LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Где наша свобода

 , ,


3

5

Хочу поделиться с вами некоторыми цитатами.

Этот пост был написан 11 лет назад:

Есть такой анекдот:

Диалог в бюрократическом учреждении: - Имею ли я право? - Конечно имеете! - Так могу ли я? - Нет, не можете!

Положение дел в области Free Software чем дальше, тем лучше описывается этим анекдотом. Имею ли я право исправлять глюки и дописывать нужные мне фичи в Mozillу, OpenOffice, ядро Linux, Gimp etc - да сколько угодно. Лицензия позволяет. Могу ли я? Увы, трудоемкость, необходимая для вникания в большой проект на несколько миллионов строк - соврешенно prohibitive. Даже при наличии квалификации. А протолкнуть свои изменения в upstream - еще сложнее.

Увы, свободу приспосабливать компьютер под наши потребности мы практически потеряли. Большая часть OpenSource продуктов используется так же, как и проприетарные - не как текст, который можно прочитать и адаптировать к своим нуждам, а как черный ящик.

Еще десять лет назад это было не так. Тогдашние OpenSource проекты были достаточно компактны, лучше документированы, и всё необходимое тайное знание содержалось в коде. Было дело в 99-м году я при каждом новом релизе ядра ветки 2.2 внимательно читал патчи чтобы решить - ставить это срочно на боевой сервер или погодить пока.

Сейчас я пожалуй, не пойму в этих патчах почти ничего. большая часть тайного знания необходимого для написания компонент ядра, из кода без больших усилий не извлекается. А отдельных источников этого знания почти и нет. Ну по ядру еще есть. А попробуйте найти вменяемое описание работы с Bluetooth. Содержащее внятные схемы стэка протоколов, описание общей идеологии и того как это раскладывается на API. Не существует такового в природе.

В 80-е годы, когда Столлман начинал проект GNU, взятая за основу модель - утилиты unix общающиеся между собой ыерез пайпы позволяла легко изолировать кусок кода, четко определить что у него на входе, а что на выходе и таким образом легко разобраться в его работе.

Сейчас reusable компоненты как правило делаются в виде динамических библиотек со сложным API. Где-то это реально необходимо, где-то это явный overkill. Особенно если учесть что с первого раза спроектировать хороший API для рещения любой задачи - весьма нетривиально. Поэтому API у многих opensource библиотек плывут. Совершенствуются. Но это приводит к головной боли при поддержке используещих их программ.

Более того, за последние 10 лет в Open Source пришло множество программистов воспитанных на Visual Basic и прочих изделиях Microsoft, где от программиста не предполагается четкого понимания задачи в целом - это понимание - коммерческая тайна Microsoft. Вот пример в MSDN, делайте по образу и подобию. Воспринимайте эти слова как магическое заклинание, как ритуал.

Но там хотя бы сидят несколько сот человек, которые это дело документируют.

Заметим что микроядро в Hurd было на самом деле нужно не столько по тем техническим соображениям, которые приводил Таннебаум в споре с Линусом, сколько именно из соображений well-defined interfaces, которые позволили бы множеству независимых разработчиков работать над разными подсистемами ядра. Но ни Таннебаум, ни Столлман этого тогда сфонрулировать не могли. Потому что это на самом деле вопрос социальной психологии а не технологии.

Некторые решения, которые уже фактически приняты сообществом как стандарт, иначе как миной замедленного действия под идею свободного софта я назвать не могу. Ну про CUPS уже Раймонд всё написал. Ага, тот самый Раймонд, который выдумал термин Open Source как менее «страшный» чем «Свобода», чем немало способствовал возникновению данного положения. Еще большей миной замедленного действия я считаю D-Bus. Не то, чтобы плоха была самой идеи общесессионной или общесистемной шины сообщения. Но во-первых, реализация - нету стандартного набора утилит для работы с этим из shell. Не отладочних прибабахов вроде dbus-send и dbus-monitor, а полноценных инструментов для работы класса NetCat. Во вторых, документированность. Уже сколько лет в комплекте bluez, который иначе чем через dbus нынче с пинкодами не работает, идет passkey-agent, написанный настолько криво, что при его завершении libdbus ругается на stderr. И никто не соберется исправить.

К сожалению, в 96-97 году, когда начинались проекты KDE и GNOME не нашлось гения, который бы предложил архитектуру GUI-среды, способную развиватья в условиях Free Software, и при этом оставаться простой и понятной. Впрочем, это как раз был переломнымй момент, когда менялись условия Free Software - вместо немногочисленных, но весьма квалифицированных хакеров 80-х, кончавших одни и те же университеты, и понимавших друг друга с полуслова, повалила толпа любителей, осваивавших программирование на персональных компьютерах самостоятельно.

Как теперь из получившейся ямы вылезать я не знаю. Выкингуть существующие миллионы строк кода просто так не получится. Хотя место большей части этого кода - именно на помойке.

* * *

Недавно в рассылке debian-russian@lists.debian.org я увидел дискуссию на эту же тему (с участим того же автора). Прочитать можно начиная примерно с этого письма и по ссылкам далее, а здесь я зацитирую отдельные части.


> Потому что есть компания людей, которая считает, что Debian is not
> about choice. И это они как-то открытым текстом в debian-devel
> декларировали.

Скажите, а мне одному кажется, что здесь что-то не так?

Здесь все не так. И война за свободу ПО, которую начал Столлман в середине 80-х - проиграна.

Вот, например, идеологии Linux это не противоречит?

Linux это ядро. Его идеологии совершенно пофиг как в юзерспейсе конфигурируются интерфейсы.

Вот идеологии GNU-системы, описанной Столлманом в статье Opening The Software toolbox оно противоречит, и еще как.

Но я же говорю - битва за свободу ПО проиграна. Замена Free Software на Open Source, которая казалась в конце 90-х замечательным тактическим ходом, позволяющим привлечь на сторону свободы ресурсы копораций, оказалась троянским конем. Она дала возмодность примазаться де Иказам и Поттерингам и постепенно захватить всю экосистему.

* * *

Если ты не можешь написать софт, который компилируется любым GCC начиная с 4.6 и конччая 9.1, то ты не умеешь программировать. Если ты скачал откуда-то такой софт, сотри немедленно. Потому что его автор не умеет программировать, и отсутствие поддержки компилятора имеющейся у тебя версии, скорее всего не единственная и не главная его проблема.

