LINUX.ORG.RU

Mesa 9.0

 ,


2

3

Вышла очередная версия свободной реализации OpenGL от freedesktop.org. Изначально она должна была иметь номер 8.1, но так как реализация для оборудования Intel теперь соответствует OpenGL 3.1, было решено нумеровать релиз как 9.0.

Среди прочего:

  • новые драйверы — NV30 (заменил nvfx) и Radeon SI;
  • код Clover (реализация OpenCL для Gallium3D) теперь в основной ветке;
  • реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2);
  • r600g теперь поддерживает соответствует OpenGL 3.0 (патчи для MSAA от Marek Olšák);
  • реализованы следующие расширения OpenGL3-4:
    • GL_ARB_base_instance
    • GL_ARB_blend_func_extended
    • GL_ARB_debug_outpu
    • GL_ARB_invalidate_subdata
    • GL_ARB_shader_bit_encoding
    • GL_ARB_texture_buffer_object
    • GL_ARB_timer_query
    • GL_ARB_transform_feedback3
    • GL_ARB_transform_feedback_instanced
    • GL_ARB_uniform_buffer_object
    • GL_EXT_unpack_subimage for ES 2.0
    • GL_EXT_read_format_bgra for ES 1.1 and 2.0
    • GL_EXT_texture_rg for ES 2.x
    • GL_NV_read_buffer for ES 2.0
    • GLX_ARB_create_context_robustness
    • EGL_KHR_create_context
    • EGL_KHR_surfaceless_context
    • EGL_EXT_create_context_robustness
  • libGLU переехал в отдельный репозиторий.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: JB ()
Последнее исправление: registrant (всего исправлений: 5)

реализованы некоторые расширения OpenGL3-4

Исчерпывающая характеристика свободных драйверов.

anonymous
()

реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2)

му-ха-ха-ха-ха.

приятно, что продвигается. но пока смещно. плюс, не понятно стоит вообще это пилить - если оно не использует заложенные в железо ати/нвидии движки декодирования, а юзает для этого шейдеры...

anonymous
()

реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2)

Я плакал!

alpha4
()

Также в этой версии был добавлен новый Gallium3D драйвер - radeonsi для карт AMD Radeon HD 7xxx.

r600g теперь поддерживает MSAA

Он теперь подерживает OpenGL 3.0. MSAA является необходимым расширением для OpenGL 3.0.

реализованы некоторые расширения OpenGL3-4

Вот список.

GL_ARB_base_instance
GL_ARB_blend_func_extended
GL_ARB_debug_outpu
GL_ARB_invalidate_subdata
GL_ARB_shader_bit_encoding
GL_ARB_texture_buffer_object
GL_ARB_timer_query
GL_ARB_transform_feedback3
GL_ARB_transform_feedback_instanced
GL_ARB_uniform_buffer_object
GL_EXT_unpack_subimage for ES 2.0
GL_EXT_read_format_bgra for ES 1.1 and 2.0
GL_EXT_texture_rg for ES 2.x
GL_NV_read_buffer for ES 2.0
GLX_ARB_create_context_robustness
EGL_KHR_create_context
EGL_KHR_surfaceless_context
EGL_EXT_create_context_robustness

И по мелочи: libGLU переехал в отдельный репозитарий.

Добавь пожалуйста это в новость пысть она побогаче выглядит чем сейчас.

Behem0th ★★★★★
()
Последнее исправление: Behem0th (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от malices_gossips

Да, пара лет.

джва года пролетят как один миг

registrant ★★★★★
() автор топика

отмечена как завершенная
ограничивается MPEG-1 и MPEG-2

Расскажите им, хотя бы, про vpx, что ли.

O02eg ★★★★★
()

Хорошая новость. Вот только интел опять что-то намутил в своих дровах, то ли к иксам, то ли к ядру, и теперь мой ноут виснет по ночам. Почему именно по ночам, понять не могу, но виснет скверно так, без всяких следов в логах. Под офтопиком железка ведет себя нормально.

anonymous
()

Странные вещи. В моей генте на gma950 страшные баги прорисовки и тормоза с классическим драйвером.
С i915g все работает быстро и без багов.

devl547 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от registrant

r600g теперь поддерживает MSAA, необходимое расширение OpenGL 3.0;

Может перефразировать в ключе: что драйвер r600g с этого релиза поддерживает OpenGL 3.0 для всех поддерживаемых чипов, благодаря добавленной поддержке MSAA независимым разработчиком Мареком Олсак(Marek Olšák). Он правда пилил еще расширения для r600g которые приблизили OpenGL 3.0, но я не помню какие.

новые драйверы — NV30 и Radeon SI;

NV30 драйвер заменил собой старый nvfx(был удален в этой версии.)

Возможно это просто мое буквоедство, ты автор новости решать тебе.

Как то создавал тему с просто набросом фактов, там есть про будующие планы, может будет интересно.

