LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Как объяснить школьнику младших классов метод решения простых уравнений?

 tldr, ,


6

3

В некоторых школах простые уравнения начинают давать с 1-3 класса. Методика их решений мне не нравится, потому что это не методика а набор правил, которые нужно запомнить (например: чтобы найти делимое нужно частное умножить на делитель). Имхо - это фигня какая-то, да и запомнить довольно сложно. Я предлагаю такой метод, может быть кому-то пригодится.

Думаю, что многие использовали в школе что-то подобное, но может быть все равно кому-нибудь пригодится.

Решение простых уравнений методом «позиционного подобия».

Метод подходит для решения уравнений вида:

a + b = c
a - b = c

a * b = c
a : b = c
Для решения уравнений суммы и разности необходимо использовать для подстановки 3 числа - 5,3,2. Собственно метод (для суммы/разности):

  1. Находим «наибольшее» число в уравнении. Это сумма для сложения, и уменьшаемое для разности.
  2. Вместо «наибольшего» числа подставляем цифру 5. Вместо оставшихся чисел подставляем 3 и 2 (в любом порядке).
  3. Теперь для нахождения любого числа (a, b или c), необходимо перестроить получившееся в п2. уравнение из чисел (5, 3, 2) таким образом, чтобы в левой части было число сопоставленное искомому числу (неизвестному) а в правой части сумма/разность оставшихся двух чисел (из нашего набора 5, 3, 2) - в том порядке, чтобы уравнение было верным.
  4. Проводим обратное сопоставление исходных чисел уравнение и наших цифр.

Пример:

10 + x = 20

Сопоставляем числа 5, 3, 2. Цифра пять сопоставляется с наибольшим числом (суммой). получаем -

3 + 2 = 5 => перестраиваем уравнение, чтобы 2 (x) был в левой части => 2 = 5 - 3 проводим обратное сопоставление =>

x = 20 - 10
x = 10.
Еще пример:
 x - 8 = 112
 |   | = |
 5 - 3 = 2
    
 5 = 3 + 2
 |   |   |    	
 x = 8 + 112
 x = 120
Для решения уравнений с умножением и делением необходимо использовать для подстановки 3 числа - 6, 3, 2. Метод полностью соответствует описанному для суммы/разности. Только большее число для умножения - это произведение, а для деления - делимое. Пример:
90 * x =  45
 |   | =  |  
 3 * 2 =  6

2 = 6 : 3
|   |   |
x = 45:90
x = 0.5

Метод описан формально, поэтому так многословен. Для объяснения школьнику можно упростить, ведь главное тут ухватить суть - и тогда решение подобных уравнений не будет вызывать сложности.

p.s. Если у кого-то еще есть простые способы для объяснения школьнику элементов математики (не описанных в учебниках конечно) - делитесь.

p.p.s. По результатам треда получается, что большая часть людей смутно понимает как решать простейшие уравнения =)

★★★★★

Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 2)

как-то сложно

ОПЕРАЦИЯ1 ФИГНЯ1 ОПЕРАЦИЯ2 ФИГНЯ2 = ОПЕРАЦИЯ3 ФИГНЯ3

+ 3СЛОНА - 2СЛОНА = + 1СЛОН

«=» - это что-то типа моста. Участники могут по этому мосту спокойно перебегать туда-сюда.

когда кто-то перебегает через мост, он тащит с собой на поводке свою ОПЕРАЦИЮ

при перебегании через мост, + меняется на -, а : на *. Там на мосту стоит Черный Властелин, ловит непослушных гадких шалунишек, прёт слонов в задницу, и полученная психологическая травма заставляет сменить операцию свою ориентацию :)

для операций : и * слева обязательно кто-то должен стоять. Представим что это такой страпон, его обязательно нужно куда-то впихнуть, нельзя с невпихнутым страпоном стоять.

всё. Чо сложного?

stevejobs ★★★★☆
()
Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от pi11

Да никак я никому не объяснял. Сам, когда учился, вполне хватало запомнить делимое:делитель=частное и прочее. Проблем никаких не было. Не, были конечно индивиды, у которых с эти проблемы были и в старших классах, но это биомусор

sehellion ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stevejobs

Объясни своим методом решение этих уравнений -

12:x=56

x:12=56

12-x=2

p.s. Кстати приходится объяснять еще, что если перед числом никакого знака нет - это плюс. Что можно поменять _все_ знаки на противоположные и т.д. Для нас это элементарным кажется, для них - нет. (Ну наверное есть школьники для которых это элементарно, но это исключение из правил).

pi11 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от pi11

Мой метод запомнить легко - «Вместо чисел подставить цифры 6,3,2 -> перестроить уравнение для поиска нужного числа ->провести обратную подстановку». А правил 6 штук еще и сложными для школьника терминами.

