LINUX.ORG.RU

Избранные сообщения cvv

Valve анонсирует протоколы Frog для обхода медленной разработки Wayland и бесконечных обсуждений

Новости — Linux General
Группа Linux General

На gitlab.freedesktop.org появился запрос на слияние (Merge Request) о внедрении протокола frog-fifo-v1 в исходные тексты драйверов Mesa. В тексте этого MR объясняется, что SteamOS (Steam Deck) и Gamescope уже «поставляют по существу эту функциональность» начиная с версии 3.5, поскольку это «серьезная и реальная проблема».

По словам Мисила (misyltoad, misyl), который выполняет различную работу для Valve (например, Gamescope), идея в том, чтобы дать Wayland Protocols быстрый толчок, чтобы начать работу над улучшением ситуации для пользователей. Из описания frog-protocols:

У Wayland Protocols уже давно есть проблемы с новыми протоколами, которые работают месяцами, а то и годами даже с базовой функциональностью.

Крайне проблематично, что некоторые протоколы реализуют очень примитивные и базовые функции, необходимые, чтобы VSync не вызывал голодания графического просессора в Wayland, а также для исправления ужасного зависания приложений, когда окна перекрывались с включенным FIFO/VSync.

Нам нужно быстрее передать протоколы в руки конечных пользователей! Основная причина, по которой многие пользователи до сих пор используют X11, заключается в отсутствии функциональности, которую мы можем предоставить сегодня, но которая по той или иной причине заблокирована.

Разработчик Саймон Сер (Simon Ser, emersion) уже несколько раз возражал, заметив, в частности:

Не думаю, что добавление поддержки протоколов, по сути обходящих консенсус протоколов Wayland — хорошая идея. Планка для протоколов Wayland не так уж высока, и добавление поддержки сторонних протоколов, не представляющих сообщество Wayland — не лучший шаг вперёд.

Ему ответил разработчик Valve Пьер-Лу Гриффе (Plagman):

В быстрой итерации есть ценность, которой не хватает в текущей модели разработки. Было бы лучше, если бы расширения размещались в репозитории upstream wayland-protocols, это было бы замечательно, но я не уверен, что для расширений протокола вообще должны быть какие-то препятствия. Напротив, уменьшение разногласий в этом вопросе обеспечит неоценимую экспериментальную обратную связь для дальнейших усилий по разработке и будет служить пользователям во время длительных циклов разработки.

>>> Подробности

 ,

ToUser
()

Linux Mint отказывается от libAdwaita и призывает остальных присоединиться к ним

Новости — Linux General
Группа Linux General

Разработчики Linux Mint в своем ежемесячном дайджесте новостей рассказали о ходе разработки Linux Mint 22 и, в том числе, поделились своим видением ситуации, связанной с развитием GNOME и приложений, разрабатываемых в рамках него.

В 2016 году разработчиками Linux Mint был запущен проект под названием XApps, направленный на создание универсальных приложений для традиционных настольных сред на базе GTK для замены базовых приложений GNOME. В их числе Xreader (форк Atrill, который, в свою очередь, форк Evince), Xplayer (форк Totem), Xviewer (форк Eye of Gnome) и другие. Более подробно о проекте можно узнать на их сайте.

( читать дальше... )

>>> Подробности

 , ,

another
()

Леннарт Поттеринг анонсировал run0 — альтернативу sudo

Новости — Linux General
Группа Linux General

Леннарт Поттеринг, главный разработчик systemd, объявил на своём канале Mastodon о своей новой инициативе: команде run0, призванной заменить sudo в деле повышения привилегий пользователя. Планируется, что run0 войдёт в состав systemd 256.

( читать дальше... )

>>> Подробности

 , ,

anonymous
()

Господа сисадмины, есть ли для Linux - какая нибудь подсистема хранения метаинформации файлов независимая от низлежащей fs?

Форум — Admin

Этот вопрос возник когда начал использовать облака. На данный момент Яндекс и МейлРу - хранят лишь время записи файла в облако, а не его оригинальное время модификации. С другими атрибутами тоже не уверен что всё в порядке, а желательно ещё сохранять владельца и права доступа.
Изначально вопрос «встал» после потери оригинальных времён медиафайлов, но лично мне эта ситуация не нравится в целом. Мало ли что я решу сохранить... А потом и разбирайся какая из копий новее...
Вот помнится в OS/2 для fat был файл: «ea data.sf» в котором хранилось всё, вплоть до длинного имени файла... Хотя конечно не знаю всей подноготной того что хранилось в том файле...

