LINUX.ORG.RU
ФорумTalks

Почему проприетарщина — это зло.

 , ,


0

2

Изначально я это написал в комментарии, но так как проблема имеет высокую значимость — положу и сюда.

Почему проприетарные игры — это плохо, а проприетарные прикладные и системные программы ещё хуже.

Проприетарные игры
Очень просто — они ограничивают свободу. Например установить такую игру из репозитария невозможно, хотя она бы обязательно бы туда попала если бы была полностью свободной игрой — неудобство. Необходимость заводить какую-нибудь там пластиковую карту чтоб поиграть — ещё одно неудобство. И необходимость платить деньги — тоже, ведь заплатив за одну игру, ты лишаешь себя возможности поиграть в другую или скажем купить лишний раз себе хлеба, лекарств и так далее.

В отличии от других неудобств, объективных — эти добавлены намеренно, а поэтому являются злом. (например если игра просто не была добавлена в репозитарий, потому что мейнтейнерам было лень — это не будет злом)

У человека может возникнуть желание посмотреть или поправить исходный код этой игры, или даже просто собрать её под свою систему с оптимизацией под своё железо, но благодаря тому что игра проприетарная, он это сделать не сможет, он не сможет посмотреть тот или иной участок кода. который ему интересен. Кстати, это необходимо даже не только из соображений любопытства, но и из соображений безопасности — не видя исходного кода проверить, есть ли в игре (или программе) непредусмотренная функциональность очень сложно или даже невозможно.

А представьте себе что к нему приходит знакомый, видит игру, говорит «а я тоже хочу поиграть, скинь мне эту игру на флешку», и какой тут выбор?
1) Стать формально преступником, но остаться лояльным другу
2) Послать его: «хочешь играть, иди и купи»
3) Купить ещё одну копию ему — а что если денег на вторую копию у тебя нет?
Ни один из вариантов не приемлем полностью со всех точек зрения: этической, юридической и экономической.

Впрочем, проприетарные игры не так плохи, как проприетарные прикладные и системные программы — можно просто не устанавливать проприетарные игры и не желать их и сохранить свою свободу, не получив неудобств взамен.

Проприетарные программы намного хуже. Например Windows вынуждает совершать неприятный выбор даже тогда, когда ты не собираешься ей пользоваться, только лишь одним фактом своего существования:
1) Купить компьютер который подходит тебе по всем характеристикам железа, но с предустановленной Windows, которую ты сразу же удалишь — прямые материальные потери (о том что ты финансируешь иски против Android и Linux даже не говорю).
2) Купить компьютер, который близок по характеристикам, но подходит тебе не идеально — ну тут очевидно.
3) Ждать пока в продаже появится компьютер без Windows, но с подходящими характеристиками
4) Купить компьютер с Windows и вернуть деньги — вариант хороший, но не всегда доступный — ведь не все производители на это согласны, не везде есть авторизованные сервисные центры. Да и не идеальный, так как придётся тратить деньги.

Проприетарные программы типа мелкософтовского офиса, фотошопа и прочих добавляют дополнительные неудобства:
1) Невозможность пользоваться исключительно другой, более удобной или по иной причине более предпочтительной программой — например LO намного удобней, чем MSO, но некоторые документы отображаются в нём неправильно, из-за чего тем кто вынужден обмениваться данными такого типа постоянно приходится держать на компьютере несколько программ вместо одной)
2) При использовании других ОС, в общем-то более удобных и стабильных могут возникать затруднения вроде нестабильной работы программы под Wine или необходимости долго подбирать комбинацию библиотек чтоб её запустить.
3) Возникают затруднения при использовании процессора с архитектурой не x86 — от необходимости ставить multilib (если это x86-64) до полной невозможности приемлемой работы

И это всё в дополнение к описанным выше проблемам. Но тут всё гораздо хуже — ведь даже если ты полностью откажешься от проприетарных программ, у тебя всё равно могут возникать проблемы — например, невозможность прочитать файлы определенных форматов, невозможность связаться с пользователями проприетарно-протокольных мессенджеров, невозможность пользоваться определенным железом.

Так что, если вреда, причиняемого проприетарными играми можно легко избежать, просто не играя в них, то вред от проприетарных прикладных и системных программ продолжает существовать даже если ты ими не пользуешься.

★★★★★

Последнее исправление: Klymedy (всего исправлений: 4)

Ответ на: комментарий от Xenius

Как можно так считать или не считать, если это просто факт?