Ближайший релиз mesa будет под номером 9.0

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Behem0th

r600g теперь поддерживает MSAA, необходимое расширение OpenGL 3.0;

Только если ядро linux 3.6 или выше.

Radeon SI

Пока не работоспособен. 2Д нормальное уже, 3д пока в среднем состоянии (куча багов). Но вот когда допилят... особенно R600/SI_LLVM компилятор тогда будет хорошо.

stalkerg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stalkerg

Только если ядро linux 3.6 или выше.

Думал что не стоит уточнять в новости, а так я уже пробывал собирать.

Вышло ядро Linux 3.6 (комментарий)

Вышло ядро Linux 3.6 (комментарий)

Пока не работоспособен. 2Д нормальное уже, 3д пока в среднем состоянии (куча багов). Но вот когда допилят... особенно R600/SI_LLVM компилятор тогда будет хорошо.

У меня 2Д(гламор) вешает систему, сижу пока на блобе, лень разбираться(

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

Естественно, об этом я знаю. Загвоздка в чем то еще, врятли в порядке сборки.

Behem0th ★★★★★
()

реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2);

Видимо там есть патенторастия, мешающая запилить ускорение h.264, VC-1 etc.

Valeg ★★★
()
Ответ на: комментарий от malices_gossips

На самом деле это не так уж и долго. Ну выйдет GL5. Но GL4 будет в этот момент самым ходовым.

Quasar ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Valeg

Видимо там есть патенторастия

А ты можешь прыгнуть на 10 метров с места? Видимо это держатели патентов запрещают тебе.

Все куда более банально - этим никто не занимается. Ускорение на mpeg1/mpeg2 было сделано на шейдерах в составе g3dvl еще года 3 назад в рамках GSoC.
Более сложные кодеки фиг на шейдерах напишешь. Да и тормозить оно будет - ...

Ребята из нуво точно как-то реверсили аппаратный mpeg декодер, что-то даже работало ([cvs log] nouveau xvmc)
Интересно, AMD спеки на UVD откроет или нет..

devl547 ★★★★★
()

В любом случае - любое положительное движение - это хорошо! А то что так широко применяется Gallium3D - так это вообще прекрасно.

I-Love-Microsoft ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от devl547

Интересно, AMD спеки на UVD откроет или нет..

Ближайший релиз mesa будет под номером 9.0 (комментарий)

Как минимум еще hdmi аудио на вычитке кода находится, ждем когда релизнут.

А вп8 кодек в рамках GSoC пилили но дело далеко не ушло. Хотел бы я «мочь» писать код в месу(

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от devl547

Все куда более банально - этим никто не занимается.

Там спецификаций нет, и не будет, т.к. патенты везде. Соответственно, надо реверсить, но это 1) довольно неприятное занятие 2) результирующий код может влететь на патенты, и тогда мы получим месу, которую надо будет самому пересобирать с нужными ключами в крупных бинарных дистрах ради поддержки нужной фичи.

Если взвесить оба этих варианта, и принять во внимание нехватку ресурсов, шейдерная модель ускорения выглядит намного лучше. Собственно, это легендарный вопрос «шашечки или ехать», и разработчики выбрали «ехать».

Потому что пользователю, в общем-то, глубоко пофигу, чем конкретно видеокарта декодирует видео. Ему надо, чтобы работало.

anonymous
()

Рад, что они развиваются. Особенно порадовала новость про r600.

Df_Yz
()

Для X3100 тоже OpenGL 3.1?

exst ★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

На шейдерах все это дело будет тормозить и жрать проц. Потому что шейдеры не для этого + галлиум.
Интересно, когда начнут кодеки на OpenCL переводить, особенно в свете llano/trinity. Вон, WinZip сделал поддержку - так тринька 2600K догнала по скорости.

devl547 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от I-Love-Microsoft

широко применяется Gallium3D

Печально что интел не использует и не планирует использовать Gallium3D. Мотивируя это тем что в при использовании галлиума возникает оверхед на использование CPU, в итоге дрова на галииуме медленней классических. Пруф искать на форониксе. Также замечу что на эти слова Марек? возразил что при отказе от классических драйверов и переводе dri части месы полностью в стей трекер галлиума оверхед пропадет. Печально это тем что интел пишет много кода в месу.

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Valeg

Как-то я написал Алексу Дьючеру (Alexander Deucher), почему в свободных дровах АМД такой медленный прогресс.

I'm sorry if you distract from the work. I'm writing to you because I have a Radeon HD 4850 graphics card on my computer and installed Ubuntu. I have a couple questions for you. Why 3D performance open source drivers is so low compared to proprietary fgrxl? Will there ever be implemented support hardware decoding of hd video with UVD? Thank you as advance for your time. It's a little pity that I'm not a developer and I can not help open source projects whose solutions I use in my daily life.

