LINUX.ORG.RU

Умер сэр Клайв Синклер

 ,


2

2

16 сентября 2021 года ушёл из жизни небезызвестный изобретатель и бизнесмен Клайв Синклер.

Большинство теперешних российских линуксоидов начинало знакомство с миром компьютеров с ПК ZX Spectrum производства Sinclair Research Ltd, который был чрезвычайно популярен в нашей стране в 90-е годы прошлого тысячелетия. И только заядлый линуксоид Линус Торвальдс, не будучи гражданином нашей страны, был вынужден учиться программировать не на ZX Spectrum, а на Sinclair QL — другом компьютере от компании Синклера, сделанном на процессоре Motorola 68008.

Со временем Линус разочаровался в Sinclair QL и приобрёл IBM PC 386, который использовал для написания ядра Linux. Однако в дальнейшем линукс был портирован на процессоры серии M68K, а в конце 90х энтузиастами был представлен и модернизированный вариант Sinclair QL (материнские платы под кодовым названием Q40 и Q60), способный запускать Linux.

Хотя непосредственного участия в развитии экосистемы линукс cэр Клайв не принимал, для всех нас он является отцом-основателем наших первых домашних компьютеров.

RIP.

>>> Подробности

★★

Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: sudopacman (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от madcore

Я не сравниваю ZX Spectrum с PC. Я только говорю, что это были две минималистичные (относительно конкурентов) «условно открытые» платформы, которые брали ценой и возможностью делать прямые клоны и совместимые машины. Для ненасыщенного софтом рынка это было решающим фактором для выбора компьютера пользователями.

Когда я покупал свой Спектрум в 92-м году, мне говорили: «Бери то, что у твоих друзей. Так ты сможешь копировать у них игры.» Что я и делал.

Без программ компьютер был просто дорогой железкой. Чем, например, выглядел в мох глазах навороченный полупрофессиональный Корвет в нашем компьютерном классе. Он был на голову выше Спектрума по части графики (тот еще piece of art своего времени). Но толку-то с того, если программ под него не было совсем?

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

И разработали вот такой программный модуль для общественного пользования.

Это опыт и наработки множества программистов за все годы, изначально ничего же не было. Какие-то фишки чуть ли не по сей день находят как ещё оптимизировать.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Модуль для спрайтов разработка одного конкретного программиста в 1994 году. Я же заполучил спектрум в качестве подарка только в 2000 году.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Достижение и новаторство в том что появился нормальный модуль (задокументированный) для работы со спрайтами который можно было вставить в свою программу в кодах.

Так а в чём тут новаторство? Пользоваться библиотеками подпрограмм до этого нигде не умели?

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Модуль для спрайтов разработка одного конкретного программиста в 1994 году.

Думаешь, он в вакууме существовал?

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Из старых.

Ну да. С этим я согласен. Но только частично.

Odalist ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Новаторство

Новаторство в 94 году? Для уже везде похоронненой платформы?
А до наших краёв, где это было ещё актуально, эти библиотеки когда дошли? У меня их тогда точно не было.

в том что не было таких библиотек тем более задокументированных, с примерами и в открытом доступе.

На zx может и не было.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Там выше по треду вопрос был в том, что архитектурно дал компьютерному миру ZX Spectrum, чтобы его так помнить.

Архитектурно — ничего. Он просто показал, что и весьма простая открытая архитектура в сочетании с достаточно мощным CPU может быть вполне эффективной для конечных пользователей. Что, на то время, было контр-интуитивно.

Я утверждал, что тот же принцип реализовывали и в PC, но только для профессиональных компьютеров, а не домашних.

Чтобы предупредить возражение, что ZX Spectrum не был открытой архитектурой. Это да, по задумке — не был. Но по факту оказался. Из-за своей простоты.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от annulen

А тут полная свобода

Манёвры уровня 5-ого «Б».

LamerOk ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Новаторство в 94 году? Для уже везде похоронненой платформы?
А до наших краёв, где это было ещё актуально, эти библиотеки когда дошли? У меня их тогда точно не было.

Да ZX Spectrum был в самом расцвете в 1994 году (на просторах СНГ разумеется). Тебя самого тогда не было скорее всего.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от aist1

Открытая? ты так говоришь будто у спектрума были какие выходы для данных, на большинстве схем их не было.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от aist1

Это в советских микрокомпьютерах использовалась микросхема К580ВВ55 для подключения чего нибудь, а спектрум такого был лишен.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

В 1994 в самом расцвете были приставки. Коими Спектрум массово вытеснялся. В самом расцвете он был в 1989-91м.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Спектрум легко копировался, в отличие от. И вот уже в клоны можно было поставить ВВ55 для подключения чего-нибудь. Что и делалось.

aist1 ★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

AY8910 и YM8912 это не процы, это 3х-канальные генераторы звука + 1 канал шума + огибающие на каждый канал. Я как-бы знаю, я их не просто слушал а таки даже программировал. Порты FFFD и BFFD. :)

А при некоем определённом умении можно было даже цифровой звук через него выводить, правда проц сжирало на 100%.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от aist1

Никем практически это не делалось. А насчет легкого копирования я тебе скажу это только если с чипом Ula которую у нас раскололи(и заменили рассыпухой) но не воспроизвели.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от Q-Master

я тоже под них писал :) просто в те времена это были именно звуковые «процессоры». По сравнению с бипером. Народ чудеса звука на бипере еще делал а тут им такое подогнали…

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Спектрум и некоторые приставки были тогда в рассвете и была жесткая конкуренция которую Spectrum не мог выиграть. А приставки тех лет были еще примитивнее Спектрума.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Последнее исправление: XoFfiCEr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Да ZX Spectrum был в самом расцвете в 1994 году (на просторах СНГ разумеется).

