LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Изложение по физике

 


6

1

Почитал Фрейда, решил встретиться с вещами, которые больше всего пугали в детстве. Конечно же, это учебник физики, в котором ничего не понятно, а потом надо писать контрольную и отвечать у доски.

Ну что, сказано - сделано, идем на торренты, гуглим «учебник физики 10 класс», читаем.

Так вот что.. Там действительно ничего не понятно. Даже учитывая, что все написанное уже знаешь.

Есть такое предположение, что человек учится систематически, на основе ассоциаций. Одно знание прикладывается к другому, как кирпичики в стене, складываешь-складываешь - а там и египетские пирамиды вырастут, или чего покруче. Соответственно, дело учебника - выстраивать в голове систему знаний, помогать строить цепочки ассоциаций, итэпэ. Касательно практики - рассказывать, как правильно думать, чтобы решить задачу.

В учебнике по физике все абсолютно не так. Там рассказываются какие-то факты, каждому факту уделен какой-то абзац, глава или типа того. Иногда мелькают ученые, но они на вторых ролях. Целью абзаца обычно является впарить какую-нибудь формулу. Формулы подаются так, как будто они с неба свалились (приснились ученому, он, видите ли, их «открыл»), как будто они просто существуют как вода и воздух. Вот воздух, вот вода, а вот закон Гука, который ВНЕЗАПНО был открыт в 1660 году английским учёным Робертом Гуком.

Потом в конце идет блок задач, в которых эту формулу надобно использовать, но обычно не объяснено - как. Часто задачки как бы пытаются показать, что изученные факты можно использовать в реальной жизни, но на самом деле даже клинически больному дибилу понятно, что все это вранье.

Получается какая-то слабо стематизированная свалка фактов. Единственное связующее звено в том, что этот понос надо будет скоро сдавать, тебя вызовут к доске и спросят о том, о чем там в учебнике не написано совершенно, и это пугает.

Эта слабо систематизированная свалка напомнила песенку Сплина:

Тебе снится рыбак у коралловых рифов
Неизвестный герой древнегреческих мифов
Молекулярная физика, энергия атома,
Обнаженная женщина, киллер с лопатой
Новогодняя елка, орбитальная станция
Мыльница с музыкой, радио с танцами
Машинное масло, мобильные соты
Запорожец наконец обогнал шестисотый
Тебе снится Тибет где-то за облаками
Лондонский клуб, coffeeshop в Амстердаме
Японская кухня, 22-я уловка
Ракета-носитель с ядерной боеголовкой
Пещера, полная алмазов, рубинов
Ты самый желанный, ты самый любимый
Твой портрет в желтой прессе на первой странице
И ты понимаешь, что тебе это снится 

В результате прочтения в башке остается вот это - обнаженная женщина, киллер с лопатой. Куча несвязанных разобранных фактов и задачек, которые ты должен был решить (но ясно понятно, не решил, там же не написано как это делать).

На уроках литературы в школе есть такая любимая дисциплина - надо описывать «что как бы хотел сказать автор». Или там, написать изложение того, как кто-то описывал, что как бы хотел сказать автор. Тут получается что-то похожее! Ты читаешь книжку с обрывочной инфой, а потом пытаешься представить, что автор хотел сказать, если бы мог и хотел говорить.

Возникает вопрос. Отчего из года в год людей учат по этому поносу? Наверняка у авторов учебника перед именами столько титулов, что они не влезут в листок А4. Вряд ли они не понимали, что Ньютон сделал свои открытия не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных вещей, которые собственно и строят цепочку ассоциаций. Что система записи и нынешний вид формул взяты не с потолка, а нужны по вполне конкретным причинам. Что есть давным-давно отработанные схемы решения стандартных задач, пользуясь которыми даже клинический дибил из 2ого класса «Д» сможет за пять минут решить весь учебник. Что не нужно никаких вымышленных задач о маше и пете, идущих по грибы, когда можно по-быстрому скрутить из говна и палок радиоприемник и показать, как и зачем изучается то, что изучается.

Касательно истории и цепочки ассоциаций можно глянуть, например, книжку Хокинга «история времени» (или как-то так, интернет очень тормозит, сложно нагуглить), которая читается буквально за несколько часов - чувак в простой доступной форме объяснил половину касающихся времени ассоциаций. (Да, там нет формул. Хокингу в издательстве сказали, что каждая формула будет сокращать количество читателей вдвое, поэтому он решил пожертвовать только половиной и написал про e=mc^2). Если бы все учебники были такими то, имхо, к третьему классу люди бы знали всю школьную программу.

