LINUX.ORG.RU

РЕД ОС 8

 , ,


2

2

Компания РЕД СОФТ выпустила новую версию дистрибутива Linux под названием РЕД ОС 8.

Основные особенности релиза:

  • Дистрибутив доступен на текущий момент для 64-битных x86-совместимых процессоров.
  • Дистрибутив включает ядро Linux 6.6.6.
  • Доступны графические оболочки GNOME 44, KDE (Plasma 5.27), MATE 1.26, Cinnamon 4.8.1.
  • В отличие от многих дистрибутивов, в репозитории доступны различные версии одного и того же ПО (в частности, доступен как Python 2, так и 3.11; как OpenJDK 8, так и 21).
  • Запланирован чуть менее, чем пятилетний срок поддержки (до 2028 года включительно).

Дистрибутив основан на пакетах формата RPM. По заявлению разработчиков, РЕД ОС собирается из исходных кодов Open Source проектов и собственных разработок. Сборка пакетов выполняется по собственным спецификациям или спецификациям Open Source проектов. Все используемые спецификации адаптируются для обеспечения совместимости с пакетной базой РЕД ОС. Разработка РЕД ОС ведется в закрытом контуре компании РЕД СОФТ. Исходные коды и пакеты находятся в собственном репозитории РЕД ОС, расположенном на территории РФ.

Исходные коды и src.rpm-пакеты публично не доступны.

Дистрибутив является коммерческим, но доступен для бесплатного использования физическим и юридическим лицам. Юридические лица после завершения «изучения и тестирования» должны приобретать лицензию, также как и пользователи, использующие дистрибутив в коммерческих целях.

Инструкции по обновлению с предыдущей версии 7.3 предоставляются компанией РЕД СОФТ только при наличии купленной техподдержки.

Основные пользователи РЕД ОС ­— государственные структуры Российской Федерации и госкомпании. Компания РЕД СОФТ с 23 февраля 2024 года находится под санкциями США.

Загрузка образа

Список пакетов

>>> Подробности

★★★★

Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 6)
Ответ на: комментарий от mx__

P.S. Не понятно зачем 8 если уже давно 9 есть …

Если ты про rhel, то редос со rhel по версиям пакетов и по нумерации релизов не совпадает совсем. Это НЕ 1-в-1 клон rhel, это относительно самостоятельная разработка.

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aprel

Ну и зачем этот санкционный шлак на главной?

Вообще всё упоминание санкционки надо исключить.

Это не про санкции, это про суверенитет.

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Я про это в курсе. И то что они новых пакетов напихали (вроде берут напрямую с Федоры) в 7.3 (хз какой у них там) и поэтому если не привязываться в RHEL то логичнее было новую ветку назвать 7.10 или как то так.

P.S. Хотя после нумерации принятой в Астра я уже ничего не боюсь :)

mx__ ★★★★★
()
Последнее исправление: mx__ (всего исправлений: 1)

Исходные коды и src.rpm-пакеты публично не доступны.

Если бинарники доступны публичны, то это прямое нарушение GPL. Или выдают таки по первому требованию и без оплаты?

Я вот не понимаю, почему если можно почти официально нарушать GPL, нельзя также нарушать MS EULA и прочие?

Я конечно за OpenSource, но кучу проблем на госуровне решило бы и просто официальное пиратство, выпускали бы собственные сборочки винды и прочих авткадов, правильно официально прокряканые и адаптированные.

praseodim ★★★★★
()
Последнее исправление: praseodim (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от praseodim

а распилежка, а откаты... думай чего говоришь?! :о)

sunjob ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aprel

Вообще всё упоминание санкционки надо исключить.

И останутся только новости про альт. Я знаю нескольких людей, которые будут только за.

Aceler ★★★★★
()

Python 2 поддержка до 2028 года

ничего себе какая крутая компания этот РЕД СОФТ, готовы в python 2 своими силами ещё целых 4 года патчить уязвимости!

