Марк Цукерберг (Mark Zuckerberg) наконец предстал перед Конгрессом США во время прошедшего длительного пятичасового слушания накануне совместного заседания Торгово-судебных комитетов. Господин Цукерберг оставался спокойным и уравновешенным. Сенаторы тоже преимущественно вели себя вежливо и уважительно, пытаясь понять, как Facebook непреднамеренно позволила собрать профили 87 миллионов человек компанией Cambridge Analytica, занимающейся политической аналитикой.
В течение недель, предшествовавших слушанию, Facebook публиковала серию сообщений, призванных продемонстрировать, как компания серьёзно восприняла утечку данных и работала над тем, чтобы подобное не повторялось. Марк Цукерберг неоднократно упоминал об этих изменениях, которые включают в себя: упрощение доступа пользователей к настройкам конфиденциальности; ограничение данных, предоставляемых сторонним разработчикам при входе в их систему при помощи учётной записи Facebook; маркировку политической рекламы и предоставление её для публичной проверки; удаление нескольких авторизаций в сторонних приложениях за раз; запуск программы денежного поощрения людям, обнаруживающим примеры неправильного использования данных.
Facebook также отправила Марка Цукерберга и главного операционного директора социальной сети Шерила Сандберга (Sheryl Sandberg) в пресс-тур, чтобы ответить на вопросы и отточить аргументацию. В общем, к тому моменту, когда началось слушание в Конгрессе, Facebook сделала всё, что могла, чтобы объяснить ситуацию. Между тем многие сенаторы все ещё не могут уяснить для себя основные вопросы, не понимая, например, что Facebook не продаёт рекламодателям собранные личные данные своих пользователей. Итак, приведём основные пять выводов из прошедших слушаний.
Марку Цукербергу пришлось противостоять обвинениям в монополии Facebook. Когда сенатор Линдси Грэм (Lindsey Graham) из Южной Каролины попросил руководителя социальной сети назвать своего самого крупного конкурента, господин Цукерберг не смог этого сделать. Он неоднократно оправдывал проблемы управления очень большими масштабами Facebook, и в какой-то момент его закономерно спросили, слишком ли могущественна компания, и нельзя ли считать её монополией? Марк Цукерберг возразил: «Я, конечно же, так не считаю». Сенаторы, похоже, хотят бороться с могуществом Facebook, но неясно, есть ли у них какая-либо определённая стратегия усиления конкуренции на рынке американских социальных сетей.
Не исключено появление платной версии Facebook. Марк Цукерберг отвечал на многочисленные вопросы о бизнес-модели компании, о том, может ли она действительно защитить конфиденциальность пользователей, учитывая, как сильно полагается на сбор данных об их личной жизни и поведении. Несколько сенаторов спросили исполнительного директора Facebook, обдумывается ли платная версия Facebook без рекламы? Сенатор США от штата Юта Оррин Хэтч (Orrin Hatch) получил ответ, что бесплатная версия социальной сети будет всегда (другими словами, платная возможна). Позже другому сенатору господин Цукерберг тоже ответил, что платную версию стоит обдумать.
Большие надежды возлагаются на технологии искусственного интеллекта. Всякий раз, когда господина Цукерберга спрашивали о том, как Facebook будет улучшать свои инструменты модерации, руководитель говорил о многообещающих перспективах ИИ, которые помогут социальной сети быстро отсеивать публикации, содержащие ненависть или другую нежелательную информацию. Конечно, вполне возможно, ИИ улучшит качество модерации материалов в Facebook, но пока это ещё предстоит доказать на практике.
Теория заговора о том, что Facebook прослушивает пользователей через микрофон смартфона, теперь обсуждаются на уровне Конгресса США. В течение многих лет Facebook изо всех сил старалась развеять городскую легенду о том, что целевая реклама настолько эффективна по причине тайного прослушивания разговоров людей. Благодаря сенатору Гэри Питерсу (Gary Peters) от штата Мичиган теперь эта байка стала частью протокола слушаний Сената США. «Использует ли Facebook звукозаписи, полученные с мобильных устройств, для пополнения личной информации о пользователях? Да или нет?», — спросил он. «Нет», — ответил Марк Цукерберг.
Сенаторы не понимают, как работает Facebook. Сенаторы засыпали руководителя социальной сети вопросами о базовых принципах и методах сбора данных и рекламы. Как Facebook получает данные? Как долго он хранит эти данные? Как пользователи могут контролировать данные, которыми делятся? Это важные вопросы, и сенаторы, несомненно, задавали их от лица большинства американцев. В то же время, на разъяснение этих базовых вопросов, на которые может ответить простой поиск в Google, ушли часы показаний. И это, разумеется, помешало разъяснению более глубоких вопросов о том, как Facebook использует данные, которые собирает. Конечно, некоторые сенаторы говорили и о том, что сложность сама по себе является проблемой. Как без обиняков заявил господину Цукербергу сенатор от штата Луизиана Джон Нили Кеннеди (John Neely Kennedy): «Ваше пользовательское соглашение — отстой».