LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Об искусстве


0

1

Говорят, хорошо написанный код — искусство. Всемирно признанные картины, музыка, фильмы — тоже искусство. Красиво запечатлённое женское тело — тоже искусство.

Что объединяет эти совершенно разные вещи? Почему одну картину можно отнести к искусству, а другую назвать размазнёй?

Моё определение: искусство — выражение мыслей в красоте.

По-вашему, что же такое искусство? И что такое красота (интересуют мысли и тех, кто читал Ефремова).

Ответ на: комментарий от post-factum

Я видел определения красоты меня и син_а. Мне кажется, они достаточно близкие по духу (он может не согласиться). Остальных не видел.

Из моего определения следует (грубо) что Искусство = Резонанс (Творец, Зритель), а Красота = Искусство в том множестве значений, где значение Резонанса положительно по оси Эмоций.

Хотя, конечно, так математизировать подобные определения - это пошлятина для старших классов физматшкол;)

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Пошлятина, не пошлятина, зато мне, как технарю, понятно.

В институте на философии нам длинные рассуждения часто добавочно записывали в виде простенькой формулы вида А=Б+В. Очень здорово помогало.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от svu

> Статья в новой газете как-то насторожила. Если Дольник так же смутен своим стилем, он не мой автор

Его стиль отличается от стиля Докинза. Но эта статья не его :)

В отличии от текстов Докинза его тексты не пахнут напалмом и сталью. Его тексты пахнут добром и вкусно. А статья о нём написана с любовью, и ей и пахнет :) В общем по той статье можно составить себе представление о человеке. Ну и скажи что статья плоха :) Впрочем, отвлёкшись от поэзии в той статье, можно составить впечатление о человеке.

Я по меньшей мере один раз рекомендовал тебе статью которая даже кажется произвела хорошее впечатление. Если не ошибаюсь, это была «естественная история власти». В книге «непослушное дитя биосферы» он по большому счёту собрал и переработал материалы своих предыдущих статей.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

> Солнце - да, существует объективно. Красота, воспринимаемая нами на закате и восходе - существует только в виде нашего ощущения.

Строго говоря я с ним скорее согласен в вопросе объективности красоты.

Начнём как минимум с того, что процессы в нашей ЦНС в момент восприятия красивого восхода существуют объективно (пока мы не пресытились этими восходами).

Далее можно попробовать ещё раз посмотреть на красоту как на феномен. В принципе я согласен с post-factum в том, что красота это соответствие образцу (кажется мы в этом соглашались). Но тут сразу всплывает вопрос что это за образец. Мне кажется что за него можно условно принять некий шаблон внутри нас, с которым идёт сравнение. Что это за шаблон? Мне нравится слово «целое». Рассмотрим человека, а лучше живой организм вообще, как сумму функций. В принципе можно отрезать от организма кусок и он выживет, но если мы попробуем разорвать кольцо функций вырвав одну из них, то кольцо сразу перестанет быть целым потеряв любую часть.

Далее, если счесть что эта некая сумма функций в сумме даёт нечто, которое становится большим - целой работающей системой, то вполне можно счесть что эта математическая абстракция (целое) существует объективно.

Что существует более объективно, число пи или наблюдаемый восход?

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

> организм вообще, как сумму функций

* опорно двигательный

* дыхательная

* кровеносная

* ЦНС

* ...

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Я тоже не вижу. И от человека это не зависит.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от sin_a

> В отличии от текстов Докинза его тексты не пахнут напалмом и сталью
«I love the smell of napalm in the morning» (c)

Ну и скажи что статья плоха :)

Стилистически не понравилось. Мутно как-то.

рекомендовал тебе статью которая даже кажется произвела хорошее впечатление.

Да, припоминаю, что-то такое было.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Процессы в ЦНС существуют, но эти процессы - не то, что мы ощущаем.

вполне можно счесть что эта математическая абстракция (целое) существует объективно.

Тогда ты сразу теряешь возможность увидеть субъективное. У тебя ВСЕ становится объективно. «На это я пойтить не могу».

Что существует более объективно, число пи или наблюдаемый восход?

Восход - объективен. Его красота - субъективна. Число пи - объективно. Но оно не существует в реальности;)

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Почему? Число пи как число хоть и абстрактно, но выражает существующие в реальности соотношения.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Оно существует только для выражения соотношения в некоторых моделях. Даже окружность не существует в реальности. Не говоря уж о соотношении диаметра и длины окружности.

Сущности, используемые в математие - не существуют как объекты в реальности. Хотя они вполне объективны.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

> Восход - объективен. Его красота - субъективна.

Объективны гармонические пропорции. Которые можно наблюдать.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Но здесь мне кажется пора переходить от восхода к произведению искусства.

Хотя можно взять для простоты то же изображение восхода, например.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Не знаю. Если учесть, что я не согласен с твоим расширенным определением объективного, для меня и реализация субъективна, и красота восхода;)

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Да, я тоже считаю что реализация субъективна.