 , , ,

n0mad
()

Буква U в GTK означает usability

Форум — Talks

Привет, ЛОР!

Как ты знаешь, разработчики GNOME/GTK всё время стремятся к улучшению пользовательского интерфейса и упрощению его использования. Раньше пиком безумия я считал, что в GNOME Music нет регулятора громкости, то сегодня в нашу рубрику «ненужные пользователю функции» попадает… ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕКСТА.

Так, в официальном гномовском клиенте для matrix под названием Fractal (написан на Rust+GTK4) после добавления реакций на сообщения пропала возможность выделять текст сообщений, например, для копирования. Причиной этому является тот факт, что GTK4 не позволяет делать свою всплывающую подсказку при наведении мышки на элемент интерфейса и одновременно разрешить выделять текст в нём. Поэтому авторы Fractal выбрали, конечно же, реакции с emoji.

Баг в GTK4 висит уже больше двух лет: https://gitlab.gnome.org/GNOME/gtk/-/issues/4606

Разработчики GTK пишут, что всё в порядке:

On the flip side, it protects your muscle memory by giving you the same menu layout you’ve used a million times on entries before. But to each his own…

Багу в Fractal тоже больше года: https://gitlab.gnome.org/World/fractal/-/issues/1088

В качестве альтернативы, предлагается скопировать всё сообщение в текстовый редактор, выделить там нужную часть и уже оттуда вставить её куда надо.

Если честно, не помню такого маразма больше нигде. Программы на GTK – особенно четвёртой версии! – воистину прокляты и бесполезны.

 fractal, ,

hateyoufeel
()

Видал ли LISP прод?

Форум — Talks

Здравствуй, ЛОР!

Намедни возник спор про LISP. Утверждалось, что LISP прода не видал. Ну, как не видал. Разве что в форме всяких AutoLISP встроенных. А сам LISP, так, язык для обучения, вроде Pascal.

Казалось бы, вызывающе неверная информация. А как же LISP-машины и ИИ из 70-х, как минимум, подумалось мне? Да вот только никаких конкретных проектов в голову так и не пришло. LISP в моей голове это встроенные AutoLISPы, абстрактные интеллектуальные системы из прошлого и, ну Бог с ним, пусть будет всякая маргинальщина для энтузиастов вроде emacs и shepherd (инит на схеме, очень забавная штука), юзает же кто-то (пусть в контексте прода это, наверное, изрядный такой совоглобусинг). Всё равно негусто. Как-то даже стыдно стало. Неужели действительно не видал?…

ЛОР (я знаю, тут есть эксперты по всему), расскажи, пожалуйста, про конкретные проекты на LISP (ну или хотя бы намекни куда копать). Особенно забавно будет, если кто-то из местных работал с LISP по работе (я-то так, слышу звон, да не знаю где он). Топик создан не срача ради, а общего развития для. Было бы действительно очень интересно послушать. Мучас грасиас!

 

einszwei
()

Пока вы спорили С++ уже в модулях ядра

Форум — Talks

Компания AMD опубликовала исходные тексты драйвера для карт с движком на базе архитектуры XDNA, предоставляющим средства для ускорения вычислений, связанных с машинным обучением и обработкой сигналов (NPU, Neural Processing Unit). NPU на базе архитектуры XDNA поставляется в сериях 7040 и 8040 процессоров AMD Ryzen, ускорителях AMD Alveo V70 и SoC AMD Versal. Код написан на языках С и С++, и открыт под лицензией GPLv2. Для работы драйвера требуется ядро Linux 6.7 с поддержкой IOMMU SVA (Shared Virtual Addressing).

Опубликованный код включается в себя драйвер для ядра Linux (amdxdna.ko) и runtime-библиотеку (плагин «xrt_plugin*-amdxdna») для использования интерфейса XRT (Xilinx Runtime Library), позволяющего обращаться из приложений к обработчикам (kernel), выполняемым на стороне аппаратного ускорителя. XRT позволяет задействовать NPU AMD в приложениях на обычных языках программирования. Предоставляются различные уровни абстракции, от низкоуровневых API для C/C++ до высокоуровневые привязок для Python и компонентов для интеграции с TensorFlow, PyTorch и Caffe.

https://www.opennet.ru/opennews/art.shtml?num=60512

Буду с интересом наблюдать чем ответит RUST и добавят ли это таки в ядро.