(и не только в python2, а ещё и бэкпортировать фиксы из множества библиотек которые наверняка у них в репозитории должны быть, иначе нафига такой python2 нужен)

ei-grad ★★★★★
()
Последнее исправление: ei-grad (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Aprel

Рубрика называется Linux в России. Не соответствует?

Вообще всё упоминание санкционки надо исключить.

Чтобы что?

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

И останутся только новости про альт.

Никаких гарантий, что на него санкций не наложат нет. А вообще ситуация паскудная с двух сторон какой-то зажим: с одной чебурнетизация, с другой - санкции, а нам жить между. %-)

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от One

Redmi 4x или note 4x все ещё огого как удобны

Сам с Redmi 4x хожу.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от LongLiveUbuntu

Будем честны:

это не сейчас, это уже в 2000 году так было.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Debian, Arch, Slackware - можно пользоваться, ничего россиянам не запрещают. Я вот подумал, российский Linux должен предоставлять хорошую документацию на русском, но тут какой то провал, Arch Wiki намного более полная?

MOPKOBKA ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Чтобы максимально быстро сделать pivot и пойти вместе с развитыми странами к развитию.

Aprel
()
Ответ на: комментарий от MOPKOBKA

Да, Arch Wiki намного лучше российских дистров. Даже если учитывать только русскую часть арчевики.

Werenter ★★☆
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Санкционка — это санкционные товары, доставленные из-под полы. Например, белорусские мидии или не менее белорусский хамон.

Про ситуацию комментировать не буду.

Про Арч, Дебиан и прочих правильно заметили. Вернёмся к исконно опенсорсным новостям, да? :)

Aceler ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bad_master

Релиз был давно, но патчи получает до сих пор.

Corretto version: 8.402.08.1
Release Date: January 19, 2024
Updates Corretto baseline to OpenJDK 8u402-b06

DarkAmateur ★★★★
()
Ответ на: комментарий от beck

У нас вся контора обмазалась Астрой и только Астрой.

Чую я, хлебнём мы ещё…

С чем вы точно хлебнете, так это с ald pro, если надумаете внедрять.

DrRulez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Aceler

И останутся только новости про альт. Я знаю нескольких людей, которые будут только за.

Уж лучше Альт. Несмотря ни на что. Даже РОСА и то будет лучше.

DrRulez ★★★★
()

Дистрибутив включает ядро Linux 6.6.6

Вспыхнут цифры: 6, 6, 6,
Нас настигнет адская месть,
Мертвые восстанут против живых,
Под предводительством ангелов злых.
Dark_SavanT ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

Астра ужасна.

ВТБ до конца года пересадит все 86 000 сотрудников на ОС Astra Linux ©.
Это новая форма административного наказания? :)

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от rupert

system-upgrade плагин имеется, поэтому, наверное, можно проапгрейдиться как на федоре: sudo dnf system-upgrade download –releasever=8.0

Еслибы все было так просто, топ менеджеры не предлагали бы услугу апгрейта для отчаявщихся клиентов.

https://redos.red-soft.ru/base/update/update-to-ro8/

Первая мина заложена прямо в releasever, для redos-7 releasever равен 7.3.4, а путь по которому скачиваются обновления 7.3 . Поэтому первое что надо сделать, это отредактировать repo файлы

sed -i ‘s/7.3/8.0/g’ /etc/yum.repos.d/*.repo

после этого можно делать

dnf system-upgrade download –releasever=8.0 –allowerasing –skip-broken -x redos-kde-theme

потомучто у вас конфликт с png обоями, самое время для топманаджеров.

Потом стандартно

dnf system-upgrade reboot

Внезапно загружаемся в текстовую консоль, гммммм, решение очевидно

dnf install sddm

Кто бы мог подумать, перезагружаемся,

reboot

после чего делаем профилактические

dnf upgrade && dnf autoremove

сносится полсистемы, и ВОТ, ты стал настоящим ХАКЕРОМ!

Поздравляю!

