LINUX.ORG.RU

GIMP 3.0

 


0

1

16 марта, после семи лет активной разработки, состоялся значительный выпуск 3.0 графического редактора GIMP. Несмотря на то, что изначально основное внимание уделялось обновлению библиотеки графического интерфейса, этот релиз содержит множество новых функций и улучшений.

Основные изменения:

  • Одной из главных целей этого выпуска было обновление библиотеки GUI до GTK3. Это была интенсивная работа, которая включала в себя изменение всех аспектов кода пользовательского интерфейса:
    • значительно улучшено масштабирование пользовательского интерфейса на экранах HiDPI, что часто беспокоило пользователей GIMP 2.10;
    • значительно улучшена поддержка планшетного ввода;
    • система тем теперь использует CSS, что позволит пользователям легче разрабатывать свои собственные темы;
    • GIMP 3.0 теперь нативно работает на Wayland (хотя вы можете запустить его и на X11)!
    • множество важных исправлений, которые нельзя было перенести на используемую ранее библиотеку GTK2.
  • Еще одно важное изменение, появившееся в GIMP 3.0, – неразрушающие фильтры (NDE). В GIMP 2.10 фильтры автоматически объединялись со слоем, что не позволяло вносить дальнейшие изменения, не отменяя их неоднократно. Теперь по умолчанию фильтры остаются активными после фиксации. Это означает, что теперь можно повторно редактировать большинство фильтров GEGL в меню Fx на прикрепляемом слое, не отменяя свою работу. Также можно включать и выключать их, выборочно удалять или даже деструктивно объединять их все. Для предпочитающих оригинальную схему работы GIMP 2.10, можно выбрать опцию «Объединить фильтры» при применении фильтра.
  • Благодаря улучшенной интеграции с библиотеками babl и GEGL, GIMP теперь имеет более широкую поддержку цветовых пространств RGB, чем sRGB. Например, при загрузке изображения с цветовым профилем AdobeRGB, эта информация будет сохранена во всех аспектах GIMP, что позволит вносить необходимые правки без потери информации о цветовом пространстве. Это обновление также закладывает основу для будущих цветовых режимов CMYK и LAB.
  • GIMP 3.0 теперь отображает дополнительный диалог приветствия при запуске. Эта функция обеспечивает быстрый доступ к созданию или загрузке новых изображений для начала редактирования через раздел «Создать». Раздел «Персонализация» этого диалога позволяет быстро изменить несколько параметров, таких как:
    • символический, цветной или унаследованный стиль значков;
    • светлый, серый и темный варианты темы пользовательского интерфейса;
    • использование групп инструментов для уплотнения значков на панели инструментов;
    • объединение панелей инструментов меню.
  • Этот выпуск содержит множество долгожданных обновлений для работы с GIMP. Несколько наиболее заметных из них включают:
    • Теперь можно иметь несколько выделенных слоев, каналов и путей! Раньше пользователям приходилось вручную нажимать на значки ссылок, чтобы затронуть несколько слоев. Теперь можно использовать стандартные сочетания клавиш для выбора нескольких элементов одновременно.
    • Блокировки слоев были перенесены из прикрепляемого заголовка во всплывающее меню, которое можно открыть рядом со значком видимости каждого слоя. Это позволяет легче увидеть статус блокировки каждого элемента, особенно теперь, когда можно одновременно выбрать несколько слоев, каналов или путей.
    • Теперь можно упорядочивать слои с помощью новой функции набора слоев. Также можно искать слои по имени, что облегчает поиск слоев в большом проекте.
    • В диалоговых окнах «Новое изображение» и «Новый слой» появилась новая опция заливки «Средне-серый (CIELAB)».
  • Инструменты рисования теперь могут автоматически увеличивать ширину и высоту слоя во время рисования! Вы можете выбрать «Расширить слои» в опциях инструмента, чтобы позволить рисовать за текущими границами слоев.
  • Дополнительные возможности, такие как направляющие и автоматически расширяющиеся слои, можно использовать для работы в пространстве за пределами холста!
  • В различных виджетах и диалоговых окнах интерфейса GIMP улучшена поддержка языков с написанием справа налево.
  • Для уменьшения движения и анимации во всём интерфейсе теперь лучше учитываются настройки ОС. Некоторые анимации и «пасхальные яйца» больше не отображаются в зависимости от настроек системы. Эти исправления внесены после того, как пользователи сообщили, что эти анимации могут вызывать укачивание и другие проблемы у некоторых людей.
  • Многие старые иконки были преобразованы в SVG, что позволяет более чётко масштабировать их при увеличении размера темы иконок. Также были созданы новые иконки, чтобы лучше различать определённые действия, например, несколько вариантов масштабирования в док-панели «Навигация».
  • Ползунки диапазона чисел были обновлены и стали больше и удобнее для захвата. Благодаря GTK3, они также теперь используют значки + и -, а не более неоднозначные ^ и v.