* * *

Проиграна. Попробуйте в этом busybox-е что-нибудь изменить. Выяснится что а) не так-то просто выяснить как и чем это вообще можно собрать б) оно требует патчей и проприетарных драйверов, за получение доступа к которым с этим китайцем придется судиться. в) оно все нихрена не документировано.

Собственно нарушается свобода N1.

The freedom to study how the program works, and change it so it does your computing as you wish.

Более того, формально opensource продукты, такие как мозилла тоже в общем-то нарушают свободу N1. Потому что дизайн там такой запутанный что на выяснение того как там что устроено и «change it so it does computing as you wish» уйдут годы. А за эти годы оно будет три раза переделано. Поэтому если ты не имеешь возможности тратить на работу над конкретным продуктом значительную часть своего времени, ты не сможешь «change it so it does your computing as you wish.»

[...]

А с тех пор как Мозилла стала подписывать расширения ключом, сертификат которого встроен в браузер, там все стало очень плохо со свободой N3. [...] Когда на выполнение какого-то действия требуется разрешительная виза от чиновника - это означает что свободы выполнять это действие нет.

* * *

Вам Столман не объяснил, в чём разница между свободным и бесплатным?

Мне-то как раз объяснил. Это вы тут пытаетесь нагло врать и утверждать что несовободное свободно.

Свобода - это когда я (квалифицированный програмист, обремененный семьей) могу в свободное время от своих других дел, заодно разобраться и с этим. У меня на это хватит времени и сил. Поэтому Столлман существенно важной частью концепции Свободного ПО всегда полагал Toolbox Philosophy, которая сводит время на разбирательство к приемлемому.

Поэтому монолитные продукты, такие как Firefox, systemd, libreoffice не могут считаться свободным ПО, по какой бы они лицензии не распространялись.

А думать, что «свобода» это когда можно без подготовки и образования
сесть и сходу поправить что-то в коде гигантского проекта, вроде

Евгений, вы нагло передергиваете. Вы прекрасно знаете сколько десятилетий у меня практического опыта работы с Linux, что я вообще-то еще лет 20 назад считался в русскоязычном сообществе достаточно квалифицированным человеком и был комодератором соответствующей фидошной эхи.

Поэтому об отсутствии подготовки и образования речь не идет.

Речь идет о том, что гигантские проекты должны быть структурированы так. чтобы можно было сесть и за полчаса разобраться где что править. При условии что ты умеешь читать на том языке, на котором оно написано.

Вопрос в том, что Столлман в свое время осознавал образовательную ценность текстов программ. Поттеринги и де Иказы - нет. Они пишут не для того, чтобы их тексты читали, а чтобы это работало как магический артефакт, который может модифицировать только его создатель.

Программирование - это не квантовая физика. Квантовая физика это явление природы, и уж какая есть, такая есть. Программирование - это тексты, созданные людьми и для людей. Поэтому те люди, которые их создают должны подумать о благе тех, кто придет после них.

Deleted

Ответ на: комментарий от byko3y

На нетурбовой версии NeXTstation было довольно неудобно работать:

Я что-то не увидел такого утверждения по ссылке. Это ты придумал сам?

Я уже понял идею чуваков из id software, и то, как благодаря DoomEd они смогли быстро делать уровни. Они вкладывали кучу денег для того, чтобы покупать мощное железо и соответствующее ПО

ПО они писали по большей части сами. А покупали мощное железо, потому что могли. До NeXT подобных Workstations с аналогичной по функциональности системой и GUI тупо не было.

Точнее были, это даже отражено в холиваре NeXT vs Sun: https://www.youtube.com/watch?v=UGhfB-NICzg, но NeWS и SunView были настолько неказистые, что даже иксы смогли их заменить.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

32-битный DOS - это DOS, в котором программам доступны 4Гб линейного адресного пространства.

DPMI

Я так понимаю, его претензия заключается в том, что когда ты из реального режима переключается в 32-битный защищенный, то ты уже как бы не в дос-е. Даже несмотря на то, что дос у тебя никуда не делся и ты можешь в него в любой момент вернуться.... как это и сделано в win 95/98.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

DPMI

Он позволял использовать больше памяти, но через одно место, так сказать и все-равно с сегментами и смещениями. Так называемый 16-битный DPMI.

Более-менее нормальный 32-битный появился примерно опять же в 91-м где-то, который давали расширители DOS/4GW вместе с компилятором Watcom C. Хотя чуть еще раньше был Phar Lap.

В общем, варианты использования были, но не то, чтобы удобные и массовые, о чем и говорю.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Поэтому, появись Linux или 386BSD на пару лет раньше и у них был бы оглушительный успех, но в 1992-1993-м уже было поздновато.

На первый взгляд хочется согласиться с этим, но потом вспоминаю, что Minix 1 вышел в 87-м.

Всё-таки любая ОС для IBM PC без поддержки совместимости с DOS на то время была была абсолютно неконкурентна в массовом сегменте.

Наверное поэтому MS и не торопилась всех резко пересаживать на NT.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

На нетурбовой версии NeXTstation было довольно неудобно работать:

Я что-то не увидел такого утверждения по ссылке. Это ты придумал сам?

Может быть они и не покупали турбо версию, и вряд ли они работали на 8 Мб оперативы - скорее всего докупали дополнительно, но так или иначе - они потом купили кубы, а это еще более дорогостоящая workstation, которая начинается от 16 Мб:
https://en.wikipedia.org/wiki/NeXTcube

До NeXT подобных Workstations с аналогичной по функциональности системой и GUI тупо не было.

Было GUI валом, таких - не было, да. Но каких «таких»? Вот Кризис вышел до того, как компьютеры смогли его запустить - тоже, как бы «таких не было», но есть ли там фундаментальный прорыв? На System 1-6 уже много чего было, ранние NeXTSTEP-ы не так уж далеко от них оторвались.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

вспоминаю, что Minix 1 вышел в 87-м.

И может быть, если бы не лицензия Таненбаума, Торвальдс начал бы допиливать его код, и мы бы сейчас работали на микроядерной GNU/Minix.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Было GUI валом, таких - не было, да. Но каких «таких»?

Таких, которые оставили после себя какое-нибудь значительное наследие. Где SunView и NeWS? Где Xaw (X Athena Widgets)? Где Motif/CDE?