И какое именно моё утверждение ты оспариваешь?

Тебя самого тогда не было скорее всего.

кек.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Я вообще не хочу с тобой именно общаться, доходит долго до тебя

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от XoFfiCEr

Не было перенасыщения рынка. И приставок традиционных было немного. Были аркад-машины и немного хоум-компьютеров. Конкуренции суровой не было. Спектрум в те времена вытеснить было нечему. Когда цены стали падать в 90-х (до этого за один жесткий диск 2 квартиры давали) народ выбрал более мощное железо, но спектрум прожил до конца 90х и в итоге ушел в маргинальщину. Еще скажите что спектрум не выдержал конкуренцию с ваксом :)

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Какая ещё открытая архитектура в спектрумах? Они не преследовали копировальщиков из ГДР и СССР?

Или то, что архитектура была расширяемой? Распайка на контактах - это издевательство, а не расширение. В этом они все, и коммодоры и амиги и эпплы и спектрумы соснули у айбиема с его шинами.

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

Распайка на контактах это у многих было. ISA тоже это просто контакты. У спектрума тоже был коннектор. И разная периферия. Или ты про басы в мейнфреймах? но они и стоили как небольшой самолет за каждую. Мейнфреймы же сдохли не потому что они технологически отставали от пк, просто пк подрасли и народ не захотел больше платить деньги и был согласен терпеть ненадежность ПК. Рыночек порешал. Поэтому все стремились к максимальному удешевлению конструкции. Компромиссы.

slapin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от slapin

ISA - это шина. Man 74245. В Синклере - это просто провода наружу. Периферия для Синклера - это в основном джойстики. Дисковый интерфейс получился дороже самого компьютера. Изданий под диск - ровно 0.

lenin386 ★★★★
()
Последнее исправление: lenin386 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от slapin

почему ты решил что всем хватало места? Спектрум по факту только в году эдак 1993 вступил в конкуренцию с приставками.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от lenin386

Все верно но потом появиплся Is Dos. А портировать под tr-dos было нетрудно у меня где то еще валяется брошюрка Радионова.

XoFfiCEr ★★☆☆
()
Ответ на: комментарий от madcore

От DMA и прерывания по кадрам больше проку было б(кстати, зачем выпилили?).

Зачем выпилили что? ДМА в ВГА отродясь не было, а прерывание по кадрам выпилили, ЕМНИП, по тому, что нужно было высвободить 1 прерывание для каскадирования PIC. Соответственно, в AT оно попросту перестало работать, и производители видях с этим быстро смирились, надеясь в будущем внедрить что-то вроде wait for vsync and swap buffers. Внедрили. Но уже совсем не во времена VGA. :)

Для игорей особо-то ничего не давало, всё равно рисовали в основной памяти, а потом кидали буфер в видео, щелкнуть при этом несколько раз банками не такой большой труд.

Это давало возможность работать с любыми разрешениями примерно одинаково. Кстати, на моей памяти, банкируемая память VGA ограничивалась 256Кб (могу путать уже), и, соответственно, с высокими разрешениями можно было работать только через ЛФБ, либо через проприетарные интерфейсы банкинга (а-ля S3). Именно по этому ЛФБ и взлетел.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lenin386

Не сильно дороже стандартных дисководов того времени. Просто на фоне дешевизны самого компа это вложение уже больно кусало карманы простых граждан. Даже Англии (люди-то и там не сильно жировали)

R_He_Po6oT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от aist1

Я говорил, что в Спектруме решили по максимуму софтово реализовывать то, что в других компьютерах делали выделенные железки (те же спрайты).

Да блин, их просто не реализовали. При чём тут софтово?

https://paleotronic.com/2018/10/01/an-interview-with-zx-spectrum-designer-richard-altwasser/

In the earlier Sinclair computers the ZX80 and ZX81, the Z80 CPU
was almost entirely responsible for video generation and the
video signal. Were these methods discounted early on in favour
of farming out this functionality to TTL logic and eventually
into the ULA?

Понимаете? В ранних моделях видеосигнал софтварно генерился, но не в спеке. Выражайтесь так, чтобы вас понимали.

When working on the Spectrum’s video system, did you consider the computers gaming potential? And was the usage of custom video and sprite generation ICs considered, as was being employed by American manufactures such as Commodore and Atari in their microcomputers?