Право на _чужую_ информацию не является базовым правом человека. Информация к самым базовым правам вообще не относится.

Само понятие прав на то что не является твоей собственностью — это абсурд.

Собственностью может являться то, что произвел автор.

Если бы не было текущих ограничений на использование чужой чужой информации, у авторов не было бы стимулов ее производить. Получение прибыли — единственный реальный и работающий стимул.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Право на _чужую_ информацию

Информация не может быть чужой или своей.

Информация к самым базовым правам вообще не относится.

А как насчёт свободы слова, свободы творчества, права на образование?

Если бы не было текущих ограничений на использование чужой чужой информации, у авторов не было бы стимулов ее производить.

Доказательство или 4.2.

Кроме того информацию вообще нельзя производить. Вся возможная информация есть в /dev/urandom, её можно только выявлять. Как например законы Ньютона, которые действовали задолго до самого Ньютона.

Получение прибыли — единственный реальный и работающий стимул.

Ты мыслишь крайне вульгарно, сводя всю мотивацию к денежной прибыли.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Доказательство или 4.2.

Мне это кажется очевидным. Какие стимулы могут быть у человека заниматься сложной работой, если он не может получить никакой выгоды от ее результатов? Чем работа команды разработчиков, дизайнеров и проектировщиков отличается от строителей или инженеров на заводе?

Кстати, те же заводы. Разрабатывается что-то, ставится в производство, себестоимость доводится до минимума, продается по такой цене, которая обеспечит прибыль. Почему бы не заставить всех выходить в ноль вместо этого?

Кроме того информацию вообще нельзя производить.

Творчество же. А то можно ведь брать в магазине продукты бесплатно, говоря, что количество вещества во вселенной все равно никак не изменится.

Если вся без исключения информация — общая, почему защитники свободы так не любят камеры наблюдения, метки, глобальное позиционирование, отслеживание устройства? Да и частной информацией делиться не торопятся.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Да и частной информацией делиться не торопятся.

Потому что её можно использовать во вред тем, к кому эта информация относится.

если он не может получить никакой выгоды от ее результатов?

Кроме материальной выгоды есть множество другой менее прямой пользы. Например оттачивание своих талантов, самовыражение, и так далее. Настоящее творчество не делается ради денег, если там и участвуют финансовые ресурсы то только в качестве средства приобретения материалов. А прибыль в таком случае, если и есть — лишь второстепенный побочный эффект.

Впрочем работа за деньги — хотя она и не является полноценным творчеством, нужна и важна, но тут уж она никак не связана с копирастией. Вот например служба технической поддержки — её ответы не секретны, они даже опубликованы в интернете, а платишь ты не за то что получаешь информацию, а за то что кто-то будет вместо того чтоб заниматься своим делом, искать информацию для тебя.

Оплата труда программистов (в том числе и работающих в FSF или RedHat) или там журналистов в газетах — это то же самое, утилитарное творчество, не претендующее на оригинальность.

И копирастия работе таких людей только мешает, например заставляя их придумать костыли вместо того чтоб взять уже существующее и сделанное до них.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Вот например служба технической поддержки

Такое чувство, что это единственный пример, вписывающийся в свободную разработку, потому что его постоянно приводят.

Ну вот другой: есть софт, используемый не конечными пользователями, а другими компаниями и отдельными профессионалами для своей работы. Он стоит гораздо больше, чем обычные программы, как и все продукты профессионального класса. Такое ПО, как фотошоп, maya, макс, +(специфичные программы из промышленности) никогда не стали бы такими развитыми, если бы компании-разработчики не получали достаточно средств на их развитие.

Оплата труда программистов (в том числе и работающих в FSF или RedHat) или там журналистов в газетах — это то же самое, утилитарное творчество, не претендующее на оригинальность.

Крупные компании с большими выручками имеют возможность платить разработчикам больше денег и нанимать больше разработчиков, менеджеров, дизайнеров и так далее, которые будут делать продукт еще лучше.

И копирастия работе таких людей только мешает, например заставляя их придумать костыли вместо того чтоб взять уже существующее и сделанное до них.

Наоборот же, открытых компонентов уже накопилось достаточно для многих областей, и как раз сейчас открытая разработка отдельных программных частей — очень популярная практика среди небольших компаний. А тот же твиттер вообще половину разработок выложил, причем не только серверных и не только модифицированный код, но и то, что было написано компанией с нуля.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

которые будут делать продукт еще лучше.

Вот только не надо рассуждений, которые прямо опровергаются практикой.