У тебя действительно какое то отклонение. Почему бы сразу не

«перестроить уравнение для поиска нужного числа»

?

Хочешь формальных правил? ОК. Как уже сказали выше «К обоим частям уравнения можно прибавить или отнять любое число или переменную, обе части уравнения можно умножить или разделить на любое число или переменную»

Тогда твой злополучный пример решается так:

12 / x= 56 | *x
12 = 56 * x | /56
12 / 56 = x

Простой и универсальный метод. Ты же предлагаешь запомнить комбинации операций между числами 2,3,5 и 2,3,6. Это СЛОЖНЕЕ и нисколько не приводит к пониманию

MahMahoritos ★★★
()

Что за хрень? Нужно запомнить что для А oper B = С, справедливым будет А = С anti-oper B. Все.

drull ★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Простой и универсальный метод.

тут ты очень сильно ошибаешься, серьезно. Способ с умножением/делением обоих частей на любое число гораздо позже дается. У него есть исключения (на ноль делить нельзя). И т.д.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Первоклашке-третьеклашке мой метод гораздо проще понять. Я уже пробовал.

Даже со сменой знака сложнее. А то, что ты предлагаешь будет очень сложно объяснить.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Перестановка слагаемых суммы или произведения не меняет, правая часть равна левой и их можно смело переставлять. Если ребенок играл в детстве в кубики с буквами, складывая слова, то и тут проблем не будет.

drull ★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Очевидно, ты не можешь найти простой способ объяснить это, и начинаешь вводить методы, которые даются гораздо позже по курсу математики (и не просто так).

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Это ты очень сильно ошибаешься и несешь феерический бред

Твоя цитата:

Методика их решений мне не нравится, потому что это не методика а набор правил, которые нужно запомнить

После этого вместо нормального метода мышления ты предлагаешь два шаблона (2,3,5 и 2,3,6) с необходимостью запомнить вариации этих шаблонов, которые он должен подставлять в задачу. Это не метод, это как раз таки правила с зубрежкой. Это ни на йоту не добавит ребенку понимания математики

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Очевидно, вместо одного набора странных правил (которые ты даже не показал) ты предложил другой набор не менее странных правил, вместо того чтобы рассказать ребенку о универсальном методе решения

MahMahoritos ★★★
()

Обрати внимание, ты считаешь свои правила очень классными, на что тебе ВСЕ говорят, что это не так. Не чувствуешь противоречия?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

После этого вместо нормального метода мышления

Нормальный в данном случае это запомнить 6 унылых правил, + несколько условий (перестановка слагаемых, правую и левую часть можно менять и т.д.)

ты предлагаешь два шаблона (2,3,5 и 2,3,6) с необходимостью запомнить вариации этих шаблонов

Зачем запоминать вариации этих шаблонов? То что 2+3=5 и 2*3=6 и 6:3=2 ребенок уже должен знать ко времени решения уравненией. И он это знает. Запоминать это не нужно.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Честно говоря мне юыло сложно расписать эту последовательность логических операций, сложнее чем решить уравнение ))))

drull ★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от pi11

12:x = 56
стоят три группы слонов: (12), (:x), (56)
:x бежит через реку, психологическая травма от встречи с Черным Властилином превращает (:x) в (*x)
(12) = (56) (*x)

Но это не похоже на решение.

Дальше нужно рассказать о взаимодействии. Запись X:Y - плохая метафора. Правильно записывать

Властелин
----------------
Слоник Шалунишка

Операция * - это равноправная операция. СЛОНИК1 * СЛОНИК2 - слоники стоят как друзья.

Операция : - это операция доминирования. Властелин анально доминирует над Шалунишкой, и никуда ему от этого не деться.

Именно поэтому, СЛОНИК1 * СЛОНИК2 может превратиться в СЛОНИК2 * СЛОНИК1 - неважно в каком порядке они держатся за руки.

С другой стороны, Шалунишка уже никуда не денется от жестокой анальной кары. Менять их местами нельзя. Dura lex sed lex.