Что не мешает нам знать о существовании объективного, но неуловимого алгоритма, который мы воплощаем реализацией.

Так же, как и красота восхода - в восприятии субъективна, но алгоритм, если можно так выразиться, этой красоты вполне объективен.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

И здесь мы возвращаемся к необходимости определения.

Впрочем, пропорции могут быть не только на линейке. Пропорции могут в соотношении цвета. В ритме. В соотношении жёсткого и мягкого в текстурах. Это пока только визуальные примеры.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Умаешься определять красоту через пропорции. Т.е. отдельные проявления - да. А в общем - мимо. Всю историюю пытались...

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Это не сильно проясняет. Ибо красота может быть неживой. А если видеть в ней только отражение живого - так это получается пустое определение, ибо человек это отражение видит в чем угодно

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

Не обязательно отражение. Дополнение. Среда (как низкоуровневая - объекты, материал, так и высокоуровневая - субъекты, возможность сотрудничества). Всё, что может вызвать отношение.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Ну ты же понимаешь, что отношение может вызвать все, что мы способны воспринять. Поэтому опять же определение оказывается пустым.

Вот не нравится мне, например, скорость света! Это мое к ней сугубо личное отношение!

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

Разумеется. Это утверждение практически тавтология. Причем, что интересно, оно тавтологично и в крайнем солипсизме, и в махровом материализме:)

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от svu

> Вот не нравится мне, например, скорость света! Это мое к ней сугубо личное отношение!

Стало быть, в данном конкретном случае мы можем наблюдать совершенную антиэстетичность скорости света.

Это утверждение практически тавтология.

Нет, я не тавтологию имел в виду.

Я пытался сформулировать наверно следующее: мне кажется что мы не можем в полной мере абстрагироваться в своём восприятии. То есть, обработка материала ведётся в любом случае в контексте.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sin_a

> Что существует более объективно, число пи или наблюдаемый восход?

А операцию «≤ объективно чем» вы как определять собрались?

HiddenComplexity
()
Ответ на: комментарий от post-factum

А не важно то, что для одних будет восход, а для других - нет? И таки эффект для всех разный в зависимости от опыта и от много чего еще.

HiddenComplexity
()
Ответ на: комментарий от HiddenComplexity

То или иное произведение искусства даёт человеку то, чего ему не хватает для ощущения целостности, полноты.

Конечно лучше приходить к этому в физической реальности, но за отсутствием может дать помощь и высказывание. А за высказыванием, порой, человек может понять куда ему и идти.

sin_a ★★★★★
()

Топик не читал. Может что-то подобное выше уже сказали, не знаю.

Моё определение: искусство - это форма/канал получения удовольствия от потребления информации (т.е. осознанного и желанного изменения/усложнения своего мозга) не путём логического рассуждения или запоминания, а путём прямого воздействия посредством звуковых или световых волн (когда появятся вкусовые или тактильные произведения - можно будет говорить и о других органах чуств, а пока ограничимся двумя).
Произведение искусства не может быть слишком сложно, потому что это информационный канал, и его нужно распарсить потребителю (парсер правда зависит от строения нейросети) без больших затрат энергии, т.е. открытие художника - это нахождение внутренних симметрий, компрессия, энкодинг если хотите.

siberean
()
Ответ на: комментарий от siberean

В хорошем коде - ничего лишнего, мысль выражена кратко и понятно, возможно программист нашёл форму симметрии бизнес задачи, которая позволила сжать код в красивое выражение, легко охватываемое разумом. Контрпример - быдлокод, когда появляются ненужные для логики задачи сущности.

Удовольствие от созерцания заката, золотых сечений, форм женского тела итд - это удовольствия получаемые от наблюдения паттернов, на которые мозг эволюционно заточен.

siberean
()
Ответ на: комментарий от HiddenComplexity

От положения, но не сознания. Восход вполне четко определяется геометрией нескольких объектов.

svu ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Канал, передача информации, получение удовольствия? Да, это в общем очевидно. Видимо я просто сразу перескочил через эту ступеньку.

Мне показалось что речь про то, чем отличается одна информация от другой в случае если одни из них вызывает реакцию а вторая нет.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Если информация об идущем апперкоте вызывает реакцию ухода и хука, то эмоций там вполне может не быть. Ни к чему они там.

Если программист получил информацию из багтрекера, он конечно может испытывать эмоции, но думаю чем меньше ресурсов уйдёт на эмоциональную реакцию тем больше их останется на интеллектуальную (хотя наверно возможны случаи когда эмоциональная встряска необходима).

В случае же искусства, думаю эмоции неотделимы. Более того, полагаю что именно они являются так сказать топливом искусства. Впрочем, полагаю, эмоции и удовольствие просто части одного, так сказать, контура.

А вот почему то или иное явление вызывает ту или иную эмоциональную реакцию - это уже вопрос другой. В принципе последняя моя формулировка мне нравится, она пришла здесь, во время разговора, и кажется удачной. Но вполне можно счесть что это уже выходит за рамки текущего обсуждения.

sin_a ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.