16 марта, после семи лет активной разработки, состоялся значительный выпуск 3.0 графического редактора GIMP. Несмотря на то, что изначально основное внимание уделялось обновлению библиотеки графического интерфейса, этот релиз содержит множество новых функций и улучшений.
Основные изменения:
- Одной из главных целей этого выпуска было обновление библиотеки GUI до GTK3. Это была интенсивная работа, которая включала в себя изменение всех аспектов кода пользовательского интерфейса:
- значительно улучшено масштабирование пользовательского интерфейса на экранах HiDPI, что часто беспокоило пользователей GIMP 2.10;
- значительно улучшена поддержка планшетного ввода;
- система тем теперь использует CSS, что позволит пользователям легче разрабатывать свои собственные темы;
- GIMP 3.0 теперь нативно работает на Wayland (хотя вы можете запустить его и на X11)!
- множество важных исправлений, которые нельзя было перенести на используемую ранее библиотеку GTK2.
- Еще одно важное изменение, появившееся в GIMP 3.0, – неразрушающие фильтры (NDE). В GIMP 2.10 фильтры автоматически объединялись со слоем, что не позволяло вносить дальнейшие изменения, не отменяя их неоднократно. Теперь по умолчанию фильтры остаются активными после фиксации. Это означает, что теперь можно повторно редактировать большинство фильтров GEGL в меню Fx на прикрепляемом слое, не отменяя свою работу. Также можно включать и выключать их, выборочно удалять или даже деструктивно объединять их все. Для предпочитающих оригинальную схему работы GIMP 2.10, можно выбрать опцию «Объединить фильтры» при применении фильтра.
- Благодаря улучшенной интеграции с библиотеками babl и GEGL, GIMP теперь имеет более широкую поддержку цветовых пространств RGB, чем sRGB. Например, при загрузке изображения с цветовым профилем AdobeRGB, эта информация будет сохранена во всех аспектах GIMP, что позволит вносить необходимые правки без потери информации о цветовом пространстве. Это обновление также закладывает основу для будущих цветовых режимов CMYK и LAB.
- GIMP 3.0 теперь отображает дополнительный диалог приветствия при запуске. Эта функция обеспечивает быстрый доступ к созданию или загрузке новых изображений для начала редактирования через раздел «Создать». Раздел «Персонализация» этого диалога позволяет быстро изменить несколько параметров, таких как:
- символический, цветной или унаследованный стиль значков;
- светлый, серый и темный варианты темы пользовательского интерфейса;
- использование групп инструментов для уплотнения значков на панели инструментов;
- объединение панелей инструментов меню.
- Этот выпуск содержит множество долгожданных обновлений для работы с GIMP. Несколько наиболее заметных из них включают:
- Теперь можно иметь несколько выделенных слоев, каналов и путей! Раньше пользователям приходилось вручную нажимать на значки ссылок, чтобы затронуть несколько слоев. Теперь можно использовать стандартные сочетания клавиш для выбора нескольких элементов одновременно.
- Блокировки слоев были перенесены из прикрепляемого заголовка во всплывающее меню, которое можно открыть рядом со значком видимости каждого слоя. Это позволяет легче увидеть статус блокировки каждого элемента, особенно теперь, когда можно одновременно выбрать несколько слоев, каналов или путей.
- Теперь можно упорядочивать слои с помощью новой функции набора слоев. Также можно искать слои по имени, что облегчает поиск слоев в большом проекте.
- В диалоговых окнах «Новое изображение» и «Новый слой» появилась новая опция заливки «Средне-серый (CIELAB)».
- Инструменты рисования теперь могут автоматически увеличивать ширину и высоту слоя во время рисования! Вы можете выбрать «Расширить слои» в опциях инструмента, чтобы позволить рисовать за текущими границами слоев.
- Дополнительные возможности, такие как направляющие и автоматически расширяющиеся слои, можно использовать для работы в пространстве за пределами холста!
- В различных виджетах и диалоговых окнах интерфейса GIMP улучшена поддержка языков с написанием справа налево.
- Для уменьшения движения и анимации во всём интерфейсе теперь лучше учитываются настройки ОС. Некоторые анимации и «пасхальные яйца» больше не отображаются в зависимости от настроек системы. Эти исправления внесены после того, как пользователи сообщили, что эти анимации могут вызывать укачивание и другие проблемы у некоторых людей.
- Многие старые иконки были преобразованы в SVG, что позволяет более чётко масштабировать их при увеличении размера темы иконок. Также были созданы новые иконки, чтобы лучше различать определённые действия, например, несколько вариантов масштабирования в док-панели «Навигация».