Вот и остались NeXTSTEP UI мутировавший в CocoaAPI, да WinAPI.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

На первый взгляд хочется согласиться с этим, но потом вспоминаю, что Minix 1 вышел в 87-м.

Вот только, если я не путаю, не поддерживал 32-битный режим в 80386, для него минимумом были ibm pc с 8086 и 256 Кб. Что логично, учитывая, что ОС была для студентов для их обучения.

Вроде как 386-й проц реально использовать Minix стал только в 1991-м году.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Где Motif/CDE?

Посмотрел на свой дебиан. Motif и сейчас можно поставить и использовать эту библиотеку. Вот чтобы CDE завести видимо придется немного потрахаться, но в принципе можно.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

Если постараться, можно и SunView и NeWS завести, но речь не об этом.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Вот и остались NeXTSTEP UI мутировавший в CocoaAPI, да WinAPI.

Все эти технологии программирования являлись подражанием механизму динамической диспетчеризации, которые появились изначально в Smalltalk, разработанном ксероксом. Наследние CocoaAPI и WinAPI не имеет никакого отношения к качеству/революционности этих интерфейсов, а были определены исключительно коммерческим успехом. По этой причине такой из себя передовой Smalltalk оказался безнадежно забыт.

Я предлагаю сойтись на том, что Стив первым придумал продавать пользователям рюшечки. Это действительно было революционно.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Я предлагаю сойтись на том, что Стив первым придумал продавать пользователям рюшечки.

И стоит заметить, что рюшечки в MacOS 1-9 и NeXTSTEP были разные: первые для домохозяеечек, а вторые для тех кто посерьёзнее – разработчиков, контент-мейкеров.

EXL ★★★★★
()

Гилмор, который называет своё включение в почётный список между непредсказуемым Нельсоном и вспыльчивым Столлманом чем-то вроде сомнительной славы, тем не менее, вторит аргументам Моглена. Вот что он пишет:

Я думаю, что работы Столлмана будут стоять на одном уровне с работами Томаса Джефферсона; он довольно ясный писатель, и принципы его прозрачны... Обретёт ли Ричард такое же влияние, как Джефферсон, зависит от того, станут ли через сто лет абстракции, что мы называем гражданскими правами, важнее абстракций, что мы называем программным обеспечением или технически наложенными ограничениями.

Гилмор напоминает, что есть ещё одна часть столлмановского наследия, которую ни в коем случае нельзя упускать из виду — коллективная модель разработки программ, впервые реализованная в рамках проекта GNU. Эта модель, хоть и имеет недостатки, стала стандартом для индустрии разработки ПО. И эта модель, наверное, важнее и влиятельнее, чем проект GNU, лицензия GPL и все программы, разработанные Столлманом.

До появления интернета было довольно сложно наладить сотрудничество между удалёнными друг от друга командами разработчиков, даже если эти команды прекрасно знали и доверяли друг другу. Ричард же организовал коллективную разработку программ, в частности — одиночными добровольцами, которые редко встречались друг с другом. Ричард не создавал инструменты для такой разработки (протокол TCP, почтовые рассылки, утилиты diff и patch, архивы tar, системы контроля версий RCS и CVS), но он использовал весь их потенциал для формирования нового типа социальных групп: коллектива программистов, которые могут работать сообща, невзирая на географию.

Столлман, впрочем, считает, что эта похвала упускает суть его работы. «Он подчёркивает, что метод разработки важнее свободы, и это созвучно идеям сторонников открытого кода, но не сторонников свободного ПО. Если будущие поколения будут видеть проект GNU именно в таком свете, то, боюсь, это будет мир, где разработчики держат пользователей в неволе, лишь иногда позволяя им помогать делать работу программистов, не снимая при этом цепей».

Ну что ж, добро пожаловать в «будущее».

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

И стоит заметить, что рюшечки в MacOS 1-9 и NeXTSTEP были разные: первые для домохозяеечек, а вторые для тех кто посерьёзнее – разработчиков, контент-мейкеров.

Ты прав, таки рюшечки в маки завезли раньше, и на домохозяек ориентировался именно эпл. Значит, и здесь Стив не был первопроходцем. Суть коммерческого успеха столь ускользающа, что у меня с трудом удается ее найти. Мне попалась интересная цитата:

In my first meeting with him to present what I had been working on (which was held on a Saturday morning), he looked at the demo for 5 minutes and told me I had «ruined NeXTSTEP» (the software platform). This was a 3 month build-up for a big demo on Monday (in 2 days) in front of the entire engineering division at Oracle (400+ people), by invitation of his close friend, CEO Larry Ellison. Steve said the work was so bad, he thought he should cancel his presentation at Oracle. «Unless...», he paused with a twinkle in his eye, «something can be done.»
So we did something. We worked through the night to pull out all of the SQL-specific features he didn't like (not elegant enough), and met him at the office Sunday morning. He reviewed the demo for 2 minutes and said enthusiastically, «This is 10 times, no 100 times, no 1000 times better!!!» The Monday demo was on, and Steve received a standing ovation from the Oracle employees."

Грубо говоря, Стив имел навык подправить рюшечки таким образом, чтобы продукт продавался на порядок лучше - при этом практически никаких усилий на сам процесс реализации не тратится.

В то время, как System эпла имели хорошую производительность, они имели проблемы со стабильностью, и эти проблемы задержались в маках аж до седьмой версии. Стабильность в исполнении NeXTSTEP не была бесплатной - это медленное гибридное ядро против шустрого монолита. Но Стив смог угадать, что глюкодром DOS пользователям не нравится, и если сделать систему не падающей, то можно откусить вкусную долю рынка. Я хочу подчеркнуть этот вывод: NeXTSTEP не вытеснял другие системы - он заполнял пустующую нишу.

Второй момент: интерфейс эпла для домохозяек страдал чрезмерной упрощенностью в угоду умственно отсталым людям:
https://web.archive.org/web/20160325234658/https://www3.nd.edu/~jvanderk/sysone/
Как человек, который годами разрабатывал интерфейсы для даунов, я понимаю боль разрабов эпла. Наверняка, у многих разрабов эпла в то время была мысль «зачем я леплю это говнище?». Стив смог сделать интерфейс простым, функциональным, и, самое главное, продаваемым - не было проблемой его реализовать, проблемой был выбор самой модели интерфейса. Помните, как в 1992 году на презентации NeXTSTEP 3.0 Стив хвастался окошками, которые перестаскивались целиком с содержимым по экрану, вместо рамки перетаскивания? Окно рвано и неспешно перемещалось по экрану - это был дешевый и достаточно бесполезный в практическом плане функционал, но зато он хорошо продавался капризным мальчикам - он был нишевый.

