LINUX.ORG.RU

GrafX2 2.6 — свободный 256-цветный редактор пиксельной графики

 , , , ,

GrafX2 2.6 — свободный 256-цветный редактор пиксельной графики

6

4

GrafX2 — растровый графический редактор для создания и редактирования пиксельных изображений в стиле «pixel art» (с глубиной цвета до 8-бит). Код программы написан на языке C с использованием тулкита SDL (благодаря чему легко портируется на большинство известных платформ), а дополнения для программы можно писать в виде Lua-скриптов.

11 января 2019 года, спустя 8 месяцев с момента предыдущего релиза, Пулко Мэнди (Pulko Mandy, aka ‘pulkomandy’), главный разработчик проекта, объявил о релизе GrafX2 2.6 в своём аккаунте в Twitter:

GrafX2 2.6 just released (just in time for inclusion in Debian), with support for copy/paste, drawing for various 8 bit systems with constraints, and a lot of improvements! Thanks @tbernard1979 and all contributors! Also the 23rd birthday of the first public release today! 🎁

Основные изменения:

  • Новые взможности;

    • Опция CLI -size для установки размера изображения.
    • Подчёркивание комбинаций клавиш в надписях кнопок (для упрощения работы в GrafX2 с помощью клавиатуры).
    • Основной «растровый» режим рисования для CPC.
    • Расширена поддержка форматов файлов C64 (файлы из разных программ для C64 теперь разпознаются и загружаются).
    • Загрузка и согранение изображений Thomson MO/TO (raw files and MAP with some of the well known extensions)
    • Режимы рисования которые автоматически устанавливают ограничения свойственные для некоторых 8-битных компютеров и консолей (C64 включая FLI и Multicoor; ZX теперь и с контролем проверки яркости; Thomson; Game Boy; Apple II): автоматическая установка палитр, сетки привязки, и другие опции для упрощения работы.
    • Загрузка файлов WIN и SCR из Amstrad CPC, а также сохранение их вместе с палитрами (отдельный PAL-файл в формате Advanced OCP Art Studio).
    • Загрузка файлов HGR и DHGR из Apple II.
    • Поддержка глобального буфера обмена: теперь можно копировать/вставлять изображения и кисти между GrafX2 и другими программи.
    • Загрузка и сохранение TIFF-файлов.
  • Улучшения:

    • В дополнение к бэкэнду SDL1.x, добавлена поддержка бэкэндов SDL2.0, Win32 GDI, и X11.
    • Улучшена поддержка платформ NetBSD и OpenBSD
    • Перемещение по холсту теперь возможно только если это безопасно для текущей операции (а не посредине операций рисования).
    • Пиксели «tall 3» (с пропорциями сторон 1x3) теперь корректно сохраняются и загружаются в/из GIF-файлов.
    • Улучшен управление пропорциями сторон пикселей для PNG-файлов.
    • Отображение соответствующих иконок для отображения сетевых папок в диалоге выбора файлов.
    • В окне статистики отображается больше системной информации.
    • Восстановление кисти лассо не удаляет текущую кисть если восстанавливать нечего.
    • URL (ссылки) во встроенной справке теперь кликабельны.
    • Режим 5 и растровый режим теперь отображают цвет чернил под курсором в панели состояния.
    • Возвращена возможность конфигурирования цветов меню в ini-файлах.
    • Загрузка стандартной палитры (default.pal) автоматически при старте программы (больше нет необходимости редактировать для этого файлы скинов).
    • Улучшена загрузка изображений Neochrome и IFF (циклическая смена цветов, и т.д.)
    • Когда имена файлов запасной и основной страниц совпадают, отображаются окончания названий.
    • Более основательная поддержка BMP-файлов (варианты OS/2, встроенный PNG в BMP, и т.д.)
  • Исправления:

    • Для некоторых операций курсор не отображался или был неисправен.
    • Установка стыковки цветов теперь работает как положено.
    • Исправлено падение программы при загрузке изображений или восстановлении резервных копий на запасную страницу.
    • Сохранение изображений CPC и PI1 могло быть с ошибками или вызывать падение программы.
    • Исправлены проблемы c именами файлов в Unicode.

