Тут недавно отгремела одна тема про сабж. Я ее активную фазу прозевал, но есть несколько моментов, которые хотелось бы, так сказать, актуализировать. А заодно развеять один очень стойкий миф.
Самый главный вопрос топика - откуда в СССР взялись клоны этого самого спектрума. Вокруг него и будем плясать.
Если кто не сильно знаком с аппаратной архитектурой этого компьютера, то пара слов об основах будет не лишней. Собран сей агрегат был в основном на обычных микросхемах широкого потребления. Даже процессор не был каким-то «черным ящиком». Распечатанная на обороте бухгалтерских отчетов документация на него в странах загнивающего запада имела статус сортирного чтива у любого вовлеченного в индустрию инженера.
Но самой главной фишкой было то, что сегодня называют словом «чипсет» - микросхема ULA, реализующая логику взаимодействия процессора со всеми остальными «открытыми» узлами. В современных терминах это был типичный ASIC, т.е. нестандартная заказная микросхема, сверстанная из готовых функциональных блоков. И по своей сложности она приближалась к центральному процессору Z80.
Теперь к сути мифа.
Есть растиражированная отечественными интернет-ресурсами байка, что первый клон спектрума был создан «гениальными советскими инженерами», заполучившим оригинальный западный компьютер (дословно) на два часа.
Еще раз для непонятливых. Некая группа людей получила в свое распоряжение устройство всего на два часа. В течение этого времени они тыкали щупами осциллографа по контактным площадкам неведомой микросхемы, реализующей некую логику тысячами двоичных вентилей. При этом данная микросхема даже не была центром системы, а всего лишь обслуживала второстепенные потребности процессора, занятого своими собственными делами. И они, бляха-муха, на основании осциллограмм, которые даже нельзя было заскриншотить, разгадали логику БИС (большой интегральной схемы) до уровня повторения!
Я причастный к разработке электронных систем человек. И для меня эта история выглядит как кинолента «Хакеры» для заядлого линуксоида.
Ну блин, наблюдение осциллограмм сигналов на отдельных ножках сложной микросхемы в реальном времени, да еще без возможности последующего комплексного анализа - это как делать вывод о технологических процессах большого завода, основываясь лишь на наблюдениях за маршрутом его вечернего развозочного автобуса.
Бред собачий. Сверх-разумы, способные на такое, давно поработили бы нашу никчемную планетку со всеми Гейтсами, Масками и Джобсами вместе взятыми.
ЭТО ТАК НЕ РАБОТАЕТ. Нельзя в подобных условиях по осциллограммам отреверсить ничего сложнее одиночного триггера.
Теперь к главному вопросу. Как же все-таки смогли повторить? А ответ банальный: реверс-инженеринг на основе утянутых с запада спецификаций. Зная, КАК должно работать, всегда можно сделать то, что будет повторять данную логику.
Это как алгоритмическая задача из учебника по информатике. Если нужно отсортировать массив, то есть десяток способов: от «пузырька» до «quicksort». Результат всегда один, пусть и с разными затратами ресурсов. Отсюда, кстати, и количество вариантов клонов. Каждый реализовывал логику ULA немного по-своему, в целом повторяя оригинал, но почти всегда с некоторыми косяками, ведущими к несовместимости отдельных программ.
В ситуации со спектрумом, вероятно, осциллограммы стали просто дополнительным подспорьем к полученным с запада распечаткам спецификаций. И в это верится гораздо больше, чем в неведомых гениев, угадывающих архитектуру большой микросхемы по форме сигналов на ее выводах.