LINUX.ORG.RU

Умер сэр Клайв Синклер

 ,


2

2

16 сентября 2021 года ушёл из жизни небезызвестный изобретатель и бизнесмен Клайв Синклер.

Большинство теперешних российских линуксоидов начинало знакомство с миром компьютеров с ПК ZX Spectrum производства Sinclair Research Ltd, который был чрезвычайно популярен в нашей стране в 90-е годы прошлого тысячелетия. И только заядлый линуксоид Линус Торвальдс, не будучи гражданином нашей страны, был вынужден учиться программировать не на ZX Spectrum, а на Sinclair QL — другом компьютере от компании Синклера, сделанном на процессоре Motorola 68008.

Со временем Линус разочаровался в Sinclair QL и приобрёл IBM PC 386, который использовал для написания ядра Linux. Однако в дальнейшем линукс был портирован на процессоры серии M68K, а в конце 90х энтузиастами был представлен и модернизированный вариант Sinclair QL (материнские платы под кодовым названием Q40 и Q60), способный запускать Linux.

Хотя непосредственного участия в развитии экосистемы линукс cэр Клайв не принимал, для всех нас он является отцом-основателем наших первых домашних компьютеров.

RIP.

>>> Подробности

★★

Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: sudopacman (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Я тебя понимаю. И 8- и 16-битные домашние компы создавали особую атмосферу вовлеченности за счет «аудио-визуального стимулирования» . Попросту, у них графический и текстовый режимы были сразу и одновременно. А РС был, по сути, текстовым. И для не-программиста скучным, шо пипец. Да и для программиста, непрофессионального, тоже. Я первым делом прохакал, как на своем SVGA, который имел 1МБ на борту и мог в 1024х768, 256 цветов, добраться до труколор режимов из Доси. Вот это был ахтунг!

Т.е. железо «хотело и могло», но вот программная оболочка явно была неспособна удовлетворить взыскательного к аудио-визуальному стимулированию спектрумиста. Потом была винда-95, которая в графику толком не умела, и все игры продолжали жить в Досе.

Следующий раз, когда я снова ощутил эту особую атмосферу вовлеченности, был Линукс. Кажется, это был RH4, на который меня подсадил кто-то из моих шустрых друзей. Линукс, к сожалению, был тоже совсем «не графическим», несмотря на наличие Х-сервера и прочего. Но зато текстовая оболочка там была просто великолепная. Я почувствовал, что наконец-то могу свой комп снова использовать на 100% прямо «из коробки». То самое ощущение, которое было на Спектруме, и не было на РС ни с Досей, ни с Виндой.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Не, ну у ибиемов было всё другое, отвратное, даже ассемблер другой и это программирование на сях, которые я невзлюбил - ни бейсик, ни ассемблер :)

А я когда увидел линукс в каком-то dwm, или чём-то похожем то программирование уже было не на первом плане, а осознание контроля системы, чего в винде никогда небыло. И пьянящее ощущение общества свободных волков, бунтарей :))) само по себе программирование уже было то ли на sh, то ли на питоне, считай бейсик, дальше не особо лез сначала. А потом пришёл кде и я влюбился. Первая и единственная правильная оболочка :)

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Я тут не знаю. На приставках, на которых было написано «16-бит» графон и звук были на много лучше, чем на «денди»

Маркетинг жы, нужно было всеми способами донести, что это приставка нового поколения. А до этого вряд ли кто-то вообще знал, что его старая приставка 8-битная.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Не, это я всё понимаю, что это просто маркетинг. Но таки процики в 16-битных приставках были помощнее, чем в 8-битных. И памяти больше, и графические акселераторы забористее. Всё это выливалось в новый графон, теперь банановый.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Программирование на спектруме тогда было гораздо доступнее чем на других платформах, я тогда помимо бейсика и ассемблера прокачался в C, Fortran, Fourth. Когда стал доступен CP/M на клонах еще DBase и Pascal. Игры и демки были драйвом - хотелось делать эффекты и познавать все эти выкрутасы при которых тогдашние игроделы умудрялись выжимать столько всего из платформы. По сути да, такой драйв после всего этого уже был только на *BSD и Linux.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

а осознание контроля системы, чего в винде никогда небыло.

