LINUX.ORG.RU

Планы Ubuntu по переходу на Wayland по умолчанию

 ,


0

1

В недавно опубликованном посте «Ubuntu Desktop’s 24.10 Dev Cycle - The Roadmap», Оливер Смит рассказал, что разработчики планируют сделать Wayland графическим сервером по умолчанию для всех пользователей. Начиная с версии Ubuntu 24.10, он будет доступен для видеокарт NVIDIA.

Разработчики также добавили, что добавление Wayland во временные релизы, поможет им найти и решить проблемы, которые могут появиться в процессе перехода на Wayland, что в свою очередь поможет выпустить стабильный релиз Ubuntu 26.04 LTS.

>>> Подробности

★★★★★

Проверено: hobbit ()
Последнее исправление: hobbit (всего исправлений: 1)

Разработчики также добавили, что добавление Wayland во временные релизы, поможет им найти и решить проблемы, которые могут появиться в процессе перехода на Wayland, что в свою очередь поможет выпустить стабильный релиз Ubuntu 26.04 LTS.

То есть, потестируют на бесплатных обезьянах, чтобы привести этот чудовищный глюкодром хоть в какой-то приличный вид.

hateyoufeel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

Не так, они уже считают что Fedora это все уже достаточно вылизало что даже у них это будет более менее работать. Как бы они не старались.

mx__ ★★★★★
()

Закопайте этот гномо-вяленный труп уже, задолбали со своей некрофилией.

Разработчики также добавили, что добавление Wayland во временные релизы, поможет им найти и решить проблемы, которые могут появиться в процессе перехода на Wayland

Они за 15 лет не смогли понять, что Wayland - ущербное говно?

Корпы реально тупые.

Skullnet ★★★★★
()
Последнее исправление: Skullnet (всего исправлений: 1)

Пора бы уже форкать иксы нормальным людям, и вместо вяленого пилить дальше нормальный графический сервер. Потому что от вяленого ничего хорошего ждать не приходится, как и от ряда разработчиков ведущих проектов.

Smacker ★★★★★
()

если порыться в «новостях», то как раз 10 лет уже, как вэйланд будет дефолтом со следующего релиза

kott ★★★★★
()

Что ж они так себя не берегут-то

DumLemming ★★☆
()
Ответ на: комментарий от mx__

Не так, они уже считают что Fedora это все уже достаточно вылизало что даже у них это будет более менее работать.

ну, это, за последнее время, одно из немногих действий каноникл в верном направлении. Мне уже, конечно, все равно, что там они собираются делать, но краем глаза - слежу.

Время иксов, подошло, к логическому завершению, и не понимают этого, только весьма наивные люди. Ну или, скажем так, несколько не от мира сего.

DrRulez ★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

Конечно. А кто в 2024 году нанимает тестеров за деньги?
Ещё может быть включат wayland случайно для какого-то процента пользователей, как это делают эффективные менеджеры мозиллы

mittorn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Smacker

Мне кажется, более вероятной была бы новая реализация X11. Раз уж с кодом Xorg действительно так сложно работать, а о всех нужных фичах слишком сложно договориться в новом протоколе, может быть просто реализорвать с нуля старый протокол? Это можно было бы сделать даже в существующих wayland композиторах, добавив туда новый X11 сервер на каком-нибудь rust, или что сейчас модно, вместо Xwayland. Думаю, даже реализация на современном c++ могла бы быть вполне компактной и куда менее забагованной. А так глядишь - и wayland дропнут со временем как неудачный эксперимент.