 , ,

Ygor
()

Говорят *int64_t не нужен. float64_t хватит всем

Форум — Development

Непопулярное мнение: JavaScript единственный язык, который сделал правильные числа. 64 бита, которые одновременно и целое до 53-х бит, и с плавающей точкой если больше.

Ну просто подумайте: в какой жизненной ситуации вам нужны целые больше 53-х бит? Это 9*10^15, девять ебучих квадриллионов, девять тыщ триллионов то есть. Чтобы представлять что? Вокруг нас просто нет предметов в таком количестве (кроме размера node_modules). Девять тыщ терабайт, если в байтах.

То есть 53 бита достаточно каждому. Даже в указателях только 48 используется (хаха, а вы что, думали 64? Щас).

Ну а иметь один числовой тип вместо двух как будто тоже гениально? Все в выигрыше, никто не пострадал.

Почему же тогда подход JS не нравится «настоящим программистам»? Да потому что все остальные наловчились в 64 бита рассовывать разное, нужно им это или не нужно.

То есть по сути единственная причина, почему это неудобно, это другие языки, которые пришли раньше и у которых конвенция другая. Они может все 64 бита и не используют, но _потенциально_ могут, и в итоге приходится под них подстраиваться.

А нужно наоборот, чтобы все подстраивались под JavaScript (который на самом деле IEEE 754 double-precision float, если вам так больше нравится).

Но как же битовые операции, скажете вы? Как мне всякие там сдвиги считать? Ну чувак, битовые операции на числах это страшный хак, раз уж мы о типах заговорили. Они должны на байтах делаться, а не на числах.

А всякие int64/uint64 это от лукавого. Должен быть только number64.

 , , , ,

bga_
()

Дискуссия об использовании языка C++ для разработки ядра Linux

Новости — Ядро Linux
Группа Ядро Linux

В списке рассылки разработчиков ядра Linux возобновилось начатое шесть лет назад обсуждение перспектив использования современного кода на C++ в ядре Linux, помимо нынешнего применения языка Си с ассемблерными вставками и продвижения языка Rust. Изначально тема разработки ядра на C++ была поднята в 2018 году инженером из Red Hat, который первого апреля в качестве шутки опубликовал набор из 45 патчей для использования шаблонов, наследуемых классов и перегрузки функций C++ в коде ядра.

С инициативой продолжения обсуждения выступил Ганс Питер Анвин (Hans Peter Anvin), один из ключевых разработчиков ядра в компании Intel и создатель таких проектов как syslinux, klibc и LANANA, разработавший для ядра Linux систему автомонтирования, реализацию RAID 6, драйвер CPUID и x32 ABI. По мнению Анвина, который является автором многочисленных макросов и ассемблерных вставок в ядре, с 1999 года языки C и C++ значительно продвинулись вперёд в своём развитии и язык C++ стал лучше, чем С, подходить для разработки ядра операционных систем.

Возможности, для которых ещё недавно приходилось привлекать специфичные GCC-расширения, теперь легко реализовать на стандартном C++, и во многих случаях использование C++ позволит улучшить инфраструктуру без глобального изменения кода. В качестве минимальной упоминается использование спецификации C++14, которая включает необходимые средства метапрограммирования, а в качестве желаемой - использование спецификации C++20, в которой появилась поддержка концепций, способных исключить появление многих ошибок.

Анвин считает, что C++ более предпочтителен, чем Rust, так как последний существенно отличается от языка С по синтаксису, непривычен для текущих разработчиков ядра и не позволяет постепенно переписывать код (в случае языка С++ можно по частям переводить код с языка C, так как С-код можно компилировать как C++). В поддержку использования С++ в ядре также выступили Иржи Слаби (Jiri Slaby) из компании SUSE и Дэвид Хауэллс (David Howells) из Red Hat.

>>> Подробности

 ,

zx_gamer
()

Ubuntu 24.04 LTS получит дополнительные оптимизации производительности GNOME

Новости — Ubuntu Linux
Ubuntu 24.04 LTS получит дополнительные оптимизации производительности GNOME
Группа Ubuntu Linux

Ubuntu 24.04 LTS, ожидаемый LTS-релиз операционной системы от Canonical, обещает принести ряд оптимизаций производительности для рабочего окружения GNOME. Новые улучшения направлены на повышение эффективности и удобства использования, особенно для пользователей с несколькими мониторами и тех, кто использует сессии Wayland.