Третий момент - средства разработки. Почему NeWS (тоже на PostScript, как и DPS) и иксы проиграли? Потому что они были ориентированы на сетевую работу, потому затрудняли разработку. Да, NeWS работал через модем - но писать приложения для него было весьма сложно.
Или возьмем низкоуровневые механизмы, использовавшиеся в эпле:
http://www.folklore.org/StoryView.py?story=3rd_Party_Developers_and_Macintosh...
Особенно меня порадовали такие веселости, как ограничение на 8 символов в идентификаторе, из-за чего системные функции были чрезмерно сокращенные и непонятные.
В противовес этому Стив выбрал относительно малопроизводительные, но простые средства разработки, которые были ближе всего по духу к Smalltalk - у ксерокса в этом плане были все шансы оказаться первым. Медленный и решительно не подходивший для сетевой работы, но простой механизм разработки GUI через PostScript в NeXTSTEP позволил написать много тормознутых, но надежных программ. Выбор C, C++, Objective-C, Pascal/Object Pascal здесь абсолютно ничего не решал - Objective-C за пределы NeXTSTEP/Mac так и не вышел. Решал именно общий подход к методу разработки, который очень быстро был позаимствован Биллом и реализован на голом Си.

За счет этих мелких решений Стив смог сделать относительно удобную и красивую систему, которая хоть и по мелочам, но выделялась их общей массы существовавших тогда систем, особенно эффективно заполняя пустую нишу для людей, которые хотят стабильно, красиво, несложно, и готовы за это выложить много денег. В число который входили те самые Кармак и Бернерс-Ли, которые оба, по странному совпадению занимались разработкой GUI приложений. Да, NeXTSTEP в то время был идеальной средой для быстрой разработки GUI - это та самая ниша, которая сейчас заполнена JavaScript-ом.

Интересно то, что Стив так и не смог в массовость. Это был гениальный нишевик, но именно поэтому его выгнали из эпла - у него была склонность отказываться от старых решений, мол «давай по новой, миша, всё ... не годится», или смотрите самую первую цитату в моем сообщении. Он постоянно искал взрыв, шок, сенсацию - потому его здание с менеджерами и продажниками в NeXT изолировали от разрабов. Стив не умел экплуатировать хомяков на совместимости, инерции, страхе, и раболепии - потому, когда сенсация спала, Билл тихо и спокойно прибрал к рукам расширяющуюся нишу, поскольку тогда уже имел десятилетный опыт впаривания говна хомякам.

Сами посудите: сенсация айфона спала - и где сейчас айфоны? Это снова нишевый продукт для гламурных хипстеров, который не сможет занять собой весь рынок.
https://www.statista.com/chart/4112/smartphone-platform-market-share/

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Медленный и решительно не подходивший для сетевой работы, но простой механизм разработки GUI через PostScript в NeXTSTEP позволил написать много тормознутых, но надежных программ.

Вот эти вот заявления они у тебя ничем не подкреплены. Почему программы были тормознутыми? Почему Display PostScript решительно не подходил для сетевой работы?

Display PostScript - адобовское изобретение и было в каждом уважающем себя проприетарном UNIX’е (точно видел в Ultrix, HP-UX и их X-терминалах, скорее всего было и в Solaris), оно не уникально для NeXT, но среда NeXT не работала без DPS вообще, так же как открытый клон. Очень многое рисовалось через него, был ГРАФОНИЙ, и работал по сети без тормозов, так как вектор и исполнялся на сервере, был оптимизирован. Есть современные поделки на Cairo и либах от Adobe, реализующие DPS на стороне сервера и на стороне клиента. По большей части проприетарные. Были попытки что-то втащить такое в XFree86, но обломились, то ли об рога Кейта то ли по другой причине. (c) slapin

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Вот эти вот заявления они у тебя ничем не подкреплены. Почему программы были тормознутыми? Почему Display PostScript решительно не подходил для сетевой работы?

Я неточно выразился: DPS подходит для сетевой работы в быстрой локалке, но не подходит для работы по медленному соединению, то есть, через интернет/телефон. В NeWS часть логики выполнялась на сервере, а часть - на клиенте. То есть, передавалось не просто «нарисовать рамку и текст», а создать «создать текстовое поле с таким-то текстом» - как бы две независимые программы работают, общаясь между собой по сети. Такое построение системы совершенно не похоже на иксы и DPS - это больше похоже на современный Electron.
https://www.donhopkins.com/home/code/emacs.ps.txt
https://www.youtube.com/watch?v=hhmU2B79EDU
К слову, здесь можно увидеть перетаскивание окон с содержимым в 1988 году, что Стив будет продавать как собственную революцию следующие 10 лет, хотя эта фича, опять таки, была придумана не им и реализована до него.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

сенсация айфона спала - и где сейчас айфоны? Это снова нишевый продукт для гламурных хипстеров, который не сможет занять собой весь рынок.

40% рынка в США, 50% рынка в UK, даа, нишевой продукт. Он не может занять весь рынок в основном из-за оверпрайса, проигрывая (катастрофически) в Китае и Индии, если в стране есть деньги - айфон сразу же перестает быть нишевым.

stetzen ★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

NTVDM никто не отменял, чего для многих программ уже было достаточно

Досовские игры там работали хреново, как-то рывками, и звука в Sound Blaster не было. Алсо, вроде не было прямого доступа к портам из досовских программ

TheAnonymous ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от stetzen

40% рынка в США, 50% рынка в UK, даа, нишевой продукт. Он не может занять весь рынок в основном из-за оверпрайса, проигрывая (катастрофически) в Китае и Индии, если в стране есть деньги - айфон сразу же перестает быть нишевым.

Ошибочность этой теории можно легко продемонстировать на примере Германии и Франции, где самсунг обогнал эпл. Аналогично в США среди автомобилей популярны форды и GM, а в во Франции - пежо и ситроен. Вот картинка:
https://deviceatlas.com/sites/deviceatlas.com/files/images/map-world-os-q1-20...

