Угу... nVida просто офигенно открытая фирма...;) Все уже забыли про скандал межди ней и иксфри? Забыли... Между прочим она так и не отдала полную спецификацию своих карт, а следовательно будут проблемы с драйверами под не-виндовс... Впрочем под винды тоже проблемы, ибо руки у их драйверописателей весьма... хммм... кучерявые...;)
А на счет глайда... Ну не смешите - карточки от 3dfx прекрасно поддерживали и OpenGL, и DirectX... И к слову - имхо nVida гораздо более закрытая контора чем 3dfx...
2Korwin: вообще-то ATI, Matrox & nVida эти три фирмы орентированы на абсолютно разные секторы рынка. ATI живет в основном за счет OEM поставок и у нее лучшие встроенные TV-тюнеры и вообще видео, Matrox это карточка для професиональной работы со всяческим 2D, nVida орентируется на оголтелых геймеров... Хотя сейчас nVida пытается пролезть и на рынок 2D и делает телодвижение в сторону OEM... У увы у нее кое-что выходит... И это не може не огорчать...:(
NVidia не выпускает карт , она только выпускает чипы . Так вот это именно то , что и сгубило бедную 3dfx. Решили ребятки из 3дфх выпускать собственные карты ,(вот она - жадность) а не чипы для производителей карт , как это было раньше, - вот и получили пинок от NVidia.
ps. Теперь , на рынке геймеров есть только один реаальный конкурент - ATI , и скорее
всего , что ATI и MATROX тоже слияние , т.к. они одни уже не смогут противостоять
NVIDIA.
2Irsi:
>все осознали что эта новость означает коней линукса как игровой
>платформы
Во-первых, не "коней", а лошадей :). Во-вторых, из чего сие глубокое
заключение следует? В-третьих, когда же было начало, Вы же,
уважаемый Irsi, сами кричите, что для разных задач и железок должна
быть своя ОС -так для игрушек даже Windows - не лучший выбор.
2Led: угу... для игрушек лучший выбор это все же наверно игровая приставка...;) Типа сони плаустейшен или... X-Box...;) Поняли к чему я клоню? Нет еще? А тогда скажите какой графический чип буде использоваться в X-Box? Правильно - nVida... Еще не поняли? Продолжаем - кто сейчас на лидер на рынке 3D для гамезов? Правильно - nVida... А они публикуют спецификация своих чипов? Правильно - нет... А как в США относятся к reverse engineering? Правильно - весьма отрицательно... Чего ждем? Правильно - исков от nVida... Что из этого следует? Правильно - отсутствия драйверов под ее карточки для всех не-виндовс систем... А теперь вопрос - кто будет делать игры для писюка, под те ОС, кторые неподдерживают лидирующую карточку для гамезов? Угадали - никто, особенно если учесть что и до этого не особо охотно делали...
При этом я сам не шибко сильно люблю продукцию nVida, но я и не оголтелый плауер...:) Качество 3D у ATI & Matrox и близко не лежит к тому что есть у nVida, этого увы нельзя не признать, не смотря на всю мою любовь к этим фирмам...:(
Далее - нельзя не учесть что кроме проблем с драйверами для ведущей 3D карты (для гамезов) в игру будут вступать и другие факторы. Конкретно - X-Box. Создать игру которая работает под виндами и под X-Box гораздо проще чем для виндов и ps2 или линукс... Ну если вложения на портирование игры для ps2 скорей всего окупятся, то вот под линукс... Сомневаюсь я и судя по ситуации на рынке не только я...:) А в свете вышеперечисленных фактов боюсь что эти сомнения только усилятся...
На счте "коней" - ну очепятка, ну забавная, не спорю... конец разумеется...:)
2RM: угу... а зачем им это? Как вы думаете если встанет выбор что им важней - контракт с мелкософт или драйверы под линукс что они выберут? Нет, разумеется я утрирую, вопрос будет поставлен иначе, гораздо более мягко, но... для nVida выгоден успех мелкософта и не выгоден - линукса... Имхо это очевидно...