В дополнение к патчам тройной буферизации GNOME, которые еще не включены в основную ветку Mutter, Ubuntu 24.04 LTS и Debian планируют внести дополнительные оптимизации производительности. Даниэль ван Вугт из Canonical продолжает работу над тройной буферизацией и недавно представил небольшой редизайн кода.

Один из патчей, предложенных для пакета Mutter Debian, направлен на использования видеокарт для дополнительных мониторов, подключенных к дополнительных к дополнительным видеокартам, в сеансах Wayland. Раньше для этого приходилось использовать основные видеокарты, что могло привести к снижению производительности. Патч решает проблему с производительностью, зафиксированную в Ubuntu 22.04 LTS в апреле 2022 года.

Также представлен патч для кода KMS CRTC, который исправляет проблемы с «заиканием» курсора мыши на Mutter 45 из-за оптимизации потока KMS.

>>> Подробности

 , ,

DrRulez
()

Valve опубликовала рейтинг популярности систем — у Linux новый исторический максимум

Новости — Игры
Valve опубликовала рейтинг популярности систем — у Linux новый исторический максимум
Группа Игры

В очередном ежемесячном отчёте Steam от Valve за ноябрь была приведена статистика по увеличению доли пользователей Linux до очередного исторического рекорда в 1,91%. Прирост в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим периодом отчётности (за октябрь) составил 0,52%.

( читать дальше... )

>>> Подробности на официальной статистической странице Steam.

 , , ,

NeTC
()

Посоветуйте неплоскую тёмную тему под GTK

Форум — Desktop

Что-то надоело уже смотреть на адваиту, и потому хочется выяснить, если другие темы. Основное требование — тема не должна быть плоской, ибо для плоскоты адваита уже есть. Тема нужна тёмная.

 , плоскота не нужна,

Werenter
()

прием rsyslog не для текущего IP

Форум — Admin

Добрый день, На сервер(192.168.100.1) хосты отправляют syslog’и и он их обрабатывает

на нем же стоит 2 правила в iptables зеркалить трафик приходящий на 514(udp,tcp) порты на второй сервер(192.168.100.2)

tcpdump показывает что пакеты поступают ip получателя 192.168.100.1

rsyslog их толи не получает потому,что не тот ip получателя, либо где-то надо разрешить в ядре включить «обрабатывать все без разбора»

как настроить получение на два сервера rsyslog, настройка на хостах отпадает(там можно указать только 1 ip адрес)

 ,

greys
()

Производительность Windows и Linux в играх: тесты от PCGamesHardware

Новости — Игры
Производительность Windows и Linux в играх: тесты от PCGamesHardware
Группа Игры

Технический портал PCGamesHardware провёл прямое исследование по сравнению производительности 11 современных ПК игр на двух операционных системах: Microsoft Windows 11 и Nobara Linux 38. Условия мероприятия были следующими:

  • техническая конфигурация
    • ЦП AMD Ryzen 5 5600X (OC)
    • материнская плата MSI MPG B550 Gaming Plus (BIOS: 7C56v1E)
    • видеокарта AMD Radeon RX 6800 XT (OC; UV)
    • ОЗУ 16 Гб DDR4-3600 CL16-16-16-32 (OC)
    • ПЗУ 2 ТБ Kingston KC3000 PCIe 4.0 x4;
  • программная конфигурация исполнена в дуалбут-варианте
    • MS Windows 11 Pro Build 22621 (AMD Software Adrenalin Edition 23.9.3 / AMD Chipset Driver 5.08.02.027 / DirectX 12)
    • Nobara Linux 38 (Proton GE Custom 8-16 / Wine GE Custom 8-17 / Mesa 3D 23.3.0 / VKD3D 2.10);
  • видеорежим только 1080p;
  • тестируемые игры
    • Diablo 4
    • God of War
    • Forza Horizon 5
    • World of Warcraft
    • Red Dead Redemption 2
    • Cyberpunk 2077 v2.0
    • Horizon Zero Dawn
    • Ghostwire: Tokyo
    • Counter-Strike 2
    • Far Cry 6
    • Starfield

Все тесты проводились без использования AMD FidelityFX Super Resolution (технологии временного масштабирования изображения), с максимальными настройками графики (кроме ситуации с Red Dead Redemption 2). В результате из 11 игр в Windows лучше (по счётчику FPS) сработали семь, а в Linux — четыре. При этом в восьми играх разница в производительности между двумя ОС составила менее 10%. По итогам тестирования журналисты пришли к выводу, что на текущий момент Linux справляется с играми почти так же, как Windows, а большинство геймеров скорее всего вовсе не заметит разницы.