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

но не подходит для работы по медленному соединению, то есть, через интернет/телефон.

Теперь всё это дела давно ушедших дней. Сетевая прозрачность не взлетела и все начали гонять битмапы по сети. А Workstations стали настолько мощными, что сама сетевая прозрачность GUI оказалась нафиг никому не нужна.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Рынок США пока главенствующий, в отличие от немецкого или французского, и пока ещё Samsung «обводит» iPhone, но не наоборот. У тебя снова абсолютно неверная аналогия. Может быть в твоей местности iPhone и является нишевым продуктом для гламурных хипстеров, но в остальном мире он достаточно популярен для того, чтобы быть у огромного количества людей повседневным устройством общения/развлечения.

P.S. сам я не пользователь iPhone, а просто человек с глазами.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от TheAnonymous

DOS в винде 95-й не был 32-битным

Но почему-то не запускался на 286 с загрузочной дискеты, но запускался с DOS 6.22

Использовал какие-то инструкции 386+ процессора, которых нет у 286-го, но при чем тут 32-битность.

praseodim ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Теперь всё это дела давно ушедших дней. Сетевая прозрачность не взлетела и все начали гонять битмапы по сети. А Workstations стали настолько мощными, что сама сетевая прозрачность GUI оказалась нафиг никому не нужна.

Так и NeXTSTEP со своим доминированием на GUI-десктопах уже тоже давно ушел на покой. Но пока он доминировал - он не мог давать интерфейс через интернет. То есть, даже с другого конца города нужно было то ли через какую-то консолечку связываться, то ли тупо «ало, вася, выложи мне файл по ftp».

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от praseodim

какие-то инструкции 386+ процессора, которых нет у 286-го

Там же в основном инструкции, которые работают с 32-битными регистрами. Хотя, оказывается, не только, возможно, и ни при чем, тогда просто к слову

TheAnonymous ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Рынок США пока главенствующий, в отличие от немецкого или французского, и пока ещё Samsung «обводит» iPhone, но не наоборот.

Рынок США, мягко говоря, стоит не на одних игрофонах, потому оборот игрофонов в остальном мире намного выше такового в США. Что может быть более существенным, так это прибыль эпла за счет переоцененности айфонов - в этом плане эпл обгоняет всех, поскольку остальные производители продаются не сильно выше себестоимости, за исключением самсунга, который находится где-то посередине.

Айфон не смог безоговорочно победить даже на своей родине - в США, где даже у бомжа есть деньги на то, чтобы купить айфон - это я и называю «нишевость». Во Франции и Германии, где, казалось бы, с деньгами тоже проблем нету, айфон тоже не в состоянии победить - это страны находятся вне американской культуры, в отличие от США, Канады, Британии, Австралии.

А теперь посмотри на нокию до 2007 года: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:World-Wide-Smartphone-Market-Share.png
Очевидно, что у нокии было абсолютное доминирование - это массовый продукт, в отличие от нишевого айфона. Даже не смотря на то, что у нокии так и не было выпущено достойного игрофона, нокия продожала доминирование аж до 2011 года.

По авто: посмотри на рынки авто в европе и японии - у местных производителей безоговорочная победа:
https://www.best-selling-cars.com/japan/2019-q1-japan-best-selling-car-brands...
https://www.best-selling-cars.com/europe/2018-full-year-europe-best-selling-c...
Это предвзятость потребителя - люди покупают «свое». Если же ты не смог продать «свое» «своим», то это провал.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Но пока он доминировал - он не мог давать интерфейс через интернет.

Однако он уже мог делать такое:

In fact, with the superpower of NeXTSTEP, one of the earliest incarnations of DoomEd had Carmack in his office, me in my office, DoomEd running on both our computers and both of us editing one map together at the same time. I could see John moving entities around on my screen as I drew new walls. Shared memory spaces and distributed objects. Pure magic.

Опять же, у тебя слишком преувеличено влияние подобной сетевой прозрачности. NeXTstation задумывался как high-end workstation, поэтому быть ему тонким клиентом (терминалом) нафиг было не нужно. Да и впоследствии идею сетевой прозрачности интерфейса свели на нет, она полностью загнулась благодаря тому, что рабочие компьютеры стали обладать достаточной производительностью для отрисовки интерфеса.

К слову, сетевая прозрачность в иксах до сих пор работает как говно через интернет: Сетевую прозрачность в wayland завезли (комментарий)

То бишь тогда, когда был жив NeXT это вообще не было преимуществом.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Очевидно, что у нокии было абсолютное доминирование - это массовый продукт, в отличие от нишевого айфона. Даже не смотря на то, что у нокии так и не было выпущено достойного игрофона, нокия продожала доминирование аж до 2011 года.

Бред. Потому что до 2011 года смартфоны оставались больше уделом гиков, чем обычных пользователей. Твоя таблица захватывает процентные доли, но не их качественные количества. У Nokia было 70% рынка смартфонов с дай бог десятком миллионов устройств, а сегодня у Android их миллиарды, а доля рынка всего около 60%.

Вот как раз смартфоны на Symbian и были нишевыми девайсами и никак уж не доминирующими. У Nokia доминировала S40.

И да, европейская Nokia так и не смогла задоминировать американскую Motorola в США по обычным телефонам, рынок которых в то время был куда шире, чем рынок смартфонов на таблице которую ты привёл.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Кстати, насчёт иксов.

Сейчас уже как-то мало парит, для чего там сетевая прозрачность была нужна в античные времена, когда еще Прометею орёл печень не выклевал.

Зато очень хорошо понятно, зачем она нужна сейчас. Сейчас, когда на одного пользователя приходится по 3-4 устройства, вопрос вообще не стоит - черт побери, я хочу открыть документ на компе и продолжить его читать ровно с того же места, когда пойду со смартфоном в туалет. Я хочу, приехав на дачу, открыть ноутбук и продолжить работать над проектом ровно с того же места, на котором остановился на компе в городе. Включая открытые файлы, положение текстового курсора и списка окон с документами в браузере.

Конечно, это должна быть нормальная сетевая прозрачность, а не как в иксах.

Но вместо сетевой прозрачности всех посадят на облако дяди Сэма. Это всё одна и та же тема — лишить пользователя контроля и над устройствами, и над его собственными данными. Ты что, ретроград какой-то, чтобы сам себе устраивать сетевую прозрачность, когда у для тебя Люди уже сделали облачный офис?