Есть подозрение, что автор учебника далеко не дибил, и пытался достичь каких-то негуманоидных целей, сразу кучу, и бросился за всеми зайцами сразу. Ну его и разорвало. Когда пожарные отмыли от асфальта кровь, кишки и мозги, на дороге осталась лежать эта многострадальная книжка.

Интересно узнать, что это были за цели. Какие цели вообще ставит современная образовательная система.

Так же интересно, есть ли нормальные книги по сабжу. Одновременно И пригодные для детей младшего-среднего школьного возраста, И описывающие вещи нормальным способом, без сатанинских пыток, изложенных выше.

К линуксу это имеет такое отношение, что передам ваши советы знакомому школьнику, который имеет по физике ровно два.

★★★★☆

Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 1)

Вряд ли они не понимали, что Ньютон сделал свои открытия не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных вещей, которые собственно и строят цепочку ассоциаций.

Вряд ли модераторы не понимали, что stevejobs сделал свой топик не просто так, а под влиянием каких-то вполне конкретных веществ, которые собственно и строят цепочку ассоциаций.

Deleted
()

Среднее образование (отечественное, по крайней мере) направлено не на системное просвещение человека, а на пичкании его кучей фактов. Зачем так - мне тоже неясно. Может, не хотят чтобы люди с малолетства умели размышлять. Может, просто идиоты.

FRCTLL
()

Джобся, я грешным делом подумал у тебя диарея на клавиатуру упала.

Дело в том, что ты рассуждаешь как среднестатистический человек, со своими заботами и специальностью.

А учебники для школы пишут гуманоиды, но не люди.
Смирись, это педагогика советской школы, чем больше званий и регалий, тем подальше от детей надо держать этих мизантропов.

рано или поздно адаптируются к средневзвешенной евроамериканской модели.

Deleted
()

Формулы подаются так, как будто они с неба свалились

Надо считать, что в школьном учебнике подается все упрощенно. Выводы большинства формул по физике выходит за рамки школьного курса математики.
Хотя, я учился в школе давно - может, счас программа поменялась - поправьте, если в чем ошибся...

Igorrr ★★★★
()

Знач так. Во-первых, TL;DR. Во-вторых, не надо читать Фрейда, это уже пройдено.

В-третьих, школьные учебники физики — действительно полное говно.

У меня где-то валялась книжка комиксов Генденштейна и Курдюмова, «Фант, Азор, Крит и Тик открывают законы механики». По крайней мере, в плане ньютоновской механики там было очень неплохое изложение.

Miguel ★★★★★
()

Что там решать то? По моему только клинические идиоты не способны вместо буковок в формуле подставить соответствующие циферки данные в условиях задачи

Satou ★★★★
()

Формулы подаются так, как будто они с неба свалились

Вывод преобразования Лоренца в учебнике Касьянова был, точно помню.

crowbar
()

я тоже хотел бы, чтобы в школьных учебниках по физике всё грамотно объяснялось! давайте вернем во все школы человеческую математику, чтобы на неё можно было опереться физикам!

и да. диарея.

billic ★★
()
Ответ на: комментарий от Igorrr

Про Ньютона, например, можно написать, что это был религиозный человек, его исследования были направлены на поиск новой интерпретации знаний о Боге и его связи с человеком (которые в свою очередь понадобились в связи с судьбами других ученых, и не совсем ученых, и совсем не ученых). И это дает понятие о том, чем этот Ньютон вообще занимался, и начерта ему сдались эти законы, и почему он не пошел дальше. А вообще весь этот образ дает культурный контекст, который отлично запоминается. В этом вообще никакой математики нет, одна чисто бытовая логика. Можно целый детектив написать.

Сложные математически вещи, наверное, можно описать образно, а конкретику просто не спрашивать на всяких «контрольных работах» итэпэ. Кто как понял, так пусть и будет. Например, Хокинг в пару страниц уложил образное описание того, почему площадь поверхности черной дыры является ее энтропией, так что это поняла даже моя подруга-литературовед.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика

Конечно же, это учебник физики, в котором ничего не понятно, а потом надо писать контрольную и отвечать у доски.

Это тред-детектор?

outtaspace ★★★
()

ну во-первых - изложить физику _систематически_ в рамках школьной программы анрил.

А во-вторых - есть винрарный учебник Пёрышкина,Родины. Попробуй его.

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Deleted

рано или поздно адаптируются к средневзвешенной евроамериканской модели.

чтобы дебилы на выхлопе получались? Спасибо, лучше уж по старинке.

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от crowbar

http://ru.wikipedia.org/wiki/Доктор_философии

Нахрена это в учебнике физики?

чтобы построить логически связанную систему. Начерта тебе формула, которая висит где-то отдельно от всего остального, что ты знаешь? Пришедшая ниоткуда, ушедшая в никуда, неприменимая на практике. Набить десяточку в Что Где Когда?

