Всем привет! В начале хотел бы поздравить с наступающими праздниками всех пользователей Linux, этой замечательной операционной системы, без которой многие в принципе не видят себя за компьютером. По крайне мере я, т.к. использую ее более 7 лет, дома и на работе, а когда-то плотно сидел на винде и даже радовался.
Но пост этот, к сожалению, не о радостях, и не о работе за этой системой. А пост мой, скорее крик, или даже вопль отчаяния - о развлекательной части нашей ОС, об играх, игровой индустрии, и отношении разработчиков к нашей системе и нам, линуксоидам.
Заранее говорю, что пост намечается большой, и тех кто не любит стен текста просьба просто пройти мимо. Тема не троллинга ради и не для пространных советов, и праздных людей я приветствую меньше всего.
С чего бы мне начать?
Все знают, какая была ситуация с играми в Linux еще 4 года назад. Помимо тех опенсорсных поделок, из нормальных (проприетарных) игр не было практически ничего, кроме нескольких инди. Опенсорсных игр было тоже мало, некоторые завлекали даже больше, чем на два-три вечера, и все же - по сравнению с Windows, на которой были тысячи и тысячи игр - в Linux было по нолям. И это правда.
И лед тронулся.
Почти 4 года назад появилась такая интересная вещь, как Humble Indie Bundle - распродажа инди-игр, которые отличались тем, что были кроссплатформенны. Я помню первые распродажи HiB - это было что-то вроде взрыва в сообществе линуксоидов. Нормальные игры под Linux! Не опенсорсные, не вечные беты. Игры, в которые интересно играть, в которых есть графика. Это было далеко от ААА-хитов, там не было «графона», до него вообще еще было далеко. Но игры появились.
Следом пошла разработка клиента Desura под Linux, затем и его релиз. Эта платформа похожа на Steam, только предназначена полностью для инди-игр. Тысячи их там. Таким образом игр под Linux становилось все больше, и это началось 4 года назад. Но все это были инди.
Затем, кажется в конце 2012 года, шло тестирование клиента Steam под Linux. И вот тогда сообщество просто порвало от эмоций. Как же так - Гейб, который столько раз говорил, что никакой разработки клиента под Linux нет и в помине - зарелизил свой клиент! Это не было внезапно, но для многих стало сюрпризом, если не сказать больше.
2013й год стал годом игр под Linux. Наплыв был колосальный, если сравнить со всем что было до этого. Были портированы движки SOURCE, UNITY и Serious Engine, кол-во игр в Steam приблизилось к 400.
Появились сотни игр на краудфандинговой платформе Kickstarter, 70-80% которых так или иначе поддерживали Linux. Так же портированы различные более мелкие движки, включая движки визуальных новелл и различные Maker'ы.
2014й год стал прорывным в игровом плане для Linux. Портированы ВСЕ основные движки, включая CRY ENGINE 4, UNREAL ENGINE 4 и 4А Engine. Кол-во игр в Steam приблизилось к 1000. Игр в HiB и KS стало еще больше.
2014й год так же стал знаменателен поддержкой такой замечательной платформы, как GOG. Пока только около 100 игр под Linux, но начало положено. Многие игры с KS оказываются там, помимо Steam.
И вроде бы все хорошо, кол-во игр под Linux растет, движки портированы, разработчики от мала до велика забросали нас обещаниями принести ААА-хиты. Но можно ли радоваться и ликовать?
Нет, нельзя.
Что же пошло не так?
А теперь хотел бы рассказать немного о себе. Я - простой парень, 5 дней в неделю (а иногда и 7) работаю, после работы люблю немного поиграть. Так сложилось, что люблю отовариваться на всякого рода распродажах игр - HiB, GOG, предзаказы KS. В моей коллекции более 500 игр под Linux. Начал я это дело для того, чтобы не на словах, а на деле убедиться в том, что Linux - действительно становится игровой платформой. Но не спешите называть меня задротом. Прошел я от силы 20-30 игр, хотя запускал практически все.