FriendshipIsMagic
()
Ответ на: комментарий от Aprel

Это не про санкции, это про суверенитет.

Это если бы вы его с нуля написали. 🤣

Это вопрос контроля над инфраструктурой обновлений, вопрос соблюдения российского законодательства, вопрос соответствия требованиям фстэк. Для всего этого вовсе не обязательно всё писать «с нуля».

Тот же RHEL - он в какой степени «с нуля написан»?

Manhunt ★★★★★
()
Последнее исправление: Manhunt (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от MEZON

Поставить-то можно, пакеты не конфликтуют, но полноценно пользоваться — сомнительно. Берем старую версию питона и в описании пакета видим

Python 3.9 package for developers.

This package exists to allow developers to test their code against an older
version of Python. This is not a full Python stack.

так что в лучшем случае, получите стандартную библиотеку от старого питона и его интерпретатор.

squareroot ★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от praseodim

Я конечно за OpenSource, но кучу проблем на госуровне решило бы и просто официальное пиратство, выпускали бы собственные сборочки винды и прочих авткадов, правильно официально прокряканые и адаптированные.

В краткосрочной перспективе варез принес бы немного комфорта, да. Но в долгосрочной перспективе варез - это тупик. Потому что весь контроль над этим софтом остаётся в чужой юрисдикции, и как следствие вся построенная на нем инфра находится в заложниках у мутных типов. К тому же, ещё и обиженных на то, что их «пиратят».

Правильно на госуровне делают, что стимулируют переход на решения, от которых у российских контор есть исходники, и которые эти самые конторы готовы сопровождать.

Ну а gpl ... будем надеяться, что со временем всё-таки легализуют его (принудят к выполнению его условий в рф).

Manhunt ★★★★★
()
Последнее исправление: Manhunt (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от praseodim

Если бинарники доступны публичны, то это прямое нарушение GPL. Или выдают таки по первому требованию и без оплаты?

Было б у кого тут юридическое образование, можно было бы хохмы ради обратиться с требованием. Даже интересно, что ответят.

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

А вообще ситуация паскудная с двух сторон какой-то зажим: с одной чебурнетизация, с другой - санкции, а нам жить между. %-)

В отношении чебурнетизации из уст одного известного политика недавно прозвучало следующее: "можно немножко подкрутить что-то, заблокировать, но полностью обособиться в современном мире нереально и не нужно". Так что чебурнет пока будет не радикальный, а умеренный. Не вешать нос :D

Manhunt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от bad_master

эта джава 8 так популярна, в каком году она вышла?

В кровавом энтерпрайзе при всё возможно. Купили софт под Java 6. Обновления нет. А чтобы оно работало на каждом компьютере через браузер, нужно на каждый компьютер ставить строго определённую версию Java, ибо иначе не будет работать. А там какой-нибудь документооборот крутится. Если что, это я про то, что 8 лет назад приходилось ставить Java 6, чтобы документооборот через Internet Explorer 8 работал.

Feonis ★★★
()
Ответ на: комментарий от FriendshipIsMagic

Жди третьего сервис пака.

Но меня немного удивило, что у них пакеты не совпадают с CentOS. как они эту солянку будут поддерживать 5 лет?

rupert ★★★★★
()
Последнее исправление: rupert (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от Manhunt

В краткосрочной перспективе варез принес бы немного комфорта, да.

На этот мнимый комфорт уже купились пару десятков лет назад когда везде пихали пиратские винды и пиратский виндовый софт. Вместо того чтобы уже тогда вкладывать государственные деньги в свободный софт. Сейчас бы уже имели технологический суверенитет хотябы в области софта,если с железом всё намного сложнее. А так как свободный софт по большей части кроссплатформенный то меньше было бы проблем с пересаживанием толп всяких клерков в госконторах хоть на байкалы хоть на армы,хоть на risc-v,все равно им производительность интеловских процов не нужна. Но у нас как всегда - пока гром не грянет креститься не желают даже самые православные. Мы даже в войнах побеждали предварительно отступив не меньше чем до Москвы(что 1812 год,что 1941). Будем надеяться что нынешнее санкционное нападение на РФ приведет к примерно такому же эффекту. Вообще-то уже понемногу приводит.