  • При копировании и вставке теперь по умолчанию создаётся новый слой, а не «плавающее выделение», которое многие пользователи считали запутанным. Плавающие слои по-прежнему можно создавать с помощью опции «Вставить как плавающие данные», если вы предпочитаете такой способ работы.
  • В результатах меню поиска теперь отображается расположение меню для каждого действия. Также добавлена кнопка помощи в поиске действий, что облегчает получение информации о том, как использовать каждую функцию.
  • Динамику кисти теперь можно отключить с помощью флажка «Включить динамику» в опциях инструмента, вместо поиска опции «Динамика отключена» в списке.
  • Теперь можно настроить действия, выполняемые при нажатии правой или средней кнопки мыши (или любой другой кнопки, кроме основной, которая предназначена для инструментов) в меню «Edit → Preferences → Canvas Interaction → Modifiers».
  • В Wayland также можно назначить кнопки планшета на различные действия. Это обновление даёт пользователям планшетов больше возможностей для настройки рабочего процесса и лёгкого применения важных действий без переключения устройств ввода.
  • В GIMP 3.0 появилась поддержка множества новых форматов файлов. Теперь можно импортировать и экспортировать иконки macOS ICNS, курсоры Windows CUR и ANI, загружать файлы Amiga ILBM/IFF. Также теперь поддерживаются новые форматы, такие как QOI и JPEG XL, а поддержка импорта старых форматов, таких как DCX, PAM и WBMP, позволяет получить доступ к архивным изображениям.
  • Улучшена совместимость при импорте и экспорте файлов проектов в формате PSD. Теперь можно загружать JPEG и TIFF с метаданными, специфичными для Photoshop, такими как пути обрезки, направляющие и слои. Разработчики игр теперь могут импортировать DDS-текстуры с современным сжатием BC7. GIMP также поддерживает импорт и экспорт CMYK JPEG, TIFF, PSD и JPEG XL.
  • Помимо изображений, в GIMP теперь можно импортировать несколько новых форматов палитр. В их число входят фирменные форматы Adobe Color Book (ACB) и Adobe Swatch Exchange (ASE), а также палитры Swatchbooker с открытым исходным кодом. Также улучшена поддержка загрузки палитр в цветовой модели CIE Lab.
  • Внутренний текстовый движок GIMP 3.0 получил ряд значительных улучшений. Шрифты более точно сохраняются и отображаются пользователям; это позволяет лучше различать шрифты одного семейства, а не просто показывать их с разными идентификационными номерами. Это также позволяет пользователям лучше видеть истинное полужирное или курсивное начертание шрифта, а не просто использовать фальшивую версию. Кроме того, улучшена загрузка шрифтов и обратная совместимость. Улучшена поддержка цвета текста с точностью до плавающей точки, а не только 8 бит. Обновлённый инструмент «Текст» теперь имеет опции для неразрушающей обводки текста. Вы можете задать ширину, стиль, цвет или тип контура прямо из опций инструмента. Также для создания контуров можно применять фильтры NDE, такие как GEGL Styles. Кроме того, теперь можно скрыть или показать текстовый редактор на холсте – это должно помочь при редактировании текста при увеличении масштаба.
  • Обновлено лого Wilber.
  • В GIMP 3.0 появился новый экспериментальный инструмент выделения – Paint Select, позволяющий использовать кисть для постепенного выделения объекта или области на изображении. Функция имеет некоторые проблемы со стабильностью, поэтому по умолчанию не видна и включается в разделе Playground диалогового окна Preferences. Получить доступ к этому разделу можно, запустив GIMP 3.0 с флагом --show-playground.
  • Обновлён API для скриптов и плагинов, что позволило предоставить сторонним разработчикам доступ к новым функциям, таким как работа с несколькими слоями одновременно и прямое использование фильтров GEGL.
  • За время разработки GIMP 3.0 было проделано много работы по улучшению процессов сборки. Одним из главных изменений стал переход от autotools к Meson для компиляции. Это позволило значительно ускорить сборку GIMP и ускорить тестирование и разработку.
  • Улучшена многопоточность и безопасность потоков в нескольких ключевых областях. Наиболее заметные изменения произошли в коде XCF, что привело к значительному ускорению сохранения, а также в коде рисования, что повысило производительность и стабильность.
  • Из 85 языков, на которых доступен GIMP, было обновлено 48 переводов.

>>> Подробности на gimp.org

★★★★★

Проверено: CrX ()
Последнее исправление: CrX (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от My_quest

Изменения в инструментарии и новшества меня только радуют обычно. Но когда ломаются другие рабочие вещи - это трындец. Помню, простое выделение в Гимпе ломалось при очередном обновлении babl (или gegl, уже не помню точно). Постил им багрепорт, потом исправили. Но, блин, иногда опенсорц реально кумарит.