Я всегда собирал системник сам, потому что так намного дешевле. Вот и 3 года назад я собрал хороший системник за нормальные деньги. Это процессор Intel core i5-2500K, видюха nVidia GTX 560 Ti, 16 GB оперативки - не самая отстойная конфига по тем временам. Моя любимая ОС - Kubuntu, которая была выбрана после того, как в свое время наигрался с Debian, Fedora, Slackware и много чем еще, и понял что от идеала хорошей домашней ОС они далеки. Ubuntu не понравилась тем, что в ней Gnome, да и Unity тоже не понравился.
Последние 3 года я только и делал, что убеждал себя и других людей в том, что в с играми под Linux «все хорошо». Что достаточно купить nVidia, и никаких проблем! Но сегодня, после очередной проблемы в очередной игре я понял - что не могу больше врать себе и другим. Я разочарован. Хотя чувство, которое я испытываю щас - намного глубже простого разочарования. Мне стыдно, что я обманывал людей. Под Linux с играми ничего не хорошо.
Поиграв в более чем 500 игр хотя-бы 30 минут я понял, что почти в 20% игр есть проблемы и огрехи под Linux, которые скорее всего никто и никогда не исправит. Среди тех 20-30 игр, в которые я достаточно поиграл, есть многие, баги в которых не исправляются годами - я сменил множество версий Kubuntu, и множество драйверов nVidia. Но ничего не поменялось. Речь здесь о графических багах, артефактах, глитчах. И так же речь о обычных багах, которые тоже никто не пофиксит.
Но самое печальное - на «разборки» и переписки с каждым разработчиком уходят недели, иногда целые месяцы. Это просто невыносимо, и от всего этого с каждым разом становится все противнее. При этом - те же игры под Windows работают хорошо. Я специально поставил Windows рядом и протестил эти игры - там не было никаких проблем. Но напоминаю - речь не о винде, и оставлять ее или пользоваться я не собираюсь.
Речь вот о чем:
1. Игровая индустрия обещает нам тонны игр под Linux, но похоже такая вещь как тестирование под Linux - это слабое звено. Иногда мне кажется, что некоторые игры вообще не тестировали под Linux. Так - бросили в магазин «на, жри что дают!».
2. Пользователей Linux всего по разным меркам 3-5%, этого слишком мало, чтобы заставить разработчиков нести ответственность за качество продуктов. И этого достаточно, чтобы плевать нам в лицо. Им просто на нас насрать. Мы для них не более, чем мешки с деньгами. Призвать к ответственности большинство разработчиков - это просто что-то с чем-то. Тестирование и багфиксинг под Linux для них - дело последнее в приорити лист. Та же самая ситуация, кстати, под Mac OS. На многих форумах можно просто зачитаться эпичных историй отвратительных портов.
3. Пока большинство игроков под Linux продолжает молчать и негодовать лишь в мыслях - ничего не изменится, это факт. Как вы считаете - можем ли мы с вами (теми, кто любит игры и не безразличен к ситуации в целом) создать какую-то платформу, трекер, сайт (страничку) или что-то еще, где можно было бы вести базу игр под Linux, известные баги и текущие их статусы, чтобы каждый мог воспользоваться этой платформой, описать свой баг, а кто-то другой донес бы до разработчика? Чтобы каждый мог внести свой вклад в улучшение качества портируемых игр под Linux. Ведь не секрет, что многие даже не знают английского, но им вполне по силам написать багрепорт, а кто-то может перевести и т.п.
Как вы считаете? Разве правильно, когда где-то заявлена поддержка твоей ОС и железа, а на деле ты получаешь неработоспособную игру и можешь биться об стену? Если кто-то заинтересован в совместных противодействиях таким разработчикам - просьба отпишитесь... вместе чего-нибудь придумаем.
А можете просто описать свой игровой Linux-экспериенс... но просьба только серьезно, и по теме.