Хоть и признали, что Matrox - это профессиональная карта для 2D, но все же обидно. В последних чипах G400 .. G850 3D графика очень даже на высоте. А про скорость рендеринга уже и не говорю. Даже Matrox Millenium II c 8 мегами мозгов в свое время обгоняла и 3DFX & ATI, но отставала по качеству готовой картинки.
2Korwin: я сам использую матрас в данный момент...:) Мне - хватает ее 3D за глаза. Но я не геймер! :) Так - изредка в кваку побегать... Речь же идет о маньяках, которые покупают специальные мышки для того чтоб удобней в кваку было бегать. :) Именно на такой контингент орентируются производители игр! :)
Да, похоже не очень приятная новость для GNU-сообщества. Игры с 3D графикой это наверное вопрос десятый.
Что будут делать в Xfree?? Свежий пример проблем с NVidia есть на linux.ru.net.
Irsi то, конечно прав, но и крутым геймерам тоже теперь придется призадуматься (о чем они здесь сами и пишут) на какой видяхе лучше играть. Вот для примера ссылочка: http://www.qlitech.net/ Там черным по белому написано, что для начальной мультимедиа станции Linux берется ATI карточка, а для навороченной мультимедиа - Matrox. Выводы пусть делают геймеры сами. Может для кого и не довод, но Matrox, аналогичный ATI, стоит дешевле и это при условии, что приобретается не только 3D графика, но и профессиональная 2D.
Мда, это очень плохая новость, сколько лет я использую карты от
3dfx, проблем небыло нигде... Самое главное, что 3dfx поддерживала
и поддерживает всю ветку выпущенных когда либо карт на своих чипах,
по сравнению с NVidia, которая не поддерживает, и уже давно, RIVA128,
нет под нее сейчас драйверов ни под что. А самое главное, это цены,
уж будьте уверенны, что ценовая категория будет изменена в корне,
если NVidia позиционировалась на рынке как производитель не
дорогих быстрых 3D карт, то после кончины 3dfx, она будет
делать на этом рынке все как ей вздумается:-(((, вообщем, прощайте
низкие цены!
Может не в тему, но подскажите плиз, Matrox G400 умеет "нормально" в
консоли с SVGATextMode работать или проблемы только у меня, в Х все замечательно,
а в консоли больше 80Hz выдавить с него не могу память сыпит, блин ISA Traident
лучше в консоли работал.
2Korwin: проблема не в геймерах - проблема в производителях игр... Они еще раз крепко подумают стоит ли портировать свои игры под линукс... И в свете опыта id software, а так же того факта что линукс не поддерживает лучшую гамезную карту, решение имхо будет однозначным...
А геймерам... чего им думать? Большинство игр под винды, лучшая карта для игр - nVida и виндами она поддерживается... У них-то проблем не видно...:)
Кстати - на тему Matrox & ATI... У них тоже не все гладко с поддержкой своих продуктов увы...:( Кстати - вопрос: Я не понимамаю почему фирмы производители железа не делают драйвера как OpenSource? Смотрите сами - писать драйверы и отлаживать их для таких фирм это чистая статья расхода... Почему бы не попытаться подсократить ее за счет волонтеров? Да и с поддержкой малораспостраненых ОС проблем бы имхо меньше было - понятно что к примеру для BeOS писать драйвера им неинтересно... Но имхо если есть исходники драйвера пусть даже под винды, написпть драйвер под другую ОС было бы несколько проще... А желающие это сделать имхо всегда найдутся...:)
2Irsi: "Я не понимамаю почему фирмы производители железа не делают драйвера как OpenSource?"
Потому как драйвер это практически спецификация на железо, и любая китайская контора уже через месяц-два может наладить выпуск таких чипов (пусть с меньшей скоростью и более глюкавые), что финансово отразится на самой компании, ведь часть её покупателей купят подделку, да и конкуренты тоже спать не будут.