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от DrRulez

может время иксов и ушло, но время wayland точно ещё не пришло и не придёт в близжайшем обозримом будущем. Я серьёзно его могу рассматривать только в качестве протокола для отрисовки приложений в VR. И то с этим даже сейчас xcomposite справляется.
Что должно появиться в мире wayland, чтобы я считал его альтернеативой иксам и вряд ли появится в близжайшее время:
1. Протокол отрисовки. Чтобы я мог в wayland рисовать в приложении что-либо средствами wayland, а не opengl/vulkan, либо на cpu как сейчас. Без этого я даже смысла портировать тулкиты на wayland с иксов не вижу, т.к порт априори получится хуже оригинала - либо прибит к 3д ускорителю, либо рисует всё на CPU.
2. Единая реализация композитора, желательно в виде библиотеки со стандартным API. Xorg своего рода фреймворк, реализующий и Xorg и Xwayland и Xephyr и Xnest. Не обязательно везде одна, но какая-то, которая будет являться официальной и использоваться в большинстве DE. wlroots близок к этому, но вечные ломки API и кривое API всё портит. Да и kwin/mutter наверно популярнее даже.
3. Реализация 2d ускорения. В xorg есть sna/uxa/exa и куча вендорских методов ускорения отрисовки 2d помиммо glamor. Вместе с первым пунктом это позволит эффективно использовать оборудование, а не грузить opengl по любой мелочи. Да и большинство 2д ускорителей нельзя было бы просто так дать любому пользовательскому приложению из-за отстуствия контроля доступа. Этим должен графический сервер заниматься, контроллируя доступ.
Так же это всё позволяет выводить opengl/vulkan/dri3 текстуры окон без композитинга как такового, если есть аппаратная реализация. Конечно в том же amdgpu это всё не используется, но это не отменяет других gpu. Но там, где есть 2д ускоритель, скорее всего без изменения ключевых решений, принятых в wayland его полноценно использовать нельзя. А 2d блиттинг будет куда быстрее и энергоэффективнее, чем запуск полноценного рендеринга там, где он есть
4. Сетевая прозрачность. Waypipe можете себе в хоть в задний pipe засунуть, к сетевой прозрачности он имеет такое же отношение как и vnc. Сетевая прозрачность может быть реализована при наличии пункта 1, сетевую прозрачность можно было бы реализовать поверх какого-нибудь virtio-gpu, если загнать его в сетевую абстракцию, либо же для glcore/webgl через virglrenderer, а гонять уже отрисованные поверхности - это просто vnc на стеройдах. Да, работает. Может даже намного лучше реальной сетевой прозрачности. Только вот на сервере без GPU уже всё на cpu рисует и жрёт кучу ресурсов. И aiglx из иксов в текущем виде тоже давно нужно выкинуть, gl1.4 мало кому нужен, зато webgl и gl core без когерентных буфферов и MapBuffer прекрасно ляжет на сетевую модель, а virglrenderer может работать по сети. Но конечно же никто просто не хочет это всё реализовывать

mittorn ★★★★★
()
Последнее исправление: mittorn (всего исправлений: 4)
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

А разве когда-то было иначе??.. :)

Только всё-таки на добровольцах, а не на обезьянах: обезьяны не участвуют. ;)

Somebody ★★
()
Ответ на: комментарий от DrRulez

Время иксов, подошло, к логическому завершению, и не понимают этого, только весьма наивные люди. Ну или, скажем так, несколько не от мира сего.

никто так и не может объяснить, что же означает это «подошло к концу» и чем вялянд тут будет лучше, если там всё та же помойка и нет половины фич, многие из которых реально нужны.

hateyoufeel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DrRulez

Время иксов, подошло, к логическому завершению

Надо же, я прям в 2010-й попал))

windows10 ★★★★★
()

На Кеды пусть переходят, выкидывают снап и запускают свой АУР

Ros ★★★★
()
$ fortune -m X-window
(computers)
%
If the designers of X-window built cars, there would be no fewer than five
steering wheels hidden about the cockpit, none of which followed the same
principles -- but you'd be able to shift gears with your car stereo.  Useful
feature, that.
		-- From the programming notebooks of a heretic, 1990.
%
masa
()
Ответ на: комментарий от masa

Если бы создатели Wayland делали автомобили, первая версия была бы без руля и колёс, а обсуждение подходящей формы руля затянулось бы на пять лет, потому что часть членов «комитета» хочет руль для семируких членокрылов, а вторая жалуется, что традиционная круглая форма не работает в неевклидовых пространствах с числом Пи равным 18, 69 и 666. Пользователи же в это время либо ездят на велосипедах, либо на дедушкином медленно ржавеющем авто, у которого нет таких проблем.

hateyoufeel ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

обезьяны не участвуют.

