LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Как объяснить школьнику младших классов метод решения простых уравнений?

 tldr, ,


6

3

В некоторых школах простые уравнения начинают давать с 1-3 класса. Методика их решений мне не нравится, потому что это не методика а набор правил, которые нужно запомнить (например: чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель). Имхо - это фигня какая-то, да и запомнить довольно сложно. Я предлагаю такой метод, может быть кому-то пригодится.

Думаю, что многие использовали в школе что-то подобное, но может быть все равно кому-нибудь пригодится.

Решение простых уравнений методом «позиционного подобия».

Метод подходит для решения уравнений вида:

a + b = c
a - b = c

a * b = c
a : b = c
Для решения уравнений суммы и разности необходимо использовать для подстановки 3 числа - 5,3,2. Собственно метод (для суммы/разности):

  1. Находим «наибольшее» число в уравнении. Это сумма для сложения, и уменьшаемое для разности.
  2. Вместо «наибольшего» числа подставляем цифру 5. Вместо оставшихся чисел подставляем 3 и 2 (в любом порядке).
  3. Теперь для нахождения любого числа (a, b или c), необходимо перестроить получившееся в п2. уравнение из чисел (5, 3, 2) таким образом, чтобы в левой части было число сопоставленное искомому числу (неизвестному) а в правой части сумма/разность оставшихся двух чисел (из нашего набора 5, 3, 2) - в том порядке, чтобы уравнение было верным.
  4. Проводим обратное сопоставление исходных чисел уравнение и наших цифр.

Пример:

10 + x = 20

Сопоставляем числа 5, 3, 2. Цифра пять сопоставляется с наибольшим числом (суммой). получаем -

3 + 2 = 5 => перестраиваем уравнение, чтобы 2 (x) был в левой части => 2 = 5 - 3 проводим обратное сопоставление =>

x = 20 - 10
x = 10.
Еще пример:
 x - 8 = 112
 |   | = |
 5 - 3 = 2
    
 5 = 3 + 2
 |   |   |    	
 x = 8 + 112
 x = 120
Для решения уравнений с умножением и делением необходимо использовать для подстановки 3 числа - 6, 3, 2. Метод полностью соответствует описанному для суммы/разности. Только большее число для умножения - это произведение, а для деления - делимое. Пример:
90 * x =  45
 |   | =  |  
 3 * 2 =  6

2 = 6 : 3
|   |   |
x = 45:90
x = 0.5

Метод описан формально, поэтому так многословен. Для объяснения школьнику можно упростить, ведь главное тут ухватить суть - и тогда решение подобных уравнений не будет вызывать сложности.

p.s. Если у кого-то еще есть простые способы для объяснения школьнику элементов математики (не описанных в учебниках конечно) - делитесь.

p.p.s. По результатам треда получается, что большая часть людей смутно понимает как решать простейшие уравнения =)

★★★★★

Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 2)

Я не понял. Вся суть метода - в уходе от абстрактного Х? Не проще просто придумать ЛЮБОЕ аналогичное выражение и перекомбинировать его?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

просто придумать ЛЮБОЕ аналогичное выражение и перекомбинировать его?

В этом метод и состоит, но для школьника предлагается конкретное выражение из чисел 5, 3, 2 и 6, 3, 2. Зачем _любое_ выражение? Хотя школьник конечно может поменять числа на другие, какие ему будут удобны.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

конкретное выражение из чисел 5, 3, 2 и 6, 3, 2

Зачем? У указанных уравнений одно правило: Х утащить влево, все остальное утащить вправо с учетом инверсии операции. Зачем эти костыли, если единственное, что может смутить ребенка - само Х, с которым достаточно один раз объяснить ребенку, что это просто неизвестное число?

MahMahoritos ★★★
()

Я вижу способ забить ребенку голову какими-то лишними костылями и окончательно его запутать. Не более.

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

все остальное утащить вправо с учетом инверсии операции.

Во-первых на мой взгляд это сложнее.

Во-вторых решите это уравнение, таким методом -

12:x = 56

pi11 ★★★★★
() автор топика

Бред какой-то. Лучше сразу рассказать, что целые числа образуют кольцо и намекнуть на конгруэнтность.

unt1tled ★★★★
()
Ответ на: комментарий от unt1tled

Попробуй сформулируй, чтобы объяснить это ребенку для решения уравнений этих типов.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от orm-i-auga

Думаю это от преподавателя зависит. К нашему я подходил и уточнил этот вопрос - главное чтобы умела решать.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от cinyflo

Да в топике написано не для ребенка а для взрослого человека. Ребенку своими словами нужно передавать, но метод очень простой на самом деле.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Почитай литературу по теме и сформулируй сам. Ребенку все равно что учить, хоть сочинения ленина, хоть пушкина.
А я вот был бы рад, если бы меня с самого начала учили так, как оно есть, а не пичкали этими дубовыми решениями непонятно чего. Тоесть читать/писать научат, а дальше на завод фрезеровщиком.