Например сравни Windows и OpenBSD:
а) кривая глючная недоделка, функционал которой оставляет желать лучшего, которой почти невозможно пользоваться
б) самая безопасная ОС в мире, из которой весь мир заимствует наработки, документация на которую — одна из лучших возможных.

Главное — это организация разработки и искренняя воля к действию, а не бабло и численность персонала.

открытых компонентов уже накопилось достаточно для многих областей, и как раз сейчас открытая разработка отдельных программных частей — очень популярная практика среди небольших компаний.

Вот сам же видишь, копирастия не нужна — это пережиток прошлого, который серьёзно тормозит развитие науки и техники.

Такое ПО, как фотошоп, maya, макс, +(специфичные программы из промышленности) никогда не стали бы такими развитыми, если бы компании-разработчики не получали достаточно средств на их развитие.

Средства на их развитие можно получать и другими способами, не порабощая пользователей.

Вот например Blender намного лучше макса и удобней, а при этом — совершенно свободная программа, распространяемая под GPL.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от note173

Ну вот другой: есть софт, используемый не конечными пользователями, а другими компаниями и отдельными профессионалами для своей работы.

А что касается всяких фотошопов — то их куда только не ставят и домой и в школы и в универы, так что тут ты её зря в эту категорию приписал. Основная его функция — это кропать фотки и убирать красные глаза, а всякими остальными штуками пользуется от силы 1%

И смысла никакого в его развитии нет, так как всё равно пользоваться им не следует. А если ты никогда не будешь этой программой пользоваться, какая разница, насколько она развита? Так что это не аргумент в пользу проприетарщины, скорей даже аргумент против — столько усилий и все впустую.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Например сравни Windows и OpenBSD

Огромное количество установок и прикладного софта против прошивки для роутеров. Показательно.

Главное — это организация разработки и искренняя воля к действию, а не бабло и численность персонала.

Ты имеешь какое-нибудь отношение к менеджменту, разработке или предпринимательству?

Вот например Blender намного лучше макса и удобней

Ты умеешь пользоваться хотя бы одной из этих программ? При том, что блендер — один из лучших открытых продуктов, по скорости, стабильности и функционалу он сильно далек даже от макса. История разработки последнего начинается еще со времен 3d studio под DOS.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Основная его функция — это кропать фотки и убирать красные глаза, а всякими остальными штуками пользуется от силы 1%

Этот 1 процент и составляет целевую аудиторию. Хотя даже, далекому от дизайна и фотографии человеку, он приносит пользу — для быстрых эскизов интерфейса ничего лучше пока нет. Правда, использую упрощенную версию — elements.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Право на _чужую_ информацию не является базовым правом человека.

Информация не является собственностью.

Если бы не было текущих ограничений на использование чужой чужой информации, у авторов не было бы стимулов ее производить. Получение прибыли — единственный реальный и работающий стимул.

Никоим образом не связано.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Огромное количество установок и прикладного софта

Миллионы мух не могут ошибаться?

А софта для OpenBSD вполне себе достаточно, и он гораздо лучше чем тот что в винде, взять хотя бы KDE 3

Ты имеешь какое-нибудь отношение к менеджменту, разработке или предпринимательству?

К чему персональные вопросы?

Ты умеешь пользоваться хотя бы одной из этих программ?

В блендере кое-что делал, а вообще это сказал мне знакомый, который пользовался обеими и у меня нет причин ему не верить.

Да и был бы блендер хуже, стали бы делать Big Buck Bunny и другие мультфильмы именно в нём?

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

А софта для OpenBSD вполне себе достаточно, и он гораздо лучше чем тот что в винде, взять хотя бы KDE 3

Аргументы, нужны аргументы. Количество пользователей — хороший объективный показатель.

К чему персональные вопросы?

Имея опыт в одной из этих областей можно говорить о том, что именно является важным. Не имея опыта можно подкреплять свою точку зрения другими живыми примерами.

это сказал мне знакомый, который пользовался обеими и у меня нет причин ему не верить.

Я тоже работал в обеих программах и подтверждаю, что мелкое игровое моделирование — очень хорошая задача для блендера, писать просые расширения чуть поудобнее. Cycles интересная штука. Но по скорости работы, зрелости и количеству качественных расширений макс выигрывает. Да и по физике тоже, bullet не самый лучший из движков (это могу утверждать, перебрал его буквально по строчке).

Да и был бы блендер хуже, стали бы делать Big Buck Bunny и другие мультфильмы именно в нём?