Плохо не то, что сетевую прозрачность закопали. Плохо то, что нам предлагают взамен.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

Однако он уже мог делать такое:

Да, шлюз Novell хорошо работал. Однако же, это довольно примитивный инструмент. Сам Стив продавал ориентированность на сеть, и явно указывал это, как достоинство Xerox PARC, которого он сразу не оценил. Да, Стив имел не ту прозрачность, которая была у NeWS.

NeXTstation задумывался как high-end workstation, поэтому быть ему тонким клиентом (терминалом) нафиг было не нужно.

В отличие от современного мира, в то время пользователь? который на короткое время уехал в другой город или тупо пришел домой, лишался компьютера. Да, может быть отдельные люди ставили компы в разных местах, но это было весьма расточительно. Да, вполне возможно, что сам Sun преувеличил значение подобных проблем, поскольку в итоге решением было именно установка отдельных компов в каждом месте.

К слову, сетевая прозрачность в иксах до сих пор работает как говно через интернет

DPS в том числе через иксы работал. Другое дело, что иксы уже довольно долго оптимизировали для локальной работы, что есть бред, на самом деле: никсы много потеряли на декстопе из-за этого, пока не сделали DRI. Сам посуди: в то время, как в винде приложение из юзерспейса шлет команду напрямую в видеокарту - в никсах оно должно было слать через сокет команду однопоточному X серверу, который потом отправит команду драйверу.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Сейчас уже как-то мало парит, для чего там сетевая прозрачность была нужна в античные времена, когда еще Прометею орёл печень не выклевал.

Раньше она была нужна, потому что рабочие компьютеры были слабенькие и кое-как с интерфейсом справлялись, поэтому их юзали в виде тонких клиентов к чему-либо жирному.

Я хочу, приехав на дачу, открыть ноутбук и продолжить работать над проектом ровно с того же места, на котором остановился на компе в городе. Включая открытые файлы, положение текстового курсора и списка окон с документами в браузере.

Сейчас же пойнт в том, что ты на своём ноутбуке можешь продолжить работать над проектом, сделав git pull и открыв его в такой же IDE, как и на твоём компьютере. И работать тебе будет куда как удобнее и зависеть от качества соединения ты абсолютно не будешь, как и вообще от самого соединения.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Сейчас же пойнт в том, что ты на своём ноутбуке можешь продолжить работать над проектом, сделав git pull и открыв его в такой же IDE, как и на твоём компьютере. И работать тебе будет куда как удобнее и зависеть от качества соединения ты абсолютно не будешь, как и вообще от самого соединения.

Дело же не только в этом частном случае.

Простые факты:

  • Есть несколько вычислительных устройств, находящихся под моим управлением.
  • Есть высокоскоростная сеть, к которой они все подключены.

Очевидный юзкейс - иметь доступ полный и максимально прозрачный к любому компу с любого другого компа.

Какое решение предлагает индустрия для этого? ssh и bash. В 2019-м году. Классно, правда?

А за каким хреном все эти гигагерцы и гигабиты тогда?

Deleted
()
Последнее исправление: Deleted (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от byko3y

Однако же, это довольно примитивный инструмент.

Примитивный почему? Когда подобное появится в той же Windows или macOS, для примера?

Да, Стив имел не ту прозрачность, которая была у NeWS.

Ему удалось сделать так, что о NeWS и SunView говорим только мы с тобой на этом форуме, тогда как NeXTSTEP оставил достаточно ощутимый след в этом мире. Хотя SUN Workstations могли и задоминировать на рынке рабочих станций, если бы Steve’а не выгнали из Apple.

В отличие от современного мира, в то время пользователь? который на короткое время уехал в другой город или тупо пришел домой, лишался компьютера. Да, может быть отдельные люди ставили компы в разных местах, но это было весьма расточительно. Да, вполне возможно, что сам Sun преувеличил значение подобных проблем, поскольку в итоге решением было именно установка отдельных компов в каждом месте.

DPS в том числе через иксы работал. Другое дело, что иксы уже довольно долго оптимизировали для локальной работы, что есть бред, на самом деле: никсы много потеряли на декстопе из-за этого, пока не сделали DRI. Сам посуди: в то время, как в винде приложение из юзерспейса шлет команду напрямую в видеокарту - в никсах оно должно было слать через сокет команду однопоточному X серверу, который потом отправит команду драйверу.

Ты сильно преувеличиваешь проблему сетевой прозрачности в то время. Тогда интернет-каналы не могли передавать те примитивы, которыми испражнялись Display PostScript или X Rendering Extension. И оптимизация иксов под локалку это никакой не бред, а реалии того времени, когда в какой-нибудь организации подрубались к мощному компу с софтиной посредством тонких клиентов или терминалов. То, что это начало работать через интернет – это просто следствие развития компьютерных сетей. Но оно никогда, абсолютно никогда хорошо не работало. А сегодняшние эталонные реализации сетевой прозрачности – иксы, vnc, rdp и пр. с незапамятных времён кидают битмапы, а не примитивы.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

Сам посуди: в то время, как в винде приложение из юзерспейса шлет команду напрямую в видеокарту - в никсах оно должно было слать через сокет команду однопоточному X серверу, который потом отправит команду драйверу.

Вот только в винде зависшее приложение могло завесить весь GUI, потому что «команды напрямую в видеокарту» всё равно синхоризировались между собой на уровне абстракции «окон» и «потока событий».

Microsoft решала вопрос вплоть до висты, где реализовала композитор текстур в отдельном процессе.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

А сегодняшние эталонные реализации сетевой прозрачности – иксы, vnc, rdp и пр. с незапамятных времён кидают битмапы, а не примитивы.

У rdp намного более высокоуровневый API, чем просто битмапы.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

У Nokia было 70% рынка смартфонов с дай бог десятком миллионов устройств, а сегодня у Android их миллиарды, а доля рынка всего около 60%.

