Помню, здесь много говорилось о пользовательских интерфейсах в местах, где общение с машиной нужно свести до минимума как по времени диалога, так и по допускаемым ошибкам. Такими местами являются всякие кассы, и прочие, где людей надо отпустить побыстрее, и где вообще эффективная работа приветствуется.
(Кого интересует собственно вопрос, скролльте вниз, т. к. дальше идет много повествовательной прозы.)
Мне кажется, рекорд по заеβαтельскости держит рабочее место оператора Western Union. Там веб-интерфейс с тучей какой-то декоративной графики, операторы не в курсе о tabindex и accelkey (а может, там таковых и нет). Когда я оформлял получение перевода, то я минуты три заполнял вручную анкету, а шесть — ждал, пока там все прокликают и я получу денежку.
Следующее место держит POS от 1C. Там во время какой-либо активности на сервере все кассовые места адски тормозят, как консоль во время большого 12309 и DDoS'а, произошедших одновременно. К тому же, оказывается, почему-то не всем товарам можно присвоить штрих-коды, из-за этого надо помнить непроизносимые и незапоминаемые идентификаторы товара. Правда, там поток народа небольшой, но ждать десять минут очень напрягло.
И еще — все этим мелким шрифтом, формочки на дюжину-две полей каждая, хоткеи если есть, о них никто не знает.
Чуть-чуть удобнее обслуживание клиентов в ресторанной сети «Япона хата». У официантов КПК с винмобайлом, они оформляют на них заказы. Никакого, судя по всему, автодополнения, крайне кондовый интерфейс. Так как город Львов, то бумажное меню на украинском, а в их КПК все на русском, и официантам надо в уме держать оба варианта названий блюд.
Там, где я обедал, очень много стажеров (видимо, КПК покупают за счет зарплаты), они страшно путаются в этих КПК. Лучше бы писали в блокнотики, а потом у себя переносили в RKeeper или как там его. Или, если так уж надо повыеживаться, дайте им сканеры штрих-кодов, а коды напечатайте в меню.
Короче говоря, несмотря на как бы автоматизацию, обслуживают там писец как медленно из-за пользовательского интерфейса.
Ближе к идеалу кассы Укрзалізниці. Юникс, текстовые терминалы, все через хоткеи, автодополнение работает (ну как — вводишь номер рейса или там буквы из названия станции, оно показывает варианты, тыкаешь в нужный, оно заполняет тебе весь билет). Недостаток: курсор можно гонять по всему экрану, половина времени уходит на то, чтобы стрелочками загнать его на начало нужного поля. Если они придумают хоткеи и научат клавишу табуляции гонять курсор по полям, а операторов научат пользоваться клавишей табуляции, у нас будет идеальный пользовательский интерфейс железнодорожной кассы.
Еще есть один львовский компьютерный клуб, где система управления клиентскими машинами непохожа ни на что, что я видел в других местах. У клиентов венда, это понятно, а у администратора — какой-то юникс с KDE; включает/выключает клиентские машины и ведет счет деньгам софтина с интерфейсом на ncurses, с виду управление как у vim, хоткейно-командное.
В _той_ стране (Украина), наверное, отлаженней всего АРМ, как ни странно, из заведений массового посещения — в Ощадбанке. Народ в основном именно там платит за коммунальные услуги, поток бешеный. Да, там совок. Да, ужасный интерьер и канцелярская затхлость. Да, ПО написано еще под DOS. Но работает быстро: кроме хоткеев и текстового интерфейса 80 на 25, там вообще ничего нет. На каждую операцию — свой алгоритм, который оператор знает наизусть. В результате очереди движутся очень быстро.
Чего хотелось бы. Примеров хороших и плохих «индустриальных» АРМ, особенно таких, которые вы щупали своими руками. Книжек о проектировании именно эффективных в своей юзабельности интерфейсов, в том числе Web-based (с упором на то, что время пользования нужно минимизировать — POS, клиент-банки всякие и т. п.).
А так вообще хочу спроектировать самое юзабельное в мире АРМ, которое будет работать под линаксом и сделает меня небедным и опционально знаменитым.
P. S. Можно завести, конечно, и жежешечку для наполнения «Хрестоматии пользовательских интерфейсов в трудовой среде и быту», да боюсь, это надо делать на фуллтайме, а я не Якоб Нильсен и даже не Артем Горбунов. И да, мне здешняя публика теплее и ламповее.