Да. И на 8-битных машинах система была очень простая, и относительно легко влезала в голову. Что создавало стойкую иллюзию контроля и владения. Я считаю, что в этом и была историческая миссия домашних компьютеров, которую они выполнили великолепно. Они сформировали представление о персональном компьютере, каким он должен быть. А он должен быть открытым, вовлекающим, «твоим», на 100%. Потом это перешло и на софт, открытый, свободный.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

Кемпстон джойстик нельзя подключать к Интерфейс-2. У него был свой контроллер, подключаемый в краевой разъем. Это были Синклер-джойстики. Коннектор, который на Интерфейсе-2, вообще-то, должен был бы быть более полным, по идее. Но что вышло, то вышло. Провода на микропроцессорной технике удлиннять много не выходит.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Да, с названием перепутал. Действительно sinclair joystick.

Теперь про удлиннение «проводов»: Удлиннять можно достаточно далеко, благо есть экстендеры для интерфейсного разъема аж на 6 слотов, поэтому не вижу проблем в полноценном разъеме (буферизация отлично спасает от падения уровней сигналов и зашумлённости, к примеру АП6). Его не сделали, т.к. IF2 не планировался как экстендер, а лишь как доп.периферия. Был-же ещё и IF1, который был ровно такая-же доп.периферия.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

Они все обратно совместимы с ZX80 ZX81.

Харкни и плюнь в лицу тому, кто тебе это сказал. Абсолютно разные разъёмы, физически даже. https://sinclair.wiki.zxnet.co.uk/wiki/ZX80/81_edge_connector

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от lenin386

Да аккум самый главный регистр процессора. Поскольку используется для арифметических бинарных операций записи/чтения память и ввод вывод в порты. Тем не менее мнение неверное так аккум. особо не связан с разрядностью процессора.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

Товарищ, вот именно, что буферизация. Не зря я писал выше man 74245. Это и есть АП6. Только нет в Синклере никаких АП6. Там простое проводное удлиннение процессорных ног. При норме нагрузке 1 потребитель, ага. Как это работало в результате - да хрен знает. Вот на удивление, _фирменный контроллер Beta Disk Interface работает стабильно, насколько можно такой технике, 5 часов бесперебойной работы стабильно. Но как они этого добились - не понятно. Потому что все его новодельные копии - это чушь. Портят содержимое оперативы стабильно за час работы. Хотя, вроде, и буфера установлены, где надо, и люди, говорящие умные слова, разрабатывали это.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 6)
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Вся схемотехника ZX-Spectrum - это то, как нельзя делать компьютеры. За такую разработку в качестве курсача у нас на кафедре поставили бы 3 очка. 2 не ставили, это надо было выбесить препода, чтобы получить 2 очка.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Данные например из памяти можно загружать не только в регистры но и регистровые пары (вообще я не про z80) у аккума пара регистр F флаговый. Есть еще теневые регистры с возможностью обмена.

EXX
со схемотехникой что не так?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Я на военной кафедре смог сломать пистолет Макарова.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Прям в точку. Прям, вот, дай я тебя расцулую :) Золотые слова!

Но вообще, опыт современных разработчиков (электроноприложений и вебдванольщиков в основном) показывает, что разработчиков надо было и дальше держать на восьмибитниках, чтобы не дировали, а то они считают, что легче просто сделать комп в два-три-четыре раза мощнее и тогда их детище зашевелится. Но уже скоро ресурсы все исчерпают редкоземельные, а приложения всё тормозят и тормозят. Спектрум рулит. И корвет и вектор :)

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Справедливости ради, к написанию производительного кода на современных процах нужно подходить совсем иначе, чем к написанию кода для восьмибитниках. У спектрума не было ни SIMD, ни внеочередного или спекулятивного исполнения.