Больше деталей смотрите в полном списке коммитов с момента релиза версии 2.5.

Благодаря встроенному Lua-движку и родному Brush Factory API пользователи могут создавать свои дополнения расширяющие возможности программы (вики-документация). Вместе с программой поставляется несколько примеров Lua-скриптов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/scripts/samples/).

В декабре 2017 года состоялся релиз дополнения «DB’s TOOLBOX v1.4» (скачать ZIP) — это наиболее известный набор из более 200 дополнительных Lua-скриптов для GrafX2 созданный Ричардом Фхагером (Richard Fhager, aka ‘DawnBringer’). Среди этих скриптов есть скрипты для обработки изображений и анимации, инструменты для кистей, инструменты для работы с палитрами (анализаторы и оптимизаторы палитр, 3D-визуализатор палитры и пр.), множество фильтров и эффектов, разные демо-утилиты (например, LandScaper — генератор изометрических тонированных ландшафтов) и т.д.

Для кастомизации интерфейса GrafX2 вместе с программой поставляется несколько графических тем — «скинов» (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/skins/) . Каждый из этих скинов является PNG-файлом (skin_<name>.png) который можно использовать в роли шаблона для создания собственной графической темы. Шрифт интерфейса можно изменить независимо от скина — для этого вместе с программой поставляется набор растровых шрифтов для скинов (font_<name>.png) которые также находятся в папке скинов.

Программа поставляется с набором растровых и TTF-шрифтов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/fonts/) для добавления текста на рисунки, а также имеет поддержку работы с установленными в системе шрифтами. На сайте OpenGameArt.org пользователь с ником ‘usr_share’ выложил в свободный доступ несколько наборов растровых шрифтов для GrafX2.

Программа содержит обширную встроенную справку и описание комбинаций клавиш, а на сайте программы есть официальное текстовое руководство. Между тем есть множество неофициальных руководств и уроков (текстовых и обучающих видео), в том числе и на сайте YouTube есть обзор предыдущей версии программы и отличная серия видеоуроков по использованию GrafX2.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: Shaman007 ()
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 17)

Наконец-то годнота. Я джва года ждал такую программу.

anonymous
()

@EXL, недавно просил посмотреть на возможность сборки юзабельного порта GrafX2 для Android. Есть какие-то новости по этому вопросу?

atsym ★★★★★
() автор топика

Не всем нужно больше 8-и бит!

anonymous
()

Что происходит при вставке из буфера в невидимую часть изображения? По-прежнему не вставляет в невидимое?

question4 ★★★★★
()

Насчёт ненужно, а что, неужели имея богатый инструментарий GIMP будет не проще в нём 8-битные пиксель-арты творить? Если откинуть некоторый процент (я думаю небольшой) людей с ограниченными вычислительными возможностями, я имею в виду не столько тех у кого до сих пор i486, сколько тех кто вот на телефоне хочет запустить, или ещё менее производительном девайсе.

poedyatel
()
Ответ на: комментарий от poedyatel

Господи, я просто добавил немного перчинки в обсуждение достаточно скучной софтины. Тут вопрос даже не в том нужна ли эта программа, сколько в том насколько люди ещё способны терпеть 8-битный пиксель-арт. Меня от всей этой стилизации под старину уже воротит знатно. Особенно когда сперва рисуют арт нормальным, а потом искусственно его ухудшают до уровня графики в квестах Sierra. А игры все эти бесконечные, где банальная рукожопость художника маскируется под ретро стиль графики.

zenkov ★★★
()

Надо будет потом потыкать. Посмотреть, может для мультипликации сгодится.

gtk3 ★★★
()

Почему эта новость хотя бы не мини? Неужели более интересных новостей не осталось?

bbk123 ★★★★★
()

Я даже нарисовал в нём одну пиктограмму 2 года назад.
Он же, вроде бы, был ещё в 1990-е годы, версия для MS DOS или Windows?

pacify ★★★★★
()

раз это Пулко, значит должно быть и в гайке. Еще немного и линуксокапец придет.

liss21 ★★★
()
Ответ на: комментарий от liss21

Для Haiku в первую очередь ;-)

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Moondancer

SchismTracker

Эти извращенцы додумались средствами SDL имитировать аппаратные фокусы знакогенератора VGA, когда для отрисовки мышиного курсора на лету перекодировались 4 соседних символа. Если у тебя OpenGL софтовый, то да, процессор будет грузить.

