LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Об искусстве


0

1

Говорят, хорошо написанный код — искусство. Всемирно признанные картины, музыка, фильмы — тоже искусство. Красиво запечатлённое женское тело — тоже искусство.

Что объединяет эти совершенно разные вещи? Почему одну картину можно отнести к искусству, а другую назвать размазнёй?

Моё определение: искусство — выражение мыслей в красоте.

По-вашему, что же такое искусство? И что такое красота (интересуют мысли и тех, кто читал Ефремова).

Ответ на: О красоте от VirRaa

>По-вашему, что же такое красота?

У каждого в голове есть идеальные образы, идеальное яблоко в вакууме, идеальный дом в вакууме, идеальный рассказ в вакууме и тд. Красота это мера соответствие идеальному образу. Ну а искусство - способ создания красоты. Понимание искусства - это возможность реверинженеринга методов создания красоты при взгляде на красоту

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Т.е. искусство невозможно понять в той же степени, в какой невозможно понять способ мышления человека?

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Типа того. В идеале нужно понимать даже подсознательные мотивы художника.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от adriano32

Уайльд был ещё тем шутником, это и острота, и выражение его имхо на искусство)

aptyp ★★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Еще следует подчеркнуть что искусство самоценно. Ремесленник случайно или в силу опыта может создать красивую вещь, но чтобы она стала по-настоящему произведением искусства он должен прыгнуть выше собственной головы и работать над этой вещью как над произведением искусства, самоценной сущностью, а не инструментом осуществления чего-либо. Как известно, Леонардо не отдал Джоконду заказчикам а оставил себе всю оставшуюся жизнь дорисовывая.

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от HiddenComplexity

Целесообразность — это соответственность цели. Так же, как и цель, она не зависит от наблюдателя.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Пример цели, не зависящей от наблюдателя.

И вот вам контрпример - «сделать ЛОР чище». Вроде, почти все об этом говорят, но определение «чище» у всех разное. Аналогично «красивее», «лучше» и т.п.

HiddenComplexity
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Наверное, такой код должен удовлетворять чьи-то потребности.

Конечно должен. Иначе какое же это искусство? Искусство - это в первую очередь, признание, пусть и ограниченным числом людей. Если найдутся люди, готовые повесить на стену (в личном блоге? На facebook?) экземпляр «красивого» кода и всем его демонстрировать, то код станет искусством.

А вот практическая ценность такого кода вряд ли имеет значение. Посудте сами, какое дело ценителю искусств, что данной конкретной вазой можно пользоваться по назначению и хранить в ней оливковое масло? Ему важнее, что она была написана в XXX веке до нашей эры и что ее расписал некто YYY.

Ведь если осмотреться, произведения искусства, даже будучи вещами чисто утилитарными по своей природе, никогда не используются по назначению. Ими любуются и восхищаются.

delete83 ★★
()
Ответ на: комментарий от delete83

Ведь если осмотреться, произведения искусства, даже будучи вещами чисто утилитарными по своей природе, никогда не используются по назначению. Ими любуются и восхищаются.

Контрпример — одежда, которая может быть как произведением искусства, так и практичной вещью, причём одновременно. Ну или вот пример из моего стола — солнечные очки. Достаточно искусная вещь, выполняющая своё предназначение.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Именно так архитекторы хрущевок и думали

Не путай тёплое с мягким. Народу срочно нужно было жильё. Дешёвое и простое в производстве/эксплуатации.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Ммм. Мне лично трудно представить такой код, который был бы не слишком длинным, чтоб его можно было легко обозревать, и в то же время нес полезную нагрузку. То есть, будучи скомпилированным (интерпретированным?), мог бы выполнять какие-то полезные действия. Хотя в теории... Если кто-то напишет, например, что-то вроде графической подсистемы, длиной в 200 строк, то это, пожалуй, будет впечатляющим достижением. Но теория далека от практики.

Можно рассматривать лишь часть кода. Какой-то кусок из большого проекта. Но это уже не рабочий код. Он самостоятельно работать не сможет и не будет законченным произведением.

В целом согласен (с оглядкой на Википедию и ее определение искусства), некоторые плоды творчества могут быть утилитарными.

delete83 ★★
()

выражение мыслей в красоте

Я бы добавил - лаконичное выражение. Когда нагорожено много чего, получается не красота, а гламур. Следовательно - искусство должно знать чувтво меры.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от hibou

Но куча людей что-то в этом находят.