Gonzo ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Что, я могу взять jpeg и положить рядом xcf с изменениями?

Я не понимаю, что ты пытаешься сказать. Что XCF должен быть аналогом XMP в лайтруме?

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Но логика «откуда открыл — туда и сохрани» мне кажется логичной.

+1. Это с одной стороны.

А с другой – я понимаю и разработчиков, которых постоянно донимали вопросами те, у кого ВСЁ ПРОПАЛО, и в итоге, разработчики, видимо, выбрали то, что они сочли меньшим из двух зол…

hobbit ★★★★★
()

неразрушающие фильтры (NDE).

А вот это прям хорошо.

WatchCat ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Что XCF должен быть аналогом XMP в лайтруме?

Не должен. GIMP иногда используют так, как используют darktable или kdenlive — когда исходный материал и обработанный материал это разные материалы. А иногда это один и тот же материал.

Поэтому натягивать интерфейсные решения kdenlive на gimp странно.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hobbit

Да я тоже понимаю разработчиков. Сделали бы как везде, но мы пойдём своим путём.

Окей, ладно, идите своим, сделайте хоть хоткей для «перезаписать» из коробки, чтобы не на каждом компе свой.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sunjob

Внезапно, Фотошоп, который довольно долгое время из любого состояния мог сохранять в jpg, стал частично использовать логику Гимпа (а вернее вернулся к своей старой логике): теперь, если у тебя прозрачность, то в jpg уже не сохранишь, пункт исчезает, только в jpg2000, а если слои, то только psd или tif и больше вариантов нету. И это логично.

При первом открытии jpg, (предположим прозрачности не делали, слои не делали) фотошоп обязательно спросит параметры при сохранении. Чем это отличается от перезаписать в гимпе? Ничем.

rechnick ★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Ну, меню вместо бургера - не считово, не подгорает :)

Shadow ★★★★★
()

Господа! К чему этот вой на болотах? На халяву и уксус сладкий. Разрабы малыми силами титаническую работу проделали, а вместо спасибо получили панамок за шиворот. Вот и делай людям добро.

Hertz ★★★★★
()

Огонь, давно жду! Теперь осталось дождаться в репах стабильного Debian)

nuxster ★★★
()
Ответ на: комментарий от Gonzo

Новый гимп просто добавил новую директорию 3.0 в ~/.config/GIMP. По идее старые конфиги никак не мешают.

Обычно если новая директория, старые конфиги игнорируются.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dataman

XCF files are not readable by most other programs that display images.

Смотрелки картинок их нормально показывают. Тот же Nomacs. Правда, на сложных проектах не проверял.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

В Kdenlive нельзя открыть MP4. Если ткнуть правой кнопкой мыши на mp4 файл и выбрать Kdenlive, он скажет «не удалось открыть файл проекта». А вот в Handbrake можно, и сохранять он будет туда же, откуда открыл.

В Avidemux можно так попробовать сделать. В результате файл будет запорот. Поэтому по умолчанию при сохранении добавляет к имени «_edit».

Просто я не очень представляю себе юзкейс «открыть mp4, пририсовать усы и записать обратно».

Я так отрезаю негармоничные заставки от видеороликов.

question4 ★★★★★
()

новый слой, а не «плавающее выделение»

А какая разница? Зачем эта лишняя сущность?

Улучшена совместимость при импорте и экспорте файлов проектов в формате PSD.
Внутренний текстовый движок GIMP 3.0 получил ряд значительных улучшений.

Можно стало настраивать параметры шрифта как в Фотошопе? Если импортировать PSD с зауженными буквами и нестандартным кернингом, текст сохранит размер?

Обновлён API для скриптов и плагинов

Кто пробовал, насколько удобно по сравнению с 2.10? Когда я пробовал последний раз, было дико громоздко, но собирались улучшать.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

В либре, кстати, сделано максимально топорно: этот диалог выдаётся всегда.

если открыл docx, то вопрос и не выдается при ctrl+S

я теперь всегда сохраняю в docx - он открыт, меньше весит чем odt, вендузятники откроют

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Hertz

Я насчитал 15 двачаев, 18 лайков и 10 огонёчков. Мало, что ли? ))

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

и вы освоите скриптинг

ага, ага!

пробовал последний раз, было дико громоздко

где тут смайлик «сполз поц стол и ржунимагу»?! :о)

p.s. я прекрасно работаю в фотошопе без всего «вот этого»!

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от question4

А какая разница? Зачем эта лишняя сущность?