Вот у меня телефон с жавой, браузером Opera, жаббером, радио, диктофоном, аудио/видеопроигрывателем, фонариком. Проц 400 МГц ARM. На моей Nokia N810 проц тоже 400 МГц ARM. Кто из них - смартфон? Не было никакого четкого перехода, и то, что продавала нокия, было смартфонами, но это не называется смартфонами сейчас. По крайней мере в США кол-во мобилок за эти годы практически не изменилось:
https://zdnet2.cbsistatic.com/hub/i/r/2014/09/18/e201f6bc-3f11-11e4-b6a0-d4ae...
Таким образом, Nokia была в положении, приближавшемуся к монопольному. О чем я и писал.

европейская Nokia так и не смогла задоминировать американскую Motorola в США по обычным телефонам, рынок которых в то время был куда шире, чем рынок смартфонов на таблице которую ты привёл.

Может быть в США и не смогла. В мире - вполне смогла:
https://public.flourish.studio/visualisation/270258/embed

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Какое решение предлагает индустрия для этого? ssh и bash. В 2019-м году. Классно, правда?

А за каким хреном все эти гигагерцы и гигабиты тогда?

Опять же, всё зависит от твоих потребностей. Кому-то и ssh/bash достаточно. Разве тебе что-то мешает объединить всё в одну сеть и пробросить GUI каждого устройства? Отсутствие стандартизированной технологии, которая бы была на каждом устройстве? Так её никогда и не было и она вряд ли появится вообще.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Отсутствие стандартизированной технологии, которая бы была на каждом устройстве? Так её никогда и не было и она вряд ли появится вообще.

Я об этом и говорю.

Не появится, потому что экономически не выгодна ни для кого из тех, кто теоретически мог бы реализовать и протолкнуть такой технологический стек.

Так всё и будет дальше: прибитые гвоздями-соткой GUI для массы и user@localhost:~$ для IT-чернорабочих.

IT — это просто черная дыра, единственный смысл которой - каждый год впаривать еще большее говно за еще большие бабки всё тем же лохам. Я наверное был слишком наивен в молодости, что для меня это стало таким шокирующим открытием.

Deleted
()
Последнее исправление: Deleted (всего исправлений: 1)
Ответ на: комментарий от byko3y

Кто из них - смартфон?

Смартфон это то устройство, под которое ты можешь написать собственную программу используя не J2ME, а нативные API и официальные средства для разработки. Железо тут не играет абсолютно никакой роли.

Может быть в США и не смогла. В мире - вполне смогла: https://public.flourish.studio/visualisation/270258/embed

Вот эта ссылка отлично опровергает твоё утверждение, что Apple является нишевым устройством. А доминирование вещь относительная. Позавчера – Motorola, вчера – Nokia, сегодня – Samsung.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Когда подобное появится в той же Windows или macOS, для примера?

IBM Lotus, MS SMB, и еще гора аналогичного софта. Да, SMB умеет работать через интернет. То, что описывает Кармак, не было чем-то необычным даже в то время.

Ему удалось сделать так, что о NeWS и SunView говорим только мы с тобой на этом форуме, тогда как NeXTSTEP оставил достаточно ощутимый след в этом мире. Хотя SUN Workstations могли и задоминировать на рынке рабочих станций, если бы Steve’а не выгнали из Apple.

Если б да кабы во рту вырасли грибы. К сожалению, во многих крупных и финансово усешных фирмах сидят неадекватные люди. Так же я могу предполагать, что если бы Стив не был таким неадекватом, то Эпл сейчас был бы монополистом десктопов и мобилок. Но, с другой стороны, Xerox мог бы занять эту позицию еще раньше эпла.

Популярность решений, к сожалению, довольно слабо зависит от качества этих решений - потому мы сейчас имеем доминирование PHP и JS в вебе.

А сегодняшние эталонные реализации сетевой прозрачности – иксы, vnc, rdp и пр. с незапамятных времён кидают битмапы, а не примитивы.

Интернет и удаленный доступ - это вполне себе реальность для США того времени. Спустя всего несколько лет уже сделают WWW.
Почему при удаленном доступе используют битмап? Потому что не нужно делать никаких действий для того, чтобы реализовать это - тупо берешь и кидаешь битмап. Если бы была реальная проблема передачи данных по интернету, то ее бы кто-то и решал. А так пока что либо X/rdp, либо специальные протоколы под конкретную задачу.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Смартфон это то устройство, под которое ты можешь написать собственную программу используя не J2ME, а нативные API и официальные средства для разработки. Железо тут не играет абсолютно никакой роли.

И смартфон, залоченный на андроид и на котором можно ставить только жавоприложения, перестает быть смартфоном - так, что ли?

Вот эта ссылка отлично опровергает твоё утверждение, что Apple является нишевым устройством. А доминирование вещь относительная. Позавчера – Motorola, вчера – Nokia, сегодня – Samsung.

Да, только эпл никогда не доминировал и не будет доминировать - ты не находишь это странным?

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

То, что описывает Кармак, не было чем-то необычным даже в то время.

*Ромеро. Тулза для совместного редактирования 3D-графики действительно была необычна и инновационна в то время. Особенно в руках небольшой компании, разрабатывающей игры, а не что-то там для больших и серьёзных дядь в enterprise.

Если б да кабы во рту вырасли грибы.

Именно так, поэтому и Xerox и Sun сегодня на помойке истории.

Потому что не нужно делать никаких действий для того, чтобы реализовать это - тупо берешь и кидаешь битмап.

На самом деле нужно. Для «тупо берёшь и кидаешь Bitmap» не хватит даже сегодняшних высокоскоростных сетей. Этот Bitmap ещё нужно хитро сжать, так чтобы по сети ты кидал не 8 MB за кадр, а пару KB и ещё быстро разжать на клиенте, да так, чтобы не было задержки.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

На современном железе можно в лоб кодировать видеопоток. Уже даже игры-в-облаке вполне нормально работают. Для приложения без динамических сцен, где каждый кадр мало отличается от предыдущего, можно снизить требование к пропускной споосбности на порядок, по сравнению с теми играми.

А при минимальной поддержке со стороны тулкита, который знает, какие области в окне являются прокручиваемым (типа области текста в редакторе), и их можно кусками закэшировать и переиспользовать - еще не порядок.

Deleted
()
Ответ на: комментарий от EXL

Тулза для совместного редактирования 3D-графики действительно была необычна и инновационна в то время

Я имел в виду не сам редактор, который можно обновлять модель из файла при обновлении файла, а технологию, которая осуществляет саму передачу данных по кканалам связи. И это была тупо синхронизация файлов. Да, плюсик разрабам за то, что сообразили сделать на базе этого интерактивность, но магии там намного меньше, чем они пытаются преподнести.