unt1tled ★★★★
()
Ответ на: комментарий от unt1tled

Я то могу это сформулировать, и знаю что доя школьника младших классов это сложно. Для уравнений на сложение/вычитание - еще нормально (я так и объяснял) а для общего случая - гораздо сложнее. Для младших классов точно.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Неа. Не сложно. Сложно только потому, что в мозг уже вбита другая картина. Да ито нормальному человеку осилить что такое группа или кольцо - раз плюнуть. Я же не говорю доказывать каждый пук, как это делается в универах.
С представлением о истинной природе теории чисел ребенок вскоре научится сам понимать и выстаивать цепочки операций над числами в той или иной структуре. А не тупо помнить таблицу умножения.

unt1tled ★★★★
()

По-моему, ты только усложняешь. Задача решения уравнения сводится к: «сделать так, чтобы в левой или правой части была только искомая переменная и не нарушить соотношений». Естественно, для этого надо понимать, что из левой и правой части можно вычитать, можно домножать, иногда — даже делить.

Sadler ★★★
()
Ответ на: комментарий от unt1tled

Предложи метод решения уравнения вида 12:х=14

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Sadler

Ну так мой метод в этом и состоит, а чтобы не нарушить соотношения и предлагается в уме перестроить уравнение с использованием простых цифр - чтобы не ошибиться.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Имхо, тогда проще решать практические задачки, с цифрами, а вместо переменной рисовать "?" :) Со знаком вопроса третьеклассник уже знаком, надеюсь?

Sadler ★★★
()

В некоторых школах простые уравнения начинают давать с 1-3 класса.

Что? Еще в середине 90х сразу после сложения давали. Не помню чтобы какие-то проблемы были.

И чего-то ты наворотил, переносим числа со сменой знака чтобы X остался один, и все — уравнение решено.

crowbar
()
Последнее исправление: crowbar (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от Sadler

X как таковой не пугает, и практические задачи решаем. Я просто предлагаю простой, бронебойный метод решения. Естественно, что тут взрослые люди и у каждого уже есть своя методика и любая новая ему кажется более сложной, чем его любимая, которой он постоянно пользуется.

Плюс мой метод можно использовать для проверки. (В уме прикинул 6,3,2 - и сразу видно будет ели ошибся)

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от crowbar

Конец 90-х это уже новая программ для меня :-)

Перенос чисел со сменой знака хорошо работат для сложения и вычитания, но на самом деле он сложнее чем мой, т.к я оба способа объяснял дочке.

А для умножения/деления твой способ не работает. Реши этим способом - 12:х=76

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

решите это уравнение, таким методом
12:x = 56

Я не знаю, в какую школу ходил ты, но где-то во втором-третьем классе в голову вдалбливают следующие правила: чтобы узнать неизвестное

  • слагаемое, нужно из суммы вычесть другое слагаемое
  • уменьшаемое, нужно к разности прибавить вычитание
  • вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность
  • множитель, нужно произведение разделить на другой множитель
  • делимое, нужно делитель умножить на частное
  • делитель, нужно делимое поделить на частное — наш случай

Более того, эти правила в дальнейшем отлично согласуются с переносами, делениями и домножениями уравнений на число или само неизвестное.

А то, прости, говно, которое ты хочешь донести, только забивает мозги «магией» наподобии ведической математики.

kawaii_neko ★★★★
()
Ответ на: комментарий от kawaii_neko

Я в курсе этих правил (об этом сказано в оп-посте). Я не люблю правила, я люблю методы. Правила надо учить, методы - понимать. Это не магия, как это работает - тоже нужно объяснять (твои правила, кстати тоже ничего не объясняют - таже «магия»).

Мой метод можно применять не думая (как и твои правила). Но если ты забудешь одно из правил - можешь ошибиться в решении. А метод ты врядли забудешь.

Более того, эти правила в дальнейшем отлично согласуются с переносами...

Мой метод на самом деле тоже.

P.s. Если тебе мой метод, в отличии от правил кажется магией - то может у тебя просто мозг законсервировался от школьной программы и шаг влево/вправо тебе кажется слишком сложным/магическим? :-)

pi11 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 1)

Помнится, когда я с такой же ситуацией столкнулся, всё было ещё хуже. На вопрос «что здесь означает х?» человек ответить не мог, т.е. не понимал что вообще здесь происходит, и при замене х на у впадал в полное недоумение. Тем не менее задачи успешно решал тупым применением заученного алгоритма получения правильного ответа, до поры до времени.

Myau ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Myau

не понимал что вообще здесь происходит

Я предлагаю метод решения и проверки, а не то, что нужно объяснять как работают уравнения, что такое неизвестное и т.д. Одно другому не мешает а дополняет.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Я не люблю правила, я люблю методы

Методом в данном случае будут сложение/вычитание/умножение/деления уравнения на константы и неизвестное. «Мои правила» же частный случай этих общих операций.

Мой метод можно применять не думая

Тогда лучше научить школьника пользоваться mathcad'ом или maple'ом — думать тоже особо не нужно, а потенциала хватит на все время получения высшего образования. В математике «не думанье» — худшая стратегия.

