В примечаниях к релизу разработчик по факту признаёт решение использовать GTK4 во втором своём проекте — САПР Dune3D — неудачным и обещает в обозримом будущем оставить Horizon EDA на GTK3, поскольку порт на GTK4 займёт много времени и сил и в итоге ухудшит пользовательский опыт.
Сборка создана на базе актуальной нестабильной ветки разработки FreeCAD. Часть перечисленных ниже изменений уже передана в апстрим, часть находится на рассмотрении.
Выпущена новая нестабильная версия GIMP с существенными изменениями.
Основные новшества в этой версии:
Минимальная реализация эффектов слоёв. Каждый примененный инструмент цветокоррекции и фильтр теперь сохраняется как атрибут слоя и может быть повторно отредактирован. Можно менять порядок применения фильтров и временно отключать или удалять их.
Автоматическое расширение слоёв при рисовании. Опция «Expand layers» доступна во всех кистевых инструментах кроме ластика. Можно указать размер и способ заливки добавленной области.
Диалог для персонализации программы при первом запуске. Можно выбрать тему интерфейса, масштабирование значков и текста интерфейса, отключить группировку инструментов и т.д. Этот же диалог в дальнейшем открывается при старте на странице «Создать» – там можно выбрать для открытия недавние изображения, создать новое, либо открыть произвольный существующий файл.
Улучшенная поддержка цветовых пространств, отличающихся от sRGB. GIMP понемногу переписывается, чтобы поддерживать цветовые пространства не только на базе RGB. Основные изменения в этой версии — «под капотом». Из заметного пользователям — программа научилась делать замеры пипеткой в родном цветовом пространстве открытого изображения и показывать соответствующий цветовой профиль в диалогах.
Выравнивание и равномерное распределение слоёв прямо на холсте, с динамическими направляющими, а-ля Figma, Inkscape и т.д.
Поддержка 16-/32-разрядных на канал файлов RGBA DDS, улучшения в поддержке других форматов (GIF, HEIF, EXR, PDF, PNG, PSD, PSP).
Поддержка форматов Farbfeld, Esm Software PIX, HEJ2.
Система тем интерфейса реорганизована и существенно упрощена.
Разработка новшеств для версии 3.0 на этом прекращена. Дальше будут выпускаться только RC с исправлениями ошибок.
Реализация недеструктивного редактирования в дальнейшем будет дорабатываться. В частности, можно будет создавать маски для эффектов слоёв.
Компания Ondsel появилась год назад. Ее сооснователь — Brad Collette, один из давних участников проекта и автор верстака Path (CAM). Инвесторы — фонд Open Core Ventures, основанный руководителем Gitlab Сидом Сийбрандийем (Sid Sijbrandij).
Выпущена новая мажорная версия Elektroid — свободного аналога Elektron Transfer для управления пресетами и сэмплами на аппаратных синтезаторах и сэмплерах различных производителей.
2 января 2024 года свободному пакету 3D-моделирования и анимации Blender исполнилось 30 лет.
Blender разрабатывался как собственное приложение голландской анимационной студии NeoGeo. Разработка официально стартовала 2 января 1994 года, версия 1.00 была выпущена год спустя.
Впоследствии студия прекратила свое существование, а разработка в июне 1998 года была перенесена в новую компанию, Not a Number Technologies (NaN). В 2002 году компания разорилась, после чего ее сооснователь и оригинальный разработчик программы Тон Роозендаал основал НКО Blender Foundation и с помощью сообщества собрал 100 тысяч евро на освобождение исходного кода программы. С этого момента Blender развивается как свободный проект.
За годы существования проекту удалось создать впечатляющую финансово устойчивую экосистему, в которой находится место платным курсам, дополнениям, заказной разработке, интеграциям с коммерческими решениями.
В настоящее время над Blender и свободными кинопроектами Blender Studio, работает несколько десятков человек на зарплате. Их работа оплачивается благодаря пожертвованиям как частных лиц, так и корпораций, среди которых Microsoft, Adobe, NVidia, AMD, Intel, Meta и другие.
Ко дню рождения сообщество сделало подарок Фонду и в течение декабря сделало более 10 тысяч частных пожертвований в фонд финансирования разработки.
Некоммерческая организация GNOME Foundation получила грант размером 1 миллион евро от Sovereign Tech Fund. Эти средства планируется потратить на следующее:
создание нового стека вспомогательных технологий для инвалидов;
шифрование домашних каталогов пользователей;
обновление GNOME Keyring;
улучшение поддержки аппаратного обеспечения;
инвестиции в QA и Developer Experience;
расширение различных API freedesktop;
консолидация и улучшения компонентов платформы GNOME.