2Ogr: Насколько я помню тайну из полных спецификаций своих чипов делает только nVida... Для чипов ATI & Matrox они доступны... При этом затраты на reverse engineering не столь велики как может казаться это раз, два - наладить производства такого hi-teh продукта как современные графические чипсеты не так просто... Да и к тому же против таких вполне эффективны юридические методы борьбы... Так что имхо этот аргумент от nVida имхо не катит...:)
Кстати - неприятные новости про ATI:
http://ixbt.stack.net/news/index.shtml#976998185
а что вы все потеряли от этого? или может приобрели?
Зачем свою точку зрения на маркетинговые ходы крупных монстров с пеной у рта обсуждать? - это же буржуи и им плевать на GNU!
2Irsi:
>для игрушек лучший выбор это все же наверно игровая приставка...;)
>типа сони плаустейшен или... X-Box
Согласен. Но кроме самой железяки (приставки) нужна еще и ОС и
я не думаю, что использование в качестве таковой WinNT рационально:
вряд ли ОС, изначально разработанная как сетевая серверная платформа
будет эффективной в качестве игровой. Можно, конечно, говорить о
том, что ее серьезно переделают, но переделать и заточить под
игрушки можно все что угодно (почти) (FreeBSD, Linux, даже DOS) и
кому угодно (в случае открытых систем). Что касается сложности
портирования, то если сделать ее на OpenGL, то особых проблем в
этом не возникнет.
А что у кого-то были проблемы с картами от nVidia? У меня не было. Драйвера они сами пишут под Линух для всех своих карточек. Причем исходники тоже есть. Можно поправить если что. Там есть некоторые нюансы с установкой драйвера под TNT2 M64, так документации так и говорится, что мол в таком-то файле в такой-то строчке закоментарьте то-то и то-то. Лицензия правда не GPL.
http://www.nvidia.com/Products/Drivers.nsf/Linux.html
А то что они поощряют создателей игрушек, это точно. Я тут с ОпенГЛ ковыряюсь на досуге, так они дают все что надо. SDK, примеры, (для моей TNT2 32Mb они тяжеловаты), спецификации (особенности поддержки ОпенГЛ, extensions, поддерживаемые последние достижения 3D индустрии BumpMupping например) и др.
А вот с 3dfx проблемы всегда были. И с установкой, и с ОпенГЛ, который она якобы "хорошо" поддерживает.
Да уж, пишут они драйвера.
У меня, например, карточка Geforce 256 до сих пор
под XFree работает только под FrameBuffer(
вообще никакой акселерации).
А все из-за того, что драйвер NVidia для XFree 4.x
не поддерживает выход для цифрового монитора.
В результате timing неправильный, и на экране одни полоски.
2Ogr: я где-то на их сайте видел... точнее сказать не могу, ибо давно не интересовался...
2Led: все не так просто... никто не говорит что ядро NT оптимально для игр... Но заточить нтю, точнее вынь2к как ОС для игровой приставки гораздо проще чем линукс или фряху... Во первых там уже есть DirectX, во-вторых - дает о себе знать преимущество микроядерности... Только вот на тему микроядерности нти давай спорить не будем - я согласен, и микрософта странные взаимоотношения с приставкой микро...;) Но идеи - именно те...:)
OpenGL - не лучший интерфейс для игр ибо разрабатывался под несколько иные задачи... Да, можно заточить и под игры, но это так никто и не сделал... Используют конечно "как есть"... но обычно в паре с Direct* ;)
2Irsi:
С Вашей стороны разговор перешел в русло "...объяснять и углубляться
в детали не буду, но поверь, я ведь знаю как оно...". Может Вы и
правы, но..., извините, меня Вы не убедили. Почему бы тогда не
использовать ядро BeOS с настоящей микроядерностью, или Mach, или
Herd в конце концов?
Led.
А почему бы и нет? :) Лехко! Только вот опять же - под BeOS виндовые гамезы портировать будет сложнее чем под кастрированный w2k, с этим вы спорить не будете? Да и нет в BeOS аналога Direct*... Правда вроде пока нет, но все же...
