Насколько я могу судить, поведение любого животного более-менее точно можно описать, разложив его на сумму векторов его основных инстинктов.
Например, если в комнату поместить голодную собаку и кусок свежего мяса, можно практически достоверно предсказать, что она пойдет в направлении этого мяса и начнет его есть, следуя вектору из точки «cтрадания от голода» к точке «наслаждение приемом пищи». Если внести в систему какой-то дополнительный элемент - например рядом с куском мяса зажечь огонь, то для предсказания поведения собаки нужно будет руководствоваться уже двумя формулами - те. суммировать вектор утоления голода с вектором самосохранения - результат будет сильно зависеть от степени голодности собаки и степени жара от огня, но в общем тоже предсказуем.
Основные типы движущих животным векторов должны быть известны - это инстинкты самосохранения, размножения, забота о потомстве и т.п.
Когда в таком же контексте речь заходит о человеке, обычно начинают говорить о том, что его поведение таким образом описать уже невозможно - типа к основным инстинктам добавляются параметры абстрактного мышления и какой-то сложной психической активности, в которой используется слишком много входных параметров, сильно зависящих от контекста, воспитания и т.п.
Ну т.е. в той же комнате сидит голодный человек, но к куску вкусного мяса все равно не идет например потому, что он слишком гордый, чтобы принимать еду из рук людей, которые его морят голодом и запирают в комнате. Т.е. вектор поведения «гордый» в данном случае играет роль вектора поведения «огонь обжигает», т.к. и в том и в другом случае он останавливает объект от приближения к куску мяса, но в первом случае понятие «гордость» само по себе является слишком сложной и слабопредсказуемой формулой, чтобы можно было говорить о ее обобщении хоть на сколько-то большоей количество людей.
Но с другой стороны, это не означает, что таких универсальных поведенческих формул, действующих в рамках сложной психической активности, которые можно было бы распространить на широкий круг людей, нет - их просто нужно осознать и выделить из общего хаоса, как это было уже проделано с базовыми инстинктами.
При этом основной критерий, по которому можно изначально отбирать первых кандидатов в список, вполне очевиден - это базовый механизм страдание-наслаждение. В примере с утолением страдания голода, наложенное на нежелание испытать страдание от огня все ясно. Но в случае с «гордостью» ситуация точно такая же - просто нежелание испытать «моральное» страдание от унижения перевешивает испытываемое физическое страдание от голода, хотя исходные предпосылки для этого морального страдания поймать уже гораздо сложнее. Но тем не менее, сам факт того, что условная «гордость» может вызывать как эффект страдания (от унижения), так и эффект наслаждения (от чувства собственного достоинства) дает повод записать ее в список вероятных базисных векторов для дальнейшего рассмотрения.
Дальнейший отбор кандидатов на универсальность уже можно производить на основе интуиции, опыта, здравого смысла и даже творческого мышления - как в процессе создания математической модели или выборе оптимальной архитектуры для ООП-системы - т.е. работать с каждым кандидатом на базисный вектор индивидуально.
Возвращаясь к вчерашней удОленной теме про Власть (которая от Бога) - Сила Власти на мой взгляд удовлетворяет всем критериям (работает механизм страдание-наслаждение + универсальная применимость, подтвержденная экспериментально), чтобы записать ее в один из основных базисных векторов, сумма которых должна описать любое сложное поведение человека. Сила Правды вполне подходит на эту роль по той же причине.
****
В качестве подсказок для других кандидатов на эти роли можно использовать уже упомянутый в удоленном треде список правил Мэ
...Космические явления и культурные феномены поддерживались в гармонии благодаря так называемым «Мэ» (или «Ме»). Мэ — это набор правил, данных каждой космической функции и культурному феномену, с целью вечного поддержания их функции соответственно кланам создавшего их божества. Правила Мэ:
энство, истина, царская власть, закон, искусство
энство - х.з что такое
истина - сила правды, понятно
царская власть - понятно
закон - можно испытвать моральное страдание от самого факта нарушения закона; применимость в рамках зоны действия конкретного законодальства, но например «не укради», «не убий» и еще несколько вариантов практически универсальны.
искусство - например можно испытывать наслаждение от мелодии или даже повторяющегося ритма, при этом испытывать страдание, если мелодия/ритм перестает следовать своей внутренней логике (музыкант сфальшивил)
****
Практическое применение.
Вариантов море. Хотя сам механизм страдание-наслаждение очевидно является базовым явлением, прошитым в мозг, ато и куда глубже, состав паттернов, которые на него пираются, может быть очень широким и отличаться не только от организма к организма, но и от человека к человеку. Такие вещи, как паттерны для инстинктов размножения и самосохранения прошиты в любой организм изначально (те, кому он не был прошит, очевидно все равно долго бы не протянули). Но видимо, новые паттерны и поведенческие установки могут быть внедрены в мозг и на более поздних этапах развития.
Взять например ту же установку с Мэ Закон. Дети сами не могут знать, что воровать это плохо - угрызения совести от «плохих поступков» они будут испытывать только в том случае, если родители сумеют привязать в их голове паттерн «воровство» к триггеру «страдание» на ранних этапах воспитания.
Но можно строить и испытывать искусственные модели. Взять то же общество потребления, описанное у Пелевина в виде огромного мета-слизняка орануса. Все его существование основано на внедренном в механизм страдания при отсутствии возможности потребления и наслаждении от акта потребления как такового. После того, как базовая установка в виде паттерна внедрена в достаточно большое количество мозгов, система начинает сама себя воспроизводить внедряя устоявшийся паттерн в новых членов общества (детей) уже на ранних этапах воспитания. В том случае, если правило окажется жизнеспособным на протяжени веков, можно ожидать его включения например в основные заповеди религиозных книг будущего, с другой стороны это же правило может привести зараженное им общество к полному краху и распаданию на коротком промежутке времени.
****
Обрывками:
- культуры и цивилизации несут в себе набор этих правил и поведенческих паттернов, которые выражены в том числе в языках.
-дальнейшая эволюция происходит на поле конкуренции и отбора наиболее жизнеспособных паттернов
- выживают те цивилизации, которые накопили внутри себя коллекцию наиболее устойчивых на длительных отрезках времени поведенческих установок.
- бороться с конкурирующими цивилизациями/обществами можно в том числе путем внедрения в них паразитных установок, которые на длительном отрезке времени могут привести к деструкции всей модели (например та же политкорректность - кто знает, куда может привести активно форсируемая сейчас установка называть гомосексуалистов девиантами и при этом еще испытывать страх этот паттерн не соблюдать)
- преследовать банальную экономическую выгоду конкретных экономических субъектов - например внедрить в общество паттерн «посмотрел „ворованый“ файл» - испытай моральное страдание - на обществе, в котором насаждено искуственно выведенное Мэ «интелектуальное воровство» можно не напрягаясь стрич неплохие деньги.