- Ползунки диапазона чисел были обновлены и стали больше и удобнее для захвата. Благодаря GTK3, они также теперь используют значки + и -, а не более неоднозначные ^ и v.
- При копировании и вставке теперь по умолчанию создаётся новый слой, а не «плавающее выделение», которое многие пользователи считали запутанным. Плавающие слои по-прежнему можно создавать с помощью опции «Вставить как плавающие данные», если вы предпочитаете такой способ работы.
- В результатах меню поиска теперь отображается расположение меню для каждого действия. Также добавлена кнопка помощи в поиске действий, что облегчает получение информации о том, как использовать каждую функцию.
- Динамику кисти теперь можно отключить с помощью флажка «Включить динамику» в опциях инструмента, вместо поиска опции «Динамика отключена» в списке.
- Теперь можно настроить действия, выполняемые при нажатии правой или средней кнопки мыши (или любой другой кнопки, кроме основной, которая предназначена для инструментов) в меню «Edit → Preferences → Canvas Interaction → Modifiers».
- В Wayland также можно назначить кнопки планшета на различные действия. Это обновление даёт пользователям планшетов больше возможностей для настройки рабочего процесса и лёгкого применения важных действий без переключения устройств ввода.
- В GIMP 3.0 появилась поддержка множества новых форматов файлов. Теперь можно импортировать и экспортировать иконки macOS ICNS, курсоры Windows CUR и ANI, загружать файлы Amiga ILBM/IFF. Также теперь поддерживаются новые форматы, такие как QOI и JPEG XL, а поддержка импорта старых форматов, таких как DCX, PAM и WBMP, позволяет получить доступ к архивным изображениям.
- Улучшена совместимость при импорте и экспорте файлов проектов в формате PSD. Теперь можно загружать JPEG и TIFF с метаданными, специфичными для Photoshop, такими как пути обрезки, направляющие и слои. Разработчики игр теперь могут импортировать DDS-текстуры с современным сжатием BC7. GIMP также поддерживает импорт и экспорт CMYK JPEG, TIFF, PSD и JPEG XL.
- Помимо изображений, в GIMP теперь можно импортировать несколько новых форматов палитр. В их число входят фирменные форматы Adobe Color Book (ACB) и Adobe Swatch Exchange (ASE), а также палитры Swatchbooker с открытым исходным кодом. Также улучшена поддержка загрузки палитр в цветовой модели CIE Lab.
- Внутренний текстовый движок GIMP 3.0 получил ряд значительных улучшений. Шрифты более точно сохраняются и отображаются пользователям; это позволяет лучше различать шрифты одного семейства, а не просто показывать их с разными идентификационными номерами. Это также позволяет пользователям лучше видеть истинное полужирное или курсивное начертание шрифта, а не просто использовать фальшивую версию. Кроме того, улучшена загрузка шрифтов и обратная совместимость. Улучшена поддержка цвета текста с точностью до плавающей точки, а не только 8 бит. Обновлённый инструмент «Текст» теперь имеет опции для неразрушающей обводки текста. Вы можете задать ширину, стиль, цвет или тип контура прямо из опций инструмента. Также для создания контуров можно применять фильтры NDE, такие как GEGL Styles. Кроме того, теперь можно скрыть или показать текстовый редактор на холсте – это должно помочь при редактировании текста при увеличении масштаба.
- Обновлено лого Wilber.
- В GIMP 3.0 появился новый экспериментальный инструмент выделения – Paint Select, позволяющий использовать кисть для постепенного выделения объекта или области на изображении. Функция имеет некоторые проблемы со стабильностью, поэтому по умолчанию не видна и включается в разделе Playground диалогового окна Preferences. Получить доступ к этому разделу можно, запустив GIMP 3.0 с флагом
--show-playground
. - Обновлён API для скриптов и плагинов, что позволило предоставить сторонним разработчикам доступ к новым функциям, таким как работа с несколькими слоями одновременно и прямое использование фильтров GEGL.
- За время разработки GIMP 3.0 было проделано много работы по улучшению процессов сборки. Одним из главных изменений стал переход от autotools к Meson для компиляции. Это позволило значительно ускорить сборку GIMP и ускорить тестирование и разработку.
- Улучшена многопоточность и безопасность потоков в нескольких ключевых областях. Наиболее заметные изменения произошли в коде XCF, что привело к значительному ускорению сохранения, а также в коде рисования, что повысило производительность и стабильность.
- Из 85 языков, на которых доступен GIMP, было обновлено 48 переводов.