Сомневаюсь. Скорей - им нравиться демонстрировать принадлежность к чему-либо, не доступному остальным. Это называется снобизмом.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Очень здравая мысль, хотя, ИМХО, понятие лаконичности входит в понятие целесообразности, которое описывает красоту.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от CARS

> Красота — это когда ничего лишнего

чистый HDD - красотища !
но пустота красивей всех

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Сложно в общем, с однозначной оценкой. Картина Рембрандта априори зрелищнее и красивее мазни Шагала, покольку выражает отношение художника и чувства персонажей. Но Рембрандт не лаконичен, а Шагал - более чем ;-)

Deleted
()
Ответ на: комментарий от post-factum

>Целесообразность — это соответственность цели. Так же, как и цель, она не зависит от наблюдателя.

В некоторых случаях индусокод целесообразен но красивым его никто не назовет. Чтобы соответствовать критериям искусства цель должна быть вневременной, никаких дедлайнов

DNA_Seq ★★☆☆☆
()

http://aensland.narod.ru/Japan/stati/japans04.htm

2. ЯПОНСКАЯ ЭСТЕТИКА: КАНОНЫ КРАСОТЫ


. Мерами красоты у японцев служат четыре понятия, три из которых (саби, ваби, сибуй) уходят корнями в древнюю религию синто, а четвертое (югэн) навеяно буддийской философией. Попробуем разобраться в содержании каждого из этих терминов.
. Слово первое - «саби». Японцы видят особое очарование в следах возраста. Их привлекает потемневший цвет старого дерева, замшелый камень в саду или даже обтрепанность - следы многих рук, прикасавшихся к краю картины. Вот эти черты давности именуются словом «саби», что буквально означает «ржавчина». Саби, стало быть, это неподдельная ржавость, архаическое несовершенство, прелесть старины, печать времени.
. Понятие «ваби», подчеркивают японцы, очень трудно объяснить словами. Его надо почувствовать. Ваби - это отсутствие чего-либо вычурного, броского, нарочитого, то есть, в представлении японцев, вульгарного. Ваби - это прелесть обыденного, мудрая воздержанность, красота природы. Воспитывая в себе умение довольствоваться малым, японцы находят и ценят прекрасное во всем, что окружает человека в его будничной жизни, в каждом предмете повседневного быта. Не только картина или ваза, а любой предмет домашней утвари, будь то лопаточка для накладывания риса или бамбуковая подставка для чайника, может быть произведением искусства и воплощением красоты. Практичность, утилитарная красота предметов - вот что связано с понятием «ваби».
. Если спросить японца, что такое сибуй, он ответит: то, что человек с хорошим вкусом назовет красивым. Сибуй, таким образом, означает окончательный приговор в оценке красоты. На протяжении столетий японцы развили в себе способность распознавать и воссоздавать качества, определяемые словом «сибуй», почти инстинктивно. В буквальном смысле слово «сибуй» означает «терпкий», «вяжущий». Сибуй - это первородное несовершенство в сочетании с трезвой сдержанностью. Это красота естественности плюс красота простоты. Это красота, присущая назначению данного предмета, а также материалу, из которого он сделан. При минимальной обработке материала - максимальная практичность изделия. Сочетание этих двух качеств японцы считают идеалом.
. Тайна искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым. В этой мысли коренится четвертый критерий японского представления о красоте. Он именуется «югэн» и воплощает мастерство намека или подтекста, прелесть недоговоренности. Радоваться или грустить по поводу перемен, которые несет с собой время, присуще всем народам. Но увидеть в недолговечности источник красоты сумели, пожалуй, лишь японцы. Не случайно своим национальным цветком они избрали именно сакуру. Лепестки сакуры не знают увядания. Весело кружась, они летят к земле от легчайшего дуновения ветра. Они предпочитают опасть еще совсем свежими, чем хоть сколько-нибудь поступиться своей красотой.
. Поэтизация изменчивости, недолговечности связана со взглядами буддийской секты дзэн, оставившей глубокий след в японской культуре. Смысл учения Будды, утверждают последователи дзэн, настолько глубок, что его нельзя выразить словами. Его можно постигнуть не разумом, а интуицией; не через изучение священных текстов, а через некое внезапное озарение. Причем к таким моментам чаще всего ведет созерцание природы, умение всегда находить согласие с окружающей средой, видеть значительность мелочей жизни. С вечной изменчивостью мира, учит секта дзэн, несовместима идея завершенности, а потому избегать ее надлежит и в искусстве. В процессе совершенствования не может быть вершины, точки покоя. Нельзя достигнуть полного совершенства иначе, как на мгновение, которое тут же тонет в потоке перемен. Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, завершенность. Поэтому больше всего способно поведать о красоте то произведение, в котором не все договорено до конца.
. Чаще намекать, чем декларировать - вот принцип, который можно назвать общей чертой двух островных наций - японцев и англичан. И те, и другие придают большое значение подтексту.
. Югэн, или прелесть недосказанности, - это та красота, которая лежит в глубине вещей, не стремясь на поверхность. Ее может вовсе не заметить человек, лишенный вкуса или душевного покоя. Считая завершенность несовместимой с вечным движением жизни, японское искусство на том же основании отрицает и симметрию. Мы настолько привыкли делить пространство на равные части, что, ставя на полку вазу, совершенно инстинктивно помещаем ее посредине. Японец столь же машинально сдвинет ее в сторону, ибо видит красоту в асимметричном расположении декоративных элементов, в нарушенном равновесии, которое олицетворяет для него мир живой и подвижный. Симметрия умышленно избегается также потому, что она воплощает собой повторение. Асимметричное использование пространства исключает парность. А какое-либо дублирование декоративных элементов японская эстетика считает грехом. Посуда на японском столе не имеет ничего общего с тем, что мы называем сервизом. Приезжие изумляются: что за разнобой! А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдах, и на кофейнике, и на чашках.

