В Госдуме принят новый законопроект о применении контрольно-кассовой техники. Согласно этому законопроекту оплата банковскими картами в интернет-магазинах без выдачи фискального (кассового) чека, фактически, запрещается. Под запрет могут попасть любые онлайн-покупки, включая даже оплату парковки через SMS, пишут «Известия». Этот законопроект обязывает всех экономических субъектов, которые тем либо иным образом связаны с продажей товаров или услуг, подчиняться единой системе правил. Физическое местоположение субъекта и принцип его работы (реальный магазин или интернет) роли при этом не играют.
Мария Михайлова, исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет», проясняет ситуацию. По ее словам, понятие «расчеты с использованием электронных средств платежа» (ЭСП) включает многие привычные обычному человеку операции. Это оплата парковки с мобильного телефона, и покупка электронных билетов, и проведение платежей в Сети, и даже расчет банковской картой.
«Теперь при всех таких расчетах необходимо формировать чек аппаратным способом, с применением фискального накопителя. Как именно это делать технически, неясно. Если в обычном крупном магазине покупатель контактирует с кассовым аппаратом (посредством кассира или с автоматическим устройством) и затем данные со всех кассовых аппаратов собираются, условно говоря, на сервер, интегрированный с учетной системой, то в случае применения ЭСП ситуация обратная. Упрощенно говоря, покупатель изначально контактирует с сервером. Насколько я понимаю, серверных решений для аппаратного присвоения фискального признака сейчас нет», — комментирует ситуацию Михайлова.
Представители ритейла считают, что новый законопроект сильно усложняет жизнь всей этой сфере. При оплате товара или услуги через сайт придется использовать кассовый аппарат с фискализатором, а чеки нужно направлять в налоговые органы в электронном виде. Кроме того, чек придется высылать покупателю по почте.
Есть и другие проблемы. «Как мы понимаем из текста документа, в момент, когда клиент нажмет кнопку «оплатить по карте», магазин должен пробить кассовый чек. При этом в действительности деньги с карты не списаны. В момент, который потребитель считает «моментом оплаты», деньги только резервируются банком, а магазин их получает через 3–5 дней, когда ритейлер подтверждает факт покупки. Всё это время клиент может разблокировать сумму, обратившись в банк, а ритейлер узнает об этом постфактум, тогда как чек уже пробит», — говорит Федоров.
При этом малый бизнес может оказаться просто не в состоянии покупать все необходимое оборудование и ПО. При этом зарубежные магазины вовсе не обязаны подчиняться новым требованиям.
«Всем известные зарубежные интернет-гиганты оказываются в более выгодном положении, ведь им не нужно соблюдать законодательство при продаже товаров в России. Мы снова видим, как хорошая идея оборачивается дискриминацией российского интернет-ритейла», — подытожил Федоров.