Участвуют. Они пишут код :(

Не пишу код для LINUX. Для меня это трудно. С++ я не знаю, есть знания в BASIC и Turbo Pascal…

FromAstana
()

Вот слоупоки, я думал это ещё лет 10 назад сделали. Чего они тянут-то? Иксы уже давно не поддерживаются.

vbr ★★★★
()
Последнее исправление: vbr (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от mittorn

Понимаешь, это неважно. Корпорациям невыгодно делать качественный десктоп на Linux, у сообщества не будет ресурсов. Так что будет урезанное говно на GNOME и Wayland, что к большому удобству точно не будет представлять никакой конкуренции Windows и macOS в силу кривости.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DrRulez

Я бы не назвал это движением в правильном направлении. Это движение в пропасть вместе со всеми, где Linux как десктоп будет урезан технически до возможностей ограниченных корпоративных рабочих мест.

Это финансово выгодно корпорациям, что его разрабатывают, в силу более дешевой поддержки кода, это выгодно Windows и macOS, чтобы он де-факто совершенно точно не был конкурентом как десктоп в силу нововведенных технических ограничений, и это абсолютно невыгодно его пользователям на десктопе.

Да, так будет, урезанный GNOME и Wayland победят, а всем, кто хочет хоть сколь-нибудь приемлемый десктоп, придется использовать Windows и macOS. Вопрос — чему тут радоваться и что прославлять?

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Последнее исправление: Vsevolod-linuxoid (всего исправлений: 3)
Ответ на: комментарий от DrRulez

Время иксов подошло к логическому завершению однозначно. Тут даже двух мнений быть не может.
Но не понимать, что переход с иксов на вейланд - это шаг в диаметрально противоположном направлении, чем требуется, могут только весьма наивные люди.

bulch
()
Ответ на: комментарий от hateyoufeel

все дело в том что большинство ПО так и появляется, тем более комерчески не завязанное :)
сначала делатеся «хоть чтото», а потом допиливается «до работает».
возьми ядро линукса к примеру.
иксы первый этап пропустили, ибо форкнулись от чегото. а все остальное тож самое было, просто давно - ты тогда в штаничшки писался… так что для тебя иксы как икона в красном углу - висят, работают :)

pfg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от DrRulez

весьма наивные люди. Ну или, скажем так, несколько не от мира сего.

дебилы, проще говоря

FishHook
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Да, так будет, урезанный GNOME и Wayland победят

Скорее KDE, их реализация на голову выше гномовской и писать под неё клиенты легче. В KDE вот для декорации окна достаточно через zxdg_decoration_manager включить её - 5 строк кода. В гноме придётся ковырять их libdecor без документации (или я её не нашёл), либо самому всё руками делать.

, а всем, кто хочет хоть сколь-нибудь приемлемый десктоп, придется использовать Windows и macOS

Так с Xorg и приходится делать - два монитора, разная герцовка. Ставлю GNOME/KDE - 165 гц не работают.
На ноутбуке жесты не работают. В родной macOS всё нормально, в винде с Precision драйвером тоже.

Нет желания ковыряться в этом, когда в десктопных осях оно работает. И мне кажется, что для обычного юзверя эти вещи важнее возможности себе DE из палок собрать.

P.s. отсутствие аналога xrandr для всех композиторов удручает, да.

whbex ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Да, так будет, урезанный GNOME и Wayland победят, а всем, кто хочет хоть сколь-нибудь приемлемый десктоп, придется использовать Windows и macOS. Вопрос — чему тут радоваться и что прославлять?

Что-то я не понял, что должно заставить меня перейти с моего уютного вяленого KDE на винду или макось?

По-моему ты просто зачем-то ищешь оправдание своему желанию перейти на виндовс, пытаясь выдать его за что-то объективное. В чём смысл? Просто прими себя таким как есть и пользуйся тем, что тебе действительно нравится.