Можно было бы сказать, что значит «историю и философию науки» нужно изучать ДО изучения физики, но разве есть в школе предмет, который этим занимается специально?

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от dikiy

Серьезно?
Ну ладно, пусть будет по-старинке.
Умные и так хорошо живут.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от PolarFox

А тут у нас будто мало дебилов. И в школе физику учили.

ИЧСХ их количество растет именно вместе с новыми реформами образования. enjoy your west «education».

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

вообще-то учебники физики, по которым учился я в школе (а это и есть Пёрышкин) были написаны понятно и интересно. И очень даже взаимосвязано.

Но может быть ты тупишь оттого, что думаешь, будто бы школьный учебник создан быть заменой учителю?

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от dikiy

Интересно, а каким образом новые реформы образования дебилизируют старшее поколение?

// Хотя это зависит от того что ты имеешь в виду под словом «дебил». Может ты дебилами считаешь тех, кто всякие mgh не помнит.

PolarFox ★★★★★
()
Последнее исправление: PolarFox (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от dikiy

ну во-первых - изложить физику _систематически_ в рамках школьной программы анрил.

печально (

хотя я недавно слышал про какую-то школу в бедных районах кажись Бронкса, где дети занимаются с раннего утра до позднего вечера. Школа бесплатная, а учат лучшие учителя Пендостана (емнип, им за это платят какие-то копейки, т.е. финансово обычная школа). Про нее еще негативно отзывались, типа «дети обменивают детство на хорошую работу в будущем». Ну так вот, в этой школе пришли к выводу, что самая главная характеристика в обучении - общее время обучения. Они сделали интересную программу, которой _хочется_ заниматься, ну дети и занимаются с утра до ночи. Если бы у тебя была такая школа, смог бы справиться с систематическим обучением падаванов?

Учебник передам и сам гляну)

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от PolarFox

Интересно, а каким образом новые реформы образования дебилизируют старшее поколение?

никаким, слава Патрегу.

Хотя это зависит от того что ты имеешь в виду под словом «дебил». Может ты дебилами считаешь тех, кто всякие mgh не помнит.

те, кто не в состоянии мыслить.

dikiy ★★☆☆☆
()

Здравствуйте, это краткий пересказ книжки Р.Пирсига про дзен и про искусство ухода на мотоциклом?

sin_a ★★★★★
()

Я тоже пробовал повторять школьную программу. Беру любой свой школьный учебник, читаю - ни черта не понятно, беру старый советский учебник, читаю - всё понятно, опять беру школьный учебник, читаю - ни черта не понятно, снова беру старый советский учебник, читаю - всё понятно. Загадка...

По физике попробуйте «Элементарный учебник физики» под ред. Г.С. Ландсберга.

Nebuchadnezzar ★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

хотя я недавно слышал про какую-то школу в бедных районах кажись Бронкса, где дети занимаются с раннего утра до позднего вечера. Школа бесплатная, а учат лучшие учителя Пендостана (емнип, им за это платят какие-то копейки, т.е. финансово обычная школа). Про нее еще негативно отзывались, типа «дети

я думаю, что они учат их до поздего вечера тривиальным вещам в игровой форме. Ибо в другой форме их уже не научить...

Это правда лишь мои предположения.

обменивают детство на хорошую работу в будущем». Ну так вот, в этой школе пришли к выводу, что самая главная характеристика в обучении - общее время обучения. Они сделали интересную программу, которой _хочется_ заниматься, ну дети и занимаются с утра до ночи. Если бы у тебя была такая школа, смог бы справиться с систематическим обучением падаванов?

думаю что все равно нет. систематическое изложение физики требует недюжинных мозговых аппаратов, которыми обладают далеко не все. Да и тем более кроме физики и других предметов существует еще улица, футбол и всякие другие интересные вещи.

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

будто бы школьный учебник создан быть заменой учителю?

this

вот это твоя принципиальная ошибка. Ибо учебник - это не самоучитель. Это совершенно разные методические формы.

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

будто бы школьный учебник создан быть заменой учителю?

this

Без учителя обучение в любом случае невозможно. Нет, чему нибудь ты конечно научишься...

sin_a ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от dikiy

будто бы школьный учебник создан быть заменой учителю

Типичный учитель:
- Таааак, лоботрясы, открываем страницу 345, читаем параграф 117 от сих до сих, а я покамест пойду опохмелюсь. Когда вернусь - Иванов к доске!

Cancellor ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от Cancellor

будто бы школьный учебник создан быть заменой учителю

Типичный учитель:

- Таааак, лоботрясы, открываем страницу 345, читаем параграф 117 от сих до сих, а я покамест пойду опохмелюсь. Когда вернусь - Иванов к доске!