Таким образом,

(*12) = (56) (*X) =>
1 (*12) = 1 (*56) (*X) =>
(12) = 1 (*X) (*56) =>
1 (*12) (:56) = 1 (*X) =>
1 (*X) = 1 (*12) (:56)
X = (12) (:56)

Но вообще, это скотский способ объяснения. Используя запись : в форме анального доминирования, проще объяснить, что обе части выражения можно умножить на угнетаемого в знаменателе.

stevejobs ★★★★☆
()
Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Я их считаю классными из опыта их применения (обучения). Они и были придуманы как раз для того, чтобы ребенок мог решать такие уравнения без ошибок. И результат получен. Другие методы оказались менее эффективными.

То, что другие с этим не согласны - так, я готов выслушать аргументы. Пока все сводится либо к школьным правилам, либо к усложнениям (как у тебя).

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

что обе части выражения можно умножить на угнетаемого в знаменателе.

Это ребенку будет сложнее понять.

Когда я объяснял с переносом чисел из одной части уравнения в другую (для + и -), то впринципе ребенок понимал все. Сложности возникают на таких уравнениях -

12-x=10

-x=10-12

x=12-10

тут надо менять знак у всех частей на противоположный, объяснять, что число без знака - это плюс и т.д.

В итоге ребенок может применять этот метод, но все равно путается в знаках иногда. С моим методом - не путается.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Ты что дурак? По твоему в третьем классе ребенку надо учить, что 2=5-3?

Он это давно знает, и таблицу умножение тоже.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

так, я готов выслушать аргументы

Прочитай топик сначала. Тут уже вагон аргументов. Но ты их просто игнорируешь

либо к усложнениям (как у тебя).

ОМГ, я тебе четко указал, что ты вводишь минимум две лишних операции в процесс решения. Твой метод как раз таки усложняет и запутывает, кроме того делает решение чисто механическим, вместо того чтобы заложить в ребенка ПОНИМАНИЕ процесса решения. Как твой ребенок решит уравнение 3 * x + 16 = 17? Будешь вводить дополнительные суррогаты для такого типа уравнений?

Другие методы оказались менее эффективными

Очевидно, потому что ты их не умеешь применять, раз твоя шиза тебе кажется проще.

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

а пробовал объяснять начиная со свойств операций? Коммутативность, транзитивность, итп. Решения уравнений получаются автоматически.

stevejobs ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от drull

О том и речь, что кто уже привык к такому методу - другой ему кажется сложным и глупым. Даже если это не так.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Ты что дурак? По твоему в третьем классе ребенку надо учить, что 2=5-3?

Он это давно знает, и таблицу умножение тоже

Тогда твоя муть сугубо надуманная и вызвана твоими альтернативными дарованиями в математике, которые ты теперь усиленно прививаешь к ребенку. Твои правила «методом олигофрена» не просто так назвали

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Прочитай топик сначала. Тут уже вагон аргументов. Но ты их просто игнорируешь

Не ври, на какие аргументы я не ответил?

делает решение чисто механическим

Твой метод дает понимание? Какие образом?

Как твой ребенок решит уравнение 3 * x + 16 = 17?

Нет, мой метод работает и тут. Притом можно решить только моим методом (показать тебе, или сам поймешь? =) ), но я такой случай буду конечно объснять уже используя перенос чисел со сменой знака.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

другой ему кажется сложным и глупым. Даже если это не так.

Это так. Повторюсь:

Мой метод запомнить легко - «Вместо чисел подставить цифры 6,3,2 -> перестроить уравнение для поиска нужного числа ->провести обратную подстановку». А правил 6 штук еще и сложными для школьника терминами.

Почему бы сразу не:

«перестроить уравнение для поиска нужного числа»

?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Это как правильная стойка в бильярде. Она кажется неудобной, но к ней привыкаешь, а без нее сложные удары делать невозможно: кий будет ходить по горизонтали.

drull ★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Тогда твоя муть сугубо надуманная

Моя муть позволила ребенку решать уравнения без ошибок.

И чем тебе не нравится название «метод олигофрена»?

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

«перестроить уравнение для поиска нужного числа»

Да давай уже упростим до - «реши уравнение».

Ты ребенку пробовал хоть раз что-то объяснить?

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от drull

Не согласен с этой аналогией. Потому что в математике как правило даются более простые методы решения уравнений/систем уравнений и т.д. И по мере накопления знаний они усложняются.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от pi11

Не ври, на какие аргументы я не ответил?