Ты вообще можешь популярно объяснить, на кой черт нужны твои подстановки? Чтобы вместо правил по нахождению уменьшаемых/вычитаемых, ребенок полным перебором изображал каждый раз «поиск решения»?

kawaii_neko ★★★★
()

фак мой мозг! Я вот так всё помню: Что вот если здесь плюсик, то с другй стороны от равно он перенесётся как минусик. Если здесь умножить, то на другую сторону перенесётся как разделить. Метод противоположностей. Очень просто и быстро запоминается. Равно просто переворачивает знак наоборот.

Так что всё правильно им училка объясняет. Не надо этого бояться. Таблица умножения тоже зубрится, хотя её можно и выводить с помощью абстракций и десятичных многочленов.

anonymoos ★★★★★
()

горька участь ребёнка, когда папа/старший брат линуксятник :-(((

anonymoos ★★★★★
()

И? Вообще, каждый сам выстраивает себе систему абстракций и ассоциаций. Например, для умножения:

x = 45:90
x = 0.5
Как по-твоему оно решится для такого случая?
11 * x = 33
По методу выше, это выглядит странно:
x = 11:33
x = 0.333333

gh0stwizard ★★★★★
()
Последнее исправление: gh0stwizard (всего исправлений: 1)

Может ты конечно решать и научишь, но общаться с учителем на одном языке не получится. А ребенок говорящий в школе на другом языке сам понимаешь.

ilovewindows ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от kawaii_neko

Фигню ты говоришь, твои правила - тоже самое бездумное использование , только они не все случаи покрывают. (Сейчас некогда, потом подробнее напишу)

pi11 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от anonymoos

Если здесь умножить, то на другую сторону перенесётся как разделить.

12:x = 56

Чему равен x?

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от ilovewindows

С учителем я такое решаю, если необходимо. Перед тем как давать этот метод я подходил к учителю.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от PolarFox

Любопытная ссылка, спасибо.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

12:x = 56

Так тут икс внизу. Равно переворачивает низ на верх, а делить на умножить.
Вообще да. Я сейчас вспоминаю, что эти точки для меня был ночной кошмар. Потому что я их непонимал. Я любил умножать и прибавлять. Отнимать я не очень любил. А деление было для меня ночным кошмаром.

Но когда наконец мы начали записывать дроби горизонтальной палочкой, а двоеточия ушли в прошлые как кошмарный сон, я начал врубаться в математику и из троешника стал отличником. Правда матан меня потом опять сделал троешником, но это уже другая история

anonymoos ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от orm-i-auga

А в школе за нетипичное решение «два» не влепят? Как там с этим сейчас.

Мне в свое время регулярно прилетало. Может во всяких гимназиях с этим лучше.

mandala ★★★★★
()

неправильная постановка вопроса. правильная постановка вопроса: как заставить школьника младшых классов полюбить изучать всякую ненужную (с его точки зрения) ерунду, вроде метода решения простых уравнений?

next_time ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от next_time

Твой вопрос гораздо сложнее, и ответ на него врядли когда либо получится формализировать.

pi11 ★★★★★
() автор топика

Методика их решений мне не нравится, потому что это не методика а набор правил, которые нужно запомнить...

Мне тоже «плоская Земля» нравится больше, ибо на ней «набор правил, которые нужно запомнить» меньше :)

В советской начальной школе цифры ассоциировали со счётными палочками, а «х» — с закрытой коробочкой (числовой контейнер), внутри коей искомое число оных. Уравнение решали традиционно, используя основные свойства.

ведь главное тут ухватить суть - и тогда решение подобных уравнений не будет вызывать сложности.

Частные методы можно изучать для расширения кругозора, но не как базовые.

quickquest ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

ОК. Еще сказать ребенку, что не разницы, лево или право.

12/x=56
12/56=x
x=12/56

Problem?

В твоем методе гораздо больше НЕНУЖНЫХ логических операций. Зачем они?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

но метод очень простой на самом деле

В каком месте он простой? Вместо того, что объяснить ребенку принцип переноса операций через знак «=», ты придумываешь лишние сущности и забиваешь ребенку голову. Твои 2,3,5 и 2,3,6 попросту не нужны.

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

чтобы не ошибиться.

держать в голове ненужные цифры, чтобы не ошибиться? Ну-ну

Чтобы не ошибиться, всегда делалась проверка. Вставляешь найденные неизвестные в исходное выражение, проверяешь. Все

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Я просто предлагаю простой

Да в каком месте он простой? Если выводить аналогию, то в задаче перевода с английского на русский, ты предлагаешь с английского перевести на эсперанто, потом с эсперанто на русский. И это при том, что ученик изначально только русский знает

Плюс мой метод можно использовать для проверки

facepalm... Каким образом? Почему не «если Х равно У, то исходное уравнение истинно»?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Чудило, вот этот переход объясни:

2 *  3 = 6
3 = 6 :  2

Если скажешь, что ребенок должен запомнить комбинации между твоими 2,3,5 и 2,3,6, то ты просто идиот. В данном случае ты как раз вместо методов предлагаешь дубовые правила без понимания.

MahMahoritos ★★★
()
Последнее исправление: MahMahoritos (всего исправлений: 1)
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.