Его ответ:

The performance mostly comes down to man power. There are a lot more developers working on the closed source driver compared to the open source driver (100x more). Some of the bottlenecks are on the mesa side and some are on the driver side. Here are a couple of the big ones:
- Improve mesa’s handling of vertex buffers (some work being done)
- Improve mesa’s state validation, especially textures (not started)
- Enable 2D tiling in the driver (almost complete)
- Enable Hiz support in the driver (started)
- Enable pcie gen 2 support (done, just not yet enabled by default)
- Reduce overhead in the CS ioctl
- Improve the shader compiler (some work being done)
As for UVD support, it is something we are looking at possibly releasing, but I cannot say for sure if and when it will happen until we finish the IP review.
Alex

anonymous
()
Ответ на: комментарий от leave

Не силен в переводе зарубежных фамилий на русский(да я вообще в русском не силен:( ) поэтому в скобках указал оригинальное написание. Спасибо за перевод.

Behem0th ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от devl547

На шейдерах все это дело будет тормозить и жрать проц.

Жрать проц оно будет без ускорения. А, учитывая мощности современных карт, разница между шейдерами и встроенным UVD будет не особо заметна.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от Behem0th

Печально что интел не использует и не планирует использовать Gallium3D. Мотивируя это тем что в при использовании галлиума возникает оверхед на использование CPU, в итоге дрова на галииуме медленней классических.

Мотивировать они могут хоть магнитными бурями, но суть тут в том, что им банально не хочется переписывать всё на гальюн, имея вполне работоспособный и быстрый драйвер. Это, всё же, большая работа, а текущий i915g (или как он там) - недоделанная поделка.

Просто Интел вкладывает деньги в разработку ради того, чтобы был работающий драйвер, и он есть. А тратить кучу ресурсов ради того, чтобы долгое время топтаться на месте, переписывая код, им не хочется. Опять же, те самые шашечки.

Впрочем, когда гальюн дорастёт до совсем серьёзного уровня, они, скорее всего, на него перебегут. А пока не хотят распылять силы.

anonymous
()

nv30 (NV30 - NV40)

Rewritten Gallium3D driver for Geforce FX - GeForce 7000 series of cards, introduced into Mesa 9.0 by this commit on Apr 13th, 2012.

Bug reports for nv30 can be submitted by following the general reporting guidelines. Please, also follow the About bugs and problems section above.

О, теперь по работе галлиума на FX5200 снова можно посылать багрепорты!


http://cgit.freedesktop.org/mesa/mesa/commit/?id=a2fc42b899de22273c1df96091bf...

The CPU footprint of this driver is far far less than nvfx, and translates into far greater framerates in a lot of applications

happy.png :)

AX ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от anonymous

а текущий i915g (или как он там) - недоделанная поделка.

Мог бы поспорить. Я уже выше отписался - у меня на классическом драйвере в последний месяц 2 регрессии непонятно откуда.
1. Упала скорость ниже плинтуса.
2. Половина текстур не показывается.

Галлиум же работает отлично. И емнип, его гугл поддерживал.

devl547 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Behem0th

Я на прошлой работе с Мареками да Янами много общался, поэтому знаю

leave ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от devl547

Мог бы поспорить. Я уже выше отписался - у меня на классическом драйвере в последний месяц 2 регрессии непонятно откуда.

Просто конкретно сейчас i915g не держит тех фич, которые есть в родном интеловском. Потому и поделка. Я не знаю, сколько будет потрачено времени Интелом, если они побегут все массово пилить гальюновский драйвер, но это точно будет длительный процесс. В том и проблема.

anonymous
()
Ответ на: комментарий от malices_gossips

Да, пара лет.

Насколько я помню, часть из расширений OpenGL 4 уже была реализована. Просто чтоб заявить, что реализована поддержка OpenGL 3/4 должна быть реализована поддержка _всех_ расширений. И ЕМНИП там загвоздка для версии 3 была в нескольких расширениях.

ekzotech ★★★★
()

Эмм... А можно теперь без умных слов: как конечный пользователь ощутит преимущества этой версии?

Kroz ★★★★★
()

Вообще, годная новость. Приятно, что опенсорс драйвер не стоит на месте, а продолжает развиваться.

BTW, теоретически, в опенсорс драйвере будет нормальное ускорение видео? Имеется в виду то, которое будет использовать предназначенный для этого блок, а не шейдеры. (Я про AMD, у nvidia с этим скорее всего будет печально)

ekzotech ★★★★
()

реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2)

Это пять. Запилили декодирование никому не нужных MPEG-1 и MPEG-2 и бросили, поставив галочку завершено.

«Аппаратное декодирование? Да кому оно нужно!»

Kadi
()
Ответ на: комментарий от anonymous

не держит тех фич, которые есть в родном интеловском.

Конкретнее давай, чего у него пока нет?

devl547 ★★★★★
()

реализация VDPAU для Gallium3D отмечена как завершенная (ускорение реализовано на шейдерах и ограничивается MPEG-1 и MPEG-2);

Так это же не vdpau а гораздо более ранняя технология

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от I-Love-Microsoft

r600g и radeonsi - gallium драйвера тащем.

x4DA ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.