Вот на этот. fornir классно переформулировал твой метод

Как нарисовать сову:
1) рисуешь луну со звёздами
2) рисуешь сову
3) стираешь луну со звёздами
4) готово

Кроме того, ты почему-то считаешь, что ребенок может строить произвольные выражения с 2,3,5 и 2,3,6, но при этом у него случится феерическая перегрузка в точности такой же перестановки х,А,В

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Сначала функции с графиками и только потом уравнения! Иначе нихрена ребенок не поймет!!!

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от pi11

Ты предлагаешь элементарные правила заменить костылями. Возможно ребенку они и покажутся удобнее. Но при решении более сложных уравнений он их применить не сможет, но при этом он не набил руку на традиционных правилах.

drull ★☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от pi11

Моя муть позволила ребенку решать уравнения без ошибок.

Позволила потому что папа с ней посидел, не важно какой метод при этом применяется. Но при этом ребенок теперь использует неоптимальные методы. Потом будешь учить ребенка, что метод 2,3,5/2,3,6 надо забыть и делать по-другому? Ты считаешь это нормально?

Почему бы не добавить еще уровень:

заменить 2,3,6 на 5,6,11

и т.д.?

MahMahoritos ★★★
()
Ответ на: комментарий от pi11

Вспомнил финальный экзамен по геометрии в школе, когда я решил сложную задачку только на аксиомах и подобии треугольников. Она как-то через теоремы решалась, но поскольку я не умел (и не хотел) использовать теоремы, доказал всё с нуля. Вот это то, что называется «решение получается автоматически» :) Директорша долго не хотела принимать задачку, и спорить с ней лично было весьма сложно, всё-таки влиятельная баба...

Еще такой же пример. Геометрию я так и не выучил, поэтому на экзамене по математике в вузе натаскался на «метод координат» - перефигачиваем всё в формулы, и потом долго нудно решаем, решаем, решаем, пока не посинеем. Весь экзамен (4 математических задачки) решил за полчаса, и всё оставшееся время нудно дробил адские уравнения 3-4 степени, тайком пользуясь запрещенным «научным» калькулятором. Главное верить, как в Божье Писание, что раз «ассемблер» правильный, значит если перемалывать код достаточно долго, выйдет правильное решение. Автоматически. На экзамене это удалось, но заняло все оставшиеся полтора часа (или сколько их там давалось) :)

stevejobs ★★★★☆
()
Последнее исправление: stevejobs (всего исправлений: 2)
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

в точности такой же перестановки х,А,В

Пример:

x:9=3

Как тут числа переставить? (для нас это очевидно, для ребенка - нет, но ты это не можешь понять видимо).

6:3=2 -> тут очевидно. ребенок знает, что 6 деленное на 3 = 2. Все.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от drull

Но при решении более сложных уравнений он их применить не сможет, но при этом он не набил руку на традиционных правилах.

Неа. Дальше уже вводятся такие элементы как перенос со сменой знака, деление частей уравнения на любое число и т.п. приемы. И они не помешают этому методу.

Пример:

10x - 12 = 10 -> переносим 12

10x=22 -> применяем мой метод

x=22/10

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от MahMahoritos

Позволила потому что папа с ней посидел, не важно какой метод при этом применяется.

Я же уже говорил вроде. Сначала я объяснял методикой из учебника и с переносом чисел (со сменой знака) -> ошибки.

Но при этом ребенок теперь использует неоптимальные методы.

Почему?

Потом будешь учить ребенка, что метод 2,3,5/2,3,6 надо забыть и делать по-другому? Ты считаешь это нормально?

Зачем забыть? Где нужно он нормально применяется. см - Как объяснить школьнику младших классов метод решения простых уравнений? (комментарий)

Почему бы не добавить еще уровень:
заменить 2,3,6 на 5,6,11
и т.д.?

Зачем?

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от stevejobs

Если знаешь аксиомы, теоремы можно вывести. Хотя конечно знание теорем помогает решать задачи быстро.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от drull

Твой метод сложнее для понимая ребенку. Вот в чем дело. Мой метод делается также легко в уме как и стандартный, только его запомнить легче.

pi11 ★★★★★
() автор топика
Последнее исправление: pi11 (всего исправлений: 1)

Как думаешь, если всё объяснять правильно и целенаправленно, за сколько времени с нуля можно объяснить+внедрить школьную программу математики вместе с ребенком лет 8?

Может, окажется, что вообще все учебники (программы преподавания) - хлам полный, и всё можно объяснить за год-два?

stevejobs ★★★★☆
()
Ответ на: комментарий от pi11

Пример:

10x - 12 = 10 -> переносим 12

10x=22 -> применяем мой метод переносим 10

x=22/10

MahMahoritos ★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.