watchcat382
()
Ответ на: комментарий от watchcat382

На этот мнимый комфорт уже купились пару десятков лет назад когда везде пихали пиратские винды и пиратский виндовый софт. Вместо того чтобы уже тогда вкладывать государственные деньги в свободный софт. Сейчас бы уже имели технологический суверенитет хотябы в области софта,если с железом всё намного сложнее.

Не пару, а скорее 30 лет назад, а на уровне идеи даже больше 55 лет назад, когда важнейшим аргументом за копирование IBM 360 было, что это позволит воспользоваться американским софтом.

Но сейчас ситуация радикально иная. Нравится это или нет, но целые отрасли и технологические цепочки УЖЕ (в отличие от начала 90-х) завязаны на проприетарный софт из не самых дружественных юрисдикций. Попытки слезть с него путем импортозамещения требует затрат колоссального количества ресурсов, которые не бесконечны и которые можно было бы потратить более эффективно - на разработку нового на переднем крае, а не срочного замещения уже имеющегося.

Конечно слезать с иглы надо, но как-то более планомерно и плавно. Впрочем, я думаю, что ближе к 2025-му или сроки окончательного перехода на «отечественное» в очередной раз сдвинут или на практике будет очень много исключений официальных или не совсем, на которые станут закрывать глаза.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Manhunt

В краткосрочной перспективе варез принес бы немного комфорта, да. Но в долгосрочной перспективе варез - это тупик. Потому что весь контроль над этим софтом остаётся в чужой юрисдикции, и как следствие вся построенная на нем инфра находится в заложниках у мутных типов. К тому же, ещё и обиженных на то, что их «пиратят».

См. предыдущее сообщение.

Я с тобой согласен насчет тупика, но проблема в том, что реальные обстоятельства такие, что и вообще замещение требует огромных ресурсов и просто-напросто физически нет возможностей все везде заместить в краткие сроки.

Насчет контроля, то раз уж одиночные хакеры-крякеры могут выкатывать «релизы» с убранной защитой и отключенным контролем, то тем более это могли бы сделать на госуровне. Конечно со стимуляцией все же отказа. То есть, для использования вареза какое-то должно быть серьезное обоснование.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

скорее 30 лет назад

30 лет назад разнообразие всяких компов и операционных систем находящихся в эксплуатации было куда больше чем сейчас. Пускай это по большей части было тоже клоны буржуйских систем,но их было много и разных. Небыло неприятной штуки,называемой монополия. И софта локально-самописного,в смысле - с нуля - было много. Это к концу 90х всеобщее засилие виндов началось и в двухтысячные продолжилось. А порог входа на монополизированный рынок всегда выше чем на конкурентный.

а на уровне идеи даже больше 55 лет назад

С одной стороны да,я с вами согласен,с другой - тогда это касалось очень узкой области так как компов было вообще очень мало. И,кстати, софт,может конечно и не весь,но был в исходниках. Понятно что у «кого надо» был,но без этого его не смогли бы адаптировать к нашему железу,которое всё же небыло идеально точной копией американского. А например исходники системы «ДЕМОС» для СМ ЭВМ были даже лично у меня на ленточке,хотя и не совсем полные (из запомнившегося - небыло исходника программы login:) Зато были исходники ядра и компилятора Си. Там еще в местных доработках стояли копирайты НИИ Автопрома и фамилии сотрудников.

