GrafX2 — растровый графический редактор для создания и редактирования пиксельных изображений в стиле «pixel art» (с глубиной цвета до 8-бит). Код программы написан на языке C с использованием тулкита SDL (благодаря чему легко портируется на большинство известных платформ), а дополнения для программы можно писать в виде Lua-скриптов.
11 января 2019 года, спустя 8 месяцев с момента предыдущего релиза, Пулко Мэнди (Pulko Mandy, aka ‘pulkomandy’), главный разработчик проекта, объявил о релизе GrafX2 2.6 в своём аккаунте в Twitter:
GrafX2 2.6 just released (just in time for inclusion in Debian), with support for copy/paste, drawing for various 8 bit systems with constraints, and a lot of improvements! Thanks @tbernard1979 and all contributors! Also the 23rd birthday of the first public release today! 🎁
Основные изменения:
-
Новые взможности;
- Опция CLI
-size
для установки размера изображения. - Подчёркивание комбинаций клавиш в надписях кнопок (для упрощения работы в GrafX2 с помощью клавиатуры).
- Основной «растровый» режим рисования для CPC.
- Расширена поддержка форматов файлов C64 (файлы из разных программ для C64 теперь разпознаются и загружаются).
- Загрузка и согранение изображений Thomson MO/TO (raw files and MAP with some of the well known extensions)
- Режимы рисования которые автоматически устанавливают ограничения свойственные для некоторых 8-битных компютеров и консолей (C64 включая FLI и Multicoor; ZX теперь и с контролем проверки яркости; Thomson; Game Boy; Apple II): автоматическая установка палитр, сетки привязки, и другие опции для упрощения работы.
- Загрузка файлов WIN и SCR из Amstrad CPC, а также сохранение их вместе с палитрами (отдельный PAL-файл в формате Advanced OCP Art Studio).
- Загрузка файлов HGR и DHGR из Apple II.
- Поддержка глобального буфера обмена: теперь можно копировать/вставлять изображения и кисти между GrafX2 и другими программи.
- Загрузка и сохранение TIFF-файлов.
- Опция CLI
-
Улучшения:
- В дополнение к бэкэнду SDL1.x, добавлена поддержка бэкэндов SDL2.0, Win32 GDI, и X11.
- Улучшена поддержка платформ NetBSD и OpenBSD
- Перемещение по холсту теперь возможно только если это безопасно для текущей операции (а не посредине операций рисования).
- Пиксели «tall 3» (с пропорциями сторон 1x3) теперь корректно сохраняются и загружаются в/из GIF-файлов.
- Улучшен управление пропорциями сторон пикселей для PNG-файлов.
- Отображение соответствующих иконок для отображения сетевых папок в диалоге выбора файлов.
- В окне статистики отображается больше системной информации.
- Восстановление кисти лассо не удаляет текущую кисть если восстанавливать нечего.
- URL (ссылки) во встроенной справке теперь кликабельны.
- Режим 5 и растровый режим теперь отображают цвет чернил под курсором в панели состояния.
- Возвращена возможность конфигурирования цветов меню в ini-файлах.
- Загрузка стандартной палитры (
default.pal
) автоматически при старте программы (больше нет необходимости редактировать для этого файлы скинов). - Улучшена загрузка изображений Neochrome и IFF (циклическая смена цветов, и т.д.)
- Когда имена файлов запасной и основной страниц совпадают, отображаются окончания названий.
- Более основательная поддержка BMP-файлов (варианты OS/2, встроенный PNG в BMP, и т.д.)
-
Исправления:
- Для некоторых операций курсор не отображался или был неисправен.
- Установка стыковки цветов теперь работает как положено.
- Исправлено падение программы при загрузке изображений или восстановлении резервных копий на запасную страницу.
- Сохранение изображений CPC и PI1 могло быть с ошибками или вызывать падение программы.
- Исправлены проблемы c именами файлов в Unicode.
Больше деталей смотрите в полном списке коммитов с момента релиза версии 2.5.
Благодаря встроенному Lua-движку и родному Brush Factory API пользователи могут создавать свои дополнения расширяющие возможности программы (вики-документация). Вместе с программой поставляется несколько примеров Lua-скриптов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/scripts/samples/
).
В декабре 2017 года состоялся релиз дополнения «DB’s TOOLBOX v1.4» (скачать ZIP) — это наиболее известный набор из более 200 дополнительных Lua-скриптов для GrafX2 созданный Ричардом Фхагером (Richard Fhager, aka ‘DawnBringer’). Среди этих скриптов есть скрипты для обработки изображений и анимации, инструменты для кистей, инструменты для работы с палитрами (анализаторы и оптимизаторы палитр, 3D-визуализатор палитры и пр.), множество фильтров и эффектов, разные демо-утилиты (например, LandScaper — генератор изометрических тонированных ландшафтов) и т.д.
Для кастомизации интерфейса GrafX2 вместе с программой поставляется несколько графических тем — «скинов» (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/skins/
) . Каждый из этих скинов является PNG-файлом (skin_<name>.png
) который можно использовать в роли шаблона для создания собственной графической темы. Шрифт интерфейса можно изменить независимо от скина — для этого вместе с программой поставляется набор растровых шрифтов для скинов (font_<name>.png
) которые также находятся в папке скинов.
Программа поставляется с набором растровых и TTF-шрифтов (в Linux они находятся в папке ./share/grafx2/fonts/) для добавления текста на рисунки, а также имеет поддержку работы с установленными в системе шрифтами. На сайте OpenGameArt.org пользователь с ником ‘usr_share’ выложил в свободный доступ несколько наборов растровых шрифтов для GrafX2.
Программа содержит обширную встроенную справку и описание комбинаций клавиш, а на сайте программы есть официальное текстовое руководство. Между тем есть множество неофициальных руководств и уроков (текстовых и обучающих видео), в том числе и на сайте YouTube есть обзор предыдущей версии программы и отличная серия видеоуроков по использованию GrafX2.
-
Официальный сайт (редирект на http://grafx2.chez.com)
-
Официальная wiki-документация (на сайте Pulko Mandy)
-
Репозиторий исходного кода (на сайте GitLab)
-
Бинарные пакеты (на оф.сайте)
-
Статус пакета в репозиториях дистрибутивов (на сайте Repology)
-
Обсуждение программы (на сайте pouët.net)
-
#PixelArt — всё о пиксельной графике под Unix-like OS (топик на ЛОРе)
>>> Подробности