К электрону и вебу всё это, впрочем, не относится.

quantum-troll ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Из всей нашей пацанячей тусовки со спектрумами, прогал только я. Остальные или просто играли

А многие ли пользователи спека сменили его на денди, когда тот появился в наших краях? Цена - доступная, игры - неплохие по тем временам.

Что видели перед собой, то и прогали.

Ну да, ради обучения. В этом и была вся фишка: в таком возрасте самообучаться очень даже интересно. А у спектрума для этого было всё: схемы, журналы, книги, сами компы и периферия к ним в изобилии - и всё это в любом магазине «Электроника» по доступным ценам. Кто променяет такое на денди и игрушки? :)

На Спектруме ничего толком, кроме игр, не было.

Ну как же, как минимум, то, что Радионов рекомендовал к использованию - то точно было у всех! :) А это, ЕМНИП, ArtStudio, Wham, Hisoft C, TLW, GenS4, MonS4.

Всё что-либо «серьезное» было на CP/M, и это уже Корвет с дисководом.

Да вроде и на Spectrum +3 CP/M работал.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Я тут не знаю. На приставках, на которых было написано «16-бит» графон и звук были на много лучше, чем на «денди». Я думаю, что это единственный раз, когда кого-то из пацанов волновало, сколько там каких-то бит.

Это не зависит я уверен от битности.

От битности ALU зависит длина данных, с которыми данный проц работает эффективно. С данными бОльшей длины - соответственно, не эффективно. От разрядности указателя зависит то, сколько данный проц может адресовывать памяти без банкинга. Оба эти критерия ограничивают возможности проца в плане создания и обновления картинки с нужной частотой, учитывая тот факт, что тактовые частоты тогда были порядка нескольких МГц.

Оттуда и пошли названия 8битная графика, 16битная графика. Это, по сути, такая «условная» графика, рефреш которой в реальном времени вытягивал проц с 8битным и 16битным ALU соответственно, в обоих случаях - при 16разрядных указателях, на «средних тактовых частотах тех лет», без доп аппаратуры работы со спрайтами.

С помощью внешних ускорителей, удавалось водрузить на проц с 8битным ALU некое подобие 16битной графики, с кучей ограничений по кол-ву спрайтов, плавности скроллинга и тд. Игры проектировались так, чтобы на эти ограничения не нарываться.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Получилось так что первые 16К ОЗУ 'затенены' ПЗУ

Хе-хе-хе. Нет. Всё немного похуже. История такова, что первые Синклеры-48к были 16к. Вот так. 8 РУ 3-х на плате. Недостающие 32k набирались платкой, вставляющейся в тот самый edge connector. Платка содержала 8 ру5-х. Посчитай, сколько терялось? В 2 раза больше, чем ты думал. Злые языки поговаривали, что дядя Синклер скупал отбраковку, с работающей половиной микросхемы. Но фигня эти слова. В промышленных масштабах, такие отбраковки купить было нельзя. Это для радиолюбителей, небольшими партиями продавали только в розницу. Тупо сливалось в пустоту 32к ОЗУ. А в более поздних ревизиях, этот содом был уже впаян в материнку.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 5)
Ответ на: комментарий от aist1

А РС был, по сути, текстовым. И для не-программиста скучным, шо пипец.

Да дорогим он просто был! Каким ещё скучным? :) У нас один чел в классе был из чуть более богатой семьи, чем остальные - так к нему все бегали в принца рубиться на Искре (клон ХТшки). Сам же он как-то раз посмотрел на Exolon спековский… да больше и не смотрел. :) Я ему говорю: «а на бейсике тут прогать можно?» Он gwbasic запустил - «на, прогай». А там полноэкранный редактор, вместо спековской строчки ввода…

Т.е. железо «хотело и могло», но вот программная оболочка явно была неспособна удовлетворить взыскательного к аудио-визуальному стимулированию спектрумиста.