Этот Bitmap ещё нужно хитро сжать, так чтобы по сети ты кидал не 8 MB за кадр, а пару KB и ещё быстро разжать на клиенте, да так, чтобы не было задержки.

Делаешь разность с предыдущим и сжимаешь его. Как бы, MPEG 1 уже в 1993 был выпущен - с тех пор разных простых и сложных алгоритмов уйма появилось.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

И смартфон, залоченный на андроид и на котором можно ставить только жавоприложения, перестает быть смартфоном - так, что ли?

В приложениях на Android используется далеко не только Java. Ты не мог на обычном мобильном телефоне вылезти за пределы весьма ограниченных классов J2ME и такой же ограниченной виртуальной машины. Тогда как в современных смартфонах ты можешь быть максимально близок к железу. Большинство игр на Android в угоду производительности используют нативные либы, например.

Да, только эпл никогда не доминировал и не будет доминировать - ты не находишь это странным?

Нет, мне всё равно, доминирует он или нет. Я спорил с твоим утверждением, что iPhone – нишевый продукт. Это далеко не так. Нельзя иметь второе место на рынке по продажам вкупе с миллиардами проданных устройств и быть нишевым.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Deleted

Так всё и будет дальше: прибитые гвоздями-соткой GUI для массы и user@localhost:~$ для IT-чернорабочих.

Проблема как всегда в том, что в OpenSource никто не может нормально между собой договориться. Ты имеешь кучу DE, кучу дистрибутивов с разными пакетными менеджерами, кучу различных программ, которые делают одно и то же. Так что на фоне этого зоопарка так ли важно всеобъемлющее и стандартизированное решение проблемы сетевой прозрачности? Я так не думаю.

На современном железе можно в лоб кодировать видеопоток. Уже даже игры-в-облаке вполне нормально работают. Для приложения без динамических сцен, где каждый кадр мало отличается от предыдущего, можно снизить требование к пропускной споосбности на порядок, по сравнению с теми играми.

А при минимальной поддержке со стороны тулкита, который знает, какие области в окне являются прокручиваемым (типа области текста в редакторе), и их можно кусками закэшировать и переиспользовать - еще не порядок.

Именно так. Потому и истинная сетевая прозрачность ушла в небытие.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Ты не мог на обычном мобильном телефоне вылезти за пределы весьма ограниченных классов J2ME и такой же ограниченной виртуальной машины

Да, этому была причина. Во-первых, в прошивке нет защищенного режима, во-вторых, у каждого телефона разные интерфейсы к железу. Может у нас тогда и машина с DOS не будет являться персональным компьютером?

Тогда как в современных смартфонах ты можешь быть максимально близок к железу.

Ровно настолько, насколько это железо стандартно. А сейчас оно таки стандартно, потому что все используюут один и тот же ARM с минимально отличающимися видеопроцессорами.

Нельзя иметь второе место на рынке по продажам вкупе с миллиардами проданных устройств и быть нишевым.

Ну, у меня более мягкое определение «нишевый». Это скорее значит «вечно второй». Судя по всему, Стива устраивала такая позиция, то есть: мы делаем дорогой продукт для успешных людей, а лидер рынка делает гширпотреб для быдла.

byko3y ★★★★
()
Ответ на: комментарий от byko3y

но магии там намного меньше, чем они пытаются преподнести.

Ты так говоришь, будто я цитирую слова из рекламного буклета NeXTSTEP OS, а не из блога воспоминаний одного разработчика, который описывает созданный им инструмент с целью фиксирования тёплых воспоминаний и ностальгии, а не с целью его продажи. Хотя в своё время они продали этот инструмент и покупатели выпустили Hexen и Heretic ну очень быстро после выхода Doom’ов. Так что, смог ли Ромеро бы сделать подобный инструмент в DOS? Нет. В macOS или Windows? Сомнительно. В Sun OS или IRIX? Скорее всего да, вот только:

Если б да кабы во рту выросли грибы.


Делаешь разность с предыдущим и сжимаешь его. Как бы, MPEG 1 уже в 1993 был выпущен - с тех пор разных простых и сложных алгоритмов уйма появилось.

Да. И как только скорость в сетях увеличилась и пожатые Bitmap’ы стало выгодно кидать – истинная сетевая прозрачность™ сдохла моментально.

Какие преимущества вытекали из кидания Bitmap’ов, вместо примитивов?

  1. Это было действительно кроссплатформенно, достаточно было прокинуть мышку/клавиатуру/экран.
  2. Теперь приложения не зависели от устаревших тулкитов и протоколов, в которых была реализована истинная сетевая прозрачность™.

Недостатки? Медленно. Но это компенсировалось увеличившейся скоростью сетей.

Какие были недостатки истинной сетевой прозрачности™? Банально – устаревший иксовый тулкит Xaw или как там его, который не отвечал потребностям рынка и пользователей. Да он быстро работал, но выглядел как говно и имел такую же функциональность. И устарел сразу после своего выхода в мир. А потому практически сразу был заброшен всеми теми, которые верили в Unix Workstations и сделали Motif/CDE. А этот Xaw до сих пор болтается соплёй в иксах.

EXL ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от EXL

Ты так говоришь, будто я цитирую слова из рекламного буклета NeXTSTEP OS, а не из блога воспоминаний одного разработчика, который описывает созданный им инструмент с целью фиксирования тёплых воспоминаний и ностальгии, а не с целью его продажи. Хотя в своё время они продали этот инструмент и покупатели выпустили Hexen и Heretic ну очень быстро после выхода Doom’ов

Unreal Tournament, Crysis, Fallout/Elder Scrolls - это не игры, это реклама инструментов разработки. Основной успех id software был именно в разработке инструментов, что у них хорошо получилось. Да, NeXTSTEP был идеальной платформой для разработки GUI до тех пор, пока на сцену не вышел Windows.

Какие были недостатки истинной сетевой прозрачности™? Банально – устаревший иксовый тулкит Xaw или как там его, который не отвечал потребностям рынка и пользователей.

Не истинной прозрачности, а универсальной, всеобъемлющей. Инструменты администрирования функционируют нынче через специальные протоколы (SSH, LDAP, Docker, etc) - там, где это нужно, а не во всех приложениях системы.

byko3y ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.