Фонд приглашает заинтересованных разработчиков — как физических лиц, так и организации — к участию в работе по этим направлениям.
Подробной информации пока немного, но о планах на новый стек вспомогательных тенологий для незрячих можно почитать в блоге Мэтта Кэмпбелла, который планирует взять на себя эту часть работы. Мэтт сам является незрячим и уже более 20 лет разрабатывает ПО для таких же, как и он, в том числе, для пользователей Linux. Мэтт — создатель System Access (с 2004 по настоящее время), участник разработки Narrator и UI Automation API в Microsoft (2017-2020), а также ведущий разработчик AccessKit (с 2021 по настоящее время).
Sovereign Tech Fund основан в октябре 2022 года и финансируется немецким федеральным министерством экономики и защиты климата. За это время фонд оказал поддержку таким проектам, как curl, Fortran, OpenMLS, OpenSSH, Pendulum, RubyGems & Bundler, OpenBLAS, WireGuard.
6 ноября проекту Inkscape (свободный редактор векторной графики) исполнилось 20 лет.
Осенью 2003 года четверо активных участников проекта Sodipodi не смогли договориться с его основателем, Лаурисом Каплински, по целому ряду технических и организационных вопросов и форкнули оригинал. На старте они поставили себе следующие задачи:
полная поддержка SVG;
компактное ядро на C++, обвешанное расширениями (по образцу Mozilla Firebird);
интерфейс на GTK, следование стандартам GNOME HIG;
открытый процесс разработки, где приветствуются эксперименты;
Команда Blender Studio представила на этой неделе 15-ю анимационную короткометражку под названием Wing It. Как обычно, подобные проекты используются для тестирования Blender в реальных условиях и доработки слабо развитых функций программы. В данном случае в фокусе внимания разработчиков оказались возможности программы для нефотореалистичного (NPR) и стилизованного рендеринга.
Сюжет по традиции незамысловат: кот-DIYщик пытается закончить сборку космического корабля, но вломившийся на ракету придурковатый пёс решает взлететь как есть.
Godot Foundation объявил об официальном запуске собственного фонда финасирования разработки проекта. Собранные средства будут идти на оплату работы наёмных сотрудников, работающих над развитием проекта. В анонсе разработчики рекомендуют своим подписчикам перейти с платформы Patreon на их собственную платформу, чтобы уменьшить комиссию, достающуюся посредникам.
На июль 2023 года на фонд работало 10 человек — как полный рабочий день, так и с частичной занятостью. Фонд выбирает исполнителей из числа активных участников проекта, которые уже хорошо себя зарекомендовали и готовы брать дополнительную работу за деньги. В настоящее время ежемесячные расходы на зарплату составляют порядка 40 тысяч долларов в месяц. Подробнее о финансовом положении фонда и практике найма можно почитать в блоге.
Godot Foundation появился в 2022 году, создание организации разработчики движка связывают с тем, что они переросли Software Freedom Conservancy.
Анонс также совпал с новостью о смене системы лицензирования на движок Unity. Теперь на профессиональном тарифе разработчик игры делает отчисления создателям движка за каждую фактическую установку игры.
Обновлены и улучшены разные части интерфейса. В частности, улучшена навигация с помощью куба, переработан диалог настройки программы.
Внесена масса улучшений в верстак FEM: добавлен фильтр контуров для рисования изолиний, решатель Elmer теперь может выполняться на нескольких ядрах, добавлены электромагнитные симуляции, появилась возможность делать нелинейный анализ эластичности.
В верстаке Path появилась поддержка CAMotics — GCode-симулятора трёхосевых CNC.
В верстаке Sketcher улучшена работа с B-Spline, переработана сетка, упрощен интерфейс виджетов ограничений и элементов, добавлена базовая поддержка слоёв (пока что прибиты гвоздями три слоя), добавлены ограничения «расстояние от окружности до окружности» и «расстояние от окружности до отрезка», добавлено управление привязками.
Добавлены новые инструменты в верстак TechDraw: SurfaceFinishSymbol, ComplexSection, HoleShaftFit, AxoLengthDimension, режимы навигации теперь совпадают с режимами в 3D.
Помимо того, завершены первые две фазы из пяти по исправлению печальной известной проблемы с наименованием топологии. В третьей фазе ожидается временное замедление работы программы, именно поэтому отсечка релиза сделана по завершению второй фазы. Оптимизация новых алгоритмов будет выполняться в последней, пятой фазе. К выпуску следующего крупного обновления, 1.0, работа будет полностью завершена.
Проект постепенно переходит от хаотичной модели разработки к более управляемой, процессы постепенно документируются и автоматизируются, появилась начальная версия дорожной карты развития.