Grafx2 — обычная графическая программа в окне. Не считая стандартных для SDL закидонов вроде неподдержки стрелок нампада, всё отлично.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от poedyatel

Насчёт ненужно, а что, неужели имея богатый инструментарий GIMP будет не проще в нём 8-битные пиксель-арты творить?

Судя по чейнджлогам, в недавнем прошлом GIMP не умел применять эффекты к индексированным цветам. (Он по-прежнему не имеет всех фич Фотошопа для работы с индексированными. Например, Index Painting.)

Поэтому приходилось пользоваться чем-то ещё. Вообще, подавляющее большинство линуксовых графических редакторов или не дотягивают до XP-шного MS Paint, или — громоздкие комбайны как Гимп и Крита. Которая, кстати, 8-битные изображения умеет только импортировать.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Не знаю, не интересовался. Я Grafx2 пользовался всего 1 раз, и решил, что быстрее всё сделать в кривом Гимпе, чем изучать закидоны Grafx2.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Судя по чейнджлогам, в недавнем прошлом GIMP не умел применять эффекты к индексированным цветам.

Удивительное дело: человеку не лениво прочитать чейнджлоги, но лениво запустить и попробовать.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Вообще, подавляющее большинство линуксовых графических редакторов или не дотягивают до XP-шного MS Paint, или — громоздкие комбайны как Гимп и Крита. Которая, кстати, 8-битные изображения умеет только импортировать.

Э, а как же AzPainter?

atsym ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Deleted

Вот на Atari STE (Моторола 68000, до 16 МГц, до 4 М памяти):

https://www.youtube.com/watch?v=iYtG0hBBeGU https://16couleurs.wordpress.com/2018/01/04/the-den-pixel-art-pour-atari-ste/

Какая версия Grafx2 — не знаю. Версий выше 2.4 (2012-2015 годы) для Atari TOS я не нашёл.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Забавно, выглядит довольно функционально.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Moondancer

Вангую, юзабельность и нагрузка на процессор на уровне SchismTracker. Ненужно.

А как мачуговский умудряется в нем на полном серьёзе работать? Или уже не использует?

Deleted
()
Ответ на: комментарий от atsym

а как же AzPainter?

Когда он был мне нужен — не собрался. Сейчас попробовал AppImage — не рисует иконки, все панели пустые.

question4 ★★★★★
()
Последнее исправление: question4 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от question4

Сейчас попробовал AppImage — не рисует иконки, все панели пустые.

AppImage надо допилить, но я всё никак не соберусь завершить это дело

Когда он был мне нужен — не собрался.

Что за дистр у тебя?

atsym ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от question4

Тогда был Gentoo. Где качал ебилд — не помню.

Вот тут есть свежие ebuild’ы для AzPainter

Больше информации о пакетах AzPainter под разные платформы:

atsym ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от atsym

А сейчас?

Сейчас Убунту 16.04, а что будет через месяц — не знаю.

Для моих целей хватает Гимпа 2.10, поэтому глубоко тестировать другие программы не буду.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Ну в общем для сведения — да, все фильтры на GEGL могут обрабатывать индексированную графику.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Для моих целей хватает Гимпа 2.10, поэтому глубоко тестировать другие программы не буду.

AzPainter немного проще и занимает места в сотни раз меньше чем GIMP и Krita, при этом в ещё и в разы быстрее последних. Возможно что для твоих целей хватит и AzPainter ;)

Мне достаточно по крайней мере, а GIMP и Krita запускаю только для тестирования (пользуюсь их AppImage-сборками).

atsym ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: atsym (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymous

Там, где нужна обратная совместимость с легаси.

question4 ★★★★★
()

...Но зачем?

bread_trolleybus.jpg

anonymous
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.