Когда «плавающее выделение», легко его переместить и сразу на слой положить - удобно при простых коллажах.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rechnick

Раньше так было. Теперь, если открыл docx, вписал три буквы и нажал Ctrl+S, не переспрашивает, даже если галка стоит. Я проверил.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

Напишите скрипт по удалению прыщей с фоток, пожалуйста :D

Готовых нету?

Пока часто пользовался Гимпом 2.1х, помнил, как писать скрипты. Сейчас всё поменялось.

Тем более, я и вручную прыщи удалять не умею.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от sunjob

где тут смайлик «сполз поц стол и ржунимагу»?! :о)

Громоздко было в районе 2.92. К 3.0 обещали исправить. Но советовать не могу, надо переучиваться.

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Если импортировать PSD с зауженными буквами и нестандартным кернингом, текст сохранит размер?

Разумеется, сохранит. Ведь он будет импортирован как растр.

AP ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

надо переучиваться

скриптинг, очевидно-же, хорош для технических задач.
для художественной фотографии (как искусство) - такой подход ни как ни катит: только руки, глаз, желательно средний, творчество и «много работы» надо собой, материалом... но точно не «дрочка» с инструментом :о)
имхо

sunjob ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

«— Не был, — ответил отец отечески ласково, — не был, сынок. Но будет.» (с)

frob ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от AP

Если импортировать PSD с зауженными буквами и нестандартным кернингом, текст сохранит размер?

Разумеется, сохранит. Ведь он будет импортирован как растр.

А можно ли будет редактировать этот текст? И если да, сохранится ли форматирование?

question4 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

В данном случае работа творческая, увы, и спасти её можно только максимальное использование горячих клавиш и приёмов быстрого редактирования.

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от x905

Этот внутренний формат нужен для того, чтобы сохранить проект и вернуться к работе над ним позже.
Если результат работы уже устраивает, то экспортируй.
Если не надо сохранять проект, то не сохраняй!

Dmitry_Sokolowsky ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от question4

Да, но новый гимп, видать, подхватывает хоткеи от старого. Потому что в настройках у меня кроп по Shift-C так и стоит, как и был раньше. И, кажется, теперь уже нет старой фичи Dynamic Keyboard Shortcuts, когда можно было «на лету» вешать хоткеи на инструменты. По крайней мере, я не нашел это.

Gonzo ★★★★★
()
Последнее исправление: Gonzo (всего исправлений: 3)

Официальный Appimage только у меня тормозит и глючит в wayland-сессии? Глюки в виде артефактов в окошках.

Khnazile ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Dmitry_Sokolowsky

если я открыл jpg - нех его конверить в свой внутренний формат и мне его навязывать, плевать на него хотел, мне надо jpg отредактировать и сохранить в jpg, аналогично как и делают редакторы типа либреоффиса

x905 ★★★★★
()

Специально ждал, чтобы прочитать больше комментариев. Откатил на 2.10, мне так привычней. Всем спасибо!

nawier
()
Ответ на: комментарий от Dmitry_Sokolowsky

дмитрий! если не сложно, прочитайте всю ветку?!
п.с. мне отвечать не надо :о)

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от nawier

Откатил на 2.10

день добрый!
у меня в 2.10.22 - были траблы «move_layer»
выкус из своих загашников:
двигает слой, не тот, что активирован (выделен)
1. печатаем текст
2. слой не меняем, выбираем инструмент MOVE
3. двигаем, типа, текст, а ... двигаем нижний граф-слой
4. откатил to gimp-2.8.16

как у вас с этим щастем?

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от Aceler

не переспрашивает, даже если галка стоит.

Так это хреново. Это баг, кто-бы и что тут не говорил.

rechnick ★★★
()
Ответ на: комментарий от rechnick

чай, иван, да не дурак! :o)
ясен пень, перепробовал все и «оптимальное» на тот момент не было найдено, поэтому, не долго думая откатил и на том остановился. нам тут, сюрпризы не нужны :о)
если вы заметили - то там проявился натуральный глюк, потому как «двигается не активный слой». а это уже реальное «ай-яй-яй»!!!

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от hargard

вы будете неприлично громко смеяться, но я с удовольствием откатился бы на гимп времен slackware-12.2 (версию гимпа не помню, поэтому привел версию операционки :о)

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от sunjob

Глюков в 2.10 тьма. Но они все не критичные (для меня), и конкретно с перемещением слоя я проблем не наблюдал, вроде.

rechnick ★★★
()
Ответ на: комментарий от rechnick

у нас разные «парадигмы» по «допускам и пасадкам»

тот гимп (времен sl12.2) у меня ни разу не глюкнул за все время использования (и ни разу не заставил сожалеть :о)

и использовал я sl12.2/старый гимп очень долго. только пару лет назад перекатил на sl14.2.

sunjob ★★★★★
()
Последнее исправление: sunjob (всего исправлений: 1)
Для того чтобы оставить комментарий войдите или зарегистрируйтесь.