TL;DR Социальные сети античеловечны и унизительны по своей природе. Я формулирую концепцию асоциальной сети, которая исходит из оптимистического взгляда на человеческую природу, и предлагаю дореализовать эту концепцию на ЛОРе.
Социальные сети
Все социальные сети, несмотря на всё их разнообразие и модность в последнее время различных узкоспециализированных социальных сервисов, опираются на общую суть:
- Наполнение создают пользователи
- Пользователи же его и оценивают
- Оценивание контента везде делается одним и тем же способом: пользователи ставят понравившемуся им контенту лайки/плюсики/что-там-еще.
- Пользователи сами ищут других пользователей, которых им интересно читать, и добавляют их в друзья/круги/подписки/чего-там-еще.
И это всё как бы призвано дать возможность пользователям читать только интересную для них информацию. И этот подход кое-как работает. Однако очевидно, что в своем корне он имеет огромное количество проблем. Первая — это приватность. Отсутствие приватности в социальной сети есть неизбежное зло, вытекающее из самого подхода. Я не буду обсуждать эту проблему, о ней и без меня написано очень много, в том числе и на ЛОРе.
Я же предлагаю взглянуть на другую сторону соцсетей. Давайте рассмотрим два пункта:
- Оценивание контента везде делается одним и тем же способом: пользователи ставят понравившемуся им контенту лайки/плюсики/что-там-еще. (1)
- Пользователи сами ищут других пользователей, которых им интересно читать, и добавляют их в друзья/круги/подписки/чего-там-еще. (2)
Из первого пункта вытекает, что хороший, годный контент, раз ему нужно ставить плюсики, — это редкое, необычное явление. Стало быть, с точки зрения социальной сети, природа человека такова, что с бОльшей вероятностью он родит плохой, некачественный контент.
Из второго пункта (необходимости искать, на кого подписаться) вытекает то, что, оказывается, большинство людей генерирует исключительно плохой или неинтересный контент, и лишь очень небольшое количество людей (десятки из всего мира, у более задротствующих пользователей — сотни) пишет интересный и нужный контент, а все остальные могут создавать только плохой контент.
То есть, разработчики соцсетей исходили из того, что люди по умолчанию неинтересные, не умеют готовить годный контент и вообще дураки, и только некоторые могут порождать контент, достойный прочтения. И даже у этих некоторых бОльшая часть контента на самом деле плохая и недостойна прочтения (ибо иначе лайки потеряли бы смысл).
Не является ли ЭТО унижением/оскорблением нашей человеческой природы?!! Ведь каждый человек – это уникальная, развитая, способная к творчеству личность, которой всегда есть, что сказать, и которая должна бы порождать качественный контент. А соцсети унижают нас, обязывают верить в то, что все люди вокруг, да и мы сами — совершенно неинтересные, шаблонные, неумные люди, и лишь некоторые, избранные — другие. Да нас-то еще ладно, но соцсети формируют будущее поколение, которое, будучи воспитанным на соцсетях и свято веруя в принципы, на которых соцсети построены, само создаст то самое шаблонное общество, на идее которого построены соцсети.
Асоциальные сети Что же я предлагаю? А предлагаю я концепцию асоциальной сети, идея которой исходит из моей оптимистической веры в человека, его способность творить интересный, годный контент. Асоциальная сеть, как и социальная, ставит перед собой цель доставить пользователю интересующий его контент, но делает это по-другому. В ней остаются два свойства социальных сетей:
- Наполнение создают пользователи
- Пользователи же его и оценивают
Необходимость первого пункта очевидна. Без оценивания же автор контента не сможет узнать, как другие пользователи относятся к его творчеству, что плохо и не способствует увеличению качества контента. Поэтому асоциальная сеть должна реализовывать оценивание контента, но способом, отличным от способа социальной сети. Способ этот должен вытекать из того, что контент, написанный любым пользователем, по умолчанию является качественным, годным, заслуживающим внимания пользователей. Наиболее простым и естественным способом это реализовать является возможность просто отмечать не понравившийся контент (ставить ему дизлайки/минусы).
Кроме того, приходится мириться с тем, что люди таки бывают разные, и, хотя создание качественного контента является нормой, люди, создающие некачественный, все же присутствуют везде. Есть также люди, делающие это умышленно. Или же пользователь с кем-нибудь поссорился и банально не хочет его видеть (бывает и такое). Поэтому асоциальная сеть должна дать пользователю возможность фильтрации контента. В социальных сетях эта функция осуществляется путем подписки только на интересных пользователей. В асоциальной же сети каждый пользователь по умолчанию является интересным. Поэтому обязательным условием существования асоциальной сети является изначальная подписка всех на всех. Естественным способом фильтрации контента по авторам в такой сети является отписка (игнорирование) от плохого/негодного пользователя.
Кроме того, поскольку асоциальная сеть подразумевает изначальную подписку всех на всех, а контента пользователи генерируют очень много, то контент этот должен быть структурирован, размещен в разные разделы, рубрики, ... При этом если это не «узкоспециализированная» асоциальная сеть, то очень желательна возможность создать такой раздел/рубрику обычному пользователю.
Итого, асоциальная сеть должна основываться на таких положениях:
- Наполнение создают пользователи
- Пользователи же его и оценивают
- Оценивание осуществляется путем проставления дизлайков/минусов некачественному контенту
- По умолчанию все читают всех. Пользователь может отписаться от другого пользователя (начать его игнорировать).
- Вся информация структурирована. Пользователи могут создавать разделы и рубрики.
ЛОР как асоциальная сеть
Из всех русскоязычных сайтов ЛОР ближе всех к концепции асоциальной сети. Он реализует пункты 1, 4 и отчасти 5 (последнее допустимо, так как ЛОР — узкоспециализированный ресурс). Таким образом, для того, чтобы ЛОР стал полноценной асоциальной сетью, ему не хватает только оценивания контента путем дизлайков/минусов. Объяснение необходимости этой функции — выше, но я кратко повторюсь: оценивание контента необходимо для поддержания его качества (а на ЛОРе качество контента падает, поэтому для него эта проблема особенно актуальна). Это и есть мой фичреквест — хочу дизлайки
Дискасс.