Hurd? Замечательная штука! Только вот под нее ничего нет...:( И версия 0.2 который год...:(
QNX RtP? Теже проблемы что и BeOS, только в добавок там в отличае от BeOS даже OpenGL нет...
Mach - это понятие растяжимое...:) Приблизительно настолько же растяжимое как и понятие Unix...:) BeOS, NextStep, Hurd, Darwin (AKA MacOS X) - это все Mach... и unix одновременно...:)
Кстати - из всего вышеперечисленного на роль "приставочной ОС" больше всего подходит BeOS... И кстати они пытаются позиционироваться в этом направлении... QNX RtP - это скорей "ОС для PDA" и движение в эту сторону тоже есть - см. девайс "Andrey"
Так что при всем богатстве выбора...:(
2Irsi: Вы что-нибудь слышали об Simple DirectMedia Layer(SDL)???
Если нет, то не надо говорить про сложность портирования игр
в BeOS/Linux/etc! Работает на всех извесных платформах, поддерживает
Direct3D(DirectX), OpenGL(MesaGL), Glide, OSS/ALSA, джойстики и
прочее. Портированы чере SDL; Sin, Shogo, Heavy Gear II, Heroes of
Might and Magic III, Heretic II, Maelstrom, Myth II, MindRover,
Descent(1/2/3), список для Линукса не маленький, чтоб все
перечислить, для BeOS и MacOS поменьше... Только не говорите, что
это вы знали.
2Irsi: Вообще-то, я перечислил, то что вышло, и часть из них
я попробовал, дабы имею V3-3000 с нормальной работой под Линуксом
в Glide/OpenGL/MesaGL, особой разницы при портировании не видел, что
в Виндах, что в Линуксе. Эти демки легко можно найти на
www.linuxgames.com. Бумага тут причем, совсем не понял, что
вы имели ввиду...?
2McMCC: есть такая поговорка "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги" :) Посмотрите хотя бы на тесты производительности 3D-игр под линуксом и под виндами...:) И оврагов - море... например я очень сомневаюсь что совместимость с Direct* у этой фигни будет настолько же хороша как и в случае с кастрированными w2k...
2Irsi: Ну Q3 я тестировал по скорости, даже писал, что если X 3.3.xx,
то разница с виндами чуствуется, а если Х 4.0.хх с DRI, то почти
нет. То бы я стал на X-ы 4-е перелезать... Если сравнивать по
скорости Линукса и w2k, то последний в проигрыше, проверялось
на том же Q3, w2k примерно равен по скорости в X 3.3.xx, если даже
не медленнее в низких разрешениях, на высоких, чуток быстрее на 1-2
fps. Правда это на 3Dfx, другие карты на Х 3.3.хх OpenGL не имеют,
да и OpenGL для 3dfx сделан на Mesa поверх Glide2, что то типа MiniportGL как в винде. Говорят, что на матрасе и гефорсе,
разницы что в виндах, что в линуксе под 4-ми Х-ми, вообще
не видно, у первого сам OpenGL сделан на Mesa под винды, у гефорсе
незнаю почему...
2McMCC: ну это с OpenGL... но большинство игр - DirectX... как с ними дела обстоят? :) Реально на те игры, что живот под OpenGL это на 80% игры на движке от кваки...
P.S. В виндах через DirectX все работает ощутимо шустрей чем через OpenGL...
2Irsi: Если про шустрость вообще, то Glide шустрее...:))))
DirectX, это все же соунд+видео+дофига чего, вы хотели сказать
Direct3D быстрее OpenGL, полностью согласен, но под D3D писать
сложно, покрайней мере мне один знакомый говорил, он в этой области
работает, игры пишет, по его словам, OpenGL легче и легко с IRIX'а
перетаскивается под винды...:))) Да и качество угловатого D3D
не выдерживает критики, а в особенности всякие световые эффекты,
вот поэтому на OpenGL этого достигают значительно проще и
качественнее, но повторюсь, Glide мне нравиться больше, это
действительно геймерское 3D и по скорости и по эффектам! Жалко
3Dfx:((((, если NVidia не будет поддерживать Glide, то умрет хорошее
3D API...