Neksys ★★★
()
Ответ на: комментарий от DNA_Seq

Учиться приходится абсолютно всему, в том числе и пониманию устной речи.

Ramen ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Neksys

>А японцу кажется безвкусицей видеть одну и ту же роспись и на тарелках, и на блюдах, и на кофейнике, и на чашках.

Дикари-с!

DNA_Seq ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от post-factum

> Цель природы создать пригодные для выживания организмы.

Креационисты аплодируют. Теперь представьте, что вы «смотрите» на вселенную, в которой жизни нет. Будет ли у кого-нибудь подобная мысль?

HiddenComplexity
()
Ответ на: комментарий от HiddenComplexity

Кто — мы? И как смотрим? Если у нас есть такая возможность, то мы достаточно умны.

И да, я не за креационизм. Рассматривай слово «природа» как совокупность всех её естественных процессов.

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

Ок, напишу по-другому, если вам не нравятся парадоксы: представьте вселенную, в которой одна из переменных в уравнении Дрейка равна нулю.

HiddenComplexity
()
Ответ на: комментарий от HiddenComplexity

Ты так и не понял, что под деятельностью природы по созданию организмов подразумевается спонтанное возникновение жизни из неживой материи? Почему это она вдруг не создастся?

post-factum ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от post-factum

ну тогда это недоказанное высказывание
с чего ты взял, что 3.9 млрд лет назад произошло именно _спонтанное_ возникновение жизни именно из неживой материи ?

x905 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от delete83

Мне лично трудно представить такой код, который был бы не слишком длинным, чтоб его можно было легко обозревать, и в то же время нес полезную нагрузку.

Не обязательно же чтобы все находилось в поле зрения одновременно. Литературные произведения вспомни, например.

ag_dm
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Я бы добавил - лаконичное выражение.

Я бы сказал, во многих случаях искусство - это достижение результата с использованием минимум ресурсов. Особенно это касается утилитарных объектов.

ag_dm
()

У Льва Николаевича Толстого есть работа «Что такое искусство». В ней в частности разрушается Ваше определение искусства и даётся более адекватное (на мой взгляд)

dnoskov
()
Ответ на: комментарий от post-factum

> Т.е. искусство невозможно понять в той же степени, в какой невозможно понять способ мышления человека?

Искусство это диалог. Всегда.

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от post-factum

Автор - зритель (слушатель/читатель).

Да, диалог бывает отложенным (фиксированный текст/изображение) и живым (живая игра).

sin_a ★★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.