--------

Для справки: Nobara Linux — это дистрибутив Linux собранный на основе Fedora, с включёнными дополнительными патчами и модификациями за авторством Томаса Крайдера (известен как GloriousEggroll), и позиционируется как игровой дистрибутив (ссылка на страницу проекта).

В свою очередь Томас является одним из действующих инженеров по обслуживанию программного обеспечения Red Hat, а так же является автором проектов Proton-GE и Lutris.

Портал PCGamesHardware — довольно популярное немецкое техническое издание, выпускающее как бумажный журнал, так и цифровую версию на одноимённом веб-сайте, издаваемым немецкой компанией Computec Media AG. Полное наименование журнала: «PC Games Hardware Magazine», он издаётся только на немецком языке (немного справочной информации можно увидеть в Википедии).

>>> Подробности и все графики тестирования на портале PCGamesHardware

 , , , ,

NeTC
()

dell 7490 фризается только в линкусе - в винде работает норм

Форум — Desktop

взял тут ноут
Dell 7490

i5 8350u
UHD 620

и фризается он только в линуксе - solution is

i915.enable_execlists=0 intel_idle.max_cstate=1 i915.enable_dc=0 ahci.mobile_lpm_policy=1 i915.enable_psr=0

 , , , ,

smilessss
()

Декорации окна во Flatpak-версии Telegram

Форум — Desktop

С переходом на Flatpak версию Telegram пропала возможность сделать «нативные» декорации окна в GNOME при использовании системной рамки Qt. В версии из репозитория проблема решается установкой adwaita-qt6 и qgnomeplatform-qt6, но на Flathub работающие аналоги подобрать не могу. Установка org.kde.KStyle.Adwaita и org.kde.PlatformTheme.QGnomePlatform последних версий проблему не решает, поскольку программа их будто не видит.

Вопрос: если кто-нибудь пытался исправить ситуацию в своей системе, увенчалось ли это успехом?

 , , , ,

Xasweil
()

Планы Red Hat на X.org и Wayland в RHEL 10

Новости — Red Hat
Группа Red Hat

Согласно плану, обнародованному Карлосом Санчесом (Carlos Soriano Sanchez), из Red Hat Enterprise Linux 10 будет удален графический сервер X.org и связанные с ним компоненты. Релиз Red Hat Enterprise Linux 10 намечен на 2025 год, CentOS Stream 10 - на 2024 год. Для обеспечения работы приложений, требующих X11, будет использоваться XWayland.

Таким образом, в 2029 году (к моменту окончания первого этапа поддержки Red Hat Enterprise Linux 9) стоит ожидать появление первого аппаратного обеспечения, не поддерживающего X11. На данный момент поддержка аппаратным обеспечением Х11 является необходимым условием для работоспособности Red Hat Enterprise Linux 8/9 и CentOS Stream 8/9 на протоколе X11.

>>> Подробности

 , , , ,

Was2023
()

Вышел PipeWire 1.0.0

Новости — Мультимедиа
Группа Мультимедиа

Наконец-то, вышла долгожданная первая мажорная версия PipeWire, мультимедийного сервера и фреймворка, предназначенного для вывода и обработки звука в реальном времени. Имеется совместимость по API и ABI с ALSA, PulseAudio и JACK. Изменений не сильно много, но они являются знаковыми (как-никак, а первая релизная версия).

( читать дальше... )

>>> Официальный анонс

 

Werenter
()

Libreoffice Viewer снова в Google Play

Новости — Офисные приложения
Libreoffice Viewer снова в Google Play
Группа Офисные приложения

Организация The Document Foundation объявила о синхронизации Android-приложения LibreOffice Viewer с актуальной кодовой базой LibreOffice и размещении данного приложений в каталоге Google Play.

LibreOffice Viewer — это облегченная версия LibreOffice для смартфонов и планшетов Android для просмотра документов открытого формата документов (.odt, .ods, .odp) и Microsoft Office (.docx, .xlsx, .pptx).

( читать дальше... )

>>> Подробности

 , ,

Alexandr_0503
()

Выпуск Bluetuith v0.1.8

Новости — Open Source
Группа Open Source

Bluetuith – это менеджер Bluetooth на базе TUI для Linux, который призван стать альтернативой большинству менеджеров Bluetooth.

( читать дальше... )

>>> Подробности

 , bluetuith,

NickNotNick
()