Ivan_qrt ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от whbex

За GNOME многомиллиардные корпорации, в отличии от KDE. Неважно, что реализация от KDE объективно лучше, важно, какую пропихнут как стандарт политически. Что сделает KDE совместимым лишь с самим собой, а весь прочий софт будет требовать GNOME.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Последнее исправление: Vsevolod-linuxoid (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от whbex

Для обычного юзверя важно, чтобы нужные приложения были в наличии, а не чтобы «жесты работали».

Жесты – это какая-то срань для турбозадротов.

Превращение экосистемы из старой помойки на костылях в новую помойку на костылях никак этому не способствует.

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от vbr

Иксы уже давно не поддерживаются.

Последнее обновление было 13.04.2024

21.1.12-1 -> 21.1.13-1
dmitry237 ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Я бы не назвал это движением в правильном направлении. Это движение в пропасть вместе со всеми

ровно те же аргументы с точно таким же истеричным надрывом звучали еще лет пять назад в сторону системд - всё пропало, линукс летит в пропасть, корпорасты хотят нас оболванить и лишить свободы и прочие панические атаки от мышек-истеричек. Это хорошо, что мышек-истеричек никто не воспринимает всерьез, и линукс живет себе, развивается и помирать пока не готов.

FishHook
()
Ответ на: комментарий от Shadow

… а двигатель и трансмиссию устанавливать должны были бы автодилеры.

…при чём в списке официальных автодилеров только те, кто вместо двигателя предлагает покупателю педали.

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от FishHook

развивается

угу, выпилили любой чих с юзерами без cgroups2.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от wandrien

Для обычного юзверя важно, чтобы нужные приложения были в наличии, а не чтобы «жесты работали».

IDE, браузер, мессенджеры, игори, виртуалки работают.
Вяленый-то тут каким боком, MSO же и с иксами нет на линуксах.

Жесты – это какая-то срань для турбозадротов.

Обычный способ взаимодействия с системой в macOS. Где тут задротство?

whbex ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

За GNOME многомиллиардные корпорации, в отличии от KDE. Неважно, что реализация от KDE объективно лучше

Это они, надо полагать, делают из ненависти к человечеству - пофигу что, главно чтобы людям было хуже.

FishHook
()
Ответ на: комментарий от whbex

Обычный способ взаимодействия с системой в macOS. Где тут задротство?

В любом случае тачскрин удобнее.

Shadow ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от FishHook

systemd успешно внедрили больше 12 (!) лет назад!

очнись.

Ты можешь взять дистр 2012-го года, и там нормально работает системд. Не со всеми современными фичами, но работает.

Сравнивать systemd и вяленого – это как сравнивать автомобиль и деревянный игрушечный автомобиль

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от FishHook

И по итогу init, ранее бывший достаточно свободно меняемым, стал единственно возможным в большинстве случаев — systemd. То есть свободы выбора реально лишили.

Далее лишат выбора десктопа, потом дистрибутива и источников ПО через ключи в загрузчиках.

Vsevolod-linuxoid ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от whbex

Вяленый-то тут каким боком

Тот же вопрос.

Вяленый тут каким боком?

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

стал единственно возможным в большинстве случаев — systemd. То есть свободы выбора реально лишили.

Далее лишат выбора десктопа

А на иксах у тебя какой выбор? Поставить иксы или не поставить и сидеть в VT?

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

И по итогу init, ранее бывший достаточно свободно меняемым, стал единственно возможным в большинстве случаев — systemd. То есть свободы выбора реально лишили.

В плане init - переход очень удачный получился.

tiinn ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от tiinn

При чём сейчас свободы даже больше. Во времена sysvinit ни про какой s6 никто не слышал, а про runit слышали единицы. А теперь можно сразу поставить ОС с этими компонентами.

wandrien ★★
()
Ответ на: комментарий от Vsevolod-linuxoid

Нет, просто делать и поддерживать урезанное говно дешевле.

я понял многомиллиардные корпорации вваливают бабло в гном, чтобы потопить КДЕ, который во всем лучше Гнома, хотя и не требует спонсирования со стороны многомиллиардных корпораций, чтобы было дешевле. Звучит логично, чёрт возьми!

FishHook
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.