Не, это выдача желаемого за действительное. На писи было дофига хороших игр. Но стоили они дорого, а сам писи - и подавно. А если ещё и с саунд бластером…

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slapin

Когда стал доступен CP/M на клонах еще DBase и Pascal.

Всё-таки кто-то здесь пощупал CP/M на клонах? Надо же. :)

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Данные например из памяти можно загружать не только в регистры но и регистровые пары (вообще я не про z80) у аккума пара регистр F флаговый. Есть еще теневые регистры с возможностью обмена.

Это все очень познавательно. Но это медленнее и не всё работает.

со схемотехникой что не так?

Ну, если того, что уже сказано, мало, накину ещё. ULA постоянно борется с z80 за доступ с оперативе. Двухпортовая память? Арбитраж? Не слышали. Man slow memory, man snow effect, man паразитная модуляция во время звуковых эффектов. Это весьма неиллюзорные эффекты фирменных машин, отсутствующие на клонах и подтверждающие, что никто ULA не раскусил, просто сэмулировали поведение. Вывод видео сделан не по даташиту, с максимальной экономией, в частности, на линии задержки. В результате, ярко-белый на черным был жёлтый, 1500 других эффектов. Дешифрация портов - по одному биту, просто прелесть. А так называемый порт ff - вообще жесть нах.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от lenin386

Двухпортовая память? Арбитраж? Не слышали.

Слышали. :) Но цену, в которую надо было уложиться, и ULA от ферранти, Клайв выставил в качестве основных требований разработчикам.

История показала, что все эти «изыски» оправдались: машина стала дешёвой и коммерчески успешной (мягко говоря). А что ещё надо то? Кстати, Акорн параллельно клепал другую машину - по всем канонам инженерной мысли: BBC Micro. И что? Я именно его упоминаю, тк он разарбатывался не раньше, не позже, и не в другом месте, а именно параллельно со спеком, чтобы посмотреть, что дадут «грамотные инженерные решения» в коммерческом плане.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonmyous

машина стала дешёвой

Хватит повторять эту мантру! Комодор-64 с 1985-го года стОил $149. Это была машина просто классом выше. Синклер 48к стоил 125 фунтов или 200 баксов, при этом, до Комондора там было как до луны раком. 128к модель стОила 225 фунтов, но и она до Комодора не достреливала. https://dfarq.homeip.net/wp-content/uploads/2016/07/Commodore_64_cost.png

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonmyous

От битности ALU зависит длина данных, с которыми данный проц работает эффективно.

нет в z80 и восьмибитные и 16-битные операции возможны, программно можно на любое количество бит можно сделать.

разрядности указателя

что это? ты имеешь ввиду шину адреса или регистр (регистровую пару) PC или даже указатель стека (SP)

Оттуда и пошли названия 8битная графика, 16битная графика. Это, по сути, такая «условная» графика, рефреш которой в реальном времени вытягивал проц с 8битным и 16битным ALU соответственно, в обоих случаях - при 16разрядных указателях, на «средних тактовых частотах тех лет», без доп аппаратуры работы со спрайтами.

для графики АЛУ не нужен вообще, в принципе.

С помощью внешних ускорителей, удавалось водрузить на проц с 8битным ALU некое подобие 16битной графики, с кучей ограничений по кол-ву спрайтов, плавности скроллинга и тд. Игры проектировались так, чтобы на эти ограничения не нарываться.

Шта?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Почему вдруг медленнее? Те же такты процессора.

ULA постоянно борется с z80 за доступ с оперативе.