толсто.

dikiy ★★☆☆☆
()

Простыню не дочитал. Вспомнил, как я будучи студентом, пошёл к другу на лекцию на ист.факе: так же много слов и мало смысла.

Jurik_Phys ★★★★★
()

Школьные учебники рассчитаны на то, что существует учитель, который будет давать материал более развёрнуто и , в идеальном случае, с учётом индивидуальных особенностей учеников.
Ну и восприятие одних и тех же пособий от склада ума ещё зависит. Некоторые не воспринимают ничего без дополнительной сантабарбары. А некоторым, наоборот, нравятся пособия, сведённые в строгие таблички без единой капли лишнего.

massimus ★★★
()
Ответ на: комментарий от dikiy

футбол у них отдельным предметом идет. И обязательное обучение музыке по утрам, да. Улица не предусмотрена, т.к. это то, от чего эти дети бегут. Не будут учиться - будут на улице, станут членами банды, итп. А хочется-то другого - стать преуспевающим адвокатом, а с быдлом не общаться вообще. Так что конкретно применительно к этим бедным районам дети развлекаются в самой школе, для этого есть и территория, халявная/дешевая жрачка, безопасно, итп. Кроме того, оказалось, что эти дети с какого-то момента перестают мочь и хотеть общаться с «нормальными детьми», считают их скучными.

stevejobs ★★★★☆
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

футбол у них отдельным предметом идет. И обязательное обучение музыке по утрам, да.

Чем так учить музыке, так лучше не учить вообще. Это такое хобби, которые требует, чтобы ребенок кроме всего прочего сам занимался. А откуда у него время на это будет, если целый день в школе торчать?

Улица не предусмотрена, т.к. это то, от чего эти дети бегут. Не будут учиться - будут на улице, станут членами банды, итп.

а можно и учиться и на улице лазить.

А хочется-то другого - стать преуспевающим адвокатом, а с быдлом не общаться вообще. Так что конкретно применительно к этим бедным районам дети развлекаются в самой школе, для этого есть и территория, халявная/дешевая жрачка, безопасно, итп. Кроме того, оказалось, что эти дети с какого-то момента перестают мочь и хотеть общаться с «нормальными детьми», считают их скучными.

социальное разграничение в действии. НЕТПУТИ!

dikiy ★★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от dikiy

Не, ну я допускаю, что тебе повезло с учителями, но примерно вот такую хрень я видел кучу раз. А когда на замену приходит какое-то совершенно левое существо, которому плевать на всё - так вообще вероятность 94%.

Cancellor ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от Satou

вот вам задачка, из учебника физики, по которому я учился:

едет трактор со скоростью 15 км/ч, найдите, с какой скоростью движется верхняя часть гусеницы и с какой скоростью движется нижняя часть гусеницы

next_time ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от next_time

едет трактор со скоростью 15 км/ч, найдите, с какой скоростью движется верхняя часть гусеницы и с какой скоростью движется нижняя часть гусеницы

30 и 0.

dikiy ★★☆☆☆
()

Ну что, сказано - сделано, идем на торренты, гуглим «учебник физики 10 класс», читаем.
Так вот что.. Там действительно ничего не понятно.

Ты не поверишь. Начинать нужно с начала - с 7 ( 8? ) класса. Уверяю тебя, физику я учил именно по школьному учебнику, и без проблем поступил в ВУЗ ( 2002 г, ЕМНИП ), сдав вступительный по физике на 4 ( в другие два ВУЗа, в которые подавал документы - 5 и 4 )

router ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от next_time

вот вам задачка, из учебника физики, по которому я учился:

Hint: «Инерциальная система отсчёта». Гугли, считай скорость. Всё у тебя получится

router ★★★★★
()

Куча несвязанных разобранных фактов и задачек, которые ты должен был решить (но ясно понятно, не решил, там же не написано как это делать).

Видишь ли, задача школьного курса по физике - не надрессировать тебя решать типовые задачи, а научить использовать голову

Р.Ф. Фейнман:

Наконец, я сказал, что не понимаю, как можно получить образование при такой саморазвивающейся системе, когда одни сдают экзамены и учат других сдавать экзамены, но никто ничего не знает

router ★★★★★
()
Последнее исправление: router (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от next_time

с какой скоростью движется верхняя часть гусеницы и с какой скоростью движется нижняя часть гусеницы

Относительно земли 15 и 0

Satou ★★★★
()
Ответ на: комментарий от dikiy

и вообще, ну зачем вы ответили? я был уверен, что конкретно гражданин, которому я задал вопрос не справится

next_time ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от next_time

Я знаю ответ и решение, мне ничего рисовать не надо. Ок, похоже вы - тоже.

а зачем спрашивал тогда?

dikiy ★★☆☆☆
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.