We certainly understood that people would use the ZX Spectrum
not just for learning to code, and the fact that gaming turned
out to be a major application suggests that our specification
allowed adequately for this. The need to meet a cost target and
consequent consumer price point meant that we never gave serious
thought to hardware dedicated to sprites or other complex video
features.
anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slapin

Какие мейнфреймы? Я спрашиваю - что вы понимаете под открытой технологией?

R_He_Po6oT ★★★★★
()

Скандалы, интриги, расследования! ШОК! Заворот кишок. :)

Пришло время для «вбросов». :)

http://retro-computers.co.uk/levy-leaks/plot-to-grab-rcl/

Здесь говорится, что Sinclair Research Ltd, воспользовавшись недееспособностью Клайва, ограбила счета Retro Computers Limited, собравшей деньги на Vega+ на Indiegogo.

Правда это, или же попытка RCL оправдаться за провал - каждый решит для себя сам. По ссылке доступна вся переписка. Я пока не вникал в детали.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от anonmyous

ДМА в ВГА отродясь не было

Я хз, кто-то хвастался, что на CGA был модный лайфхак перекидывать четные строки процом, а нечетные - DMA.

Кстати, на моей памяти, банкируемая память VGA ограничивалась 256Кб (могу путать уже),

VGA и не умел VBE, там не совсем то же самое банкирование, как в веса, всё в рамках переключения четырех битовых плоскостей, итого 256К, да.

и, соответственно, с высокими разрешениями можно было работать только через ЛФБ, либо через проприетарные интерфейсы банкинга (а-ля S3). Именно по этому ЛФБ и взлетел.

В VESA можно переключать именно отображаемые банки, LFB прикрутили уже в VBE2.0. Но в 16-битном режиме LFB всё равно ж никак.

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

VGA и не умел VBE, там не совсем то же самое банкирование, как в веса, всё в рамках переключения четырех битовых плоскостей

Там можно было, вроде, манипулируя дисплей_стартом/лайн_компаре, получать и классический пейдж-флиппинг.

Но в 16-битном режиме LFB всё равно ж никак.

Разве?

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от lenin386

ZXBUS в точности такая-же шина. И периферии на нёё вешалось и вешается - море, начиная от контроллера принтера, микродрайва и заканчивая дисковыми накопителями и доп.звуком.

Q-Master
()
Ответ на: комментарий от anonmyous

Там можно было, вроде, манипулируя дисплей_стартом/лайн_компаре, получать и классический пейдж-флиппинг.

Не знаю, что тут имеется ввиду.

Но в 16-битном режиме LFB всё равно ж никак.

Разве?

Ну а куда ты будешь мапить несколько мегабайт памяти видюхи в реальном режиме?

madcore ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от madcore

Не знаю, что тут имеется ввиду.

https://www.phatcode.net/res/224/files/html/ch23/23-04.html

The area of the virtual screen actually displayed at any given
time is selected by setting the display memory address at which
to begin fetching video data; this is set by way of the start
address registers (Start Address High, CRTC register 0CH, and
Start Address Low, CRTC register 0DH). Together these registers
make up a 16-bit display memory address at which the CRTC begins
fetching data at the beginning of each video frame. Increasing
the start address causes higher-memory areas of the virtual
screen to be displayed. For example, the Start Address High
register could be set to 80H and the Start Address Low register
could be set to 00H in order to cause the display screen to
reflect memory starting at offset 8000H in each plane, rather
than at the default offset of 0.

line_compare регистр нужен был, ЕМНИП, чтобы указать адрес, после которого обратно на 0 адрес перескакиваем. В общем, пэйдж-флиппинг на ВГА работал нормально.

Ну а куда ты будешь мапить несколько мегабайт памяти видюхи в реальном режиме?

Я думал, речь про 16битные цвета. А так-то да, в риалмоде неудобно.

anonmyous ★★
() автор топика
Последнее исправление: anonmyous (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Oberstserj

В бедньіх странах, все же, проблема доступного компьютера стояла значительно острее, имхо.

denkin
()
Ответ на: комментарий от R_He_Po6oT

https://www.youtube.com/watch?v=UkvOlE8qDB0

Вот тут полная хронология событий. Если вкратце: Sinclair Research являлась держателям половины акций Retro Computing Ltd. Пока Клайв был в больнице, преступникам удалось, пользуясь связями в Sinclair Research, совершить рейдерский захват Retro Computing Ltd. При этом, они ухитрились не только спихнуть основателей самого Retro Computing Ltd, но и скинули с поста директора Sinclair Research госпожу Энжи Боунс - жену Клайва. Кстати, рекомендую её фотки глянуть: у Клайва был отличный вкус. После этого они собрали на индигого пол ляма фунтов. Но и не думали скрываться: продавали несуществующий девайс на сайтах, снимали тонны видео о несуществующем девайсе - в общем, выжимали из наивных фанатов всё до последнего.

anonmyous ★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от slapin

Или должен быть суд

Судья выдал тебе долговую расписку, что он должен?

LamerOk ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.