Что?????? Ты сам понял что написал?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Сделали бы мля сегментную память или страничную или заменили бы К565РУ5 на что нибудь восьмибитное сразу. К565РУ5 однобитная напомню.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

А схему питания ты видел? Там 12 вольт от блока питания, которые называются 9v, сначала преобразуются в 5 вольт, а затем обратно в 12 вольт для питания ВЧ части и микросхем ОЗУ. Всё на транзисторах и трансформаторах. Это, наверное, доя экономии сделано. Экономии чего только - не понятно. У синклеровского блока питания «не верная» полярность - плюс внутри штекера. При применении более традиционного блока питания, с более традиционной полярностью, вылетала не только КРЕН5, но ОЗУ, транзистор в преобразователе напряжения на плате, и ULA. Вот для чего это сделано. Чтобы всяк, применивший нелицензионный PCU, был наказан. Так и происходило. Я выкупил и починил десятки таких машин.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

узнай сначала что такое контакт M1 на проце.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Там во-первых ножка WAIT у зедника имеется, не слышал? Во вторых, да. Иногда те же такты, только ULA получала из оперативы не данные, а хрен собачий, и рисовала мусор, собственно, снег так называемый.

lenin386 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Бгггг часть времени к DRAM имел процессор (большую) а меньшую видеоподсистема для отображения на экране из видеопамяти. Какой задник? Никакого мусора видеоподсистема не получала.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от lenin386

Ты знаешь товарищ в чем смысл разделения DRAM между процем и видео?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Я тебе видио привел с мусором на экране. Этот мусор будет на экране фирменных машин при загрузке большинства русских дэмок, написанных для эмуляторов и для Пентагона. Чего тебе ещё надо?

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от lenin386

Я не смотрел, мусора не будет, если его специально не запрограммировать, не было никогда никакого мусора.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Ещё нерабочие ссылки будут? Не знаю, сколько он в 85 стоил, но в 82 коммодор стоил 600 баксов.

128к модель стОила 225 фунтов,

Где и когда?

Because of the large number of unsold Spectrum+ models, Sinclair
decided not to start selling in the UK until January 1986

Где-то что-то может и продавали. В Англии же он вышел в 86 за 180 фунтов. Вот не надо было оттягивать старт продаж, распродавая старые модели…

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lenin386

Ты про это (посмотрел таки видео) это не мусор это при инициализации проц проверяет память записывая и считывая значения. Он может это и в фоне делать. То в данном случае как раз он по видеопамяти прошел. Я тебе сам такое могу сделать.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Ты слышал про режим прерывания IM2? программа в кодах может находится в памяти и запускаться в каждое маскируемое прерывание и это фича использовалась для подобных экранных штук.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

От битности ALU зависит длина данных, с которыми данный проц работает эффективно.

нет в z80 и восьмибитные и 16-битные операции возможны, программно можно на любое количество бит можно сделать.

Я написал слово «эффективно». Программно - это эффективно?

что это? ты имеешь ввиду шину адреса или регистр (регистровую пару) PC или даже указатель стека (SP)

Разрядность всего вышеперечисленного совпадала и равнялась 16 битам.

для графики АЛУ не нужен вообще, в принципе.

Ну попробуйте генерировать графику без логических, сдвиговых и арифметических операций - одними пересылками. Например, сдвинуть спрайт относительно предыдущей позиции на Н пикселей, не используя сложение. И вообще, про растеризацию почитайте.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonmyous

Разрядность всего вышеперечисленного совпадала и равнялась 16 битам.

Это не совсем обязательно, я слышал есть процы в которых стек сразу встроен каких то 128 байт (машинных слов)

Ну попробуйте генерировать графику без логических, сдвиговых и арифметических операций - одними пересылками. Например, сдвинуть спрайт относительно предыдущей позиции на Н пикселей, не используя сложение. И вообще, про растеризацию почитайте.

про спрайты я не говорил, там в основном одни пересылки.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonmyous

И вообще, про растеризацию почитайте

Какую растеризацию? Ты ничего не путаешь?

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.