Это экспериментальные проекты, в которых инструменты являются важнее содержимого. Но приводить их как аргумент превосходству блендера нельзя, — коммерческие проекты имеют в большинстве своем гораздо лучшую картинку.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Да и был бы блендер хуже, стали бы делать Big Buck Bunny и другие мультфильмы именно в нём?

Но ведь все эти мультики сделали именно для рекламы блендера, а не потому что блендер такой мощный и функциональный.

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Если вся без исключения информация — общая, почему защитники свободы так не любят камеры наблюдения, метки, глобальное позиционирование, отслеживание устройства? Да и частной информацией делиться не торопятся.

Совсем не потому, что они бы не смогли эту информацию «сдавать в аренду».

O02eg ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от note173

Количество пользователей — хороший объективный показатель.

Не особенно хороший. Пользователей у OpenBSD меньше не потому что она хуже, а по совершенно другим причинам.

Просто это настоящая профессиональная операционная система, а не кривая наколенная поделка, как Windows.

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Просто это настоящая профессиональная операционная система, а не кривая наколенная поделка, как Windows.

Так бы сразу и написал, что опенбзд не для всех, а только для профи.

TGZ ★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Просто это настоящая профессиональная операционная система

Давай критерий профессиональности системы.

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

К тому, что на вкус и на цвет все фломастеры разные.
Если бы это утвверждал человек, который попробовал какие-то другие фломастеры, кроме своих любимых, имело бы смысл о чём-то говорить дальше.

RussianNeuroMancer ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от RussianNeuroMancer

А зачем мне пробовать что-то еще, если мне и этого за глаза хватает? Это все равно, что человеку, обожающему помидоры, говорить: попробуй яблоко, может, понравится?

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от Eddy_Em

А зачем мне пробовать что-то еще, если мне и этого за глаза хватает? Это все равно, что человеку, обожающему помидоры, говорить: попробуй яблоко, может, понравится?

Именно эти слова ожидаешь услышать от занимающегося наукой человека)

note173 ★★★★★
()

Воспринять такую аргументацию серьезно могут только фанатики.

JN
()
Ответ на: комментарий от note173

Если я начну все подряд пробовать, то работать вообще некогда будет…

Eddy_Em ☆☆☆☆☆
()
Ответ на: комментарий от note173

Давай критерий профессиональности системы.

Вообще-то с профессиональности первый начал ты:

Ну вот другой: есть софт, используемый не конечными пользователями, а другими компаниями и отдельными профессионалами для своей работы.

Хотя это опять таки фейл, ибо в данном случае правильнее было бы сказать «конечными пользователями которого главным образом являются профессионалы в определенной области».

В общем OpenBSD — это простая и при этом мощная операционная система, однако же работа в ней невозможна если не осилить консоль, поэтому пользоваться ей будет или профессионал или любитель, у которого достаточно мозгов чтобы прочитать и понять мануалы.

Таких людей не так уж и много, да и система несколько специфическая — например не поддерживает ext4 и некотороые другие нужные файловые системы, поддерживает не всё подряд железо и так далее.

Профессионалы могут и подобрать подходящее железо и настроить всё что нужно и при этом для их целей эта система будет подходить гораздо лучше чем Windows. Хотя сейчас они чаще предпочитают всё-таки GNU/Linux, которая может быть не настолько выверенная по каждой строчке исходников, но зато поддерживает практически всё железо какое можно вообразить и может запускать те же приложения, что и OpenBSD

Xenius ★★★★★
() автор топика
Ответ на: комментарий от Xenius

Вообще-то с профессиональности первый начал ты:

Профессионал — человек, для которого определенная область деятельности является работой и получающий за свою работу вознаграждение. Профессиональные инструменты — инструменты для работы.

В общем OpenBSD — это простая и при этом мощная операционная система, однако же работа в ней невозможна если не осилить консоль, поэтому пользоваться ей будет или профессионал или любитель, у которого достаточно мозгов чтобы прочитать и понять мануалы.

Чем мануалы помогут профессионалу, который не является программистом или администратором?

note173 ★★★★★
()
Ответ на: комментарий от Xenius

Профессионалы могут и подобрать подходящее железо и настроить всё что нужно и при этом для их целей эта система будет подходить гораздо лучше чем Windows.

Возьмем например профессионала-фотографа. Какое железо посоветуете ему выбрать? И какие программы поставить?

iRunix ★★★★
()
Вы не можете добавлять комментарии в эту тему. Тема перемещена в архив.