Но сейчас ситуация радикально иная. Нравится это или нет, но целые отрасли и технологические цепочки УЖЕ (в отличие от начала 90-х) завязаны на проприетарный софт из не самых дружественных юрисдикций. Попытки слезть с него путем импортозамещения требует затрат колоссального количества ресурсов

Зато сейчас эти отрасли заинтересованы в слезании и готовы эти ресурсы в слезание вкладывать. Да, как обычно, у нас заинтересованность возникает только когда жареный петух клюнет - так это всегда так было. То, что юрисдикции не дружественные и петух когда-то клюнуть может - это и двадцать лет назад специалисты понимали. Но начальству было плевать - его больше интересовала дележка денег и собственности. Закупка же проприетарного софта - удобнейший способ обогащения,учитывая что и поставщики и правительства из тех недружественных юрисдикций были в этом очень заинтересованы и были готовы денежно стимулировать лиц,принимавших решения.

можно было бы потратить более эффективно - на разработку нового на переднем крае, а не срочного замещения уже имеющегося.

Невозможно построить здание не построив фундамента. Проприетарный софт,завязанный на определенные версии проприетарных ОС - достаточно быстро превращается в тыкву потому что поставщики в этом заинтересованы. И придется снова и снова тратить не бесконечные ресурсы на удовлетворение их непомерных аппетитов. И в отличие от вложений в свободный софт - двигаться не в сторону технологического суверенитета,а наоборот,к всё большей зависимости. Китайцы раньше нас сообразили и предпочитают кормить государственными деньгами своих,а не забугорных. Хотя у них зависимость была ничуть не меньше,а как бы не больше нашей нынешней. У нас всё же компами и софтом занимались,пусть и клонированием по большей части,а у них и этого небыло.

Конечно слезать с иглы надо, но как-то более планомерно и плавно.

У нас планомерно и плавно не получается. Менталитет такой - собраться и начать эффективно работать можем только в экстренных ситуациях. Так всегда было. У нас даже сказочный герой тридцать лет на печи лежал,а потом каак… :)

Впрочем, я думаю, что ближе к 2025-му или сроки окончательного перехода на «отечественное» в очередной раз сдвинут

Конечно сдвинут. Это в чистом виде психология. Если сдвинуть сразу - то что-то делаться начнет только перед самым дедлайном. Вспомните учебу в институте хотябы - кто там в первой половине семестра хоть что-то делал?:) Или конец квартала/года на работе под угрозой лишения премий.

Вот кстати - а можете предложить какой-нибудь альтернативный термин вместо «отечественный» применительно к местным сборкам линуксового софта? Если проприетарный софт покупается за деньги у обладателей права собственности на него то в терминах экономики имеем «импорт». Свободный софт не покупается,да и собственников у него нет,есть только авторы,значит импортным его назвать будет некорректно. Да и отличать как-то надо. У меня вот вроде и русский-родной, а ничего подходящего сходу не придумывается.

watchcat382
()
Ответ на: комментарий от quickquest

Может быть, они там всё доперепишут заново, конечно, но наш университет не смог нормально внедрить Астру, хотя и забашлял им денег. Я пробовал ставить на рабочем месте и пользоваться отечественными дистрибутивами. Фактически, работоспособны из них два: Альт более-менее (есть куча проблем, но всё же они второго уровня) и РОСА раньше, пока она была rpm5 (переход на новую ущербную пакетную базу ради совместимости с Красношляпыми и использование Анаконды в качестве установщика её фактически убили). Ни Астра, ни РЕД ОС, ни Калькулят к использованию квалифицированными пользователями/учёными/аспирантами естественно-научных специальностей (про прочих молчу) не готовы.

Vudod ★★★★★
()
Последнее исправление: Vudod (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от I-Love-Microsoft

А сам на чем сидишь сейчас? Стоит ли менять Генту на наш Калькулейт или есть что-то получше?

LongLiveUbuntu ★★★★★
()

Исходные коды и src.rpm-пакеты публично не доступны.

Таарищ майор хоть для купивших разрешает читать исходники и форкать?

Stalin ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от beck

Потому, что он все таки редхат, в той же мере как и астра - дебиан
В отличие от слова на букву а.

Alphaer ★★
()
Последнее исправление: Alphaer (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.