2Irsi: DirectX - это лиш надстройка, как впрочем и SDL, они
решают одинаковые проблеммы, а именно зависимость от драйверов железа,
простым словом, когда вы пишите игру, движок, вы не задумываетесь
об оптимизации на разное железо, как это было под ДОСом, все берут
на себя эти API, вы только вызываете нужные функции и не задумыветесь
как там будет на низком уровне. Поэтому Линуксу не нужен DirectX,
который залочен чисто под винды, у него существует аналогичные
библиотеки и SDK, а движек игры, это и есть основа, если
функциональность при написании игры у этих API одинаковы, то
нет проблем перенести ее на другие платформы, вот собствено что
и делают. Другой вопрос, как реализованы и как оптимизированы
сами драйвера железок, но это уже к производителям железок...
2McMCC: одинаковая фукциональность это хорошо... но для переноса это хуже чем одинаковы API, согласитесь? :)
А как производителе железа заботятся о совместимости с линуксом... ну вот хороший пример - лидер на рынке 3D-акселераторов, nVida... не буду продолжать, чтоб не расстраивать - вы сами все знаете...;)
Угу, мой знакомый писал им гневное письмо, по поводу того, что если они
сырцы не дают, то могли бы свой XServer и под FreeBSD собрать, а не только под линукс.
wgl у них нормальный, а за glx их убить надо.
Ребята, чего-то вы уже начинаете совершенно в сторону
уходить и банально врать о том, о чем, я так понимаю, понятие
имеете весьма отдаленное. Как меня радуют такие лозунги типа
"под DirectX игр больше, чем под OpenGL" или "под DirectX все
идет быстрее, чем под OpenGL"... Ну или "OpenGL - платформа,
не заточенная для игр". Сравнение windows vs linux в играх - вообще
бред, это системы разного класса. w2k vs linux еще как-то можно, но
и там есть свои оговорки. Может начнем с того, что тут, как я понял,
обсуждают не DirectX, а зачастую Direct3D и эти две вещи часто путают.
Так же очень радует "знаток" Irsi, заявляющий со всем знанием дела, что в BeOS нет аналога DirectX (а-ля на марсе жизни нет :)) Зайдите
хоть на секундочку на какой-нибудь сайт BeOS'ников - узнаете, как они там как раз кичаться своими game- и media- штучками, которые у них уже *очень* давно у всех есть, и даже более того, эти штучки только будут портироваться под linux.
> Direct3D быстрее OpenGL, полностью согласен
Такое положение не из-за кривости OpenGL как такового, а из-за того,
что драйверам под DirectX уделяется больше внимания. Но здесь таже
nVidia с GeForce меня порадовала, ведь OpenGL умеет поддерживать GPU
изначально без переделки программ, а с Direct3D после выхода каждой новой версии
надо дофига всего переписывать.
IMHO, ничего страшного не произошло.
Во-первых 3dfx никуда не изчезнет. Пару лет проживет в падчирецей.
Если совсем приспичит отделится.
Во-вторых ценовая политика nVidia вряд ли будет ценозадирательской.
ATI & Matrox только этого и ждут.
В-третьих, согласен контракт с MS about X-box дорого стоит, но для
обеих сторон. А если поддаться прессингу MS то можно в конечном итоге,
без штанов остаться. Ну а nVidia можно обвинить в чем угодно, но
не в глупости -- пассивную поддержку *nix всегда обеспечат.
В-четвертых, идеальной game-платформы нет. Если из linux уйдут
3d игры (чего никогда не будет) я не огорчусь. Через пару лет
все рано придут -- cpu и средние карты скоро (5-10 лет) выйдут на
предел физиологического восприятия.