожной кассы.

Еще есть один львовский компьютерный клуб, где система управления клиентскими машинами непохожа ни на что, что я видел в других местах. У клиентов венда, это понятно, а у администратора — какой-то юникс с KDE; включает/выключает клиентские машины и ведет счет деньгам софтина с интерфейсом на ncurses, с виду управление как у vim, хоткейно-командное.

В _той_ стране (Украина), наверное, отлаженней всего АРМ, как ни странно, из заведений массового посещения — в Ощадбанке. Народ в основном именно там платит за коммунальные услуги, поток бешеный. Да, там совок. Да, ужасный интерьер и канцелярская затхлость. Да, ПО написано еще под DOS. Но работает быстро: кроме хоткеев и текстового интерфейса 80 на 25, там вообще ничего нет. На каждую операцию — свой алгоритм, который оператор знает наизусть. В результате очереди движутся очень быстро.

Чего хотелось бы. Примеров хороших и плохих «индустриальных» АРМ, особенно таких, которые вы щупали своими руками. Книжек о проектировании именно эффективных в своей юзабельности интерфейсов, в том числе Web-based (с упором на то, что время пользования нужно минимизировать — POS, клиент-банки всякие и т. п.).

А так вообще хочу спроектировать самое юзабельное в мире АРМ, которое будет работать под линаксом и сделает меня небедным и опционально знаменитым.

P. S. Можно завести, конечно, и жежешечку для наполнения «Хрестоматии пользовательских интерфейсов в трудовой среде и быту», да боюсь, это надо делать на фуллтайме, а я не Якоб Нильсен и даже не Артем Горбунов. И да, мне здешняя публика теплее и ламповее.

★★★★★

Последнее исправление: shimon (всего исправлений: 1)

> , ПО написано еще под DOS, кроме хоткеев и текстового интерфейса 80 на 25, вообще ничего нет. На каждую операцию свой алгоритм, который оператор знает наизусть. В результате очереди движутся очень быстро.

первое правило админа - работает не трогай, знаешь?

guilder
()
Ответ на: комментарий от guilder

Я знаю. Да, я рассказываю об этом, как о чем-то хорошем. У них, правда, есть проблема: количество работающего устаревшего оборудования, на котором запускается их досовский стек, сокращается.

Мне бы еще примерчиков индустриальных UI, которые бы хорошо выполняли свою задачу...

shimon ★★★★★
() автор топика

а шесть — ждал, пока там все прокликают и я получу денежку.

там не только вписывать надо, надо еще смотреть что интерфейс тебе пишет когда ты вписываешь, и корректировать свои действия в зависимости от. Т.е. это не тупо переписать бумажную заявку в электронную форму.

У официантов КПК с винмобайлом, они оформляют на них заказы.

это придумано миллион лет назад. За бугром даже у ассенизаторов есть кпк чтобы учитывать сколько калла они накачали и тут же синхронизовать это с базой.

они страшно путаются в этих КПК

facepalm.mkv

чтобы стрелочками загнать его на начало нужного поля. Если они придумают хоткеи

гораздо лучше придумать МЫШКУ. Ой, ее же уже придумали!

На каждую операцию свой алгоритм, который оператор знает наизусть.

хуже всего, что операторы обычно настолько тупы, что обучить их чему-то большему сложновато. Не знаю, может в операторы идут только люди с особым строением мозга. По типу как в ВДВ идут качки.

которые вы щупали своими руками

своими руками писал CMS для быстрого создания сайтов. По идее в этом должны были работать быдлодизайнеры. Реально всё оказалось намного сложнее, так что «ОЧЕНЬ хорошим» примером это назвать нельзя. Если хочешь, могу подробнее. Хотя это слегка другая область чем о которой ты говорил.

А так вообще хочу спроектировать самое юзабельное в мире АРМ, которое будет работать под линаксом

супер-универсальное?

stevejobs ★★★★☆
()

Большая портянка. Ничего, если я завтра прочитаю?

Zhbert ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от shimon

> Да, я рассказываю об этом, как о чем-то хорошем.

я бы поправил этот обзац, а то фраза про совок збивает столку о том что вы говорите про что-то хорошее.

были както у нас лабы на спектроанализаторе размером в серверный шкаф (толи СА толи СК 70 штототам). так вот препод настолько изучил данный прибор что руки у него просто летали по нему и сигнал он находил давольно быстро.

guilder
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> супер-универсальное?

Необязательно, такого вообще не бывает. Идеальный дизайн узкозаточен по определению.

Можно одну отрасль охватить, но сделать это хорошо.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от shimon

а если для этого придется писать на каком-нибудь высере мамонта типа DoS?

емнип многие фиговые армы так распространены именно потому что оно отлично работает на компьютерах из музея.

stevejobs ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> это придумано миллион лет назад. За бугром даже у ассенизаторов есть кпк чтобы учитывать сколько калла они накачали и тут же синхронизовать это с базой.

Я не говорю об этом как об инновациях завтрашнего дня. Скорее как о фейле дня сегодняшнего: записать в блокнотик и перебить принятый заказ на полноразмерном компьютере, оказывается, быстрее и эффективнее в разы.

> чтобы стрелочками загнать его на начало нужного поля. Если они придумают хоткеи


гораздо лучше придумать МЫШКУ. Ой, ее же уже придумали!


Как раз мышка здесь вредна, так как замедлит вообще все донельзя (пользователи vim не дадут солгать). Гораздо лучше для форм — вещи типа Alt+1 — Alt+9 (или с буквами) и клавиша Tab для фокуса следующего поля. Руки оператора не должны покидать клавиатуру: очередь большая, куча клиентов почти запаздывают и нервничают, половина — студенты, у которых еще и ФИО надо вписать.

