Keith Packard - разработчик Х-ов с давних времен, рассказывает нам о разработке Wayland - наследника Х.
В начале он рассказал как работают Х и Wayland и как они сделали поддержку Х-овых приложений в Wayland. Механизм поддержки похож на тот, который используется в MacOSX и Windows, шо несет пенальку по производительности, но Паккард уверяет, шо у них есть воркераунд, который позволяет работать Х-прогам так же быстро (как я понял, посредством OGL или VAAPI).
В слеующем параграфе Паккард сравниает X и Wayland, основные различия:
+ Х имеет отдельный compositor, Wayland - внутренний.
+ Х поддерживает управление окнами сторонними приложениями, Wayland занимается этим лично. Среди прочего, в X можна управлять окнами повисших приложений (неясно, как будет в Wayland. Еще это значит, шо наши любимые WM: *box, тайловые и многие другие = не будут работать под wayland (?) o_0).
+ X-проги не рисуют декорации окон, тогда как Wayland-проги должны рисовать их сами (QT рисует свои, GTK - свои, т.е. к каше тем прибавляется еще и каша с декорациями окон, кнопками в разных местах. Непонятно, шо будут рисовать всякие SDL).
Дальше он рассказывает, про прогресс в графике, перенос в ядро всяких фич, KMS итд, про производительность Х-ов и работу над интеграцией с Wayland.
Еще параграф он посвятил управлению окнами. Как уже упоминалось, декорации будут рисовать приложения, как им захочется (любой формы), будет плавный ресайз, зумирование и кручение окон и другое. Для вырезать/вставить и драг/дроп Wayland использует «MIME-labeled UTF-8 encoded objects».
Кроме того, он думает, шо лучшим путем запуска Х приложений будет не держать Х-сервер постоянно, а активировать по запросу (Weston будет слушать сокет X).
В последнем параграфе он затронул нерешенные проблемы:
- поддержка ввода еще не стабилизирована;
- вопросы по поддержке клавиатур, тачпадов и тачскринов;
- приложения Wayland через сеть. Паккард: Есть много хороших механизмов для передачи изображений, данные могут быть сжатыми итд. Думает, шо приложения, возможно, будут работать быстрее, чем через механизмы Х.
- требуется работа над оконным менеджером X/Wayland, вырезать/вставить, драг/дроп, а также Xinput 2.2.
https://lwn.net/Articles/491509/ (Jake Edge / 11.04.2012)