Кроме того, 11-13 августа в Ванкувере (Канада) пройдёт хакатон, на котором соберутся как активные участники проекта, так и новички. Приглашаются все желающие поучаствовать в разработке.
Параллельно возобновлена работа над простым редактором velocity для MIDI-дорожек (хорошо знакомая музыкантам визуализация в виде леденцов). Судя по степени готовности, стоит ждать в следующем релизе.
Параллельно продолжается работа над третьей версией программы, в которой переписано ядро геометрических вычислений, изменен графический интерфейс и добавлена возможность писать дополнения на Lua.
Выпущено крупнейшее за последнее время обновление свободного нотного редактора MuseScore. Изменения затронули практически все аспекты программы: интерфейс и юзабилити, архитектуру, корректность нотного набора, качество воспроизведения и т.д.
Основные изменения:
Интерфейс целиком переписан на QML, внесено огромное количество улучшений в эргономику: проще создавать новые партитуры и управлять партиями, проще использовать панель свойств и т.д.
Переработана внутренняя архитектура, что позволяет в дальнейшем быстрее добавлять новые возможности.
Полностью переработан движок воспроизведения нот. Новый движок позволяет при воспроизведении в режиме реального времени чуть заранее интерпретировать нотные партитуры и посылать сэмплеру команды переключения, например, использовать пиццикато для струнных.
Совместно с командой StaffPad разработан новый сэмплер Muse Sounds и библиотеки сэмплов для качественного воспроизведения музыки по нотам в режиме реального времени (код закрыт, использование необязательно).
Полностью переработан микшер, добавлена возможность подключать плагины VST3 (инструменты и эффекты).
Внесена масса улучшений в качество набора нотных партитур, в частности, особое внимание уделено горизонтальным интервалам и относительному размещению нот, отрисовке лиг в аккордах и т.д.
В приложение встроен образовательный раздел с видеороликами.
Переписывание внутреннего представления времени так или иначе заняло около четырех лет, поскольку это затронуло приличную часть кода, плюс параллельно выходили релизы в ветке 6.х с новыми возможностями и исправлениями ошибок.
Сейчас команда планирует переключиться обратно на короткий цикл разработки (обычно это пара месяцев между релизами). Ожидается, что существенная часть времени будет потрачена на дальнейшую разработку нелинейного секвенсера, где сейчас отсутствуют две важных функции: запись и встроенный редактор клипов.
Выпущена новая нестабильная версия графического редактора GIMP. Главное изменение — базовая поддержка CMYK. Текущая реализация ориентирована на пользователей, которых устраивает позднее связывание. Что это означает:
Можно открывать CMYK JPEG/TIFF/PSD (происходит преобразование в sRGB).
Можно быстро выполнять программную цветопробу.
Информация о профиле цветопробы сохраняется в XCF.
Новый проектный файл можно создать сразу с указанием профиля цветопробы.
Можно экспортировать всё те же CMYK JPEG/TIFF/PSD без установки дополнительных плагинов.
Выборщик цвета в нотации CMYK и образцовые точки (sample points) теперь используют профиль цветопробы, если он указан.
Кроме того, реализована базовая поддержка дуплексных PSD. Они открываются как файлы в оттенках серого, исходные данные о раскрашивании сохраняются и при обратном экспорте в PSD переносятся в изображение. Интерфейса для создания/редактирования раскрашивания пока нет.
Основная часть работы над поддержкой CMYK выполнена единственным студентом, которого команда взяла в этом году по программе Google Summer of Code.
Доступность CMYK и других цветовых моделей как режимов изображения (раннее связывание) ожидается в дальнейших версиях программы после выпуска версии 3.0.
Также в новой версии:
Быстрое изменение размера кисти с предпросмотром на холсте по комбинации Alt+правый клик.
Интерфейс к настройке модификаторов на холсте. Например, если вы то и дело нечаянно активируете вращение холста, теперь на это действие можно повесить такие сложные модификаторы, что вы об этой проблеме навсегда забудете.
Немного улучшен интерфейс параметров инструмента заливки в части определения штрихового рисунка.
Можно задать свои цвета для узора шахматной доски, обозначающего прозрачность.
В диалог со списком изменений в новой версии добавлены элементы интерактива.
Жестом «щипок» на тачпэде теперь можно выполнять не только масштабирование, но и вращение холста.
Тема интерфейса «Default» теперь доступна в светлом варианте. Используется тот же переключатель, который позволяет выбрать светлый или темный вариант системной темы GTK.
Улучшена поддержка форматов DDS, SVG, GIF, PNG, FLI, Raw (не цифровое фото), добавлена поддержка WBMP и ANI.