своими руками писал CMS для быстрого создания сайтов. По идее в этом должны были работать быдлодизайнеры. Реально всё оказалось намного сложнее, так что «ОЧЕНЬ хорошим» примером это назвать нельзя. Если хочешь, могу подробнее. Хотя это слегка другая область чем о которой ты говорил.


Меня скорее интересуют вещи, где воркфлоу должен не втыкать палки в работу оператора. Тебе, скорее всего, не нужно было клепать по 200–1000 сайтов в день, ведь так?

Примеры: АРМ звукооператора и ведущего на радиостанции, АРМ кассира, АРМ набивщика оперативных новостей на тот же веб-сайт, когда быстрота и безошибочность выполнения работы имеют приоритет.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

> а если для этого придется писать на каком-нибудь высере мамонта типа DoS?

емнип многие фиговые армы так распространены именно потому что оно отлично работает на компьютерах из музея.


Хочешь сказать, там кастрированный линакс и приблуда на ncurses (или SSH-клиент) не запустятся вааще?

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от shimon

> Гораздо лучше для форм — вещи типа Alt+1 — Alt+9 (или с буквами) и клавиша Tab для фокуса следующего поля

это очень круто подходит для форм из девяти пунктов, которые заполняются в линейном порядке.

а если взять банки, в которых форма состоит из over9000 полей, количество и содержание которых зависят друг от друга в отношении «все ко всем»? Или там вот проги для заказа товаров через цепочку поставщиков - ад как есть. Имхо там как раз очень рулит возможность мышкой активировать любой элемент этого хаоса мгновенно.

Тебе, скорее всего, не нужно было клепать по 200–1000 сайтов в день, ведь так?


ну вообще CMSка для этого и предназначалась. Чтобы «дизайнеры» могли клепать тонны сайтов с помощью заполнения полей в формах. Там даже html-файлов не было для ускорения процесса, всё в Оракле. Выбрал готовый шаблон, залил нужные текстурки через веб-интерфейс, настроил название сайта, снял с заказчика бабла и делай следующий. Профит! Только работает это всё не настолько хорошо как на словах.

АРМ набивщика оперативных новостей на тот же веб-сайт


ололо, кастую в этот тред балансера :)

stevejobs ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от shimon

надо на конкретном музейном компутере пробовать. может оказаться что и да. если уж там дос подтормаживать умудряется :(

stevejobs ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>*мышкой* активировать любой элемент этого хаоса ________________________________________________________________________________ мгновенно.
Никогда не пиши эти слова так близко друг к другу.

x3al ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от x3al

И вообще, фантазии о применимости мыши в АРМ советую держать при себе. Не оценят инновационности.

x3al ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

>а если взять банки, в которых форма состоит из over9000 полей, количество и содержание которых зависят друг от друга в отношении «все ко всем»? Или там вот проги для заказа товаров через цепочку поставщиков - ад как есть.

Это демонстрация полового бессилия разработчиков интерфейса, перегружающих ввод-вывод ненужной хренью. Если бы кому был досуг думать о экономичности... но по объективным причинам это не та область, где о ней будут думать.

Имхо там как раз очень рулит возможность мышкой активировать любой элемент этого хаоса мгновенно.


Рулит только последовательный ввод небольшого количества значений, которые можно охватить взглядом иначе неизбежны ошибки. Оператор не может излишне концентрироваться - слишком быстро устанет. Мышка там не нужна совсем, наиболее вероятно промажет на 20 формочке мимо нужной галочки и поставит ненужную

F457 ★★★★
()

> Примеров хороших [...] АРМ

Просмотр доступности билетов в терминалах РЖД, вполне удобно: на тачскрине, откуда -> куда -> дата (вбита текущая и показан кликабельный календарь) -> показываются места. У кассиров нечто похожее (не тачскрин), хотя порой работают они не очень быстро, но это скорее из-за проблем со связью. Еще можно покупать билеты на сайте, а получать их в кассе без очереди.

АЗС. Указываешь колонку, топливо и количество литров. Быстрее/удобнее не придумаешь.

Igron ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

> это очень круто подходит для форм из девяти пунктов, которые заполняются в линейном порядке.

а если взять банки, в которых форма состоит из over9000 полей,


Речь-то шла о выписывании билетов на железной дороге. Вместо таба по полям надо стрелочками загнать курсор на первый символ в поле ввода, иначе не сработает, или не сработает как надо.

Кассирши-то наловчились, но половину времени все равно тратят на курсорогоняние.

shimon ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

> а если взять банки, в которых форма состоит из over9000 полей, количество и содержание которых зависят друг от друга в отношении «все ко всем»?

Хреново спроектированная форма.

Даже бумажные формы с овер9000 полей делятся на разделы по содержимому, где полей не более дюжины. Иначе их заполнять писец как муторно, например, анкета на шенгенскую визу — тот еще гемор.

Ну и отношение «все ко всем»... Не позавидую я тому, кому придется искать внезапную ошибку на каком-то редком наборе данных.

shimon ★★★★★
() автор топика

shimon> А так вообще хочу спроектировать самое юзабельное в мире АРМ, которое будет работать под линаксом и сделает меня небедным и опционально знаменитым.

Легко.
CLI + сенсорный экран для некоторых функций. Единичные действия удобно выполнять в GUI,тыкнув пальцем куда надо. Множественные - в CLI, введя команду с регулярным выражением.

Quasar ★★★★★
()

склоняюсь к интерфейсам что рекомендуют анроиды и айосы. новый пром девайс будет на андроиде именно по этой причине

VladimirMalyk ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.